О деструктивной


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «rusty_cat» > О деструктивной прозе...
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

О деструктивной прозе...

Статья написана 15 июля 2010 г. 23:31

Поспешил я с предыдущей статьей. Когда писал в колонку отзыв на роман Рю Мураками, совершенно позабыл ряд замечаний, которые родились у меня в процессе чтения и размышления о. Как бы ни был плох или хорош роман, думаю, самое главное — сколько человек способен вынести из него и какой опыт приобрести. Есть характерное высказывание на этот счет: хороший читатель учится даже у плохих книг, или если обобщенно: великий человек строит фундамент своего успеха из камней, которые в него кидают (известная цитата перефразирована). Поэтому некоторые мысли, приведенные в этой статье, будем считать тем, что я вынес из романа «Все оттенки голубого».

Почему я его все-таки дочитал (дослушал)? Первая причина банальна — слушалось легко, хотя в некоторых эпизодах громкость наушников пришлось убавлять до минимума из опасения, что текст пробьется из ушей и будет услышан кем-нибудь из окружающих. Начитано неплохо. Но, пожалуй, эта причина — не главная. В конце концов, был у меня соблазн в свое время бросить «Осиную фабрику» и лишь внешний стимул (спойлер, раскрывающий интригу) заставил меня дослушать роман. Причину я вижу в том, что ситуация, в которой живут герои, что-то мне напомнила. И кое-кто из персонажей напомнил кое-кого из знакомых.

Был я знаком с одним человеком, назовем для определенности Х, знакомство это состоялось случайно, через «вторые руки» — Х был знакомым знакомых, и на некоторое время мы поддерживали связь. Недолго. Потом также случайно связь эта потерялась, и никто не сделал впоследствии усилий, чтобы ее восстановить. Видимо, в том не было никакой необходимости. Знакомство это состояло в паре-тройке моих визитов к Х, а также просмотру фотографий Х с некоторой вечеринки его со своими ближайшими друзьями, плюс личная встреча с одним из этих друзей, назовем Y, в доме у Х.

Дело в том, что компания Х пробовала наркотики, достаточно легкие, может быть, абсент, может быть, какая-то «травка». Я в подробности не вдавался. Делали они это из чистого баловства (возраст Х и его знакомых был около 18-20 лет), без каких-либо последствий, ужасов и пр. Но. В момент знакомства с Х у меня создалось какое-то неопределенное впечатление об этой компании. Помню еще встречу с Y, который пришел к Х и сидел с блуждающей улыбкой на лице, прислонившись к стенке, и вел себя не совсем нормально: смеялся постоянно, нес какую-то чушь или глядел на X преданными глазами и молчал. X также пожаловался мне, что Y постоянно приходит и остается ночевать и никакими силами его не выгонишь из дома. Отстраненно улыбающееся выражение на лице Y присутствовало и на всех фотографиях вечеринки. Так вот, помню отчетливое ощущение, которое у меня возникло при просмотре фотографий вечеринки, хотя ничего неприличного на них не было (может быть, мне была показана отцензуренная часть — неважно), — это ощущение беспорядочности отношений между людьми круга X. Глядя на фото, я почувствовал, что там может произойти все, что угодно. Я тогда ни чем не связывал это возникшее у меня впечатление, а вот теперь — после романа Мураками, посмотрев эту кухню «изнутри», так сказать, — думаю, что могу связать — и не ошибусь — с наркотиками.

Персонажи романа Мураками живут под постоянной «мухой». У них уже нет никакой связи с реальностью. Глядя со стороны, видишь лишь одно — намеренное уничтожение собственного организма химической дрянью, которая не только вызывает привыкание, но еще и притупляет и полностью искажает реальные чувства, события: свои, чужие. Такое могут позволить себе только изначально здоровые люди. Спросите у больного ЦП, гормональными нарушениями, раком — готов ли ты осознанно спускать в унитаз остатки своего здоровья. Человек, вынужденный каждый свой день отвоевывать у смерти, однозначно скажет — нет. И будет прав. Более того, в глазах такого человека подобное поведение — тяжкое преступление.

Зато здоровые люди, страдающие от единственного недуга — скуки и неспособности себя чем-то полезным занять, постоянно так или иначе издеваются над своим здоровым организмом: алкоголь, наркотики, татуировки и пирсинг, химическая обработка волос. Я еще видел человека с проблемной кожей, который прокалывал себе что-то на лице. Зато люди со здоровой кожей, с красивой чистой гладкой кожей, без дефектов губ, носа, ушей, непременно придумывают всякие украшения. Мне не жалко. Мне это кажется абсурдным. Мне нравится все естественное. Я не люблю косметику на лицах вообще, не люблю неудобную, якобы модную одежду, — вид девушек в тесных юбках на высоких шпильках вызывает у меня сочувственную улыбку, а вид барышень в -25 без шапок и с голыми, извиняюсь, задницами — только опасения за их поясницу.

А теперь перейдем к деструктивной прозе.

Мы живем в век, когда более всего ценится толерантность (ах какое слово), свобода слова и свобода совести. Общество наше слоится на субгруппы, каждая из которых выделяет себя в элиту, придумывает себе законы и им следует. Это, в общем-то неплохо. Плохо то, что этот процесс, чем дальше, тем больше начинает выходить за рамки здравого смысла. Носители всяких физиологических и психологических отклонения приравниваются в правах с основными здоровыми носителями цивилизации. И не последнюю роль в этом играют писатели.

С точки зрения творчества, если знать о закономерностях ТРИЗа, это понимаемо и обоснованно: темы периодиечски истощаются, а искусство не может стоять на месте. Вслед за историями о хороших полицейских и плохих бандитах идут истории о хороших бандитах и плохих полицейстких. Вслед за историями о плохих гомосексуалистах следуют глубокие проникновенные вещи о хороших гомосексуалистах. Следом за плохими наркоманами появляются хорошие наркоманы. Постепенно в массовом сознании границы стираются — скоро мы уже всерьез будем говорить о хороших убийцах, добрых насильниках, душевных маньяках, справедливых террористах. Меняется массовое сознание и соответствующие элементы начинают осознавать себя как субгруппа в обществе, где уже и так до черта различных субгрупп. Гомосексуалисты получают признание, еще чуть-чуть и того же потребуют педофилы? Разве нет??

Хуже всего то, что наблюдая за искусством Европы в последние десятилетия, я с неудовольствием вижу тенденцию все большего проникновения деструктивных элементов в наиболее признанные произведения. Я не против эротики. Один из моих любимых фильмов — «Империя чувств» Нагисы Осимы, а одна из уважаемых книг — «Адские машины желания доктора Хоффмана» Анджелы Картер. Однако, посмотрев две картины Romance X (Приз XXI Московского международного кинофестиваля — по информации с ВидеоГид) и Пианистка (Гран-при Каннского кинофестиваля 2001 года по информации с Википедии) я ничего, кроме удивления не испытал: зачем такие фильмы? Какой заряд они несут? Какой еще субгруппе извращенцев они дают возможность называть себя полноценными людьми и требовать понимания и признания окружающих. В современной зарубежной прозе уже невозможно обойтись без сцен насилия или секса, причем, каждый автор выдумывает что-то поэкстравагантнее. Примерами могут служить романы Пола Остера, Иэна Бэнкса, Джонатана Кэрролла, Стива Эриксона и др.

Человечество теряет остатки здравого смысла с завидным упорством и с низменным успехом. Все это вполне укладывается в модель рыночных отношений: сенсация = деньги. Нужно шокировать, нужно удивить, поразить, ошарашить. Дурная слава ничем не лучше доброй, зато достигается меньшими усилиями. Вот только печально все это.





180
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение16 июля 2010 г. 00:16
Вполне закономерный процесс. Когда культура заходит в тупик, начитается разрушение. Процесс начался не вчера и не в первый раз. Вспомните декадентство в девятнадцатом веке, тоже самое.

цитата rusty_cat

скоро мы уже всерьез будем говорить о хороших убийцах, добрых насильниках, душевных маньяках, справедливых террористах.

А разве не уже? :-)))
А еще можно поговорить об эстетике убийства и насилия, например.

Вообще мне странно видеть эту запись именно сейчас, потому что все эти тенденции я лично наблюдаю лет этак десть, хотя начались они гораздо дальше. И можно было бы привыкнуть и не обращать внимания. Думаю, культура этим всем переболеет со временем.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 июля 2010 г. 10:05

цитата Hermit

А разве не уже?

В литературе да. Поэтому я имел в виду реальную жизнь:-)))


Ссылка на сообщение16 июля 2010 г. 00:32
Хорошо написал.
Ну что, я из тех кому нравится деструктивная проза. В кавычки не беру, т.к. тема достаточно широкая и мнения тут могут быть разные. Да, мне нравится «Осиная фабрика» и прочий социальный хоррор.
Какие у меня возникли вопросы...

цитата rusty_cat

скоро мы уже всерьез будем говорить о хороших убийцах, добрых насильниках

Для серьезной литературы характерен несколько другой подход. Нет хороших/плохих. Как правило персонаж совмещает в себе и то и другое. Либо герой является умственно неполноценным и по определению не может быть х/п.

цитата rusty_cat

сенсация = деньги

Я не воспринимаю это как сенсацию, мне просто интересно читать, это качественная проза. Причем, она аппелирует как к темным так и светлым сторонам души.

цитата rusty_cat

зачем такие фильмы? Какой заряд они несут?

Я отвечу не о фильмах, а о социальном хорроре в лит-ре. Это вообще к вопросу о природе страха. Как выразился один фантлабовец, взрослые часто ищут путь в страну кошмаров — я согласен. Как я понимаю, в психиатрии эта тема давно исследована... Вот такое мнение выдвигают, выглядит вполне правдоподобно:

цитата jelounov

Дети только в перходном возрасте начинают интересоваться подобным.
Кровавые сцены, фильмы ужасов, дома, населенные призраками, привлекают толпы взрослых людей.
Когда люди напуганы, их организм автоматически переключается в состояние «боеготовности» — учащается пульс, дыхание, мускулатура напрягается, внимание фокусируется для быстрого и эффективного ответа на угрозу извне.
Если мозг знает, что реальной угрозы нет, то человек испытывает приятные ощущения от выброса адреналина. Ключ к получению удовольствия от острых ощущений лежит в способности мозга правильно оценивать реальность угрозы.
Кроме того, врослый человек, в отличие от ребенка обладает развитым за миллионы лет эволюции инстинктом самосохранения. А в современном комфортном мире этот инстинкт вынужденно бездействует, и оттого подсознание начинает требовать страхов и опасностей, отсюда жуткие сны, любовь к экстремальному спорту и т.д.

На самом деле мне нравится разная лит-ра, но в том числе и такая. 8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 июля 2010 г. 08:31
Я вижу свою ошибку. Нужно было чуть-чуть подробнее обозначить, что я понимаю под деструктивной прозой.
Представляете, мне тоже очень понравился «Коллекционер» Фаулза, а в ближайших планах у меня — «Анатом» Андалахази и Парфюмер «Зюскинда». Очень хорош «Страж» Маклина. Про «Адские машины...» я уже упоминал. Или о рассказах Мисимы из сборника «Смерть в середине лета».;-)
А теперь пройдемся по вышеназванным примерам.
Фильм «Пианистка» — главная героиня работает учительницей музыки. Она не стала гениальной пианисткой, хотя очень мечтает об этом. Ее любовь — музыка классиков. Она спит в постели со соей тиранкой-матерью, хотя ей уже за тридцать. Она сбегает от матери и ходит в анонимные клубы, смотрит порно, нюхает чужую сперму, подглядывает, как парочки занимаются любовью. В тот момент, когда рядом с ней появляется человек, который в нее влюбился, она требует садо-мазо. Воспитав себя на порнухе, о другой форме отношений она не имеет представления и не принимает ее. Заканчивается все ссорами, избиением, подбрасыванием стекла в одежду ученицам (чтобы они повредили себе руки и не могли играть) и одиночеством.
«Романс Икс» — главная героиня — учительница испытывает неудовлетворение жизнью от того, что у него с мужем «не выходит» секс. Любит она его, но невозможность заниматься любовью изводит ее и заставляет сначала найти любовника, одного, другого, третьего, притом она продолжает любить мужа (этот фактор деструктивно влияет на ее психику), потом заняться садо-мазо, потом отдать свое дело для тренировок будущим врачам-гинекологам — на протяжении всего фильма.
О романе Рю Мураками я говорил в предыдущем блогпосте.
Общим у них является то, что герои саморазрушают себя, свои судьбы и т.п. Их никто не вынуждает делать то, что они делают. С другой стороны, собственных целей они тоже не имеют. И вот в этих условиях рождаются «химеры». Очень часто этот термин приводится в оправдание подобным произведениям. Фильм, дескать, о том, какие «химеры скрываются...» Какая уж тут может быть эстетика. Эстетика скуки, безделия, разложения.
В романах Кэрролла, Остера, а также у Харуки Мураками и Стива Эриксона эпизодически герои ведут себя в том же ключе, причем, не всегда эти эпизоды обоснованны сюжетом. Мне вообще трудно представить, чтобы сюжет мог обосновывать такие мотивы. Что же касается фабрики, адреналин у меня вырабатывался лишь в некоторых эпизодах, по большей же части — только неприязнь к тексту. Я не знаю, с т.з. медицины, созерцание ямы с опарышами — вызывает выброс адреналина?
 


Ссылка на сообщение16 июля 2010 г. 12:44

цитата rusty_cat

Их никто не вынуждает делать то, что они делают.

Так по другому они уже не могут... У них проблемы психического характера, больное сознание безуспешно пытается найти правильный выход, но в результате все еще только усугубляется.

цитата rusty_cat

дескать, о том, какие «химеры скрываются...» Какая уж тут может быть эстетика. Эстетика скуки, безделия, разложения.

Наверное, смотря как это написано... Такой сюжет может быть драматичным, интересным — разве нет? (про «Пианистку» я не говорю — она мне тоже не понравилась).

цитата rusty_cat

созерцание ямы с опарышами — вызывает выброс адреналина?

Да, плохо когда в произведении кроме натурализма ничего больше нет. Но у многих авторов элементы этого дела присутствуют, но и много чего другого есть — любовь, дружба и т.д. У Фейбера например... Ну а если нет этой многогранности, тогда да, мне самому такое не нравится, скучно...

цитата rusty_cat

«Коллекционер» Фаулза

цитата rusty_cat

«Парфюмер» Зюскинда

Вот это удачные вещи, авторы много чего смогли сказать своими романами.

цитата rusty_cat

«Анатом» Андалахази

Это уже послабее, но мне тоже понравилось.

цитата rusty_cat

«Страж» Маклина.

Так там вроде ничего такого разложенческого и не было. 8-) Правда давненько уже читал...понравилось безусловно.
 


Ссылка на сообщение16 июля 2010 г. 16:56

цитата Sfumato

Так там вроде ничего такого разложенческого и не было.

Правильно. Автор использовал намеки, не считая сцены с убиванием собачек, зато адреналину — хоть отбавляй. То же с «коллекционером», т.е. налицо факт, что не натурализм отвечает за адреналин. И в этом случае, зачем натурализм вообще? Я могу предположить ряд ситуаций, когда без него не обойтись, но в современной литературе — натурализм становится самоцелью. Вот против этого я выступаю, а не против натурализма в произведениях.Та же «Осиная фабрика» в сравнении, скажем, с «Повелителем мух»: где больше натурализма? а какой роман сильнее воздействует на читателя?


⇑ Наверх