Эдуард Веркин ЧЯП


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Igor_k» > Эдуард Веркин "ЧЯП": Провинциальная хтонь
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Эдуард Веркин «ЧЯП»: Провинциальная хтонь

Статья написана 30 декабря 2023 г. 23:39

Эдуард Веркин «ЧЯП»

Присуждение Эдуарду Веркину в 2017-ом году премии «Новые горизонты» за повесть «ЧЯП» породило целую волну дискуссий: начиная с того, что там нового можно было найти в на вид традиционной книжке про последнее лето детства, и заканчивая сомнениями в том, что перед нами подростковая литература, пусть в главных героях и ходят подростки. Все эти вопросы, безусловно, интересны и важны, но самое важное в том, что «ЧЯП» представляет собой сильный, хорошо написанный, небанально сконструированный текст. И говорить, прежде всего, следует именно про это.

Завязка проста: неглупый, но при этом несколько ленивый парень по фамилии Синцов приезжает на лето к бабушке. Сам он из провинциального города, но бабушка живет прямо-таки в еще большей провинции (полнейшей). Наш герой грустит, что лето пропало и всякое такое, но вскоре находит себе приятеля по фамилии Грошев. Грошев этот очень умен, предприимчив, рассуждает, как взрослый мужчина, и, кажется, Синцову дальний родственник. В общем, колоритная личность. А начинает он знакомство с Синцовым с того, что предлагает взять у него в аренду удачу. Тут бы начаться полной фантасмагории, но ничего такого до поры до времени не случается. Синцов тусуется с Грошевым, помогает ему по мелочи и наблюдает сцены провинциальной жизни.

У «ЧЯПа» масса положительных моментов. Во-первых, написано ведь и впрямь чудно. Во-вторых, герои интересные, пусть их и немного, но все вышли живыми, запоминающимися, динамичными и в нужной степени противоречивыми. В-третьих, Веркин вываливает на головы читателям множество фактов про коллекционирование, читать про все это весьма занимательно, хотя иногда кажется, кое-что автор все-таки присочинил, но так как его Грошев тот еще ненадежный рассказчик, это ощущение вполне закономерно, на него Веркин и рассчитывал. В-четвертых, автор, погружая нас в историю выдуманного городка где-то в Центральной России, показывает, насколько интересным может быть краеведение само по себе. Прошлое Гривска, безусловно, выдумка чистой воды, но после того, как перевернута последняя страница, так и хочется погрузиться в историю уже своего родного края. О каждом из перечисленных аспектов можно поговорить достаточно пространно, но уход во все эти частности отвлечет нас от самого важного в этой книжке. От ощущения потусторонности происходящего, от тревоги, разлитой в летнем воздухе. Совы не то, чем кажутся, это мы знаем, но тут даже бабушка Синцова может оказаться чем-то запредельным.

Рядом с героями постоянно происходит что-то странненькое, что-то на грани, но грань эта так ни разу фактически не преодолевается. Всему можно найти объяснение, простое и рациональное, даже финальному твисту. К примеру, в самой первой главе Синцов встречает в лесу рядом с Гривском странное существо — инфернальную старушку, которая, скорее всего, является хтонической дохристианской сущностью, чем-то вроде Медной горы хозяйки. Так вот, эта сущность за проявленную Синцовым вежливость, наделяет его особой удачей, такой, что Грошев, учуяв ее, пошел знакомиться. Но при этом нам говорят, что старушка просто явилась Синцову во сне. Мол, заснул в машине, жара, спертый воздух, вот разум и породил чудовище. Сон это был или не сон — решать читателю. Синцов не до конца понимает, Грошев уверен, что это был не сон, а еще кто-нибудь просто над всем этим посмеялся бы. Кажется, если весь текст построен на таком приеме, то быстро надоест. Но нет, Веркин так мастерски умеет описывать скрытую тревогу, так ловко ходит вокруг зазора в реальности, такие восьмерки выкручивает, что скучно не станет. Текст просто кричит: «Анализируй меня, деконструируй, разберись со всеми отсылками, намеками и скрытыми цитатами, неслучайно же у нас тут синие собаки передают привет от Маркеса». Это не может не будоражить интерес, а следовательно крепко держит внимание читателя.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что можно найти кучу трактовок «ЧЯПа». Например, автор этих строк встречал версию, что все персонажи повести, кроме Синцова, являются небожителями, которые лишь прикидываются людьми. Версия, безусловно, отличная, дает возможность хорошенько поработать мозгами и, возможно, выдумать то, чего Веркин в текст и не закладывал. Или все же?.. Эта двусмысленность работает постоянно, не сбоит и отвлекает от кое-чего важного. Не стоит забивать себе голову инфернальными сущностями, механизмами работы удачи, телефоном самого Бога, когда на первом плане все-таки вроде бы обычные люди, один из которых может напугать гораздо сильней, чем какой-нибудь монстр (просто обратите внимание на то, как Грошев на речном пляже разбирается с гопниками, очень напряженная и показательная сцена). Если вы будете внимательны только к тревожной мистике повседневности «ЧЯПа», то пропустите связанную именно с Грошевым морально-этическую коллизию, которая сделала бы честь самому Достоевскому. Собственно, тут важна предпоследняя глава. Скажем так (читавшие поймут, нечитавшие потом сообразят), в ней Грошев ведет себя, как человек, который сделал большую подлость, а теперь делает вид, что ничего не произошло, но при этом последнего он не умеет, поэтому палится так, что даже неловко становится. И вот тут-то всякая мистика вдруг перестает быть важной, а важной становится простая человеческая трагедия, трагедия человека, обладающего большим умом и вполне существенной властью, но не умеющего быть счастливым и настоящим. Возможно, в таком пересказе и звучит банально, но, поверьте, Веркин разворачивает эту линию максимально напряженно.

Нет ничего нового в сюжете про последнее лето детства. Нет ничего нового в умении видеть странное в обыденном. Нет ничего нового в попытке описать трансцендентное, вовсе не упоминая его. Тут важно не что, а как. Эдуард Веркин делает это по-настоящему виртуозно. Но при этом его книжку сложно назвать подростковой, для подростковой истории тут маловато действия, слишком много умолчаний. Бог с ней, с целевой аудиторией, главное, чтобы вещь хорошей была. А новое в данном случае как раз находится не в идейном наполнении, а в личностно-авторском. Для Веркина это явно была новая вершина творчества, вызов, с которым он справился. Справился и пошел дальше, читателю на счастье.





1058
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение31 декабря 2023 г. 08:48
Спасибо! Давно присматриваюсь к Веркину, но автор он немного «опасный» всё в его книгах не то, чем кажется.
Хотя я читала тол ко «Мертвец» и теперь опасаюсь...)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 декабря 2023 г. 12:31
В «ЧЯПе» и вправду всё не то, чем кажется))
А «Мертвецом» как раз и собирался продолжить знакомство с автором.
 


Ссылка на сообщение31 декабря 2023 г. 14:06
«Мертвец» довольно своеобразный, на мой взгляд.
цитата Igor_k
Мертвецом» как раз и собирался продолжить знакомство с автором.

Буду признательна, если тоже напишите на него рецензию)
 


Ссылка на сообщение31 декабря 2023 г. 21:30
Возможно это случится) Но уже в новом году)


Ссылка на сообщение3 января 08:49
Веркин и правда «опасный» автор. Заманил в 10-х Гердой да Вендиго и бросил на Сахалине со Снарками. Теперь там только про аспекты и деконструкцию и остается говорить. А ну да еще трактовками повертеть. Что хотел сказать автор этой синей занавеской. Пропал калабуховский дом.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 января 11:11
Говорите так, словно это что-то плохое)))
 


Ссылка на сообщение3 января 15:07
Нет желания дочитывать до конца последний кирпич любимого (раньше) автора. Не вижу в этом ничего хорошего. Был Веркин и кончился. Развернулся в десятых, блеснул и забронзовел. Вообразил себя живым классиком, наплевал на сюжет — перестал быть интересен. И пусть его теперь хоть весь интернет обсасывает. А вам удачи.
 


Ссылка на сообщение5 января 23:13
цитата genametr
Нет желания дочитывать до конца последний кирпич любимого (раньше) автора.

Вкусовщина. Я вот прочитал с удовольствием и добавки просил.
Просто Веркин — он разный. И это, в общем то, — хорошо!
 


Ссылка на сообщение5 января 23:42
Разумеется. И на этот счет есть множество пословиц от нейтральных и примиряющих до весьма обидных. Но вы абсолютно правы если человеку понравилось значит ему хорошо. А кому не понравилось тому плохо. И я вам даже слегка завидую. Ну не умею я наслаждаться бытописанием маленького городка и его обитателей. Нравятся мне сюжеты и ситуации чуть менее гротескные. Оборотень там кого покусал или меркурианцы высадились, парень ищет большую красную кнопку, а вокруг такое... На крайняк Куба либре, тухлого бобра и дочку аристократки с темным прошлым. Про прилипший язык в ледяном доме было весело — давно так не смеялся. А снарководство мясомолочное... не люблю когда провинциальная хтонь превышает ПДК.
 


Ссылка на сообщение6 января 01:16
А можно уточнить: что такое ПДК?
 


Ссылка на сообщение6 января 12:03
Предельно допустимая концентрация. Величина так-то индивидуальная. Одному сразу поплохеет, а другой употребляет без особых последствий и даже порой ловит кайф :-) В произведениях Веркина хтони много, но до последнего времени мне все нравилось. Звоночки конечно были и раньше, взять хоть то же «Осеннее солнце» где не происходит ровным счетом ничего, но печаль его светла и в этом есть свое очарование. Можно даже придумать какие-нибудь занавески. К примеру грядущий апокалипсис, который пока за скобками :-)))


Ссылка на сообщение9 января 23:34
Нам с женой в своё время настолько понравился «Остров Сахалин», что теперь я не могу читать другие вещи Веркина. Боюсь испортить впечатление от безумно понравившейся книги.
P.S. Но, вы, пожалуйста, пишите обзоры на другие книги автора. Хоть так продолжу знакомство...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 января 01:34
«Остров Сахалин» в планах на прочтение тоже есть)))


⇑ Наверх