Новинка иллюстрированной пушкинианы: "Сказка о золотом петушке" (М.: VoiceBook, 2025).
Одна из книг новой серии издательства: иллюстрации к сказкам Пушкина, выполненные современными художниками в стиле русских народных промыслов.
Делая обзоры иллюстраций к немецкой "Белоснежке", я представлял себе это как введение к пушкинской "Сказке о мёртвой царевне". Но наступило пресыщение этими образами, особенно после вытягивания западных художников из недр Интернета. "Сказку о мёртвой царевне" придётся отложить. Зато можно вновь вспомнить "Сказку о золотом петушке".
Издательство "VoiceBook" недавно нащупало оригинальное направление: выпуск коротких классических произведений с иллюстрациями современных художников, которые мимикрируют под художников-классиков. Стилизации под конкретных художников — этакий почтительный пастиш. "Русалочка" в стиле Клода Мане, «Маша и медведь» в стиле Бориса Кустодиева и т.п. Была там даже пушкинская "Сказка о Царе Салтане" в стиле Казимира Малевича. Я её так и не купил.
Эта идея неоднозначна. Форма в изобразительных произведениях может быть скопирована более-менее удачно, но по содержанию всем понятно, что не стал бы это какой-нибудь Ван Гог так иллюстрировать Андерсена. Имитация формы конкретных авторов идеальна только для пародии.
Бывает, конечно, что манера художника — это и есть олицетворение стиля (как, например, Билибин — это русский модерн). А вот как раз имитация стиля — занятие более продуктивное. На примере "Белоснежки" в исполнении современных западных художников видно, что имитация художественного стиля — это и есть современное направление книжной графики.
В России в советское время традиционными были иллюстрации в стиле народных художественных промыслов (в основном Палех, но не только). Для нашей сегодняшней книги необычно то, что в качестве промысла выбрана не роспись, а золотое шитьё.
Видно, что золотое шитьё — это просто идея для вдохновения. Рисунок шитья, в общем-то, однотонный и тусклый. Иллюстрации на эту тему в книге — гораздо ярче.
Сканы — в силу своей засвеченности — не в полной мере передают трёхмерность иллюстраций. На рисунке есть простые по цвету фрагменты (как, например, на первой иллюстрации — фигура стрельца-охранника), а есть фрагменты пышно изукрашенные — "вышитые" (одежды царя, звездочёта, сам петушок и даже архитектурные элементы). Вот эти изукрашенные элементы смотрятся выпукло. Хотя, конечно, изукрашенных элементов гораздо больше чем простых — сама "вышивка" несколько теряется.
Манера рисунка у художницы — современная. Эмоции и характеры персонажей при такой манере отсутствуют. Без "вышивки" было бы скучновато.
Прочтение сюжета традиционное. Вернулся царь, скопца-звездочёта убил.
На последней иллюстрации особенно заметно, что, несмотря на улыбки детей и собак, эмоциональность персонажей отсутствует. Эта эмоциональная тупость — черта пресыщенного информацией современного общества. Но, с другой стороны, и вычурной театрализованности сталинских иллюстраций тоже нет.