Энциклопедия Всеобщих


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «glupec» > Энциклопедия Всеобщих заблуждений #2. От древности к средневековью, и оттуда - к Ренессансу...
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Энциклопедия Всеобщих заблуждений #2. От древности к средневековью, и оттуда — к Ренессансу...

Статья написана 19 июня 2010 г. 16:48

Продолжая разговор об античности... вот типичное заблуждение #1: «Античность была «юностью человечества» и временем неповторимого расцвета мировой культуры».

...думаю, очевидно, что «хороших» и «плохих» эпох вообще в истории не существует. Во-первых, «грядущее рассудит» (пардон за банальность), а во-вторых, как говорил поэт Вяземский, «что для русского здорово — то для немца карачун» (но понятно же, что верно и обратное).

До античности еще были как минимум древняя Месопотамия и Египет... а как максимум — еще Индия (с гениальной и поэтичной «Рамаяной».

Гомер, как известно, создал потрясающий гимн женской красоте («Илиада» — война за Елену), а также и женской верности («Одиссея» — образ Пенелопы). Но он не создал гимна любви (если не считать, кншн, любви супружеской — Гектор и Андромаха).

Возражения типа «невозможно воспринимать «Рамаяну» серьезно из-за присутствия в ней сказочных персонажей вроде говорящих медведей и обезьян» — конечно, имеют основания... но, с другой стороны, критика (советская и не только) замечала, например, в характере обезьянего царя Сугривы сходство... не с кем иным, как к самим гомеровским Агамемноном. Т.е. — «и им» был ведом реализм. Пусть даже облеченный в форму волшебно-сказочную...

А еще был Китай с не менее богатой культурой... а уж про Японию я вообще молчу (мне как-то все равно, было ли в обычае тамошних воинов пожирать печень врагов и «коллекционировать» их головы. Я знаю, что культура Ниппон — великая + богатейшая культура, и мне этого достаточно. См. выше о «хороших» и «плохих» эпохах...) Так же молчу про библейскую древность (праведный Давид, мудрый Соломон...) — думаю, и так понятно, что все это далеко «не хуже», чем Греция эпохи царя Перикла.


К слову сказать, в самой античности немало можно найти примеров того, что нам (по сегодняшним стандартам) неприемлемо или, по крайней мере, непривычно и странно (к примеру, бутафорский фаллос как непременная деталь костюма комического актера. Да и вообще, «театр масок» — это, в переводе на наши понятия, нечто страшненькое. Больше похожее на шествие ряженых («котурны» = по сути, огроменные ходули, маски с широко «раззявленными пастями», громко кричащие к тому же...). Ну, и про то, какое значение вкладываем, например, в слова «платоническая любовь» мы, а какое — сам Платон, я уж вообще молчу... 8-) И тем не менее, античность — безусловно, замечательная, богатая культура, если угодно, «таки да» породившая всю западноевропейскую цивилизацию. Просто... она была не такая, как мы представляем по учебникам. Не покрытая благородной патиной, а пышущая живым жаром меди.  (И, кстати, «не такая» — еще не значит «хуже»...)

Заблуждение #2. Средневековье, в отличие от античности, было временем гнета церкви, упадка культуры и произвола «диких бар».

Очень хорошо на это ответил Б. Пуришев в предисловии к одному из томов серии БВЛ: да, разумеется, все это было так — и все же люди во все времена оставались людьми, с живыми чувствами и мечтами о лучшей жизни (что не могло, конечно, не отразиться в культуре — какой бы она ни была).

Можно еще вспомнить провансальских трубадуров XII в. с их неприкрытым жизнелюбием («Бог создал сей мир => любя мир, мы любим Бога»; кстати, эту эпоху некоторые ученые называли «ренессансом с маленькой буквы», что, согласитесь, о чем-то да говорит. Ну, а немецкий аналог — миннезанг и мейстерзанг — это уж, простите, самый Ренессанс и есть: век XIII. Но речь о трубадурах):

цитата

Все цветет! Вокруг весна!

