Мини-сериал, который к фантастике имеет скорее формальное отношение: необычайная живучесть одного из персонажей, видение-галлюцинация другого и попытка привязать историю к биографии Пушкина.
Но!
Это чрезвычайно атмосферная лента.
Я не специалист по истории России 1820-х, по архитектуре или интерьерам Петербурга тех лет, потому не могу выдать абсолютно квалифицированного заключения "качество 146%", но мне понравилось почти все.
И первое — это дрова.
Кто-то засмеется, мол, что за глупости. Но ни угля, ни газа, ни топочного мазута в массовом употреблении тогда не было. Чтобы протопить квартиру каждый день требовалось несколько поленьев. Нормальный запас это несколько кубометров дров. Поленницы были везде, как сейчас автомобили, потому что пристроек и сараев для них вечно недоставало. И тут авторы демонстрируют поленницы много и часто. Элемент обстановки, который порой так же трудно организовать в кадре, как булыжную мостовую, однако без него все становится ненатуральным.
Интерьеры — бомба. Вот богатая квартира, вот людская в богатой квартире, вот интерьеры канцелярии, вот тюрьмы, вот дворцово-парковые условия. За каждым интерьером читается образ жизни и свой маленький мирок. Вот свет зимний, вот белые ночи, вот сумерки, вот полдень.
Не увидел я каких-то серьезных провалов.
Мундиры, гражданское платье, все кажется гармоничным. Всевозможные дополнения мундиров, вроде платка, которым приходиться пользоваться в мороз, потому как фуражка не спасает.
Речь персонажей: обыденная, официальная, в критических ситуациях; хорошо показано, что язык пушкинской эпохи, который станет эталоном русского языка, проник не во все слои общества, поэтому хирург говорит, будто в XVIII-го века прибыл...
В архитектуре пытались аккуратно показать Петербург до большого строительства николаевской эпохи, но тут нужен историк, который скажет "вот этот дом был построен, а вот этот еще нет". Хотя ясно, что арки на здании Главного штаба построили чуть позже...
Однако же дрова и мебель это так, для разогрева :)
Автор сценария написал вменяемую драму той эпохи и смог подать её в рубленой манере, тасуя времена и дозируя информацию.
Суть драмы достаточно проста — спойлер! — вот готовится восстание декабристов и сколько-то дворян решает сохранить лояльность: записки наверх, потом доносы, а у одного даже внедрение в ряды заговорщиков. Поражение восстания. А после идет не только удар по участникам заговора, но и разделение общества. Хрестоматийная фраза "разрыв в семьях", однако такие разрывы происходят не только в семьях. Они идут в сознании людей, которым приходиться пользоваться одними и тем же идеями, одними и теми же ценностями, и делать из них принципиально разные выводы. Кто-то спокойно будет балансировать на двух стульях, а у кого-то поедет крыша.
Тут и показывают двух людей у которых не выдержала психика.
Один — "терминатор", физически необычайно сильный, не чувствительный к боли, с пулей в голове и кукловодом-должником за спиной. Мститель. Убивает доносчиков, но когда появляется возможность убить императора, ничего не может сделать: тут и гуманность, и дворянская честь. Конфликт в программном обеспечении, который просто гасит систему.
Второй — лоялист, у него роман с полячкой, очень мутной особой, которая сделала все, чтобы спасти его, причем несколько раз. И вот он отсылает её, потому что да, она явно не простушка, не только элегантная великосветская дама, а завязана на будущее польское восстание, обеспечивала связь между декабристами и поляками. Но она бремена и, вероятно, умрет от неудачного аборта у какой-то деревенской старухи. Или не умрет. Но арестовать и пустить её по этапу он не может, и у него психика тоже не выдерживает.
Что-то подобное показали в фильме "Ватель", где устроитель праздников зарезался от того, что была страшная задержка с рыбой, которая угрожала сорвать третий день королевского визита: он хотел быть дворянином, и другого идеала для светского человека еще не возникло, хотя Ватель прекрасно видел, что представляют из себя эти аристократы.
Поэтому любой длительный конфликт порождает свои субкультуры у каждой из сторон, свой тщательно оберегаемый круг общения. Так проще жить...
Наконец, главная удача фильма, это актеры и образы, которые они создают на экране.
Собрали мегабомбический состав. Цыганов, Кяро, Трибунцев. Блин, я не видел провалов по ролям от слова совсем — все роли второго плана гармонируют с исполнителями, будто специально для них актеры полжизни готовились. По ощущению как "Собачье сердце" посмотрел: кажется, что именно эти люди говорили именно эти слова и иначе быть не могло. Причем я не узнал Трибунцева: он абсолютно органически вжился в роль толстого сыщика, почти с карикатуры, но дельного, цепкого, не теряющего хватки в любой ситуации. Офигеть грим (Харконнена практически переплюнули, да). Оба его подчиненных запоминаются мгновенно, получилась архетипическая парочка "ментов".
И тут очень хорошо удалась та составляющая повествования, которой так недостает в "Кибердеревне": взгляд на себя и свою историю без плевков в зеркало. Есть место иронии. Но тут нет дегенератов, юродивых, нет персонажей из злобной или восторженной политической пропаганды. Больше всего досталось Пушкину, и разговор его с Николаем I да, не так чтобы соответствовал канонам возвеличивания поэта, хотя вполне соответствует его биографии. Причем по лицу императора прямо виден кадровый голод в империи: ох, с кем приходиться работать, но работать надо, а это явно лучший поэт из всех имеющихся. А Пушкин — малость пообтесавшийся мечтатель, который за два года отвык от столичного общества, и теперь говорит правильные слова, но лицо держит плохо.
Недостатки есть. В сцене с саблей, которую жандарм притащил на арест "терминатора", видно, что он её держал по разному в разных дублях. И зачем так карикатурно прятал? И самый главный вопрос: что, этот "терминатор" смог куда-то уйти после разговора с императором? В последнее совершенно не верится. Логично было бы, сверни "декабрист" себя там себе шею собственными руками...
Итого: "ведь могут, когда хотят". Политический триллер с легким налетом мистики, шикарнейшей атмосферой и удачнейшим подбором актеров. Кого-то может отпугнуть рваный монтаж, но рекомендую к вдумчивому просмотру. Если на таком уровне рисовать подробности жизни в Атлантиде или марсианских колониях — в них поверит куда больше народу :)