Когда стало ясно, что "Вампиры средней полосы" — это успех, но ни одна курочка не будет бесконечно нести золотые яйца, встал вопрос об альтернативном формате. Чтобы все тоже самое, зрителям нравилось, но другое.
Как этого добиться?
— берем провинциальный город, где есть несколько хороших видов, сочетание архитектуры царских времен и чего-то индустриально-модернового.
— вытаскиваем фантастическое допущение. Оно будет заштамповано в хлам, использовано всеми, кому не лень, буквально как затертый пятак. С точки зрения фантастики выдумывать ничего не придётся. Вот умеют люди видеть убийства в будущем? Умеют. В куче сериалов было. Натурализуем допущение хорошим юмором и российскими провинциальными реалиями;
— собираем крепкий актерский состав, чтобы непременно в нем были люди, отвечающие неким типовым отношения. Стоянов в смоленских "Вампирах..." сыграл умудренного опытом патриарха, которому в пару поставили юного оболтуса. Еще там девушка как бы юная и женщина средних лет. Был среди вампиров любвеобильный идеалист, гуманный в своем отношении к людям, и был отморозок. Так и в "Рыбинске..." несколько парных образов, которые переплетаются в сложную конструкцию и должны уравновешивать друг друга, будто опоры в шалаше.
Поэтому лучшие находки сериала — не фантастические, а драматические, когда обыгрываются типажи, известные скорее по сказкам.
Кем становится Иванушка-дурачок на пороге старости? Немного блаженным, чуточку юродивым.
Поэтому взят местный журналист, который много лет работал в местной, никому особо не интересной газете. Жизнь его постепенно утрачивает смысл и он все больше замещает его алкоголем и юмором. Брак распадается. Практически взрослая дочь со своим и планами на жизнь или хотя бы на выходные.
И вот такой человек — раз! — и начинает видеть убийства от лица убийцы. Пророческие видения в процессе приступов эпилепсии.
И Трибунцев, как актер, может, он тянет этот образ.
Его оппонентом и партнером по предотвращению убийств становится рыцарь приблатненного облика. Молодой актер после "Слова пацана" тоже много может :) По сути, это единственный человек, который готов защитить честь своей дамы сердца. И такому рыцарю выписали приятеля-оруженосца с длинным языком и пониженной бдительностью.
Самым страшным злодеем будет назначен не местный "авторитетный бизнесмен", а другой журналист, известный диктор. Это очень успешный представитель среднего класса (свой загородный дом из клееного бруса, иномарка, возможность быстро раздобыть миллион рублей), который случайно убивает, потом пытается замести следы убийства вторым убийством, а потом только пулемёта недостает.
Каждый из основных персонажей переживет свой кризис доверия, но результаты будут разные.
И, конечно, в дело идет трагикомедия: переход от триллерно-драматических обстоятельств к чисто комедийным и обратно.
Когда жена местного авторитетного бизнесмена попыталась убить мужа с помощью Иванушки-дурачка — получился фарс, с участием пяти человек, каждый из которых делал не то, на что рассчитывал. Но когда рыцарь приблатненного облика вдруг узнал имя убийцы, то последним способом добиться справедливости стал для него поход в тот же богатый особняк и просьба о помощи человеку, которого он за пару дней до того пришел пугать газовой зажигалкой в виде пистолета.
Юмор очень во многом базируется на переигровке известных фраз. Когда пожилой Иванушка-дурачок риторически спрашивает "Кеннеди тоже я убил?" — следователь, которому самому прибавка ума не помешала был, вполне серьезно отвечает "А может и ты...." Второй компонентой юмора стало подражание многих персонажей киноштампам или даже действиям из видеоигр, но реальность, как тесные сапоги, не дает о себе забыть :)
Мораль тоже присутствует, причем двухслойная. На поверхности: крайности плохи, но этические компромиссы могут быть в сто раз хуже. Когда отрицательный персонаж пытается задушить любимую женщину, но не может, руки буквально не слушаются, он говорит вслух, "Наверное, я не плохой человек", и решает зарыть её в землю живой, мол, это ж не я убиваю. А второй слой совпадает с финалом:
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
"Песня" и анимация в начальных титрах нарочито примитивны, но свою роль исполняют.
Никаких претензий к материальной части — особняк это особняк, коттедж это коттедж, изба это изба. Снято на натуре с привлечением актуальной материальной культуры :)
Понятно, есть условности в подаче периферийных образов, но иногда авторы пережимают. Туповатый следователь и один из полицейских чинов в некоторых сценах становятся ну как-то уж совсем анекдотичными. Так же некоторые операторские приемы слишком штампованы: провал в видения дается стереотипно — камера вертится и наезжает на зрачок Иванушки-дурачка. Могли бы разнообразить.
Что мы имеем с гуся? Добротный фантастическо-дедуктивно-юмористический сериал, первый сезон на восемь серий и финал, который прозрачно намекает на второй сезон. Несколько слабее "Вампиров средней полосы", но в той же весовой категории.
Можно хорошо провести пару вечеров.