На Западном фронте без


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «darken88» > На Западном фронте без перемен (2022)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

На Западном фронте без перемен (2022)

Статья написана 17 августа 2023 г. 07:06

Im Westen nichts Neues (2022, Германия, США, Великобритания, реж. Эдвард Бергер)

цитата
"Сколько все-таки горя и тоски умещается в двух таких маленьких пятнышках, которые можно прикрыть одним пальцем, – в человеческих глазах". Э.М. Ремарк "На Западном фронте без перемен"

Приведенная выше цитата из книги, что послужила основой для монументальной ленты о Первой Мировой войне неслучайна. Именно взгляду простых солдат посвящена большая часть экранного времени. В целом, благодаря Netflix, которому иногда полнометражные ленты удаются лучше, нежели сериалы, операторская работа возведена в некоторый абсолют. Нам показывается очень многое в деталях, будь то пейзаж, или же простой пустырь рядом с домом. эти детали, как раз и должны пригласить невольно зрителя стать соучастником творческого процесса. И, как мне кажется. это весомо, особенно для молодого пополения, воспринимающего остро именно визуальный ряд.

Именно с красивого пейзажа и начинается переосмысление легендарного романа Ремарка, который прошел путь от негатива милитаристов через любовь к читателя к, опять же, негативу слишком откровенных экранизаций. Что ж, новая экранизация романа, уже третья по счету, не так уж и плоха, как визуализация, однако... это вовсе не прочтение романа, как такового. Во главу угла здесь поставлен именно антивоенный концепт ремарковского юноши, сломанного военной машиной, и не знающего, что будет ждать его в мирной жизни.

От этого, фильм не становится хуже, но и поклонникам Ремарка ожидать "канона" не придется. Среди сцен вы не найдете ни русских военнопленных, ни солдатского юмора, которым так притягательна первая половина романа, ни Химмельштоса и его перевоплощений, ни рассуждений. Впрочем и сами персонажи не раскрыты совсем. Канторек обобщается в безымянного гражданского агитатора, школьные и нешкольные друзья Пауля Боймера играют роль статистов, хотя в книге они были описаны, как уникальные личности. Тьяден становится персонажем в стиле какого-нибудь Бронсона, а главным героем фильма, по сути, становится Кат, ввиду того, что собственно сам его персонаж раскрыт гораздо больше, а харизма актера. играющего его роль затмевает самого главного героя, который переигрывает с образом, собственно "ремарковского" юноши.

Что ж, а ради чего тогда убраны все эти философские сцены. Предполагаю, чтобы превратить действие фильма из антивоенной прозы в собственно военную (или даже окопную) драму. Для этого нам преподносится целая ветка с подписанием договора о перемирии и всем тем, что из этого вышло,

Сами герои становятся участниками откровенных батальных сцен с атмосферными танковыми атаками французов, огнеметчиками и авиацией. Впрочем, все это для зрелищности. А чтобы люди не забывали, что фильм все же от Netflix, в конце нам показали в окопах ряд алжирских (???) пехотинцев.

Во всем остальном, первые 10 минут фильма относит нас к романтическому восприятию войны раннего Эрнста Юнгера, а последующие два часа уводят в сторону стилистики немецкого фильма "Сталинград" (1992), причем на контрасте с Качинским, Пауль опять же в моем восприятии слился с новобранцем ГеГе, которого так опекали герои фильма "Сталинград". Впрочем и атака танков Сен-Шамон, как одних их первых танков в мире, в других фильмах мне не попадалась, хотя и повреждение штильхандгранатой гусениц в таком бутафорском стиле немного неправдоподобно.

В заключении, хотелось бы, чтобы при просмотре фильма вы обратили внимание на взгляды героев. Обреченный взгляд Пауля Боймера, полубезумный с бельмом у Тьядена, пустой у Эрцбергера, и романтично-печальный мечтательный у Ката, как и многие другие взгляды в этом фильме. Было ли это пасхалкой режиссера, или же оператор читал ремарка внимательнее, но именно этот разговор взглядов мне и понравился более всего в кинофильме.





99
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх