FantLab ru

Генри Лайон Олди «Кукольник»

Кукольник

Роман, год; цикл «Ойкумена»

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 182

 Рейтинг
Средняя оценка:8.09
Голосов:2715
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Лючано Борготта по прозвищу Тарталья — человек с трудной судьбой.

Юный изготовитель марионеток с захолустной планеты Борго. Невропаст, мастер контактной имперсонации, исколесивший с гастролями половину Галактики. Сиделец печально известной тюрьмы Мей-Гиле на первобытной Кемчуге; позднее — младший экзекутор. Директор театра «Вертеп», возглавивший группу крепостных крестьян графа Мальцова, помещика-филантропа. Подследственный на вудунском курорте Китта; раб помпилианского гард-легата Гая Октавиана Тумидуса, гребец в ходовом отсеке галеры.

Что дальше?

Звезды не дают ответа.

«Ойкумена» Г. Л. Олди — масштабное полотно, к которому авторы готовились много лет, космическая симфония, где судьбы людей представлены в поистине вселенском масштабе.

Примечание:


Первая книга нового романа-эпопеи («космической симфонии») «Ойкумена».

В произведение входит:

  • Пролог
8.34 (438)
-
  • Часть вторая. Этна
  • Эпилог

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— цикл «Ойкумена»  >  роман-эпопею «Ойкумена»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 323

Активный словарный запас: невероятно высокий (3659 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 54 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 25%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2006 // Книги — Лучшая отечественная фантастика

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2006 // Книга года

номинант
Бронзовая Улитка, 2007 // Крупная форма

номинант
Интерпресскон, 2007 // Крупная форма (роман)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)
/языки:
русский (5)
/тип:
книги (5)

Ойкумена. Книга первая. Кукольник
2006 г.
Ойкумена
2008 г.
Ойкумена
2009 г.
Ойкумена. Кукольник
2010 г.
Ойкумена. Космическая симфония
2012 г.




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 апреля 2012 г.

Читал второй раз, первый раз прочитал, не зацепило, настолько что читая второй раз понял, что уже читал, а не помню ничего.

Вот читаю отзывы, восторженные, не понимаю почему такая буря восторга.

Мир, мир не прописан, так какие-то наброски, понятно что почем но не более, просто описывается жизнь некого «кукольника» что он видит, что чуствует, но не более.

Да, беспорно размах впечатляет, и что самое интересное все рассы Ойкумены, это рассы homo sapiens, что? эволюции не было на других планетах? странно!

ГГ, товарищь достаточно не обычен, про него сказать что либо, как о личности, не представляется возможным, он же шизофреник, у него в голове живут два голоса, которые он воспринимает не как внутрений голос, с котрым можно поспорить, а именно как два голоса принадлежащиее другим личностям, это ли не тема для дисертации врача психиатора.

Теперь о рассах: энергеты — интересные личности, и что мы о них узнаем, да в общем-то ничего. Техноложцы, вообще ноль информации. Ну зачем придумывать кучу расс и ничего оних не рассказать, может даль it и будет что-то, там увидим, сейчас только самому придумывать остается.

Вот чем рабует этот дуэт (ОЛДИ) так это языком, играют красками великолепно, но этих красок так много, что пестрить начинает в глазах, их бы убавить маленько, да и использовать место в книге на объяснение (описание) некоторых расс их особенностей, путей становления.

Пишут что это как «Дюна», но, но... господа, на святое не покушайтесь, даже рядом не поставишь тот мир и этот, этот мир (ощущение от книги) как будто только что родился, не чуствуется в нем истории, нет драмы его развития.

Оценку поставил 7 и то только за то что книга выбивается из разряда «попаданцев» и «некромантов» нашей новой волны литературы.

А теперь минусуйте меня))), но я высказал свое мнение именно о этой книги, а не овсем цикле, ибо он еще в процессе чтения

Оценка: 7
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 июля 2011 г.

»...имя Г.Л.Олди давно стало гарантией настоящей литературы» написано на обороте книжки... Мммда, что это вообще было? — спрашиваю я себя, совершив неимоверные усилия над своей травмированной (после прочтения данного опуса) психикой... Это не просто бред, — это Бредятина высшего сорта, с большой буквы. Сплошное нагромождение несуразностей, графомании и абсурда, пускай даже и написанно все это с весьма высоким умением применения всяческих литературнх приемов.

Почему мне не понравилось это «творение», я даже не смогу толком объясить. Но мне, человеку, сформировавшему, свой стандарт качественной литературы на основе не одной сотни прочитанных книг, понять почему у этой книги такая высокая оценка, крайне не просто.

Здесь мне не понравилось практически все, а отдельные вещи, такие как подробное описание провинциального сельского быта со всеми причиндалами типа «ключницы Матрены», графа Мальцова с его крепостными порядками, ваше сиятельство, бла бла бла просто заставляли выбросить книгу в помойку и никогда больше не читать этих авторов вообще. Ребята, вы вообще что пишете исторический роман про быт помещиков или НФ?? Если первое, то тогда не стоит это все обертывать в фору фантастического произведения.

Не спорю, может кому-нибудь и нравяться НФ романы где имена главных героев: Степашка, Емеля, Васька, Лючано Борготта.... нормально, а что? и авторов не сколько не озадачило, что все имена в их Ойкумене имеют европиоидное происхождение.

Если говорить конкретнее, то далее по пунктам:

1) Оценка мира — 0 из 10. Мира я не увидел. Никакого описания индифидуальных особенностей каждой рассы. Дается только смазанное общее представление о том что существуют рассы энергетов и техноложцев (sig!). Даже здесь умудрились так назвать то!!! Техноложцы !! — они что делить ложе с техникой должны или как это пониать??? Можно же было их назвать техногенные цивилизации, например, технократы... Такое впечатление, что на каждой планете Ойкумены находиться по одному городу, Если заменить названия планет отдельными городами на одной планете, то романничего не потеряет.

2) Оценка описания технологий 5 из 10. Попытки были, но логической ясностии у меня так и не оставили. Те же флуктуации континума, — не понятно почему они «охотятся» как хищники за простыми космическими кораблями. Как происходит у рас энергетов управление транспортом с использованием их способностей... А контактная имперсонация (главная способность кукольников) — вообще вызывает одни сплошные вопросы...

3) Оценка идеи произведения 0 из 10. Простите, но прочитав все от корки до корки я так и не понял о чем это....

4) Оценка сюжета 2 из 10. Обычный вяло текущий сюжет, вполне стандартный для приключенческой космооперы. Батальные сцены описаны в стиле «туземец прицелился, выстрелил и промахнулся. командор, падая, из-за спины, левой раненной рукой выстрелил в ответ и разнес его на части»... ну дальше можно не объяснять...

5) Оценка языка. Думаю, просто язык авторов не в моем вкусе. Люблю когда все кратко, четко и понятно. У них же так не получается. Заметил, что больше описания природы, погоды, интерьера. Описаний характеров, внешности героев, очень мало.

Резюмируя, хочу сказать, что единственное, что заставило меня потратить свое время на написание этого отзыва, — желание предостеречь любителей качественной НФ и Фентези от прочтения Ойкумены. Не верьте рекомендациям и высоким оценкам на фантлабе. По рекомендации для меня, прогнозируемая оценка этого произведения была 8,5 =))

Оценка: 2
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 июля 2010 г.

В этом романе очень много всего, даже больше, чем обычно у Олдей. К традиционному прекрасному языку и стилю прибавляется не только прекрасная проработка мелких деталей, черточек, персонажей, но и совершенно новый космооперный мир, с кучей разных рас, держав, планет, каких-то подозрительных опасных космических флуктуаций и тд. По «Кукольнику» очень чувствуется, что это первый роман трилогии, и в нем сразу сделан «задел» на остальные. Потому что в рамках данного конкретного текста и сюжета такое обилие общих, макрокосмических деталей и информации об устройстве мира, такое обилие всего, что в самом сюжете роли не играет, смотрится, пожалуй, слегка излишним. Не то чтобы оно затрудняло восприятие самого сюжета — скорее просто отвлекает.

В связи с тем, что в начале обрисован цельный фантастический мир, в котором столько всего нового и интересного, дальнейшая линия главного героя смотрится по сравнению с ним немного куцо. Что, впрочем, не отменяет того, что сюжет очень увлекательный, и сама идея отличная. С другой стороны, этим «Кукольник» выгодно отличается от многих других космоопер: в нем шикарные космические декорации служат по сути только «фоном» для развития сюжета, не подменяя сам сюжет. Не будет никаких масшабных галактических войн и набившей оскомину проблемы «контакта». А будут местами забавные, местами довольно жесткие, но более чем неожиданные похождения Лучано Борготты, невропаста, «кукольника». Надо, дейстивительно, быть Олдями, чтобы позволить себе такую невероятную роскошь и расточительство — нарисовать цельный, оригинальный и достаточно внятный космический мир только в качестве фона :smile: Вот это я понимаю проработка мелочей!)

Олди, как всегда, неуловимо забавны — своей игрой слов и названий, которые довольно неожиданно перекликаются с нашими реалиями, как очень тонкая сатира. Антураж космооперы придает особую прелесть тому, что часть второстепенных героев — актеры крепостного театра, а часть — типа древние римляне. Описание всех рас и планет оставляет четкое ощущение, что это слегка переиначенные, но очень-очень узнаваемые на нашей земле типы и народности. В итоге получается на самом деле изящная, но довольно злобная сатира на классические фантастические романы, где авторы напридумывают кучу всяких иноплатенятских рас, мучительно выдумывая, чем же они друг от друга отличаются и как они могут контактировать. Олди этой проблемой особо не заморачиваются. На самом деле, даже несмотря на весь антураж, этот роман прекрасно мог бы быть исполнен и в жанре фэнтези, в рамках одной планеты, потому что космический антураж — действительно только «декорации», а не полноценное место действия, оказывающее влияние на сюжет и героев.

В целом ощущение странное. С одной стороны, было ужасно интересно читать, потому что и фантазия, и язык, как всегда, прекрасны. С другой стороны — осталось легкое чувство «недотянутости» — для полноценной НФ у романа слишком большой замах и слишком незначительный по сравнению с ним центральный сюжет, а для пародии пародийности все же недостает.

Оценка: 7
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 мая 2011 г.

Странные впечатления остались у меня после «Кукольника», странные. Редкие. Чаще всего, после того, как перевернешь последнюю страницу какой-либо книги, четко осознаешь, что конкретно тебе в ней понравилось, а что нет. Можешь долго рассуждать о классно прописанных образах героев или о том, как великолепно автор закончил свой роман; или об уродском – господи-ты-боже-ж-мой! – языке, что сочинителю давно пора освежить в своей голове учебник по русскому языку за пятый класс. Бывает, что нравится абсолютно все, но и тогда ты знаешь ЧТО тебя привлекло в книге. Бывает, что, наоборот, негодуешь и даже не дочитываешь томик до конца. Разное случается. Но вот «Кукольник»… Я бы не сказал, что в полном восторге от этого романа, но, определенно, он мне очень и очень приглянулся. А вот за что – не отвечу. Нет вот таких конкретных впечатлений, только эмоции, чувства. Радость, печаль, тревога, сожаление, надежда…

И само происходящее в романе было под стать оставленным впечатлениям. Не странное, скорее, непривычное. Читаешь аннотацию, смотришь отзывы — представляется космоопера. Открываешь книгу. И вроде бы все на месте – тут и космические путешествия по галактике, и множество планет с одновременно не похожими друг на друга, но имеющих много общего между собой, расами, и таинственные могущественные существа в космосе, и вроде бы привычные приключения. Но в тоже время все не так. Долго перебираешь в памяти прочитанные некогда близкие по жанру книги, вспоминаешь и классику в лице Эдмонда Гамильтона, и «новую» космооперу в лице Питера Гамильтона и прочих, пытаешься найти что-то, если не такое же, то хотя бы близкое по духу или атмосфере. Не получается. Со мной, по крайней мере, такая ситуация.

А все почему? А потому что Олди не стали создавать нечто на основе уже устоявшихся традиций в космической фантастике, а перенесли в ее декорации привычные образы из других жанров. Вот рас в книге – множество, но это не те удивительные существа, как, скажем, в «Ложной слепоте» Уоттса, которые с трудом понимаешь и которым удивляешься, а знакомые по нашей земной истории разные типы цивилизаций. Или обществ, людей. Например, помпилианцы – подобие римлян с их военной выправкой, уставами, традициями, именами. Или планета Сечень похожая на царскую Россию. Гематры – лишенные эмоций математики. Вудуны, брайманы, техноложцы и прочее, прочее… Любителю стандартной космической фантастики, пусть и с выкрутасами, такой подход может не понравиться, но я недостатком его не считаю. Наоборот, отношу в ряд достоинств. Изобразить подобное в космических масштабах, да при том так, чтобы все смотрелось гармонично, естественно – на это большой талант нужен. У Олди он есть, они справились на отлично, и у меня ни разу не возникло чувство хоть малейшей искусственности или неубедительности в созданной авторами Вселенной.

Вторая причина инаковости «Кукольника» в том, что авторы акцентируют внимание на технологиях того далекого будущего, о котором рассказывают. Нет и подробных описаний космических объектов. Олди в своей книге делают упор больше на эволюцию человека, на то, какими мы станем через несколько тысяч лет. И это, на мой взгляд, тоже отличная задумка. Да, в какой-то степени «Кукольник» из-за этого может показаться больше фэнтезийной книгой, – энергеты и путешествующие в космосе антисы не совсем привычны – но разве это плохо? И разве писатель-фантаст должен обращать внимание только лишь на технику? Я скажу даже больше – Олди молодцы, что отбросили всю мишуру и поставили во главе всего не декорации, а своих героев, «человеков». Не все же по одним лекалам создавать.

Ну, а в центре всего тема свободы и Лючано Борготта, удивительный человек с удивительнейшей судьбой. Изготовитель марионеток, мастер контактной имперсонации, невропаст, младший экзекутор, директор театра «Вертеп» и многое другое в одном флаконе. Пожалуй, все-таки есть один момент, о котором я могу сказать, за ЧТО мне понравился «Кукольник». И этот момент – Борготта. Уже сама его профессия невропаста удивительна, и то, что авторы выбрали такого героя – не солдата-военного, ученого или некий другой обычный типаж – тоже весьма необычно.

В общем, как-то так… Первой книгой «космической симфонии» я остался очень доволен. Почему и сам толком не знаю, но впечатления остались только положительные. Надеюсь, что и дальше авторы не подведут.

Оценка: 9
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 февраля 2016 г.

Не понравилась. Абсолютно. Не осилил даже одну книгу. Скучно это раз, действия в книге настолько медленные, что создаётся впечатления что абсолютно ничего не происходит, хотя читаешь её уже неделю. Всё действие — на 10 страниц. Остальное — это, я даже не знаю как правильно описать, но будто попытки написать что-то сложное и сильное для осмысления. А в итоге получается сложное для прочтения без возможности осмыслить, куча «заумных» слов, будто книгу переводили с другого языка. Много интересных идей (одни способности разных рас чего стоят), но ни одной не дано адекватное объяснение, всё вокруг да около. Мол, хочешь понять что к чему — прочитай всю эпопею. Но, постойте, я к тому времени столько в голове не удержу. Учитывая что помимо книги есть еще реальный мир и его проблемы. К тому же, книгой не получается жить, вот вообще не чувствуешь себя там. Это к тому, что описание мира с одной стороны есть, а с другой не описывается абсолютно ничего, и абзац за абзацем удивляешься — а на что пошло столько текста? Вообще с самого начала создалось впечатления будто авторы — зарубежные, а книги просто переводили. Имена главных героев например. Ну и стиль текста, как такового. Всё слишком литературно, вылизано, текст если проговаривать — язык заболит, его аж крутить начнёт. Ну и как другие читатели писали, мол, для отдыха. Ну в корне не согласен. Тут нужно читать, читать, читать, ни на что не отвлекаться с утра и до вечера, пока не прочтёшь, а потом еще и обдумывать долго, при появлении новой информации. Никакого отдыха в общем, одни мучения. Возможно, я еще не устал от простых книг, написанных обычным языком, и через какое-то время смогу по достоинству оценить это произведение. Но пока — безобразно скучно.

Оценка: 2
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 февраля 2013 г.

Начал читать по рекомендации, которую дал Портал. И был сильно и неприятно удивлен. Это явно не моя книга. Раза три хотел бросить, но все же осилил. Ну не интересно читать. Непонятно по какому принципу эта книга попала в рекомендуемые мне :(.

Ну это были эмоции. Теперь по книге.

Недостатки:

- Непонятна идея книги (принцип написания – что вижу, то и пишу)

- Все миры, техника, технологии не проработаны. Из космоса только какие-то субстанции и все.

- Местами откровенно нудно читать.

- Очень затянутое начало.

- Есть места, которые сразу не понятны, и только в конце даются намеки по поводу того, о чем была речь. Неприятно пол книги думать: «А зачем он это сделал/сказал?»

- Есть моменты серьезные нестыковки.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например, некоторых рабов нужно отпустить через время. Значит Человек сможет все рассказать о своих бывших хозяевах: про нелегальное оружие на космических кораблях, о налетах на планеты, о вмешательстве в психику. Получается, что эта лавочка с рабством уже давно должна была быть прикрыта (иски и суды, санкции, штрафы, рудники), поскольку все эта деятельность нелегальна и авторы говорят о наказании, если информация станет известна властям. Выходит, что все рабы (а в том числе и главный герой) – не жильцы :(, поскольку по-другому их нельзя заставить молчать

Преимущества:

- Новая идея. Я такого пока не встречал (за это жирный полюс)

- Очень хороший язык. Читается очень легко и приятно (это фактически и определило оценку выше тройки)

Оценка: 5
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 мая 2010 г.

Если вы взялись за эту книгу в полной уверенности, что это НФ-космоопера, вы либо наивны, либо просто не прочитали аннотацию. Она предельно прозрачна, и фееричное «раб помпилианского гард-легата Гая Октавиана Тумидуса, гребец в ходовом отсеке галеры» мгновенно проясняет жанровую принадлежность романа. Это не фантастика. Это литературная игра, очень масштабная. А еще это сатира. Своего рода.

На мой вкус — нечитабельно. Но я просто игры не люблю... в таких количествах))

Оценка: 4
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 сентября 2015 г.

Аудиокнигу искал-нашёл-обрадовался. И Олди мне очень даже нравятся, и в рекомендациях ФЛ она у меня чуть ни первой вылезала. Получил, прямо скажем, облом.

Я не увидел сюжета. Ну совсем. Герой есть, его жизнеописание присутствует, а вот сюжета нет. Да и сам описываемый персонаж скучен, несмотря на все суперспособности. К тому же, после фрагментов в жанре садо-мазо, начинаешь испытывать к герою некоторую брезгливость.

Мир нарисован, это да, но я не любитель миров, описанных ради самих себя.

Из всего текста интересным показалось только одно, точнее, одна НФ идея — описание работы невропаста. Остальное ощущалось проходным текстом. И это не рассказ, а роман!

Подумалось – может я пропустил что-то? Все-таки неинтерсную книгу слушаешь в пол-уха. Наверное пропустил. Но ведь не интересная!

В общем +1 балл за работу невропаста, но не более того.

Оценка: 3
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 октября 2014 г.

Как же мне хотелось прочитать что-то необычное. Такое ощущение, что роман «Кукольник» угадал с точностью мое желание, создав невероятное настроение на несколько дней.

Определить жанр, в котором написан данный роман, однозначно нельзя. Конечно, это фантастика. Но на этом описание и закончится. Это история жизни удивительных людей, обладающих самыми разными качествами. Это рассказ преодоления жизненных неудач, описание подвига простым человеком, которому не хочется себя потерять. Главным достоинством этого произведения, без сомнения являются персонажи. Огромное количество, настолько разных, настолько непохожих внешне и внутри, я давно не встречал в одной книге.

Сюжет развивается в одном направлении, но в разных временных отрезках. Лючано Борготта — главный герой, который участвует во всех событиях. Личность у него незаурядная, он обладает несколькими талантами, недоступными многим другим. Лучано — невропаст, так называют тех, кто способен на расстоянии управлять другими людьми, но только с согласия своего клиента. Казалось бы, он обладает способностями к манипулированию и может достичь многого, используя свои возможности, но по своему характеру он довольно мягок и добр, и не может причинить вред кому-либо. Поэтому, он работает директором в театре и управляет такими же, как и он невропастами, показывая зрителям свое мастерство, зачастую с участием зрителей.

Авторы придумали огромный мир, целую Вселенную, в которой сотни миров и тысячи планет. Многообразие рас и народов, с разными традициями, способностями, возможностями, иногда на грани понимания, а чаще необъяснимые с точки зрения науки. Рассказать подробно обо всем и обо всех, наверное, нельзя. Писатели дают информацию по мере необходимости, постепенно погружают читателей в свой мир, в который невозможно не влюбиться с первых страниц.

Это всего лишь первая книга, в которой расставляются фигуры, так как партия предстоит длинная и тяжелая. Первый раз, когда надпись на обложке полностью отражает суть книги. Это самая настоящая фантастика, от которой невозможно оторваться.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 января 2008 г.

Давно я уже не держал в руках книгу, оценку которой поставил с легкостью, удивившей меня самого. Долгое время не брался за чтение — ждал, когда появится третья часть «Ойкумены». Ну вот и дождался. Перед написанием отзыва посмотрел оценки предыдущих читателей — обнаружил некоторое количество невысоких. Хотел найти соответствующие им отзывы, чтобы понять за что можно в принципе снизить оценку — не нашел, к сожалению. (А может им просто нечего сказать?) Сам я придраться ни к чему не могу. И минусов книги не вижу. (Разве что стоит упомянуть про отсутствие «любовной» составляющей — но это не минус, а так, ремарка.) Плюсов же — огромное количество. Упомяну только о главных. Первое, что хотелось бы отметить — безусловно, язык. Очень сочный, емкий, богатый и вместе с тем лаконичный. Второе — собственно мир Ойкумены. Яркий, оригинальный, безумно интересный и вместе с тем очень логичный, наполненный таким количеством деталей, что фраза о «погружение с головой» выглядит блеклой и не отражает по-настоящему всей вовлеченности в происходящее. Третье — это сюжет. Великолепен. НФ идеи, щедро рассыпанные на страницах книги, поразят самого искушенного любителя (и знатока!) НФ литературы. Короче, книга — «весчь«! Рекомендована к прочтению абсолютно всем, но особенно тем, кто постоянно «кричит» об отсутствии в отечественной фантастике достойных книг. Прочитайте и, уверен, ваше мнение изменится.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 июня 2012 г.

Долго не решался взяться за «космическую симфонию» Олди – уж слишком далеки были всегда авторы от этой темы. Вспоминаются только зачатки «планетарной» фантастики в повести «Витражи патриархов». Конечно, в таланте этих авторов усомниться трудно, но некоторые опасения были – вон, скажем, у Дивова ни разу не получилось написать хорошего фэнтези.

Уже после прочтения нескольких глав стало понятно, как Олди изящно упростили себе задачу. Большую часть книги рассказывает не о звездолетах, бластерах и космических сражениях, а о самых причудливых и невероятных пси-способностях различных обитателей Ойкумены – тема для авторов, мастеров боевых искусств и знатоков восточной философии, очень близкая! Собственно, и главный герой необычен именно тем, что обладает двумя совершенно несовместимыми спсобностями — «невропаста» (человека, корректирующего силой мысли поведение других людей с их согласия) и «экзекутора» (биоэнергетика, использующего внушение и акупунктуру для пыток).

