Начало Inception


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Barros» > "Начало" / "Inception" (2010)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Начало» / «Inception» (2010)

Статья написана 27 июля 2010 г. 17:39

Если бы я рванулся писать рецензию сразу после того, как вышел из кинотеатра, вы читали бы совершенно другой текст. Это была бы не столько рецензия, сколько эссе. Повышенная впечатлительность толкает критика к подбору рифм. Сейчас мне, право, даже самому было бы интересно почитать, что бы я тогда написал. Ощущение эмоционального заряда от фильма было сильнейшим.

Может быть, в некоторых случаях действительно имеет смысл писать двойной отзыв: сначала транслировать impression, и только через недельку, поостыв, приступать к аналитике. Для одного из этих жанров взять псевдоним и публиковать оба текста под разными именами. Рецензент Джекилл и эссеист Хайд. Получилось бы не только смешно, но и поучительно – прежде всего, конечно, для меня.

Так или иначе, отзыв на несколько дней отложился, впечатления от фильма потеряли эмоциональный накал, а кое-какие узелки умозаключений затянулись и затвердели. Но кое-что осталось неизменным.


Для начала: Кристофер Нолан ещё раз подтвердил, что чуть ли не главным его достоинством как постановщика является внятность изложения. В любой момент фильма он точно знает, какую локальную задачу решает именно этот кадр, как он связан с тщательно осознанной общей задачей фильма, какими тайными и явными крючками и с какой наживкой он снаряжён и как сделать так, чтобы зритель цеплялся за эти крючки и чувствовал всё возрастающую причастность к происходящему на экране. Строго говоря, это азы режиссерского профессионализма, и остаётся только поражаться, как много постановщиков, доросших лишь до его личиночной стадии, считаются «неплохими», «популярными» или даже «культовыми», и как много действительно хороших режиссеров теряют с возрастом жёсткий контроль над внятностью своих фильмов и позволяют им превращаться в семантический кисель, расплёскиваться между «как сделано» и «что сказано», жертвовать общим смыслом ради эффектного эпизода или строить визуально эйфорический фильм с содержанием, которое явно недостойно такой роскошной упаковки. Я изо всех сил надеюсь, что Нолан такого себе не позволит – во всяком случае, не в ближайшие годы. Сейчас он если и не на пике профессионализма, то в отличной форме, которая позволяет ему решать творческие задачи любой сложности.

Но отличное владение киноязыком вовсе не означает, что режиссёр готов браться за действительно сложный материал. В «Inception» Нолан показал, что для него это почти не проблема – вряд ли у кого-то из умеющих обосновывать своё мнение язык повернется назвать структуру сюжета его фильма «простой» или даже «простоватой», а центральных героев обвинить в уплощенности или эмоциональной глухоте. И пока материал строится на логике и эмоции – Нолан абсолютно в своей стихии.

В этом же кроется его главный недостаток (или «недостаток»): Нолан, если судить по фильмам, отличный «прозаик», но совершенно не «поэт». Он великолепен в расчётах, но чувствует себя неуверенно в стихии свободного полёта вдохновения. Он не фонтанирующий музыкальными чудесами Моцарт, он тщательный строитель оперных арий Сальери. В «Inception» он сознательно вводит тему «ограничения» сюрреализма снов: пространство грёз у него проектирует архитектор, и на эту работу его герой точно не взял бы Гауди: тот был слишком иррационален, его миры вышли бы из-под контроля и строили бы себя сами.

Как раз этого Нолан и стремится избежать.

Одной из самых сильных черт его «Тёмного Рыцаря» было как раз столкновение рационально устроенного (хотя и несовершенного) миропорядка с вдохновенных хаосом, воплощенном в Джокере. «Inception» выстраивает сходный контрапункт: ментальное пространство становится ареной столкновения созидательного сознания и разрушительного подсознания. Упорядоченное против хаоса.

При этом Нолан в выстраивании этого противостояния предельно честен. Как и в «Темном рыцаре», битва идёт на равных, но в совершенно несопоставимых категориях. Там было неимоверное обаяние зла против обыденной структуры миропорядка. Здесь же сложнейшей инженерной архитектуре сознания Кобба противопоставлен бушующий в его подсознании ураган. Маль, женщина, имя которой с почти любого европейского языка переводится одинаково. Любовь Кобба, поддавшаяся саморазрушению, и пытающаяся разрушить его самого во имя сохранения их любви.

Фильм Нолана – это противоборство клинка и стихии, детальная хроника боя мечом против вихря опавших листьев (viva, «Герой», твоя рифма всё-таки меня догнала). Но если в «Герое» Чжана Имоу все слои реальности свободно пересекаются и порождают почти бескрайнее поэтическое буйство метафор и прочтений, то Нолан держит смысловую структуру своего фильма под жестким авторским контролем – иначе не умеет. Эта структура поразительна по сложности, она чертовски интересна для рассмотрения и анализа, но она почти полностью познаваема. Стоит выделить несколько зацепок, которые Нолан настойчиво повторяет (существенные узлы резервируются: а вдруг с первого раза не сработает?), как авторский вывод становится очевиден, формулируется как будто сам собой. (Для пущей гарантии он даже произносится в «Inception» вслух, хотя и не на основном языке фильма).

Забавно, что сам Нолан ясно видел эту избыточную «явность» ответа и честно попытался её замаскировать вопросом – увы, совершенно второстепенным. Хотя даже здесь он находит изящный жест и превращает отвлекающий финт в почтительный поклон предтечам…

«Культовое кино»? Да, культ родился – создание Нолана обречено, благодаря теме и исполнению, на внимание популярных философов, которые в последнее время взяли моду использовать порождаемые масскультом образы для иллюстрации своих концепций, как правило, довольно банальных. «Inception» достаточно сложен и даёт для таких толкований обширный материал, к тому же его тщательная выстроенность провоцирует на самозабвенное разбирание и собирание конструктора. Наверное, и пусть их. Да и зрителю приятно.

Я же на этом закончу, напоследок поставив всего одно воображаемое многоточие.

Всё, что я сказал выше о логичности и инженерной выстроенности фильма, для меня очевидно. Неочевидно то, почему вопреки всему этому в архитектуре «Inception» всё-таки чувствуется Гауди. В этой рассудочной прозе есть поэзия. Она слаба, но сердце бьётся. Может быть, дело во мне, а не в Нолане. Может быть, правы те, кто утверждает, что смысл фильма кроется в разрывах между кадрами, над которыми не властны ни режиссёр, ни оператор, ни монтажер.

Если я выдаю желаемое за действительное, я тем самым делаю его существующим.

Может быть, дело как раз в этом.





733
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение27 июля 2010 г. 18:03
Добротная рецензия... но все таки Нолан так же поэт... пускай не вструктуре самого фильма, а в Эпизодах когда Кобб общаеться со своей женой... лично меня эти эпизоды тронули:-)


Ссылка на сообщение27 июля 2010 г. 18:31
Фильм напомнил вариацию на тему «Помни», помещенную внутрь вачовской «Матрицы». Поэтому, весь сеанс не покидало ощущение вторичности, попытки выехать на уже не раз отработанных фишках и было откровенно скучно. Знаю, знаю, те, кому фильм не понравился, кто не считают его Признанным Шедевром, как и в случае с Темным рыцарем, остаются в полном меньшинстве. Но что поделать.8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 июля 2010 г. 19:01
Я «помни» не видел, потому что судя по аннотациям, это какая-то жуткая артхаусня. Поэтому никакой вторичности не ощщутил.
 


Ссылка на сообщение27 июля 2010 г. 19:03

цитата heleknar

судя по аннотациям, это какая-то жуткая артхаусня


Кому и «Кавказская пленница» — артхауз.
 


Ссылка на сообщение27 июля 2010 г. 19:05

цитата heleknar

Я «помни» не видел, потому что судя по аннотациям, это какая-то жуткая артхаусня. Поэтому никакой вторичности не ощщутил.

Ни в малейшей степени. Это просто фильм, снятый за относительно скромные деньги, как следствие — без взрывов и перестрелок.


Ссылка на сообщение27 июля 2010 г. 19:14

цитата Barros

Если бы я рванулся писать рецензию сразу после того, как вышел из кинотеатра, вы читали бы совершенно другой текст. Это была бы не столько рецензия, сколько эссе. Повышенная впечатлительность толкает критика к подбору рифм. Сейчас мне, право, даже самому было бы интересно почитать, что бы я тогда написал. Ощущение эмоционального заряда от фильма было сильнейшим.

Хороший, кстати, подход. Я в последнее время так и делаю. Выплеск эмоций сразу после просмотра изливаю через свой жж. А если нужно что-то посерьёзнее написать, то жду несколько дней, и только тогда вновь сажусь за клавиатуру. К этому моменту некая восторженность пропадает, душевная стихия усмиряется, становятся заметными острые углы и недостатки, и рецензия получается более аналитичной и информативной. :beer:

цитата Barros

Нолан, если судить по фильмам, отличный «прозаик», но совершенно не «поэт».

+1! Я это тоже подметил! Я бы сравнил Нолана с архитектором, который возводит здание ориентируясь на функциональность небоскрёба Эмпайр Стейт Билдинг, а не на изящество Собора Парижской Богоматери. :-)

В целом рецензия практически совпадает с моим восприятием фильма! :beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 июля 2010 г. 19:40

цитата Минск

В целом рецензия практически совпадает с моим восприятием фильма!


...что опять же говорит об ограниченном пространстве для трактовок. Нолан так ладно положил рельсы, что поезд так или иначе приходит туда, куда ему назначено.


Ссылка на сообщение27 июля 2010 г. 20:34

цитата Barros

метальное пространство

Красивая очепятка (а в контексте ещё лучше).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 июля 2010 г. 21:02
Вах! :-( Спасибо, исправил.


Ссылка на сообщение14 января 2016 г. 05:07
волчок все еще крутится,и будет крутится еще долго,пока не снимут 2 часть,если она будет
фильм открыл новый горизонт в кино 2000-х годов в жанре фантастического психологического триллера
со времен бегущего по лезвию ,в этом жанре не было таких фильмов
по сути ,это аватар для психологов
шикарная идея ---визуализация работы подсознания реципиента,выполнена на нормальном для фильма уровне
простота идеи не должна смущать умы «дипломированых» специалистов
большинство из так-называемых психологов в этой профессии,любят сложные слова---чем сложнее,тем лучше---проще промыть мозги пациенту,но не могут сделать элементарной реальной подстройки к раздражительному собеседнику
под словом 'реальной' ,понимается полноценный контакт,если не в виде раппорта,то в виде конструктивного диалога,в котором психолог не пытается представить себя суперспецом,у которого лезут комплексы во все стороны,а общается он только нлпшными речевыми оборотами из дешевых методичек,обязательно с подстройкой с фрейма сверху,или подчеркнуто тупо снизу,чем опять же ,проявляют свое затаенное желание руководить хоть кем то,хотя бы на словах
у команды психологов из фильма этого нет
они спецы---наемники,точно знают чего хотят,и как это получить,даже незаконными способами
в общении с клиентом,что немаловажно---они стараются не обмануть его,а снять неотреагированые в детстве эмоции
побеждают они за счет того,что снятие этих эмоций ведет их в стратегический победный коридор
многие думают,что они побеждают солгав клиенту---обманув его подсознание
это совсем неверно
если бы они попытались обмануть подсознание ,их убили бы сторожевые программы человека---инстинкты,еще на подступах
после снятия эмоций человек сам примет решение о разделе компании(не помню точно,разбирали они компанию или собирали) в пользу этой команды---за счет этого они получают деньги
интересно показан уровень глубоких инстинктов---в фильме он называется лимбо---преддверие ада на каком то языке
то есть по романтическим представлениям сценариста---ниже уровня глубоких инстинктов ад,что не совсем верно
ничего плохого в лимбо нет---это зона безопасности,отвечающая за нормальную психологическую жизнь обьекта,представление о себе самом,насколько у него повреждено или здорово его физическое тело
ниже лимбо лежит зона рефлексов---можно было бы реализовать ее в фильме,как стихийные стражи---облака огня в форме фигур,или звезд,обжигающих субьекта,пытающегося проникнуть в эту зону немедленными реакциями ответа,на какие либо действия
фильм мне понравился,ходил на него 4 раза в кинотеатре
вштырило конкретно,как говорит один мой знакомый:-)
не роняйте свой волчок в этом жестоком мире иллюзий;-)


⇑ Наверх