Давно я не припоминаю, чтобы на Каннском кинофестивале главный приз получала фантастическая картина и вот на тебе. На Каннском кинофестивале «Золотую пальмовую ветвь» получил фильм тайского кинорежиссера Апичатпонга Вирасетакуна «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни».
А фильм значится вот о чём: Немолодой мужчина, по имени Бунми, приезжает в деревенский дом в компании свояченицы и пары молодых помощников, рабочего и медбрата. У него отказали почки, он при смерти: в этом Бунми убеждает явление призрака умершей жены и сына – тот давным-давно пропал без вести, уйдя в лес и превратившись там в человекообразную обезьяну с красными глазами. Пообщавшись с супругой и ребенком, дядюшка вспоминает о предыдущих инкарнациях – никак иначе не объяснить сцены с буйволом, ушедшим в лес, и уродливой принцессой, влюбившейся в сома. После сеанса воспоминаний герой следует за мертвой женой в джунгли, где находит пещеру – судя по всему, это портал, за которым кончается этот свет и начинается тот. Далее следует продолжительный и вовсе необъяснимый эпилог, уже без участия почившего дядюшки. Призраки, заколдованные животные и демоны обитают в этом мире наравне с людьми, рядом с ними. Они едят одну еду и разговаривают на общие темы без малейшего намека на экзистенциальный ужас, испытываемый человеком западной культуры при встрече с мертвецом или духом. Вселенная Апичатпонга подлинно демократична: homo sapiens в ней равен животному. Принцесса совокупляется в водоеме у лесного водопада с говорящей рыбой. Сын Бунми женится на призрачной обезьяне, после чего сам обрастает шерстью.
Тайский режиссер Апичатпонг Вирасетакун, двукратный призер Каннского кинофестиваля (приз жюри за Тропическую болезнь в 2004 году и награда в секции «Особый взгляд» за Благословенно ваш в 2002 году), причисленный авторитетным французским журналом «Кайе дю синема» к «экзотическим гениям».
P.S. Как же бедный Тим Бертон мучился пытаясь выговорить победителя