Аркади Мартин Память что


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Double Black» > Аркади Мартин. "Память, что зовется империей"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Аркади Мартин. «Память, что зовется империей»

Статья написана 24 августа 2023 г. 11:41

Это космическая опера. По жанру.

По сути немного не дотягивает, хотя “Хьюгу” 2022 честно заполучила.

В опере ждешь сражений звездных флотов и всяческих масштабных коллизий, но здесь таких вещей нет. Попытки создать — да. Впрочем, это не главное.

Если без спойлеров, то это социологический роман-интрига, где.. А дальше, извините, немного согрешу. Впрочем, постараюсь сделать это так, чтобы читать вам было интересно.

Давайте с “где” и начнем. Аркади Мартин рисует восхитительную, яркую, очень живую картину космической империи Тейскалаан, и тут, надо отдать ей должное, она хороша. Молодая женщина по имени Махит Дзмаре попадает в качестве посла ко двору империи в непростой момент, когда дни старого императора сочтены, а вопрос престолонаследия остается открытым и … И есть люди, которые достаточно честолюбивы, чтобы попробовать.

Махит Дзмаре родилась и выросла на шахтерской станции Лсел, маленьком обитаемом мирке на задворках империи, но до сей поры мирке независимом и очень желающим таковым остаться. А империя … империям свойственно расширяться и поглощать мелких соседей. Война? О вооруженном сопротивление Тейскалаану речи не идет. Муха не может оказать вооруженное сопротивление человеку, размахивающему мухобойкой. Может пытаться увернуться. Вот и Лсел пытается.

Ну и, разумеется, Махит Дзмаре не просто так улетает в Тейскалаан, а на замену прежнему послу, который почему-то умер. А почти сразу по ее прибытии выясняется, что он убит, и что официальные власти вовсе не горят желанием разбираться с поисками убийцы. И Махит приходится делать это самой, хотя палки в колеса ей вставляют очень упорно. И по ходу она понимает, в какие игры ввязался ее предшественник и что поставил на кон.

Тейскалаан напоминает нечто стилизованное под осовремененный средневековый Китай, напоминает очень отдаленно и, надо отдать должное, культура, общество, социология Тейскалаана выписаны продумано и ярко. Мы видим корни “современного” Тейскалаанского общества, но видим, и то, как далеко ушла империя от этих корней. Аркади Мартин как-то удивительно правильно рисует эту империю и ее жизнь. Где-то очень подробно, где-то грубыми мазками. Но в итоге получается объемный, многоцветный и необычный образ. Стоит снять шляпу: империя удалась именно своей знакомостью и непривычностью разом. В современной фантастической литературе, разумеется, только ленивый не творит собственные миры. Но подобного уровня продуманности, подобной глубины и красочности добиваются единицы. Так что, браво.

Однако же, новыми мирами и звездными королями уже никого не удивить в наши дни, и фантдопущение, то, на чем зиждется сама история, рассказываемая в романе, должно быть оригинальным. И тут снова бинго. Идея пересадок разумов не нова. Но та технология, которая кажется на момент начала книги, козырной картой станции Лсел, и то, как эта идея обыграна у Аркади Мартин, мне не встречалось. И снова все подано изящно, со вкусом, с нарастающим по ходу развития сюжета напряжением, и раскрывается так, как не ожидаешь. И приводит персонажей к решениям, которые оказываются логичными с их точки зрения. Но которые не лежат на поверхности.

Сюжет развивается вначале немного медлительно и даже нудновато, пока ты не понимаешь, на чем все завязано и из-за чего сыр-бор. Но примерно со второй четверти романа движется динамично и большей частью логичен. Как и следует ожидать, все становится на свои места, когда добираешься до конца. А по ходу встают вопросы без ответов, но это нормально. Махит Дзмаре книгу не читала, и что там будет дальше не знает.

И это хорошо.

Реверансы в сторону ЛГБТ и феминизма вполне понятны, оправданы ли — дело вкуса. На мой взгляд, их многовато, и это, как соль в супе. Без соли будет бурда. Но лишняя ложка не делает его вкуснее.

Космической оперы в ее классическом виде не случается, битвы крейсеров, уничтожение планет и захват звездных систем — не для нас. И финал наступает такой … логичный, красивый, умный, но тоже не оперный. Камерный апофеоз. Потому, что у нас, на самом-то деле дворцовые интриги на фоне гражданской войны и смены власти в фантастической империи. И все происходит в одном городе, на одной планете, а звездные корабли — для антуража.

Очень напоминает Урсулу Ле Гуин в ее лучших книгах, где персонажи умеют находить правильное и достаточно безболезненное для всех, кроме себя самих решение. Где психология, социология, межчеловеческие взаимодействия, интриги, и сделанные в правильный момент очень прямые и честные ходы приносят выигрыш, а грубая сила — нет. Но Урсула в лучших своих книгах лучше.

Похоже на жизнь. Хорошая фантастика.

Не великолепная. Но однозначно стоит читать.

© Юрий Супоницкий

#Книги_без_наркоза





782
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение25 августа 2023 г. 17:52
цитата Double Black
Тейскалаан напоминает нечто стилизованное под осовремененный средневековый Китай

Не Китай, а Византия. Мартин защитила докторскую по истории Византии. Ваш Кэп.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 августа 2023 г. 10:31
цитата Kshishtof A.
Мартин защитила докторскую по истории Византии. Ваш Кэп.
Сочиняющие в обязательном порядке стихи чиновники, экзамены, бунт как политическая норма... Китай как прототип + много месоамериканского. Византии в упор не вижу, хотя сама автор что-то там про армянский и т.п. пыталась объяснить.
 


Ссылка на сообщение17 сентября 2023 г. 18:42
Тот факт, что она защитила диссертацию по Византии, не означает автоматически, что она про нее пишет. Надо бы у нее самой спросить :)


⇑ Наверх