Жанровое самоопределение, данное авторами – с подвохом. Олди решительно проводят границу между своим творение и стандартной космооперой. Если обычная космоопера – это чаще всего, все те же «меч и магия» под псевдонаучным соусом штампованных образов, то авторы «Ойкумены» зашли с другой стороны. Их произведение ближе к «научному фэнтези», то есть «сверхъестественные» способности героев не преподносятся как таковые, а скорее как физические феномены, не существующие или не изученные (кому как больше нравится думать) в нашей реальности.

Да, основное фантастическое допущение имеет, все же, научные корни. В этом альтернативном будущем наибольшее развитие получили миры, «продвигавшие» не технику, а пси-способности. Первые так и остались на уровне хозяев своих планет, заслужив ироничное прозвище «техноложцы». Зато остальные – гематры, превратившие себя в «живые компьютеры»; вехдены, мастера пирокинеза; брамайны – «живые реакторы»; вудуны – укротители энергетических форм жизни; — все они стали истинными покорителями космоса.

Мир «Ойкумены» населен людьми. Здесь авторы не стали оригинальничать – на каждой планете преобладает одна цивилизация, являющаяся дальнейшим развитием той или иной земной. Помпилианцы напоминают древних римлян, вехдены – иранцев, брамайны – индусов и т. д. В первой книге нет никаких объяснений, почему Вселенная заселена только одним разумным биологическим видом, но, учитывая, что место действия – явно не наш мир, это можно принять как данность. В конце концов, даже у Стругацких Саракш почему-то был населен в основном людьми. А Олди на твердую научность своей книги вряд ли претендуют.

Да, к научной фантастике «Кукольника» отнести сложно. Скорее, это экспериментальный психологический роман. Авторы подробно и убедительно представляют читателю личность представителя вымышленной профессии — невропаста Лючано Борготты. В основе своей их мастерство похоже на мастерство кукольника, ведущего марионетку. У невропастов – свой кодекс чести, наподобие клятвы Гиппократа – они не могут использовать профессиональные навыки злонамеренно или без согасия клиента. Но однажды, против своей воли, Лючано приходится освоить еще одну профессию – экзекутора. Две взаимоисключающие психологические установки подрывают его здоровье – теперь в любой момент может нагрянуть сильнейшая головная боль, которая во время сеанса может передаться кукле. Однако, как-то жить и работать надо – тем более, что в остальном – он лучший в своем деле. И однажы приверженность профессии приводит Лючано к ряду неприятных ситуаций и очередному перелому в судьбе.

Главное достоинтство и «фишка» книги, как я уже говорил – это достоверное описание психологии невозможных в нашем мире личностей. Помимо Лючано Борготты на страницах «Кукольника» мы встречаем помпилианца Гая Октавиана Тумидуса, чья раса не может существовать без рабов, и в чьи естественные потребности входит подавление чужой воли. Присуствуют и другие экзотические типы – но здесь вскрывается первый недостаток книги – отсутствие заявленной симфоничности. Весь сюжет так строго завязан на похождения невропаста, что для раскрытия остальных персонажей просто не остается места – читатель воспринимает их через восприятие главного героя. Забегая вперед, отмечу, что во второй части трилогии, которую я сейчас читаю, этот недостаток исправлен. В «Кукольнике» же все эти вехдены, брамайны, вудуны (ну, кроме помпилианцев, которых Борготта, к своему несчастью, изучил достаточно хорошо) так и остаются загадкой для читателя.

Еще один момент – «Кукольник» сам по себе не является самостоятельным романом, и финал в нем не то, чтобы открытый – его в нем попросту нет. Трудно назвать это недостатком, но странно, что авторы, так серьезно относящиеся к вопросам определения художественной формы, не были против подобного определения – заставили же квалифицировать «Золотаря» как повесть, несмотря на солидный объем! С другой стороны, я сразу купил омнибус, и не могу точно сказать, какое определение жанра стояло на отдельных изданиях – может быть, какая-нибудь «первая часть симфонии».

Достоинства произведения:

несмотря на экзотических персонажей – убедительный психологизм;

стиль и язык;

элементы литературной игры (описания рас, «поправка Джексона-Плиния» и т. д.);

интересный сюжет (правда, оборванный на самом интересном месте – но что делать, первый том трилогии).

