The FAIL of All


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Icipher» > The FAIL of All Hope
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

The FAIL of All Hope

Статья написана 4 августа 2010 г. 13:24

Мы все когда-то начинали с простого и доступного.  Никто не прокладывает свой путь по богатейшей стране Музыки с академического пласта, а те, кто всё же пытается так сделать, копаются в её тонком устройстве долгие годы, но, если не имеют соответствующих знаний, обычно так и не понимают её. Кто-то скажет, что музыку надо воспринимать только эмпатически, без анализа. Но лично я замечаю, что чем глубже понимаю механизмы её работы, тем зачастую более сильное восхищение испытываю от её выразительности, тем более сильное эмоциональное впечатление она на меня производит. Похоже и с наукой — я не перестаю восхищаться полётом птицы, даже если прекрасно знаю, как он происходит, не прекращаю поражаться тому, как это умение сформировалось в результате хаотичных игр природы. Только музыку создаёт человек, а музыку в европейской традиции, академическую — ещё и стремясь упорядочить все её элеметы, приблизить к идеальному порядку, совершенству абсолютной логики.

Переход от ориентированной на подростков и молодых людей с кипящей от гормонов крови примитивной рок-музыки, вроде Linkin Park, к чему-то более взрослому и зрелому закономерен, как и взросление, логичен; плохо лишь то, что многие люди долгие годы, а то и навсегда, остаются в этой «песочнице» — но это уже совсем иная тема для отдельного поста. И Nightwish, которые ввели меня в 2005 в тяжмет, я по-прежнему считаю одним из оптимальных вариантов для входа в мир металла. После почти трёхлетнего перерыва я решил — уж не знаю, что на меня нашло — взглянуть на дискографию этой группы со своей, так сказать, новой высокой колокольни.

Какое-то время Oceanborn и Wishmaster были моим «настольными альбомами». Казалось, что там есть практически всё, чего можно пожелать — мелодизм, хороший вокал сами-знаете-кого, атмосфера фэнтезийности. Тогда я так и не смог привыкнуть к работам позднего периода — Once и Century Child — считая их слишком громоздкими, а Angel Fall First уже тогда зарождавшееся во мне адское самомнение «опытного музыкального критика» признало слишком «сырым». Зато теперь я вижу, почему Холопайнен считал Century Child лучшим релизом группы даже после выхода Once. Более цельные, логичные композиции. Да, по-прежнему появляются мелодические фразы из ниоткуда, но Вуоринен немного ушёл в сторону от клише павера и начал придумывать более-менее интересные гармонические прогрессии. Да, вокал Турунен стал менее «эпичным», но он всё ещё вписывается в рамки звучания группы, да и её своеобразный тембр сохранился.  

Тогда я был слабо знаком с фанатской базой группы. С начала 2006-го я начал периодически залезал на форум nightwish.com.ru в качестве чтеца, но зарегистрировался и начал писать там лишь роковой осенью 2007-го. Несмотря на то, что финны давно выпали из моего плей-листа, с самого форума я и не думал уходить. Действительно интересные люди, так сказать, с течением времени обычно не становятся менее интересными собеседниками, в отличии от казавшихся когда-то уникальными групп, но таковыми на деле не являющимися...

Вернёмся к фейлам. Некоторые люди из фэндома почуяли признаки деградации аж на Century Child, указывая на более бледное пение Турунен и отсутствие ярких мелодий. Своё мнение по этому вопросу я уже выразил выше. В принципе, CC отошёл от канонов саунда финнов, но стержень-то остался! Стержень, как ни удивительно, выжил и на Once с его претендующим на масштабность безликим симфонизмом, слабой насыщенностью музыкального полотна с невнятным его развитием, бедностью его деталями. Но это был не коцец. Негодователи накануне выхода «того-чьё-названье-нельзя-упоминать» хранили в глубине души эфемерную надежду на то, что хуже уже не будет. Дескать, куда уж хуже Once? Ребят, Once — это «неудачный эксперимент»; плюсов такая трактовка его сущности ему не добавляет, разумеется. Штука в том, что в музыке Nightwish всегда было довольно много объективных недостатков помимо общей вторичности по отношению к пауэру и тру-симфо-металлу. CC — целостно, чуть свежее Wishmaster, но довольно однообразный, совсем уж предсказуемый по композиторским ходам. Wishmaster — тех же щей, что и Oceanborn, с явственным налётом копипасты, но продуманнее. Oceanborn — шаг вперёд по сравнению с дебютным Angel Fall First, но...  

Поплохело пациенту совершенно неожиданно. Резко, без основательных на то причин. О, как визжали, кричали, истерили поклонники Турунен в 2005 на иностранных форумах! А форумы «найткома» в 2006 прямо-таки разрывало от беспрерывных бесплодных споров с хождением по одному и тому же кругу. А что случилось, когда Холопайнен объявил о выборе новой вокалистки... С выходом первых синглов обнадёживающие «надеемся, Маэстро сделал верный выбор» и осторожных «вряд ли кто-то переплюнет Богиню, но будем надеяться» сменились на резко полярные «что-за-хрень-верните-Диву!!!» и «дурунен со своими псевдо-оперными завываниями рядом не валялась!». Друзья, обойдёмся без споров. Г-жа Ользон — наименее худшее из того, что произошло с группой. На фоне всего остального её явление миру после двух лет мучительного ожидания с момента Великого Раскола можно описать как... «ничего такого». Турунен придавала звучанию музыки ВИА дополнительную долю индивидуальности, даже на Once. Да, она «троечница», академист-недоучка с однообразной невыразительной манерой пения, нулевой техникой по меркам своих коллег. И всё же, на тот момент она была единственной в рок-музыке вокалисткой с академической постановкой голоса (но не первой, что очень часто забывают любвеобильные фэны). Плюс к тому, тогда в вокальных партиях были весьма неплохие «цепляющие» мелодии. Олзон же сама по себе не обладает какой бы то ни было индивидуальностью, ни граммом, да и петь ей нечего. У неё нет лица. Из-за этого ли потеряли Nightwish своё лицо?

В общем, Dark Passion Play подкрался незаметно и ударом биты оглушил свою жертву. Честно признаться, я и сейчас вздрагиваю от воспоминаний об этой ужасной пытке, случившейся сегодняшней ночью. В какой-то момент, где-то в районе Master Passion Greed, мне стали понятны мнения некоторых исследователей о вреде тяжёлой музыки для психики. От такой тяжёлой музыки может сломаться не только разум — вся нервная система выгорает, в буквальном смысле. Спрысни, Meshuggah! Завидуйте, Unexpect! Убейтесь, King Crimson! Пусть плачут сонмы групп, играющих avant-garde metal, и десятки проектов, создающих замысловатую психоделическую электронику! Холопайнен всех вас обставил... Незабываемые впечатления от прослушивания этой сверхсекретной военной разработки оборонки Финляндии чётко можно выразить одним очень конкретным, исключающим любое недопонимание, словом: отвратительно. И подобрать к нему десятки синонимов, более, мм, красочно обрисовывающих картину чудовищности. Атмосферу всепоглощающего ужаса, погружающего в пучины отчаяния, подчёркивает то, что как таковой источник отвратительности определить невозможно. Что более отвратительно и убого на отвратительных, жутких композициях отвратительного альбома? Гитарные поливы Вуоринена, в подавляющем большинстве напоминающие о наиболее кошмарных представителях «MTV-металла», но никак не пауэра или даже трэша с heavy? Или Невалайнен, вникая в чудесные партии которого то и дело хочется зааплодировать с кривой усмешкой на лице, саркастически добавляя: «Ах, какой драйвовый рисунок бочками! М-м-м, какое удачное акцентирование сильных долей малым! Сколь красочный грув на томах! Какие утончённые паттерны синглами на райде!»? Довершает картину, разумеется, Маэстро, сгенерировавший десяток бесструктурных «мастерписов» (о трёх отсутствующих — ниже) и сотни строк стишков в стиле, которым впору писать разве что подросткам переходного возраста. Безусловно, образ юного душой Мёртвого Мальчика, поэта, постоянно страдающего от душевных мук и жестокости мира, кочующий из альбома в альбом, очень мил. Он и тут пришёлся бы как нельзя кстати, если не когнитивный диссонанс, рождающийся из-за несовместимости образов лирики и музыки.  

Пять. Сотен. Тысяч. Евро. Куда ушла такая сумма? Где, небесные силы, результат? Мне хочется написать чертовски много дурных, нехороших слов в адрес главного шутника-затейника. Но я уже достаточно поупражнялся в ядовитом злословии, пора заканчивать. Скажу просто: у Холопайнена совершенно одномерное, невероятно плоское представление о выразительности оркестра, возможностях оркестровой музыки. Куда там Йонссону или Нассери, вот он, новый луч надежды в симфо-металле! Учитывая всё это, совершенно нелепо выглядят попытки «Джека-Воробья» писать какой-то многоголосный контрапункт. Единственное светлое пятно всего альбома, где эти попытки не превратились в кашу — Last of the Wilds. Простой фолковый мотив, передающие друг другу роли основного и гармонизирующего голосов электричка и скрипка, несколько вариаций главной темы с довольно интересными оборотами мелодии. На пару с The Islander и какой-то generic балладой с предсказуемым для тяжёлых баллад «разворачиванием» (что же это было? Whoever Brings the Night? For the Heart I Once Had?) это одна из тех самых трёх вещей, не вызывающих непреодолимого...да, отвращения. The Islander — милая такая, но до зубной боли однообразная, с привкусом world music и единственная композиция, где Хиетала поёт — и поёт хорошо, ибо умеет — а не орёт и верещит. Этот товарищ на пару с Олзон — второй и последний наименее отвратительный компонент DPP. Заслуга его, как ни смешно, в том, что он — типичный «бассивный гитараст», за час с лишним сыгравший лишь несколько коротких проходов на басу, выпадающих из общего фона.

Придумывая заключение для своего гневного срыва покровов, я вдруг вспомнил, что есть ещё четвёртая и, пожалуй, лучшая. Наивная, простая, совершенно безыскусная минорная баллада, лишённая какой бы то ни было фальшивой претензиционности остальных опусов. While Your Lips Are Still Red. Ирония заключается в том, что она была написана на заказ для какой-то скучной финской драмы и включена только в переиздание сингла Amaranth. Ещё одно подтверждение тому, что «музыка за деньги» далеко не всегда равнозначна «музыке для бабок», которая вполне легко уживается с «музыкой от сердца» — лишь бы в вашем сердце нашлось место для и искренней любви к музыки, и для искренней любви к бабкам...





162
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение20 августа 2010 г. 14:20 цитировать
Хорошо написал, но я, к счастью или нет, не знаком с творчеством Нихтвиша более, чем по прослушиванию отдельных треков и по просмотру некоторых клипов. Да и как-то сейчас не тянет, когда более половины слушаемого — «неметалл». Да меня, правда, и раньше к хэви и паверу почти не тянуло — были периоды, когда я заценивал некоторых «отцов», но этим вся любовь к обозначенным жанрам и закончилась.
А как ты к Epica или Haggard относишься, к слову?




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх