Оранжерея


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «skravec679» > "Оранжерея"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Оранжерея»

Статья написана 26 февраля 08:40

Это типичный роман-утилизатор.

После прорывной, очень удачной в футурологическом отношении вещи — "Аччелерандо" — сохраняются какие-то черновики, задумки, а, главное, некая инерция мира, которая существует в головах читателей.

Надо это добро как-то с выгодой использовать. Утилизировать.

Рано или поздно нацеленный на гонорары автор пойдет навстречу читателям, напишет еще один роман.

Только вместо серьёзной философии или футурологии основой книги будут стандартные остросюжетные заготовки.

Так получаются "непрямые продолжения", романы в том же сеттинге, которые сюжетно почти не связаны с удачным исходником и в целом послабее.

                                                                                                        *

По сути "Оранжерея" это классический шпионско-полицейский детектив про внедрение, только действие происходит в эпоху после технологической сингулярности.

Да, конечно, даже в таком вторичном романе есть как минимум две серьезные идеи, которые хорошо играют на сюжет:

— когда возникнут действительно мощные ИИ, львиная доля человечества станет просто ресурсом. Без серьезной защиты каждого отдельного человека неизбежны катаклизмы, когда миллиарды людей просто превратятся в марионетки, погибнут как лемминги. Да, такое уже было в "Эхопраксии" и много где еще. Однако показано, что при многочисленности человечества — найдутся организации, которые попытаются вернуть ситуацию к свободе каждого индивида (Вандея на новый лад);

— бытие обычного человека — или того существа, которое желает считать себя человеком — становится предельно похожим на пребывание в колесе сансары. Сотни, или даже тысячи лет жизни. Возможность менять тела, как штаны, и даже существовать одновременно в нескольких телах, собирая личности в единую мозаику. Но мозг все-таки биологический, а значит есть ограничения. Временами надо что-то забывать. И как в индуизме важнейшая составляющая души это "атман", а воспоминания уходят — так и для пост-людей конкретика воспоминаний чрезвычайна важна и много чего определяет, но с любыми воспоминаниями рано или поздно придётся расстаться, с любыми партнерами, с любыми планетами. Привязанность — временная штука, важен скорее характер. Но одновременно "здесь и сейчас" есть только привязанность. Тело, в котором существует человеческий разум диктует духу часть правил игры, и автору удалось показать колебания личности, когда тело и психика выкладывают "на стол" всё новые козыри, тянут человека в разные стороны. И это — самое сильное, что есть в романе;

Если говорить о чисто детективной составляющей, то тут нет почти ничего нового по сравнению с "Видоизмененным углеродом" или похожими вещами. Внедрение агента в некий эксперимент, где воспроизводят жизнь людей из ХХ-го века. Американская субурбия. Но эксперимент, понятно, не то чем кажется. И аналогично, каждая сторона постепенно выкладывать на стол свои козыри — агент (его поместили в женское тело) вспоминает, раскрывается устройство "лабораторной тюрьмы", что-то в авторском тексте рассказываются про устройство мира, а есть еще неизбежные случайности...

По чисто поверхностным ощущениям персонажей — от фальшивости окружающего городка — всё очень похоже на первый сезон сериала "Сосны".

Да, автор периодически повышает градус сексуализации, выдает фокусы со сменой полов, но тут описано будущее, в котором подобные изменения будут нормой. Технологическому колесу сансары плевать на первичные половые признаки.

Что в романе действительно плохо, так это отсутствие высших разумов. Сверхинтеллектов просто нет. Имеется компьютерный супервирус "Король в желтом" (образ эпидемии), есть войны и катастрофы. Но если говорить об "экологии субъектности" — все действие происходит на уровне людей, над которыми нет ни хищников, ни ангелов, ни просто "старших братьев". То есть все угрозы, связанные с развитием ИИ, автор в итоге сводит к эпидемии, к мании власти и заговоров. Остается только руками развести.

И вот финал — бытие маленького городка, населенного почти совсем настоящими людьми, которое затянется лет на двести. Пока корабль, на котором отключилась система телепортации, летит к ближайшей планете.

                                                                                                        *

Итого: продолжение, которое не могло появиться без первой части, но которое для этой первой части абсолютно лишнее. Роман, кстати, написан в 2006-м, так что про нейронки там не расскажут :)

"Оранжерею" почти неизбежно будут сравнивать с "Революцией в стоп-кадрах" Уоттса: и там и там есть некий корабль, на котором люди выясняют отношения с ограниченными по силе ИИ, друг с другом и пытаются в очередной раз понять — зачем жить на свете.

Да, у Чарльза Стросса нет липкого отчаяния Питера Уоттса, нет чувства обреченности уходящего человечества. Но проблема неопределенности перспектив человека на фоне развития компьютеров здесь решается сменой жанра. "Оранжерея" это не футурологическая мозаика, а детектив-триллер. Герой переживает свои кризисы, но ему не нужны глобальные ответы, надо просто открутить голову вот этому нехорошему человеку...

Страница книги на сайте — https://fantlab.ru/work38239





902
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение26 февраля 11:34
очень скучно получилось у Стросса. словно описание компьютерной игрушки читаешь.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 февраля 11:41
Игрок расчистил локацию, да


Ссылка на сообщение26 февраля 12:26
цитата skravec679
Сверхинтеллектов просто нет. Имеется компьютерный супервирус «Король в желтом» (образ эпидемии), есть войны и катастрофы. Но если говорить об «экологии субъектности» — все действие происходит на уровне людей, над которыми нет ни хищников, ни ангелов, ни просто «старших братьев».

Трансценденция и Силы из Винджа заплакали, обнялись и пошли топиться в Медленную зону. 1992 год, ага.
цитата skravec679
Да, у Чарльза Стросса нет липкого отчаяния Питера Уоттса, нет чувства обреченности уходящего человечества.

И совершенно убитый плакатной агитационностью антураж замкнутого городка. С момента, когда главная/главный героиня/герой карабкались по скобам, я был готов расплакаться от счастья — хоть какая-то фантастика прорезалась. Но не надолго, да. Повесть-роман Уоттса держал внимание и жился круто.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 февраля 12:39
«И совершенно убитый плакатной агитационностью антураж замкнутого городка. «

Да, причем намеренно убитый, засахаренный вусмерть!
Если я правильно понимаю его биографию, Стросс в первую очередь — коммерческий автор.
Потому требования для популярной литературы выполняет неукоснительно.
Требуется некая связь с читателями, чтобы они могли приложить к себе этот сюжет, увидеть что-то знакомое. Потому субурбия.
Для компенсации ужасов от войн будущего — пусть там будет «шоколад» (некий рай будущего для нынешних обитателей субурбии).
А для перчинки — путь будет один случай тяжелого семейного насилия.

/вздыхая/ Маркетинг...
 


Ссылка на сообщение26 февраля 12:50
Макдональдс...
Булка жуткого насилия общества над личностью, котлетка триллера, соус вирусов/ИИ. Строго по разнарядке.
Обидно, что Стросс британский автор, а клишировал какое-то американское сектантство, описывая общину.


Ссылка на сообщение2 марта 22:56
Рецензия замечательная, но читать книгу после нее не хочется )
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 марта 23:36
Спасибо за оценку рецензии :) Книга, увы, не самая лучшая из тех, что есть у автора...


⇑ Наверх