Генри Лайон Олди


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Генри Лайон Олди "Кукольник"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Генри Лайон Олди «Кукольник»

Статья написана 21 июля 2010 г. 10:33

В этом романе очень много всего, даже больше, чем обычно у Олдей. К традиционному прекрасному языку и стилю прибавляется не только прекрасная проработка мелких деталей, черточек, персонажей, но и совершенно новый космооперный мир, с кучей разных рас, держав, планет, каких-то подозрительных опасных космических флуктуаций и тд. По «Кукольнику» очень чувствуется, что это первый роман трилогии, и в нем сразу сделан «задел» на остальные. Потому что в рамках данного конкретного текста и сюжета такое обилие общих, макрокосмических деталей и информации об устройстве мира, такое обилие всего, что в самом сюжете роли не играет, смотрится, пожалуй, слегка излишним. Не то чтобы оно затрудняло восприятие самого сюжета — скорее просто отвлекает.

В связи с тем, что в начале обрисован цельный фантастический мир, в котором столько всего нового и интересного, дальнейшая линия главного героя смотрится по сравнению с ним немного куцо. Что, впрочем, не отменяет того, что сюжет очень увлекательный, и сама идея отличная. С другой стороны, этим «Кукольник» выгодно отличается от многих других космоопер: в нем шикарные космические декорации служат по сути только «фоном» для развития сюжета, не подменяя сам сюжет. Не будет никаких масшабных галактических войн и набившей оскомину проблемы «контакта». А будут местами забавные, местами довольно жесткие, но более чем неожиданные похождения Лучано Борготты, невропаста, «кукольника». Надо, дейстивительно, быть Олдями, чтобы позволить себе такую невероятную роскошь и расточительство — нарисовать цельный, оригинальный и достаточно внятный космический мир только в качестве фона :-) Вот это я понимаю проработка мелочей!)

Олди, как всегда, неуловимо забавны — своей игрой слов и названий, которые довольно неожиданно перекликаются с нашими реалиями, как очень тонкая сатира. Антураж космооперы придает особую прелесть тому, что часть второстепенных героев — актеры крепостного театра, а часть — типа древние римляне. Описание всех рас и планет оставляет четкое ощущение, что это слегка переиначенные, но очень-очень узнаваемые на нашей земле типы и народности. В итоге получается на самом деле изящная, но довольно злобная сатира на классические фантастические романы, где авторы напридумывают кучу всяких иноплатенятских рас, мучительно выдумывая, чем же они друг от друга отличаются и как они могут контактировать. Олди этой проблемой особо не заморачиваются. На самом деле, даже несмотря на весь антураж, этот роман прекрасно мог бы быть исполнен и в жанре фэнтези, в рамках одной планеты, потому что космический антураж — действительно только «декорации», а не полноценное место действия, оказывающее влияние на сюжет и героев.

В целом ощущение странное. С одной стороны, было ужасно интересно читать, потому что и фантазия, и язык, как всегда, прекрасны. С другой стороны — осталось легкое чувство «недотянутости» — для полноценной НФ у романа слишком большой замах и слишком незначительный по сравнению с ним центральный сюжет, а для пародии пародийности все же недостает.



Тэги: олди


120
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение21 июля 2010 г. 16:25

цитата kerigma

несмотря на весь антураж, этот роман прекрасно мог бы быть исполнен и в жанре фэнтези, в рамках одной планеты, потому что космический антураж — действительно только «декорации», а не полноценное место действия, оказывающее влияние на сюжет и героев.
C точностью до наоборот. Мда. Перед написанием такой сентенции надо всю трилогию прочесть. Космический антураж — сюжетообразующая часть трилогии «Ойкумена»!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 июля 2010 г. 16:35

цитата old_fan

Перед написанием такой сентенции надо всю трилогию прочесть.

может быть, но я-то прочитала пока один роман. Три похожих целиком для меня вещь, увы, неподъемная, так что говорю только про конкретный.
 


Ссылка на сообщение22 июля 2010 г. 17:45
Романы прекрасные. Я, конечно, читал по мере выхода, но потом перечитал подряд — впечатление усиливается кратно, так как все незаметные/забытые при перерыве завязки/связки сюжета проявляются.
 


Ссылка на сообщение22 июля 2010 г. 17:47
Я обязательно продолжу, мне начало тоже очень понравилось)) Буду чередовать через один с чем-нибудь другим.


Ссылка на сообщение23 июля 2010 г. 12:17
Я вот все не могу для себя решить: стоит читать этих Олдей или нет. С одной стороны вроде хвалят многие, в том числе и люди со схожими мне вкусами.
С другой — есть сильная предубежденность. Основана она на некоем самолюбовании Олди, постоянно проскальзывающем в их статьяхинтервью и прочем.
Некоторые цитаты тоже вызывают смущение:

цитата kerigma

космический антураж — действительно только «декорации»,

цитата kerigma

этот роман прекрасно мог бы быть исполнен и в жанре фэнтези

цитата

но прием использованный автором просто выбесил, чередования разных временных отрезков жизни героя, глава из настоящего, глава из прошлого и так всю книгу.

цитата

Конечно, космическая симфония! Знакомые имена в незнакомом антураже — это фишка фэнтези. Таверна, лучник, герцог, брага, суши, леший. Но не НФ: всё это может быть, но ЛОГИКА. А вот здесь её нету. Это всё просто для антуража, а создаётся впечатление, что это балаган на колёсиках, а реквизит стыбзили со съёмочной площадки какого-то очень известного фильма. Мало того декорации совсем не в тему, так ещё и все знают где это было. И каким бы после этого спектакль не был хорошим, впечатление будет испорчено.

Такое впечатление, что Олди ставят и решают какие-то свои собственные задачи, прикрываясь тематическим антуражем. Все-таки, стоит оно, чтобы себя перебарывать или нет?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 июля 2010 г. 13:22
Я тут не советчик, потому что мне в принципе нравится Олди ужасно, их стиль, манера и тд. В их исполнении я готова читать про совершенно любой антураж.
С другой стороны, Вы в чем-то правы, думаю, насчет того, что это не классическая фантастика, а фантастика с четким олдивским отливом)
 


Ссылка на сообщение23 июля 2010 г. 13:30
Судя по всем, достаточно специфично, так что надо быть любителем :-) По крайней мере по «Рубежу» я этот стиль не оценил, хотя непонятно кого там было больше: Олди, Дяченок или Валентинова. Я пока их всех «заклеймил» :-)))
 


Ссылка на сообщение23 июля 2010 г. 13:40
Ааа)) Я советую тогда попробовать начать с «Песен Петера Сьлядека» — это роман, состоящий из небольших повестей. По нему и стиль Олдей хорошо понянет сразу будет, и бросить можно, если не пойдет)
 


Ссылка на сообщение23 июля 2010 г. 13:42
Так и запишем ;-)


Ссылка на сообщение23 июля 2010 г. 13:46
Кстати, а почему так прохладно воспринят Сапковский? (Это я в последние оценки заглянул8:-0)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 июля 2010 г. 13:49
Почему прохладно? Я вообще люблю Сапковского))
просто я настолько сурова :-D
 


Ссылка на сообщение23 июля 2010 г. 14:08
Чувствуются наши сибирские корни :-)))
 


Ссылка на сообщение23 июля 2010 г. 14:24
:beer:


⇑ Наверх