— Эйя! —

Королева влюблена,

— Эйя! —

И, лишив ревнивца сна,

— Эйя ! —

К нам пришла сюда она,

Как сам апрель, сияя.

А ревнивцам даем мы приказ:

Прочь от нас, прочь от нас!

Мы резвый затеяли пляс.

Ею грамота дана,

— Эйя! —

Чтобы, в круг вовлечена,

— Эйя! —

Заплясала вся страна

— Эйя! —

До границы, где волна

О берег бьет морская.

А ревнивцам даем мы приказ:

Прочь от нас, прочь от нас!

Мы резвый затеяли пляс.

А вообще-то, см. выше — о «плохих и хороших» временах.

Заблуждение #3. Прекрасная Дама, к-рой поклонялись трубадуры, была чисто умозрительным, «высосанным из пальца»  выдуманным из головы и оторванным от реальной жизни (и реальных чувств) идеалом.


У Бертрана де Борна есть забавное стихотворение, где он рассуждает о (гипотетически) составлении портрета такой вот «идеальной красавицы» (а ля «Мисс Вселенная»;-)): взять глаза от этой дамы, а нос — от другой... а губы — вообще от пятой...

И в конце — более чем неожиданный, скажу я вам, вывод: «А моя дама — всё равно лучше«!

А вы говорите — трубадуры...8:-0

Заблуждение #4. Гибель Джордано Бруно есть одно из крайних проявлений средневекового варварства.

«Даты — упрямая вещь»: Бруно был сожжен в 1600 г., т.е., примерно через триста (!) лет после того, как прожили отпущенный им срок (и создали немало гениальных произведений искусства) практически все Титаны Возрождения: Данте, Петрарка, Леонардо да Винчи, Микельанджело, Рабле... и т.п. Даже Бенвенуто Челлини и тот жил где-то на полвека раньше. Достаточно погуглить, чтобы в этом убедиться8:-0

Т.е., это и не «ренессансное», а, т.ск., «пост-ренессансное» даже варварство.

На этом пока всё; продолжение следует. (...не пора ли нам, товарищи, взяться за Вильяма нашего Шекспира? С ним тоже очень много заблуждений связано... например, думаю, вас удивит реальная история негра мавра, у которого там что-то «отъелло» (:-)))), и он поэтому свою жену... ан нет, и не задушил вовсе, вы ошиблись! — «А что же тогда?» — Вот это мы и «разберем по косточкам» в следующем выпуске;-))





230
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение20 июня 2010 г. 02:14

цитата glupec

Прекрасная Дама
Вроде бы Прекрасные Дамы были замужними, а воспевавшие их красоту трубадуры ждали от них вполне ощутимых знаков внимания. И были даже «суды любви», где женщины осуждали своих подруг, относившихся к поклонникам слишком холодно.
Ну а что касается Отелло, то жену он душил-душил, душил-душил... Впрочем, не буду портить тебе удовольствие. Не забудь только упомянуть про Айру Олдриджа.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 июня 2010 г. 02:24

цитата Желязны

А вспомнить рыцарей-катаров, которые дошли до такой глупости — или кретинизма? — как высушивать кал своих возлюбленных и возить с собой по свету в эмалированных коробочках!.. Это почти извращенное поклонение женщине и любви вообще было жесточайшим образом искоренено папой Иннокентием III — и, вероятнее всего, поделом.
Но надо отдать должное: невзирая на некоторые перехлесты, альбигойские рыцари-поэты знали истинную цену женщины.

Т.е. — был идеал, и была обычная земная рутина, на него мало похожая (Средневековье — достаточно похотливая эпоха; в «Розе и Кресте» Блока, например, это показано оч. хорошо). Но, тем не менее, идеал все-таки существовал и к нему стремились...

цитата

Айру Олдриджа

Страшным шепотом: *

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

а хто это?
*
 


Ссылка на сообщение20 июня 2010 г. 02:35
Один из лучших исполнителей роли Отелло... Но и неоднозначный... 19 века. Очень был знаменит, даже в России выступал. Его партнерши боялись.

цитата

Все эти слухи сильно преувеличены. Я сыграл Отелло более трехсот раз. За это время задушил всего трех актрис, зарезал, кажется, одну. Согласитесь, что процент небольшой. Не из чего было так волноваться вашей московской Дездемоне.
 


Ссылка на сообщение20 июня 2010 г. 02:39

цитата

Один из лучших исполнителей роли Отелло

— это А. А. Остужев.

Не «негр», а благородный мавр. Если можно так сказать — интеллигентный.
Отелло-«варвар», более страстный, нежели честный и наивный , существует только в опере Верди.
Шекспир писал совсем про другого...8:-0

 


Ссылка на сообщение20 июня 2010 г. 02:46
Черт, мне всегда казалось, что если муж жену убивает из ревности, а точнее даже — бреда ревности — то это как-то не очень цивилизованно. Но потом попалась история про мужика, у которого пропал крупный бриллиант, а он в его поисках перерыл дом и разорвал плюшевого мишку жены — за что она его и пристрелила. Теперь смотрю на супружеские ссоры проще... В общем, жду рассказа про мавра!
 


Ссылка на сообщение20 июня 2010 г. 02:48

цитата zmey-uj

жду рассказа

Обязательно:-)
Могу даже про Остужева побольше написать, если интересно
 


Ссылка на сообщение20 июня 2010 г. 02:54
Естественно.
 


Ссылка на сообщение20 июня 2010 г. 03:13
А, ладно, напишу тут. (Ты не против? ;-)) Все равно следущий пост в колонке будет, в основном, про другое...

цитата А. А. Остужев

у меня был знакомый, очень влиятельное лицо в Воронеже (по сравнению со мной). Потому что ему уже исполнилось в то время четырнадцать и он обучался в гимназии, а, кроме того, был сыном состоятельного нотариуса.
Вот этот парнишка прочел где-то «Отелло» Шекспира и при встрече пересказал мне содержание этой пьесы своими словами в продолжение каких-нибудь десяти минут, из чего вы легко можете сделать вывод, что это не был дословный перевод прославленной трагедии… И, тем не менее, выслушав его, я пошел под железнодорожный мост – и заплакал. Так жалко мне стало этого благородного Отелло. С тех пор это мой любимый герой…

(...) наш Пушкин – он не был театральным режиссером, а в нескольких строчках сумел объяснить весь шекспировский замысел: «Отелло – не ревнив. Он – доверчив…»
Доверчивость трагична, если ты наивен или беспечен, если не понимаешь, с кем ты имеешь дело. И вот этой способности – понимать людей – был лишен несчастный Отелло! Бедный человек!…- На глазах Остужева выступают слезы.- Он ничего не понимал в людях! Ну как можно было поверить этому негодяю Яго? Ведь тут сказалось легковерие Отелло, если хотите,- даже какая-то ограниченность, которая делает его похожим на младенца.


Т.е., Отелло (по Остужеву) убил жену не просто «за измену», а потому, что считал, что она предала его доверие.
Когда выяснилось, что это Яков предал его — он, если помнишь, хотел наказать Якова... но ему не дали.
Кстати, о Пушкине:

цитата

Стамати был стар и бессилен,
А Елена молода и проворна;
Она так-то его оттолкнула,
Что ушел он охая да хромая.
Поделом тебе, старый бесстыдник!
Ай да баба! отделалась славно!

Вот Стамати стал думать думу:
Как ему погубить бы Елену?

...помнишь, чем дело кончилось-то? Смысл, очевидно, тот же: под влиянием клеветы и хороший человек может превратиться чёрт-те в кого. Увы, это правда...
 


Ссылка на сообщение20 июня 2010 г. 09:15
Спасибо.
 


Ссылка на сообщение20 июня 2010 г. 13:44
Не за что:-)


⇑ Наверх