Недостатки:

единственный серьезный недостаток – на обложке написано «симфония», в тексте я «симфонии» не слышу – театр одного кукольника.

Итог: соотечественники и, временами, соавторы Олдей Марина и Сергей Дяченко постоянно пишут психологические романы про обычных людей в фантастических обстоятельствах. Олди же усложнили задачу – им предстоит раскрыть перед читателем внутренний мир невероятной личности в невероятных даже для этой личности ситуациях. Начало отличное, продолжение должно быть еще лучше.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 августа 2008 г.

Кто куколка, кто кукольник, кто просто зритель в зале.

Такого представления мы все не ожидали,

Нам кукольники Олди историю рассказали.

И в ней скажу вам без прикрас

Почти десяток разных рас.

У каждой расы свой социальный строй.

По миру путешествует герой.

И что за увлечение

Читать про приключения.

Тарталья плут:

То там, то тут.

Везде невзгоды его ждут.

Скажу на то он и герой,

Чтоб с блеском справиться с судьбой.

Ведь не Тумидус ,а судьба

Из всех нас делает раба.

И с роком злым,с просхвосткою судьбой,

Ведем мы постоянный бой.

А победит ли наш герой?

Иду смотреть я акт второй.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 июня 2008 г.

На меня книга произвела не то впечатление, которое ожидалось от космооперы. Это даже скорее не космоопера, а какие-то «приключения невропаста»: вот Боргота дает представления, вот он попадает в переделки и выпутывается из них, вот мы видим его краткое жизнеописание – все это не то. Масштаб описываемого мира (действительно хорошо задуманного мира) не соответствует происходящим в нем событиям. С таким же успехом Тарталья мог переживать свои злоключения и в какой-нибудь фэнтези-вселенной или в мире будущего Земли, космический антураж здесь совершенно ни к чему.

Для меня интерес к книге поддерживался только хорошо прописанными характером и психологией главного героя, а также ожиданием, что «вот-вот начнется» – завертится круговорот событий, на арену выйдут новые игроки, сюжет сделает пару неожиданных поворотов. Не началось, дальше ждать не хочется.

«Кукольник» – первая прочитанная мной книга Олди. Язык и стиль авторов мне понравились и скорее всего с чем-нибудь еще из их творчества я познакомлюсь. Но вряд ли это будет продолжение Ойкумены.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 февраля 2011 г.

Прочитал роман и понял — мне очень тяжело читать Олди. Чтение среднего романа Олди у меня занимает, в среднем, в раза два дольше времени, чем чтение того же объёма произведения среднестатистического автора. У Генри Лайон чрезвычайно тяжёлый для меня, уставшего после работы, язык и стиль.

Но мне сложно остановиться! Мне хочется читать их ещё и ещё — благо, пока что я осилил меньше половины работ из их обширной библиографии.

В романе потрясающая картина мира. В определённые моменты казалось, что мне хочется жить во вселенной Ойкумены — настолько правдоподобна, масштабна и близка по духу реальность.

Структура сюжета, с ретроспективами и «контрапунктами» позволяет сюжету не провисать и поддерживать должный интерес читателя. Концовка «промежуточная».

Касательно стиля — много красивых метафор, описаний и так далее. Именно они и снижают у меня скорость чтения. Наверное, поэтому некоторые мои знакомые и заявляли, что им «не нравится» и «сложно читать Олди», потому что с непривычки первое время приходится продираться через текст. Возможно, человек, привыкший к голому «экшну», с минимумом деталей и максимумом сюжетного динамизма, назовёт всё это «водой», но для меня снижение скорости чтения является побочным эффектом и нисколько не занижают субъективную оценку произведения. Если тебе понравится одно произведение Олди, то почти гарантированно понравятся и остальные — именно поэтому рука не поднимается ставить произведению более низкую оценку.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 ноября 2014 г.

На мой взгляд книга однозначно заслуживает внимания.

Но есть одно НО. Я думал что только у меня при прочтении возникало ощущение то крайней заинтересованности то чувство скуки, и даже желание бросить книгу.

Но почитав другие отзывы, успокоил свою душу :) я как все.!

Оценка: 6


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх