Урбанистический вестерн Джона


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Mishel78» > Урбанистический вестерн Джона Карпентера
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Урбанистический вестерн Джона Карпентера

Статья написана 22 февраля 03:52

Просмотрено:

«Нападение на 13 участок» (1976), режиссёр Джон Карпентер

Преступность на улицах захлестнула страну. Члены одной, самой жестокой банды, поклялись отомстить за своих убитых собратьев. И для мести они выбрали полицейский участок №14, который должен был переехать в другое здание. Помогать переезду был назначен лейтенант полиции Бишоп, для которого это задание предвещало быть самым заурядным. По странному стечению обстоятельств в этом же участке на ночь останавливается тюремный конвой с несколькими преступниками. Банда начала атаку на участок, а полицейскому, арестантам и оставшимся в живых сотрудникам придётся противостоять хорошо вооружённым силам противника.

Что делать начинающему режиссёру, которому хочется снять вестерн, но бюджета катастрофически не хватает? В 1976 году, тогда ещё очень молодой, на амбициозный режиссёр Джон Карпентер нашёл выход из ситуации. Классический сюжет о Диком Западе перенёс в современные реалии и таким образом, смог сэкономить выделенный инвесторами сюжет в 100 тысяч долларов. Декорации строить не нужно и исторические костюмы для съёмок тоже не нужно приобретать. Но отразилась ли такая экономия на конечном результате?

Если историческим антуражем режиссёр вынужден был пренебречь, то с сюжетной точки зрения фильм — это чистый, незамутнённый вестерн, то есть, классическая история о противостоянии Добра и Зла. Технически, Карпентер переосмыслил сюжет классического вестерна «Рио Браво», перенеся во времени события картины и несколько сместив акценты. Если в классических вестернах главный герой в конечном итоге встречается с главным злодеем и вступает с ним в схватку, то в фильме Карпентера действует нечто бессознательное или если хотите, некий коллективный изощрённый разум, действия которого предугадать невозможно. Особенно ярко это проявилось в финальной схватке, когда полицейский и арестованный отбиваются от напирающей на них орды бандитов, прикрывшись деревянным щитом. Эта атака напоминала атаку зомби, столь безумно и инфернально она выглядела. В этом эпизоде больше всего проглядывало кинематографическое будущее Карпентера, когда после успеха «Хэллоуина» режиссёр сосредоточится в основном на жанре хоррор.

Ну и какой же вестерн без харизматичных положительных героев? В фильме их трое: лейтенант полиции Бишоп, заключённый Наполеон Уилсон и секретарша Лиг. Пожалуй, это одно из самых лучших трио в истории кино. Бишоп, сыгранный чернокожим актёром Остином Стокером — настоящий страж закона: справедливый, честный, бесстрашный. Он больше заботится о тех, кого обязан защищать и даже жизнь Наполеона для него дороже, чем собственная. В свою очередь заключённый Уилсон (Дарвин Джостон), отбывающий свой срок за жестокое убийство, раскрывает свой настоящий благородный облик перед лицом смертельной опасности. Взаимодействие этого персонажа с Бишопом добавляет фильму напряжения, ведь кажется, что у Наполеона с атакующими участок бандитами больше общего, чем с Бишопом. Что предпримет преступник, у которого в руках оружие и возможность сбежать? Этот момент отыгран актёрами блестяще и в какой-то момент герои становятся друг другу гораздо ближе, чем предполагается по социальным ролям. Но всё же главное украшение — это женский персонаж, которого сыграла актриса Лори Зиммер. Нечасто встретишь героиню с такой трансформацией: милая добрая секретарша вначале и хладнокровная, почти безэмоциональная машина смерти для врагов и защитница-валькирия для товарищей по несчастью. Огонька образу героини добавляет неожиданно вспыхивающая химия между Лиг и Наполеоном. Во второй половине фильма взаимодействию героев уделяется много времени, так что зритель успевает проникнуться сопереживанием к обоим персонажам.

Если первая часть картины — это нагнетание атмосферы и знакомство с героями, то вторая — безостановочный экшен. Кровавая бойня с середины фильма, когда погибает большая часть персонажей, служит чётким переключателем между двумя актами картины и оторваться от экрана уже нет никаких шансов, что роднит этот вестерн с триллером.

Фильм примечателен ещё и одной сценой, из-за которой у режиссёр возник конфликт с комиссией по рейтингам. Убийство одного из второстепенных персонажей возле фургончика с мороженым в те годы могло шокировать неподготовленную аудиторию. Фильму предполагалось присвоить рейтинг «Х», поэтому Карпентер показал комиссии версию с вырезанной сценой, а в прокат отправилась непорезанная версия. Что не может себе позволить крупнобюджетное кино, то для фильма с небольшим бюджетом вполне позволительно.

Карпентер, как и подобает новатору, создал фильм, жанр которого можно обозначить как урбанистический вестерн. Неизвестно ещё, стал бы этот фильм мощным трамплином режиссёра в большое кино после его дебютной «Тёмной звезды», не будь у него ограниченного бюджета. Это тот случай, когда мечта становится сильнее препятствий, а желание подражать трансформируется в создание чего-то совершенно нового.





1181
просмотры






  Комментарии


Ссылка на сообщение22 февраля 05:25
Англичане о маленьких городках это Fallen leaves, fallen leaves, fallen leaves on the ground..
Американцы полагают что там живут милые люди. Соответственно в вестернах переселенцы это не как в спагетти вестернах, а как Мое имя Троица. Или как в Баллада о Бастере Скраггсе. Где Коины сначала выдают историю о Бакс Банни на диком западе в формате для +18. А потом слезливую историю о хороших людях.
Поэтому городской вестерн это оксюморон. В городе нуар, в городе истории о хороших жителях с пистолетами не снимают. В городе орды бета бандитов атакуют альфасамца.
По сути, в идее, городской вестерн это Коломбо. Но дабы не.. Коломбо из пистолета не стреляет принипиально
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 февраля 06:59
Честно говоря, когда я писал этот текст, то вообще не знал, что подобная разновидность вестерна существует. Погуглил. Оказалось, что есть такая разновидность и представителей жанра не то, чтобы много, но есть. Так что вполне себе существующее явление мирового кинематографа.
 


Ссылка на сообщение22 февраля 12:51
Мирового вполне возможно.
 


Ссылка на сообщение27 февраля 00:09
цитата Mishel78
Честно говоря, когда я писал этот текст, то вообще не знал, что подобная разновидность вестерна существует. Погуглил. Оказалось, что есть такая разновидность и представителей жанра не то, чтобы много, но есть. Так что вполне себе существующее явление мирового кинематографа.
Советую фильм герой одиночка с Уиллисом)
 


Ссылка на сообщение27 февраля 09:55
Это, наверное, все же вестерн-вестерн. Там от «Джанго» различия во времени, костюмах и оружии. А городок как был маленький, так и остался. Собственно в Участке и его ремейках также переносят действие на окраины современного города, чтобы было похоже на Дикий Запад. Вот посмотреть бы вестерн в современной инфраструктуре — высотки, торговые центры, подземка и т.п. Может это и был бы урбанизм.
 


Ссылка на сообщение27 февраля 10:57
Насколько я знаю, урбанистический и городской — это синониимы. Хотя, кому как удобнее. Мне такое словосочетание нравится больше. Но я согласен, что посмотреть вестерн в декорациях мегаполиса было бы очень интересно. Масштаб намного больше и антураж необычный для жанра. А вообще, думаю, что есть что-то из этого поджанра. Просто мы не знаем — только и всего.


Ссылка на сообщение22 февраля 09:45
Большое спасибо! Да есть такой жанр «городской вестерн«! Великолепный сериал «Банши» его ярчайший представитель. Индейцы и преступник, ставший шерифом и так и оставшийся безымянным, прилагаются. А классический «Грязный Гарри»? Короче, целый жанр с тысячами примеров, успешных и нет.
А Карпенетера я просто очень сильно люблю!:-))) С тех пор как в далеком детстве случайно «Кристину» посмотрел. А вот «13 участок» так и не видел, только ремейки.
Буду срочно исправлять!))
Кстати и вы в тексте №14 на №13 исправьте;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 февраля 13:04
цитата vfvfhm
Кстати и вы в тексте №14 на №13 исправьте

Нет, исправлять не буду. :-[ В фильме нападают именно на 14 участок. Почему? Ну ,возможно причина в том, что 14 участок оказался таким несчастливым, что в названии фильма он именно 13. Или по той причине, что в США часто из-за предрассудков не указывают число 13. Помню, что на эту тему даже рассказ есть у Уильяма Тенна «Арендаторы».
 


Ссылка на сообщение22 февраля 13:06
Понятно! Фильм-то я не смотрел, поэтому и подумал, что это опечатка.


Ссылка на сообщение22 февраля 12:20
Наверное лучший фильм Карпентера — наравне с «Кристиной».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 февраля 13:14
Да, для меня это теперь тоже один из самых лучших у режиссёра. Но вот «Кристина» почему-то вообще не запомнилась. Она точно не в числе любимых картин.
 


Ссылка на сообщение22 февраля 13:30
Смотрел давно на осыпающихся кассетах — не зашло, а потом пересмотрел в высоком качестве. Там сочные цвета и всякие мелочи при трансформации машины.


Ссылка на сообщение22 февраля 23:47
Крутой режиссер и отличный фильм с тревожной и густой атмосферой. Не лучший фильм Джона ,но даст сто очков вперед невнятному ремейку с Хоуком.


Ссылка на сообщение22 февраля 23:52
цитата С.Соболев
Наверное лучший фильм Карпентера — наравне с «Кристиной».

И участок ,и Кристина — хороши,но для меня вот лучшие — Хэллоуин и ,конечно, НЕЧТО .Один из величайших н/ф хорроров ! Жаль,что деду не выпала экранизация DEAD SPACE ,которую он хотел снять. Вышло бы по меньшей мере любопытно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 февраля 04:38
«Хэллоуин» — новаторский для своего времени фильм, но довольно скучный. А здесь — увлекательно. «Нечто» — непререкаемая классика НФ — хоррора. Поэтому тоже в числе моих самых любимых фильмов.


Сказали «спасибо»