День рождения Роберта


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Fyodor» > День рождения Роберта Хайнлайна
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

День рождения Роберта Хайнлайна

Статья написана 7 июля 14:53

А ведь сегодня исполняется 117 лет Роберту Хайнлайну. Один из авторов, благодаря которому у меня началось увлечение фантастикой. Человек он был, судя по воспоминаниям современников, сложный, творчество — неоднозначным. Но писатель он замечательный, и нельзя не отметить его огромную роль в развитии современной фантастики.





711
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение7 июля 15:19
Меня по-хорошему поразил роман «Дверь в лето», очень по душе пришлось.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 июля 16:58
Да, в свое время, когда был студентом, тоже понравилось. А в прошлом году, тренируясь слепой печати, решил совместить полезное с приятным, загрузил этот роман на сайт клавогонки и перечитал его, печатая...


Ссылка на сообщение7 июля 16:16
Любимый писатель (из американских). Чужак в Земле Чужой, Дверь в Лето, Пасынки Вселенной, Гражданин Галактики — лучшие, на мой взгляд, его романы.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 июля 16:55
Согласен, прекрасные романы. Мой первый прочитанный роман — Туннель в небе (на первом курсе универа). Примерно тогда же прочитал сборник издательства Северо-Запад, в котором было три романа: Астронавт Джонс, Время звезд и Пасынки Вселенной. Прочитал книгу и тут же начал ее сначала.
 


Ссылка на сообщение7 июля 18:10
цитата
Мой первый прочитанный роман — Туннель в небе (на первом курсе универа)

Вы не шутите? Мой первый роман у Хайнлайна — Пасынки Вселенной — прочитанный в 9 лет в журнале Вокруг света. Вот это был удар, да еще журнальные иллюстрации.
 


Ссылка на сообщение7 июля 18:12
Такой я уж «запоздалый»... В школе я читал Гамильтона...
 


Ссылка на сообщение7 июля 22:26
Аналогично. А второй — «Неукротимая планета» Г. Гаррисона.
 


Ссылка на сообщение8 июля 12:31
Его я прочитал в 15 лет.
А вот в 1977 году прочитать Пасынки вселенной с иллюстрациями в Вокруг света, а потом сразу У начала времен Янга с иллюстрациями в Юном технике — для 9-летнего мальчишки это было убийственно, он влюбился в англо-американскую фантастику на всю жизнь.
 


Ссылка на сообщение8 июля 22:01
В шестом классе читал Янга в Юном технике, в школьной библиотеке, ходил специально, а после этого стали Юный техник выписывать. Повесть запомнилась, а название забылось.


Ссылка на сообщение7 июля 16:34
Спасибо за напоминание. От себя напомню: Роберт Хайнлайн – стал первым ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ писателем-фантастом США., то есть — живущим исключительно на гонорары от своих опубликованных фантастических произведений. До Хайнлайна жанр научной фантастики как таковой не был особо развит в США. Его первый сборник рассказов «История будущего» (1939) положил начало американской фантастической литературе — такой, какой мы её знаем сейчас. Кроме того, он создатель премий Хьюго и Небьюла.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 июля 16:59
Не знал, что он создатель премии. Спасибо.
 


Ссылка на сообщение7 июля 17:04
И первый Грандмастер!
 


Ссылка на сообщение7 июля 17:40
цитата sergio
От себя напомню: Роберт Хайнлайн – стал первым ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ писателем-фантастом США.,
Эм. А не Эдгар Берроуз?
 


Ссылка на сообщение7 июля 18:05
Хм... Я думаю, что мы можем любого писателя эпохи pulp-fiction назвать профессионалами. Как ни посмотришь биографию, они писали под дюжиной псевдонимами уйму рассказов. Лестер Дент, создатель Доктора Сэвиджа жил за счет литературы, при этом жил безбедно, на своей яхте. Не припомню, чтобы Э. Гамильтон, который начал писать еще в 1920-х, где-то работал... Можно ли его будущую супругу назвать профессиональным писателем? Она, Ли Брэкетт, кроме рассказов, писала и сценарии для кино. Возможно, РХ называют первым профессиональным писателем, среди тех, кто публиковал уже книги, а не писал для пальп-журналов.
 


Ссылка на сообщение7 июля 18:21
цитата Fyodor
Возможно, РХ называют первым профессиональным писателем, среди тех, кто публиковал уже книги, а не писал для пальп-журналов.
Дело в том что Берроуз начинал действительно раньше В 1911 году и получал ОЧЕНЬ приличные деньги
цитата
В августе 1911 года Берроуз счёл, что у него готова первая половина романа, которая имела объём 43 000 слов. Рукопись была отправлена в Munsey’s All-Story Magazine и уже через десять дней (24 августа 1911 года) был получен ответ редактора по самотёку Томаса Ньюэлла Меткафа, что если рукопись будет иметь объём 70 000 слов, а вводная часть будет сокращена, роман вполне может быть опубликован. Эдгар откровенно ответил, что его интересует не слава, а заработок, и поинтересовался размером гонорара, а также аванса на переработку текста. Получив удовлетворивший его ответ (0,5 цента за слово — стандарт для неизвестных публике авторов), Эдгар открылся Эмме и работал чуть ли не круглосуточно. 28 сентября рукопись объёмом 63 000 слов была отправлена в редакцию. 4 ноября начинающему писателю был предложен гонорар в 400 долларов (примерно 11 800 долларов в ценах 2021 года) с сохранением за ним прав (и с запросом на рекомендацию, что история не является плагиатом). Текст был поставлен в план на 1912 год и должен был публиковаться в шести номерах от февраля до июля. Также Меткаф посоветовал Берроузу попробовать реализовать историко-романтический сюжет в духе «Айвенго». Полученный гонорар Берроуз назвал «первым крупным событием» своей жизни. Редактор переименовал роман в «Под лунами Марса» («Under the Moons of Mars»); авторский вариант затем был использован в книжном издании. Берроуз попросил поставить вместо имени автора псевдоним «Normal Bean», но корректор или наборщик изменил его на «Норман»[31].

Поскольку предприятие по продаже точилок обанкротилось, Берроуз решился написать исторический роман, который был бы более респектабельным для его социального круга, и соответствовал его собственным вкусам. Он даже некоторое время читал в публичной библиотеке книги по истории Англии в XIII веке, и в результате уже 29 ноября 1911 года отправил Меткафу роман «Изгнанник из Торна». В декабре роман был отвергнут, не помогла и вторичная переработка в феврале 1912 года. Редакция предложила продолжать марсианскую серию: читатели требовали следующей части[32]. В период работы над «Изгнанником» брат Гарри пристроил Эдгара в канцелярскую фирму «Чамплин-Ярдли», а весной 1912 года он перешёл заведующим отделом писем в журнал «System: The Magazine of Efficiency». В обоих случаях жалованья не хватало на содержание семьи. В журнале «Систем» Берроуз должен был вести переписку с целевой аудиторией журнала — бизнесменами. По вечерам он усердно писал романы, заявляя, что работал, «ненавидя бедность», поскольку она демонстрировала его собственную «неэффективность». Результатом стало начало нового сериала, получившее название «Тарзан. Приёмыш обезьяны». Как обычно, Эдгар не делился с женой своими планами, но переживал за своих персонажей почти физически, что иногда вызывало беспокойство родных[33]. Рукопись объёмом 83 000 слов была отправлена Меткафу 11 июня 1912 года на прежних условиях — с сохранением всех прав за автором. Пока шло ожидание, Берроуз активно работал над продолжением марсианской серии — «Боги Марса» — и решил сделаться профессиональным литератором. Владелец журнала поднял цену за выпуск с 10 до 15 центов, поэтому наличие увлекательных текстов, предполагающих продолжение, стало для редакции вопросом выживания. Было решено принять и «Тарзана», начало публикации которого было запланировано на октябрьский номер[34].
Рождественский выпуск «All-Story Weekly», в котором началась публикация «Владыки Марса»

Успех Берроуза приобрёл материальное измерение: за «Богов Марса» писатель получил 750 долларов, на которые приобрёл автомобиль «Бьюик» и совершил поездку в Калифорнию: ветреные чикагские зимы навевали на него тоску. Зиму 1912—1913 годов семейство провело в Сан-Диего и Коронадо. Тем временем поток писем в редакцию «All-Stories» принял невиданные ранее масштабы, и у Берроуза срочно были запрошены продолжения как марсианского, так и тарзанского циклов. 1 января 1913 года Берроуз окончательно уволился из офиса и отправил Меткафу рукопись нового романа о Тарзане, которая, впрочем, была написана столь торопливо, что редакция её отвергла[35]. Несмотря на разочарование, в феврале Эдгар отправил рукопись конкурентам — в журнал «The New Story Magazine», где роман был переименован в «Возвращение в джунгли»; гонорар составил 1000 долларов. Это вызвало возмущение Меткафа, которому Берроуз ответил, что пишет единственно для того, чтобы обеспечить жену и трёх детей[36]. Сын Джон Колмэн появился на свет 28 февраля 1913 года — через две недели после кончины своего деда Джорджа. Убедившись в собственных возможностях, до 1919 года Эдгар Берроуз интенсивно экспериментировал, перебирая литературные жанры и редакции журналов. За это время он создал семь романов о Тарзане, четыре в марсианском цикле (включая «Владыка Марса» и «Тувия, дева Марса»), два романа о подземном мире Пеллюсидар и ещё дюжину книг на другие темы. Из 25 романов этих лет десять были выпущены книжными изданиями и ещё четыре были экранизированы. Уже в 1915 году Берроуз стал самым продаваемым фантастом англоязычного мира, опередив Герберта Уэллса и Конан Дойла. Сил писателя хватало на три романа в год, которые он пристраивал в бульварный журнал, а в 1920-е годы ежегодно подписывал контракт на экранизацию или инсценировку, и выпускал как минимум одно книжное издание[37]. Берроуз не любил собственных произведений и не считал их относящимися к литературе (исключение он делал только для «Изгнанников», которые не понравились ни публике, ни редакторам), работая по законам рынка, а заодно приучая широкую читательскую массу к новым жанрам массовой литературы[38]. В 1913 году Берроуз завёл литературного агента — У. Чепмена и активно зондировал рынок. Оказалось, что романы о Тарзане могут быть опубликованы в газетах: The New York Evening World печатала первого «Тарзана» в 46 номерах. Он оставлял все права на все издания за собой: журнальная публикация «Возвращение Тарзана» принесла ему 729 долларов и ещё 300 долларов — газетный сериал[39]. Всего через год после начала публикации его первой книги за новые тексты Берроуза шла конкурентная борьба и разные журналы заказывали ему продолжения разных серий. Совокупный гонорар за 1913 год составил примерно 15 000 долларов — за пять романов объёмом 413 000 слов, не считая переизданий. «All-Story» стал платить ему по два с половиной цента за слово при ограничении объёма романа пятьюдесятью тысячами слов. Несмотря на рост доходов, образ жизни Берроуза мало изменился. Он писал быстро, но тратил на работу только по несколько часов в день, так что в среднем на один роман уходило два-три месяца. Зиму семья проводила в Калифорнии, где Эдгар пристрастился к гольфу
 


Ссылка на сообщение7 июля 18:44
Очень интересно и всё верно. И я, как человек, немного увлекающийся пальп-авторами, могу сказать, что большинство из них жили только за счет своего пера. Не все в достатке, но на хлеб зарабатывали.
Спасибо за интересную информацию про ЭРБ.
 


Ссылка на сообщение7 июля 18:47
цитата Fyodor
И я, как человек, немного увлекающийся пальп-авторами,
А я прям очень увлекаюсь:beer:
 


Ссылка на сообщение7 июля 19:00
У меня есть энциклопедия по Pulp-fiction писателям в пдф-формате. На английском. Если у вас нет, могу подкинуть.
 


Ссылка на сообщение7 июля 19:02
Было б интересно. Только языками не владею...
 


Ссылка на сообщение7 июля 19:21
Сейчас столько нейросетей... Помогут.
 


Ссылка на сообщение7 июля 18:17
Надо иметь в виду — Роберт Хайнлайн писал твёрдую SF. Берроуз же был писатель «эры макулатурных журналов», хотя и считается одним из основателей фантастики ХХ века, но многие его произведения относились к фентези, приключенческой литературе, вестернам. К тому же имел и другие источники дохода, в частности винокуренный завод. То, что именно Хайнлайн стал первым профессиональным писателем SF в США общепринятый факт.
 


Ссылка на сообщение7 июля 17:56
цитата sergio
Кроме того, он создатель премий Хьюго и Небьюла.
Мягко говоря, преувеличение. Создатели Небьюлы — Деймон Найт со своей женой Кейт Вильгельм (Уилхелм) и их коллега Ллойд Биггл-младший. При этом в SFWA шестидесятых преобладали идейные противники Хайнлайна. Создателя премии Хьюго вовсе установить невозможно. За первое вручение ответственны организаторы конвента Philcon II, который проходил в Филадельфии в 1953 году, в частности Милтон Ротман.
Роберт Хайнлайн как «фантаст №1» ко всему руку приложил, но не нужно преувеличивать вклад и без того великого человека.
 


Ссылка на сообщение8 июля 17:41
Никто и не говорит, что он в одиночку создал эти премии, но немало поучаствовал, как и в организации SFWA
 


Ссылка на сообщение8 июля 18:20
Скажем так, Хайнлайн не только в одиночку не создавал эти премии, он их вовсе не создавал. Не входил в ту группу людей, которые предложили идею, разрабатывали концепцию премий Хьюго и Небьюла, рисовали эскизы призов, организовывали первое награждение. При всём уважении к Хайнлайну.
Если у Вас есть какая-либо другая информация, я бы с интересом посмотрел на источники.
 


Ссылка на сообщение9 июля 08:13
Да нет, только отдельные утверждения в сети, достоверной информацией, конечно, это трудно назвать. Глубоко в эту «проблему» не влезал. Для меня всегда были важнее первоисточники — произведения самого Хайнлайна.
 


Ссылка на сообщение7 июля 18:16
цитата
Его первый сборник рассказов «История будущего» (1939) положил начало американской фантастической литературе — такой, какой мы её знаем сейчас.

Хайнлайн наравне с Азимовым, Саймаком, Старджоном, Лейнстером создал американскую фантастическую литературу такой, какой мы её знаем сейчас, но начало ее заложили Вейнбаум и Кэмпбелл.


Ссылка на сообщение7 июля 18:11
Слава великому Хайнлайну! Один из величайших писателей в истории фантастики.


Ссылка на сообщение7 июля 21:05
Первая прочитанная мною книга за авторством Хайнлайна — сборник «Время звёзд» от издательства «Северо-Запад». Роман «Астронавт Джонс» стал некой отправной точкой, именно после его прочтения я начал всерьёз увлекаться фантастикой. В середине 90-х я в обязательном порядке собрал все 25 томов «Миров Роберта Хайнлайна» (правда потом пришлось их продать), а теперь на моих книжных полках красуется 25-томник от «Азбуки» в серии «Звёзды мировой фантастики». Самые любимые произведения автора — «Астронавт Джонс», «Время звёзд», «Кукловоды», «Дверь в Лето», «Пасынки Вселенной».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 июля 21:09
цитата dnocturne
Первая прочитанная мною книга за авторством Хайнлайна — сборник «Время звёзд»
А моя Звездный зверь. В этом томике https://fantlab.ru/edition4390
 


Ссылка на сообщение7 июля 21:15
Ещё «один из первых» сборников, которые покупал — https://fantlab.ru/edition7315
Недавно сходил к родителям и разыскал книжечку...
 


Ссылка на сообщение7 июля 21:25
А это второй)))) Сборник https://fantlab.ru/editio...
 


Ссылка на сообщение7 июля 21:55
Какие классные иллюстрации...
 


Ссылка на сообщение7 июля 22:06
Очень хороший сборник да))
 


Ссылка на сообщение7 июля 21:14
Сборник «Время звезд» от СЗ — один из первых у меня и один из любимых... В 1990-х появилась масса книжных ларьков. Увидел этот сборник у них на полке, купил, не раздумывая...
 


Ссылка на сообщение7 июля 21:15
Мне эту книгу подарили родители на День рожденья. :-)
 


Ссылка на сообщение7 июля 21:21
Интересно, что у РХ в романах и повестях, особенно в ранних, много арехтипичных героев, которые из произведения в произведения кочуют. Наставник, как правило чуть более старше, чем сам герой, старший товарищ, (Если это будет продолжаться и т.д.); еще один наставник, уже намного более старший, с военным прошлым, говорит афористично (Ковентри, Астронавт Джонс, Гражданин Галактики и т.д.); «мамочка» — пожилая женщина, энергичная, языкастая, мать для множества героев и накормит, и на путь истинный наставит, и защитит (Ковентри, Луна — суровая хозяйка, Логика империи и т.д.)
 


Ссылка на сообщение7 июля 21:33
Вот как раз один из этих персонажей — Сэм — является моим любимым персонажем книги «Астронавт Джонс».


Ссылка на сообщение7 июля 21:59
Все побежали — и я побежал.

Два первых купленных сборника произведений Хайнлайна:

https://fantlab.ru/edition1828

https://fantlab.ru/edition7315
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 июля 22:17
Ко второму сборнику — Линия жизни — трепетно отношусь. Как сейчас помню, как листал книгу в магазине, потом все-таки купил. И как меня рассказы поразили, особенно, Долгая вахта, Зеленые холмы, Ковентри...
 


Ссылка на сообщение7 июля 22:38
 


Ссылка на сообщение7 июля 23:40
Прям ностальгия меня пробрала. Все эти книги у меня были... И сейчас есть, на квартире у родителей...
 


Ссылка на сообщение8 июля 17:43
Полярис — молодцы не только с Мирами Хайнлайна.


⇑ Наверх