ТЕЛО и КРОВЬ Nowa


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > ТЕЛО и КРОВЬ ("Nowa Fantastyka" 224 (317) 2/2009). Часть 6
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ТЕЛО и КРОВЬ («Nowa Fantastyka» 224 (317) 2/2009). Часть 6

Статья написана позавчера в 11:29

9. На стр. 8–10, 12 размещена статья Юдиты Беднарчик/Judita Bednarczyk, которая носит название:


ИЗ АРХИВА УЖАСОВ

(Z archiwum grozy)

Может показаться, что написать готический роман – это легко. Достаточно собрать воедино несколько известных деталей: один мрачный парень с загадочным прошлым, одна красивая, добродетельная женщина, полтора старинных замка, три четверти монаха без грамма здравого смысла и несколько чрезвычайно важных для сюжета писем. И все же, если мы хотим пытаться ответить на вопрос, каково истинное лицо прабабушки современного хоррора, нам следует вернуться к самому началу.


Темнеет

Зарождение готического романа относится к 1764 году. Именно тогда Хорас (Гораций) Уолпол (Horace Walpole, 4th Earl of Orford, 1717—1797) написал «Замок Отранто» (“The Castle of Otranto”).

До 1760-х годов термин «готика» вызывал негативные ассоциации: он относился к миру средневековой архитектуры, которая в эпоху разума не считалась особенно красивой, а также к столь же древним, «варварским» обычаям. Но, к счастью для всех любителей жанра «ужасов», у стиля появились защитники. Трактат епископа Ричарда Хëрда «Письма о рыцарстве и романтике» (Richard Hurd “Letters on Chivalry and Romance”, 1762)

и когда-то очень популярные «Поэмы Оссиана» Джеймса Макферсона (James Macpherson “The Poems of Ossian”, полное название “Fingal, an Ancient Epic Poem in Six Books, together with Several Other Poems composed by Ossian, the Son of Fingal, translated from the Gaelic Language”, 1761)

помогли сформировать новый взгляд на прошедшие века. В них нашлось место похвале рыцарскому эпосу и связанному с ним роману. Но только тогда, когда Хорас Уолпол оснастил свое произведение подзаголовком «готическая история» (a gothic story), образовалась новая категория. Категория готических ужасов.

Если бы Уолпол не был одержимым Средневековьем человеком и не построил собственного замка, все выглядело бы иначе. Коммерческий успех «Замка Отранто» способствовал распространению «сверхъестественной» литературы. Замысел готического романа, хоть и приправленный уже популярным в литературе мотивом смерти, казался свежим, поскольку ему с самого начала пытались придать видимость достоверности. Сам Уолпол утверждал, что его произведение -- всего лишь перевод старой рукописи, описывающей действительные события. Уже эти заверения могли напугать читателя, но все же не это было самым важным в книге. Важна была атмосфера ужаса и странности, определяемая выбором элементов сюжета.

Действие романа происходит в древнем, местами разрушенном замке. В нем находится множество коридоров и комнат, оформленных в готическом стиле, в которых легко заблудиться красивой и добродетельной Изабелле.

Девушку преследует и мучит узурпатор Манфред. Рядом с девушкой и негодяем появляется и лишенный наследства юноша Теодор.

Эти трое породили богатую галерею готических персонажей, разработкой которых позже займутся Льюис и Радклиф. С этих пор все другие Изабеллы будут спасаться бегством по длинным коридорам и в критический момент у них погаснет свет. Их спасителями всегда будут нежные любовники типа Теодора, а более или менее дружелюбными советчиками – монахи.

В любом уважающем себя романе также окажутся несколько обязательных элементов, в том числе письма (содержащие предупреждения или раскрывающие секреты), портреты предков, медальоны, призраки, магические практики и материализующиеся предметы. Сосредоточенная на интригах и признаниях в любви, история происходит в бурную ночь под аккомпанемент звона цепей, ужасающих стонов или сладкой музыки арфы.

(Продолжение следует)





40
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх