Телесериалы как средство


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» > Телесериалы как средство пропаганды и зеркало общества. Реплика
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Телесериалы как средство пропаганды и зеркало общества. Реплика

Статья написана 8 августа 2010 г. 03:23

Телесериалы -- это вам не книжки. Средней паршивости американский сериал сейчас смотрит несколько миллионов зрителей во всем мире, качественный -- сотни миллионов. Замечательное средство проведения «в массы» тех или иных идей, великолепный канал для пропаганды. Но в то же время герои должны вызывать у зрителя симпатию и интерес, иначе сериал провалится и будет снят с проката. Очень интересно смотреть, какие поведенческие паттерны прививают западные сериалы, какие процессы в социуме они отражают.

Ну, то, что американцы, как все нормальные люди, терпеть не могут правительство, ФБР и копов, с большим скепсисом относятся к политической риторике своих лидеров -- это понятно. А вот более интересный нюанс: примерно с середины нулевых в роли «персонажей второго плана» в сериалах начали в солидном количестве появляться бисексуалки/лесбиянки: «Доктор Хаус», «Кости», «Вспомни, что будет», «Звездные врата: Вселенная» и т.п. В 1990-х в приключенческих и фантастических сериалах таких персонажей мы почти не встречаем: единственное исключение, которое я помню -- Виллоу из сериала Джосса Видона «Баффи». Кстати, с «голубыми» персонажами второго плана в сериалах до сих пор проблемы... Некоторые связывают такой перекос с приходом на пост Госсекретаря США Кондализы Райс. :-)))

Или другой стереотип, который создатели сериалов активно внедряют в сознание зрителей. Это образ ученого -- спасающего жизни, расследующего преступления, рассекающего пространство и время. Встречается он сплошь и рядом -- взять хоть математика из детективных «Чисел», хоть классического «безумного гения» Уолтера Бишопа из сериала «За гранью», хоть героев «Эврики»... Ученый -- персонаж, без которого интрига рассыпается, этакий современный маг и чудотворец, достающий из цилиндра одного кролика за другим. Короче, нам упорно доказывают, что наука -- занятие важное для общества, полезное и, главное, чертовски увлекательное. Учитесь, детки, и вам предоставится шанс изменить мир... или, по крайней мере, спасти множество жизней. Вот вам и база для интереса к научной фантастике: ведь на этих героев действительно хочется равняться...

Еще одно клише -- Писатель. Писатель всегда человек богатый, знаменитый, стоящий на короткой ноге с сильными мира сего («Касл», «Кости», «NCIS» и т. д.). Он может заниматься чем-то помимо литературной деятельности, но славу и деньги обретает именно пачкая бумагу чернилами. Того, что среднестатистический тираж книги в США -- 500 экземпляров, а всемирно знаменитый писатель может запросто покончить с собой из-за того, что ему элементарно нечем платить за квартиру, западным телезрителям даже в голову не приходит. Писатель -- это звезда с солидным счетом в банке, на него принято смотреть снизу вверх, как на человека, достигшего вершин успеха...

В общем, целая галерея персонажей, разительно не соответствующих реальным прототипам. Культурологам и антропологам работы -- не на одну докторскую. Ну а внимательному зрителю сериалы просто помогают понять, во что верят простые американцы.





100
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение8 августа 2010 г. 08:52
несколько не понял, какие проблемы с геями-лесбиянками в сериалах. каким прототипам они не соответствуют?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 августа 2010 г. 13:36

цитата Ray Garraty

несколько не понял, какие проблемы с геями-лесбиянками в сериалах


С лесбиянками другая ситуация: вот их не было -- а вот появились. А геев как не было, так и нет...
 


Ссылка на сообщение8 августа 2010 г. 14:06
А Лафайетт из True Blood, например?
 


Ссылка на сообщение8 августа 2010 г. 14:11
Да, согласен. Но там вообще сериал специфический, из общего ряда, прямо скажем, выпадает. :-))) Еще примеры есть?
 


Ссылка на сообщение8 августа 2010 г. 16:16
В нефантастических сериалах — сплошь и рядом (драмы типа «Мелроуз Плейс», например). А у них куда более обширная целевая аудитория.
 


Ссылка на сообщение8 августа 2010 г. 16:23
Ну, у меня вкусы примитивные, я смотрю всякое приключенческое и фантастическое фуфло. Собственно, о них и речь -- поскольку именно такие сериалы отражают интересы молодежи. Формат сериала «об отношениях» (читай -- «для домохозяек») давным-давно определился, а тут все время возникает что-то новенькое.
 


Ссылка на сообщение8 августа 2010 г. 17:57
Знаете, при всей специфичности True Blood, он не слишком выбивается из репертуара HBO. Секс был еще в «Риме» (2005), на нем построен нынешний Hung (автор, кстати, выходец из СССР). Насилие — см. тот же «Рим». (Не случайно, думаю, именно HBO взялся за экранизацию ПЛиП. Дж.Мартин сам высказывался в своем блоге, что, по его мнению, именно (или даже только) HBO сможет экранизировать сагу «правильно».) Социальная сатира — в том же Hung. А остальное — черная комедия, жанр, к которому HBO подбирался еще в The Sopranos.

К тому же, True Blood поставлен по книжной серии, так что геи (кроме Лафайета еще, например, Король Миссисипи) — прямиком оттуда. Во, кстати, а не появляется ли новая (если она новая) тенденция экранизировать книги в виде телесериалов? «Настоящая кровь», «Игра престолов», может, что-то еще? Но это так — спонтанная мысль. Может, активно экранизировали и прежде. А вот если нет — отдельная тема.

Извините, что написал не конкретно о секс-меньшинствах на ТВ, просто не мог пройти мимо упоминания моего любимого телесериала... и не вспомнить о самом ожидаемом, по ПЛиП.

Ах, да. Автор «Настоящей крови» — гей.
 


Ссылка на сообщение8 августа 2010 г. 21:44

цитата А.Б.

«Настоящая кровь», «Игра престолов», может, что-то еще?


«Дремлющий демон Декстера», «Вспомни, что будет»... Плохая литература с хорошей задумкой. Да, пожалуй, это в 2000-х пошло.
 


Ссылка на сообщение10 августа 2010 г. 05:51

цитата vvladimirsky

Еще примеры есть?

Да сколько угодно. Вопрос только в том, зачем Вам нужны такие персонажи именно в жанровых сериалах. В хорошие сериалы их не будут вводить «просто чтоб были», их будут делать частью сюжета, а тогда уже пойдут сомнения, можно ли их считать чисто гей-персонажами. Например, в одном сезоне 24 один тип вел себя подозрительно, явно что-то скрывал, и его пол-сезона разоблачали, а в итоге оказалось, что он скрывал всего лишь свою ориентацию, это был классический детективный «ложный след».

Кроме того, сегодня чего нет в мейнстриме — есть за его пределами. Во всех больших американских городах есть специальный гей-канал, где все вещание — «тематическое» , в том числе художественное, в том числе сериалы, в том числе жанровые. Досконально вопрос не изучал, но попадался вот сериальчик Dante's Cove — любовная мелодрама на грани гомоэротики, щедро разбавленная колдунами, демонами, заклятиями, древними пророчествами — в общем, «мистика».

Ну а в жанровом мейнстриме... Вот, навскидку:

Southland — один из главных героев — полицейский гей
The Shield — второстепенный, его очень поучительно пытались вылечить молитвами
Damages — опять детективный ход, гей-отношения — подоплека некоторых событий
Tudors — пара персонажей при дворе короля, вроде как даже вопреки истории
Sleeper Cell — очень сильно: гей персонаж — исламский террорист
The Wire — двое персонажей из основных
Law And Order SVU — один персонаж из постоянных консультантов

Отдельно хочу отметить Six Feet Under — скорее драма все же, но речь идет об одном из главных героев, и Sopranos, в последние два сезона тема «геи и мафия» раскрыта так, что вовек не забудешь!

По фантастике:

Battlestar Galactica — кроме кучи дам-с, еще и лейтенант Gaeta, помощник командующего
Caprica — не видел сам, но там есть пара, из семьи Адамы
Reaper — соседи главных героев, оказавшиеся не то демонами, не то зомби, не то еще кем
Heroes — девица там одна точно была лесби, а вот геев... может и нет, вообще-то :-D

Да, по фантастике немного, но я не все и видел. Но вместе с Stargate Universe и FlashForward имеем практически все основное, что было в жанре за последние годы. И кроме того, в фантастике есть еще такой столп как Torchwood — пусть он и английский, зато «тематическая» планка там поднята очень даже высоко.
 


Ссылка на сообщение10 августа 2010 г. 13:40
Спасибо за подробности! Многое не смотрел.
 


Ссылка на сообщение8 августа 2010 г. 19:41
то есть появление лесбиянок на экране говорит о том, что их и в жизни стало гораздо больше? или сценаристыпродюсеры пытаются навязать типаж героической лесбиянки?
 


Ссылка на сообщение8 августа 2010 г. 21:48
Скорее, это говорит о том, что отношение зрителей к этой девиации изменилось. Например, уже в «Зене, королеве воинов» есть весьма двусмысленные эпизоды. Но прямым текстом это назвать лесбиянку лесбиянкой в девяностых рискнул только Видон, известный первопроходец. И то где-то в середине сериала, когда «Баффи» была настолько популярна, что превращение одной из центральных героинь не могло отпугнуть зрителя. А сейчас -- можно и нужно!
 


Ссылка на сообщение10 августа 2010 г. 05:57

цитата vvladimirsky

Но прямым текстом это назвать лесбиянку лесбиянкой в девяностых рискнул только Видон

«Назвать» — может быть, а вот «показать» — не только. Лесби темы были и в Вавилоне 5, и даже в самом Стар Треке (в Deep Space Nine).


Ссылка на сообщение8 августа 2010 г. 13:13
Как-то смотрел интервью Опры с Кормаком Макарти, он рассказывал, что был так беден, что зубной пасты у него не было, а теперь у него брали интервью в огромном доме. Смотря какой писатель- Кинг, Браун,Джоан Роулинг ,Джеймс Паттерсон (чем вам не Касл:-)),Том Клэнси,
Джон Гришем,Кен Фолетт,Дин Кунтц,Майкл Коннелли и многие, они мультимиллионеры и думаю весьма вляительные люди.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 августа 2010 г. 13:40

цитата Snowman

Кинг, Браун,Джоан Роулинг ,Джеймс Паттерсон (чем вам не Касл),Том Клэнси,
Джон Гришем,Кен Фолетт,Дин Кунтц,Майкл Коннелли и многие, они мультимиллионеры и думаю весьма вляительные люди.


Я бы сказал -- немногие другие. По разным источникам количество писателей, которые зарабатывают в Штатах литературным трудом, варьируется от 2 до 5% от общего количества. Томас Диш вон, скажем, и вовсе застрелился -- последней каплей стала потрясающая нищета, в которую он впал. Шекли на старости лет по впискам тусовался и жил в основном на «русские деньги». И это не единственные примеры...
 


Ссылка на сообщение8 августа 2010 г. 14:01
В любой профессии успешны 2-5 процентов, я вот адвокат и если бы вы знали сколько нищих адвокатов, многие бы удивились, что касается Диша, так он и не совсем уж и выдаюшийся писатель был, с Шекли немного другая ситуация, а вот перечисленные мною, думаю весьма не бедные люди.
 


Ссылка на сообщение8 августа 2010 г. 19:36
Диш просто в России особо не переводился, потому славы не снискал, а в Штатах это высоко ценимый писатель.
 


Ссылка на сообщение8 августа 2010 г. 21:49
Пять романов таки перевели из семнадцати. Почти треть...
 


Ссылка на сообщение8 августа 2010 г. 23:19
перевести-то перевели, но особых каких-то похвал не снискал.
 


Ссылка на сообщение9 августа 2010 г. 22:20
Опять же, и на Западе по крайней мере один его роман остался без книжного издания. Так что ценят-то ценят, но...


Ссылка на сообщение8 августа 2010 г. 14:02

цитата vvladimirsky

Короче, нам упорно доказывают, что наука -- занятие важное для общества, полезное и, главное, чертовски увлекательное
В советское время тоже так было. И именно «учитесь, детки» — сколько интереснейших книг выходило научно-популярных, и переводных и местных. Это не так уж и плохо, уж всяко лучше, чем «спаривайтесь» или «покупайте».

цитата vvladimirsky

Писатель -- это звезда с солидным счетом в банке
И не только Писатель, но и вообще все люди с нестабильным заработком: Актер — звезда, хотя бы бывшая, Модель — с подиумов не слезает, Журналист — так в престижных изданиях, и все время сенсации раскапывает.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 августа 2010 г. 14:10

цитата zmey-uj

Это не так уж и плохо, уж всяко лучше, чем «спаривайтесь» или «покупайте».


Согласен, это даже хорошо. Только вот о рутине, о том, что для одного серьезного открытия нужны многолетние усилия сотен «серых мышек» и других подобных нюансах сериальщики умалчивают. С другой стороны, на этих сериалах (а также многочилсенных документальных телешоу) вырастает очередное поколение, уверенное, что быть ученым -- это круто. Правильна пропаганда, позитивная.

цитата zmey-uj

И не только Писатель, но и вообще все люди с нестабильным заработком


Писатель, в отличие от прочих, появился в 2000-х. Раньше этот типаж создателям сериалов был как-то не шибко интересен... Разве что в эпизодах появлялся. А сейчас -- да, популярный штамп, почти как Актер или Модель.


Ссылка на сообщение8 августа 2010 г. 14:29

цитата vvladimirsky

Того, что среднестатистический тираж книги в США -- 500 экземпляров,
При почти трехсот миллионном населении?Даже у на в двое меньшей стране средний тираж книги 3000-5000 экземпляров.Неужели в США все настолько плохо?

цитата vvladimirsky

а всемирно знаменитый писатель может запросто покончить с собой из-за того, что ему элементарно нечем платить за квартиру,
Ну когда ты начинаешь писать никогда не рассчитывай на вечную славу и тугой кошелек.Тогда и депрессий не будет.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 августа 2010 г. 15:27

цитата alexsei111

При почти трехсот миллионном населении?Даже у на в двое меньшей стране средний тираж книги 3000-5000 экземпляров.Неужели в США все настолько плохо?


В американском издательском бизнесе все жестко: там считают только количество проданных экземпляров. И оплачивают, кстати, тоже. Думаю, если у нас подсчитать реально проданные экземпляры, примерно столько же получится.

цитата alexsei111

Ну когда ты начинаешь писать никогда не рассчитывай на вечную славу и тугой кошелек.


Как же не рассчитывать, если по телику раз в неделю показывают то миллионера Касла, то процветающую писательницу д-р Бренан? Не может же ящик врать? :-D
 


Ссылка на сообщение8 августа 2010 г. 15:50
Есть еще Хэнк Муди из Калифорникейшн,но он не богат.Хотя если учесть сколько лет он уже не пишет,неплохо держится на плаву.


Ссылка на сообщение8 августа 2010 г. 15:45
GLAAD составил своей ежегодный отчет

Молодежные каналы MTV и CW возглавили индекс ответственности каналов, который уже четвертый год проводит «Союз геев и лесбиянок против клеветы» (Gay & Lesbian Alliance Against Defamation). Данное исследование позволяет оценить количественное, качественное и многообразное представление геев, лесбиянок, бисексуалов и транссексуалов на телевидении.

GLAAD расставляет четыре оценки – «великолепно», «хорошо», «адекватно» и «провал» – пяти эфирным каналам и 10 крупнейшим кабельным. В этом году союз просмотрел более 5000 часов. MTV впервые в истории исследования получил оценку «великолепно». Согласно исследованию, 87 часов из выбранных 207.5 (или 42%) содержат LGBT-представительно .

Среди эфирных каналов лидерство перехватил CW – 198.5 часов (или 35%). C первого на третье место опустился ABC (26%), FOX – 30%, NBC – 13%. CBS опять занял последнее место (7%), и то в основном благодаря реалити-шоу. По сравнению с прошлым годом все пять каналов увеличили LGBT-представительно в своем эфире.
CBS разачарованы последним местом и пообещали в следующем году увеличить кол-во геев,лесбиянок, бисексуалов и транссексуалов.
Их политкоректность порой меня просто убивает.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 августа 2010 г. 15:56

цитата archi

Их политкоректность порой меня просто убивает.


Ну, не будем забывать, что в шестидесятых именно политика политкорректности спасла Штаты от новой Гражданской войны. Негры уже вполне готовы были взяться за стволы. И опять же, нормальных молодых американцев, и белых, и черных, эта политкорректность тоже задолбала -- это видно в основном по мультсериалам, от «Южного парка» до «Гетто».


Ссылка на сообщение8 августа 2010 г. 22:09

цитата vvladimirsky

Как же не рассчитывать, если по телику раз в неделю показывают то миллионера Касла, то процветающую писательницу д-р Бренан? Не может же ящик врать?

Я вот не пойму вы считаете, что в Америке нет коммерчески успешных писателей? Они есть, их не так много, так в сериалах и не говорится, что все писатели успешные, и американцы это понимают, у них менталитет другой и там все четко понимают, чтобы много зарабатывать, нужно много работать.Или Кинг или Паттерсон не коммерчески успешные писатели и гонорар у них за книгу не один миллион баксов?
А то что у нас народ насмотрится Касла и пишет «нетленку», а за нее никто платить не хочет, так это наши проблемы:-)
А, кто из знающих людей знает, какой самый коммерчески успешный писатель у нас и какой у него гонорар за книгу? Когда-то где-то писали, что Акунин 50 000 долларов за книгу получает.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 августа 2010 г. 22:19

цитата Snowman

Я вот не пойму вы считаете, что в Америке нет коммерчески успешных писателей?


Действительно, не поняли. Нет, я так не считаю.

цитата Snowman

в сериалах и не говорится, что все писатели успешные


Разумеется, не говорится. В сериалах просто нет неуспешных писателей. Азы пропаганды. В советской программе «Время» не было пустых полок в магазинах и вымирающих деревень. И в СССР действительно были колхозы-миллионеры и магазины, ломящиеся от товаров. Но поскольку негатив не показывали, делался вывод, что у нас все такие.
 


Ссылка на сообщение8 августа 2010 г. 22:49
Ну по телеку показывают только успешных, в ящике все успешные- и врачи, и адвокаты и следователи РОВД на тойотах ездят, это присуще не только американскому кино, а больше даже российскому, а американских сериалов про плохую жизнь немерено.И еще в русских сериалах тоже нет неуспешных писателей, я как-то смотрел фильм с Балуевым в главной роли, там где он брата-близнеца в подвале держал, а он книги писал, так там весь мир , включая американцев ждали новых книг, слава у него была прямо мировая. Сериалам и кино свойственно приукрашивать, и я думаю, что эта проблема, или не проблема, присуща   всему телевидению в целом.
 


Ссылка на сообщение8 августа 2010 г. 22:52

цитата Snowman

это присуще не только американскому кино, а больше даже российскому


Это присуще любому сериалу. Только у нас в основном показывают в основном преуспевающих бандюганов, а в Штатах -- ученых. Почувствуйте разницу.


Ссылка на сообщение8 августа 2010 г. 22:57
Вот тут согласен, но как я говорил раньше у американцев менталитет другой, у них успешный человек- это то кто сам себе заработал, а у нас или бандюган или вор-чиновник.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 августа 2010 г. 23:00

цитата Snowman

у них успешный человек- это то кто сам себе заработал


Угу. И поэтому они люто ненавидят Обаму, который продлил срок выплат пособия безработным и сделал бесплатной детскую медицину. «Или крутись, или сдохни» -- а когда государство помогает человеку это как-то не по-американски.


Ссылка на сообщение9 августа 2010 г. 00:13
Ну, Обаму они любят или не любят и за другие вещи, а нам бы их проблемы.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 августа 2010 г. 00:15
Да в основном за социальную политику, за то, что государство повернулось лицом к простому человеку. А их проблемы нам не дай бог -- крысис по Штатам ударил так, что только ошметки полетели.


Ссылка на сообщение9 августа 2010 г. 00:23
Ну вот позавчера общался с корешами, работают в Нью-Йорке, работают по контракту в одном из самых дорогих городов мира и не жалуются. всем довольны, один даже жену с ребенком туда перевез. Не все там так страшно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 августа 2010 г. 01:05
Да не страшно, просто своеобразно. Высокооплачиваемых специалистов сейчас давят налогами, зато «бездельников» поддерживают...


Ссылка на сообщение9 августа 2010 г. 01:12
В Украине новое правительство давит налогами мелкий и средний бизнес,а бездельники получают пособие по безработице, везде хорошо.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 августа 2010 г. 02:58
«Всюду жизнь» (ц)


⇑ Наверх