Из многих Одна из многих


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» > Из многих/Одна из многих (Pluribus), сериал, 2025
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Из многих/Одна из многих (Pluribus), сериал, 2025

Статья написана 9 января 12:09

Личность против Единения, или Раздумья о Галаксии-лайт

Iz_mnogix

Кэрол Стурка — автор женской романтической фантастики, не была полностью довольна своей жизнью. С одной стороны – деньги и популярность в определенных кругах, в основном среди одиноких дам среднего возраста. С другой – четкое понимание, что пишет она тупорылую хрень, и никак не найдет силы довести до ума серьезную книгу, должную показать, что она все же неплохой писатель.

Но одним не очень прекрасным вечером все психологические терзания Кэрол разом утратили актуальность.

Ведь радиосигнал, полученный одной обсерваторией из космоса, оказался инопланетным вирусом, напрочь изменившим облик гомо сапиенсов. И только Кэрол остается последней из людей, пытающейся отыскать противоядие, и вернуть все на круги своя.


Любопытный проект от сценариста «Иксфайлов», «Во все тяжкие» и «Хэнкока», показывающий один из возможных путей развития человечества и дарящий массу важных морально-этических вопросов. Играя на поле эдакой Галаксии-лайт, созданной лишь для гомо сапиенсов.

Не сильно ли переоценено значение Личности? Не может ли Единение быть прекраснее Индивидуальности? Или без изюминки конкретных, прожитых, индивидуальных людских чувств не выжить даже идеальной Общности? Из чего состоит Счастье? Людской эгоцентризм – баг или фича? Какую цену уместно платить за достижение мира, гармонии, и прочего благолепия во языцех? Будет ли эффективным общество, неспособное на убийство? И станет ли вселенная лучше, если земные гомо сапиенсы прекратят быть собой? С какими забавными и шокирующими фактами столкнутся обычные люди, познакомившиеся с коллективным разумом? И главное – что важнее – девушка, или спасение мира? Вопросов на подумать и поспорить, проект подгонит с головой.

E Pluribus unum на латыни: «из многих – единое», Ex Pluribus – «из множества».

Благо, фантдопущение сериала пускай и не оригинально (дядька Азимов шагнул изрядно подальше, чем Гиллиган, соединив в единый организм разумы и чувства всех живых существ и самой планеты), но используется нечасто. Особенно в жанре постапа.

Здешние инопланетяне не используют бластеры и огромные космокорабли, затеняющие целые города. Всего лишь вирус, объединяющий разумы людей в один коллективный организм (с нюансами, безусловно). Хранящий знания и память всех своих членов, передающий умения и навыки любому из них, кому они потребуются. Имеющий оригинальные ограничения, способ мышления и своеобразный взгляд на жизнь. Не способный причинить вреда никакой живой природе, включая растения. Искренне считающий состояние Единения вершиной эволюции. Вопросов к подобной структуре хватает, но все равно красиво.


С новым человечеством связана куча интересных кадров и забавных приколов. На диво гармоничное и красивое взаимодействие людских индивидуумов (бывших) при общей работе. Напоминающее завораживающие геометрические рисунки передвижения мурах в муравейнике, дающие возможность за час заполнить товарами немалый магазин. Легкая смена деятельности любого экс-человека, на щелчок пальцев переходящего от уборки трупов к пилотированию авиалайнера. Отсутствие вербального общения между бывшими гомо сапиенсами (на кой слова, ты со своей рукой часто переговариваешься?). Форма представления, используемая при обращении к нашей протагонистке: «перед тобой индивидуум такой-то». Позднее исключительное употребление словоформы «Мы» при разговоре с героиней. Постоянная милая, благостно-вежливая улыбка на лицах всех встречных (до определенного момента), исключительно позитивное восприятие событий (почти любых). Сильное воздействие негативных людских эмоций, направленных на «Мы».

Новое человечество несет мир, любовь, покой и взаимопонимание. Оно выпускает животных из зоопарков (со львами неаккуратненько получилось) и не способно убить даже комара или сорвать яблоко с ветви. Цвет кожи больше не значит ровным счетом ничего. Эффективность ставится во главу угла, для чего предпринимается централизованное распределение еды и лекарств. По ночам города больше не светятся подобно новогодним елкам: экономия, да и зачем? Преступления в прошлом (как и частная собственность), в темное время суток никто не работает. Прям утопия, право слово. Вот только индивидуальность…

Вокруг противостояния личности и общности крутится основной конфликт сериала. Нам показывают идеальное общество, где никто и никогда не будет один. Где все счастливы, нет конфликтов (наверное), а единение достигает абсолюта.

С другой стороны мы видим упорно цепляющихся за личность отщепенцев, блистающих во всем сиянии людского эгоцентризма. Некоторые из них проявляют себя не с лучшей стороны.

Взглянем на главную героиню. Махровая, не сильно умная эгоистка. Ехидная, инициативная, активная злюка. Саркастичная душнила, «очень независимый человек». Хамоватая баба, «тыкающая» всем подряд, помыкающая новым человечеством как прислугой. При этом не оставляющая надежды вернуть все на старые рельсы и предпринимающая для этого не самые благовидные действия.

Гордо принимающая одиночество и пытающаяся заполнить пустоту в душе различными ностальгическими развлечениями. До поры получается. Но лишь до поры, по мнению постановщиков: одиночество – вещь для человека непереносимая (серия с изоляцией Кэрол, где актриса пытается достичь вершин моноспектакля, типа Коллектора или Виновного (не дотягивает) , не пользуясь при этом костылями речи – хороша). Выясняющая, что безлюдность и покинутость — не самые лучшее состояние для человека. Определяющая для себя жизненные приоритеты в изменившихся обстоятельствах. Без развития образа не обойдется.

Одиночество штука непереносимая, если только ты не замкнутый и фанатичный парагвайский мужик, напрочь отрицающий изменения, упорно не идущий на контакт и готовый для возвращения старого мира подвергнуться самым смертельным опасностям.

Достойных актерских работ в сериале не сады. Взглянем на других отщепенцев.

Индийская зашоренная «я же мать» не слишком интересна. А вот французский бонвиван — хорош. Гедонист и сибарит, по полной наслаждающийся жизнью, с удовольствием пользующийся открывшимися возможностями, при этом не собирающийся менять их на Слияние с «Мы». Ну и парагваец, готовый изо всех сил сражаться за людскую индивидуальность и старый мир.

Новое человечество для нас будет воплощать Зося (Выдра ), женщина, чей типаж напоминает протагонистке героя ее авантюрно-приключенческих романов. «Пиратка» недурно справляется с задачей показать зрителю вблизи, как «Мы» понимают бытие. Абсолютная уверенность в правильности подхода к единению, не мешает трепетному отношению к отщепенцам (вероятно, в надежде присоединить их рано или поздно к себе). Вежливость и терпимость, неспособность расстроить собеседника, перемежается укоризненным и заботливым отношением к неприсоединившимся людям, как к капризным детям, не ценящим возможного счастья слияния с «Мы». Больным, ущербным, и страдающим от одиночества существам.

Время от времени постановщики вспоминают о детективной линии, когда Кэрол занимается расследованием обстоятельств Единения, собирает и систематизирует информацию о пришельцах, меняет стратегию и подход к ним, совершает шокирующие открытия, пытается отыскать способ спасения гомо сапиенсов. К финалу получая неожиданную «помощь зала».

Перемежается сюжет привычными глазу меланхолическими постапокалиптическими картинами, с бизонами на лужайках, волками во дворах, полными тишины магазинами, пустыми городами и прочими непременными признаками Конца света. Разве что без типичных зомби обошлось.

А вот особого внешнего действия от сериала ждать не стоит. Напряжение у Гиллигана внутреннее, полное черного юмора, рефлексий, сомнений, размышлений на тему судьбы гомо сапиенсов. Мило, но любители экшена могут заскучать.

Эрго. Приятное психологическое исследование одного из вероятных путей развития человечества, и взаимодействия старых и новых гомо сапиенсов. Недурно, но в 9 серий постановщики вложиться не удосужились. Парни, нас ждет второй сезон. Опять.

Режиссер: Винс Гиллиган, Гордон Смит, Адам Бернштейн, Мелисса Бернштейн, Зетна Фуэнтес, Ганджа Монтейру

В ролях: Рэй Сихорн, Каролина Выдра, Карлос Мануэль Весга, Алексис Берент, Мириам Шор, Маккензи Скотт, Майкл Рэй, Дженнифер Браво, Соледад Кампос, Питер Бергман, Каран Сони, Самба Шутте, Аллан МакЛеод, Меник Гунератне, Джек Майкселл





2361
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение9 января 12:23
путевый сериал и мне и жене понравилось. обычно я размышлял еслиб люди воопще с планеты исчезли оставив на своем месте кучки тряпья) но и этот вариант очень неплох.


Ссылка на сообщение9 января 18:07


Ссылка на сообщение9 января 18:15
цитата imra
Не сильно ли переоценено значение Личности? Не может ли Единение быть прекраснее Индивидуальности? Или без изюминки конкретных, прожитых, индивидуальных людских чувств не выжить даже идеальной Общности? Из чего состоит Счастье? Людской эгоцентризм – баг или фича? Какую цену уместно платить за достижение мира, гармонии, и прочего благолепия во языцех? Будет ли эффективным общество, неспособное на убийство?

Вот только создатели в середине сезона сами ответили на эти вопросы и четко указали за какую команду болеть. Дабы зрители не расходовали впустую углеводы на бесполезную мозговую работу.
Потенциал похерен — жаль, но все равно сериал — достойный представитель социальной фантастики.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 января 08:34
Согласен, в середине сериала чётко показывают, уже не просто намекают, что этот коллективный разум не так добросердечен и прост, а в итоге всё сваливается в банальную борьбу за индивидуальность уникальной снежинки) При просмотре почему-то на языке всё время вертелось одно мерзкое имя — Айн Рэнд...к чему бы это интересно?!;) К сожалению, не этого ожидаешь от авторов шедеврального «Во все тяжкие».


Ссылка на сообщение9 января 20:02
Смешали «Контакт» Сагана-Земекиса и «Кукловодов»/«Факультет» Хайнлайна/Родригеса. Ну и прочее из классики. Замах на рубль, удар на копейку. Разочарование года. Кинофантастика пережёвывает то, что в книжной фантастике стало общим местом лет 50 назад.

Второй сезон — это не прихоть, и не сценарная лажа, это финансы так выделили. Мол, задумка хорошая, до того режиссёр делал отличные сериалы, на тебе сразу на два сезона ресурсов.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 января 05:17
цитата С.Соболев
Смешали «Контакт» Сагана-Земекиса и «Кукловодов»/«Факультет» Хайнлайна/Родригеса. Ну и прочее из классики. Замах на рубль, удар на копейку.

Мне кажется, сериал вовсе не претендует на новизну фантастической компоненты. Его основная задача политическая: продемонстрировать в очередной раз, что лишь атомизация общества и звериная конкуренция между его членами — это залог развития и процветания, а любые формы коллективизма — это ужас, подавление святой коровы современного либерализма — личной индивидуальности, вырождение и упадок. Нас пугают по сути предельной формой коммунизма, до которой даже Маркс не додумался.
 


Ссылка на сообщение10 января 13:51
Хайнлан в «Кукловодах» об этом же. О тупости однородной серой массы. Идеи коммунизма тоже не зародились равномерно в гомогенной среде рейнских рабочих, а высказаны и сформулированы весьма яркими и необычными индивидуумами, сильно отклоняющимися от типажа среднего человека.
 


Ссылка на сообщение10 января 17:56
Ситуация у Хайнлайна один в один, конечно, но его роман не про «тупость серой массы». Это чисто приключенческая одномерная вещь, где вторжение — это абсолютное зло ради зла.
В сериале же заострили эту тему: новое общество — это буквально благорастворение воздухов, новый эдем. Нет войн, конфликтов, сплошной гуманизм, экологичность. У него прямо-таки нет недостатков. И плата за это только одна — отказ от атомизации и присущего ей неравенства — корня всех конфликтов, в пользу единства и сотрудничества.
Главный вопрос сериала: стоит ли бесконечная череда социальных конфликтов и войн нашей индивидуальности? И сериал как бы подсовывает нам ответ: конечно, да! Ты неповторимая снежинка и это ценнее всего!
Но мы, строго говоря, просто не можем себе представить ощущений и мотиваций индивида иного общества, лишённого животных страстей: зависти, корысти, стяжательства. Как не можем вообразить четвёртое пространственное измерение.
 


Ссылка на сообщение10 января 23:41
Включает ли гуманизм — каннибализм? (про фабрики еды вспоминаю). Куда делся научный поиск? Коллективный разум сразу стал бы решать научные загадки, но предпочёл вяло обслуживать дюжину нормисов. Получается научный поиск — антитеза спокойствию? Семь миллиардов тупых умов подавили семьсот нобелевских гениев?
 


Ссылка на сообщение11 января 01:09
цитата С.Соболев
Получается научный поиск — антитеза спокойствию?
Ну да. Возращение со звезд Лема примерно об этом
 


Ссылка на сообщение11 января 03:38
У них и каннибализм из гуманистических соображений. Они же даже яблоко сорвать не могут, им проще перерабатывать тела своих умерших. Очевидно, у них своеобразная мораль.
Научный поиск не исчез, но его цели могли изменится. Медицина работает, и они смогли разработать генетический метод поглощения и последних двенадцати отщепенцев через их стволовые клетки.
Любой прогресс — антитеза стабильности и покою. Но нам невдомёк, что для них прогресс. И нужен ли он им. Может для них главное — застыть в гармонии с природой.
И всё таки сериал не демонстрирует нам отупение миллиардов. Наоборот — самый рядовой человек способен на всё, чего добилась земная цивилизация: водить самолёты, делать хирургические операции и, наверно, в научном поиске участвовать. Впрочем, это ведь просто его тело. Разум-то единый.
 


Ссылка на сообщение11 января 14:29
Застыть в гармонии с природой лучше всего получилось в романе Курта Воннегута «Галапагосы» (1985).
 


Ссылка на сообщение11 января 16:30
Я бы на месте героини сериала предложил простой эксперимент: вылечить нескольких представителей плюрибуса от вируса, отключить их от единого разума, вернуть им их индивидуальность и попросить рассказать о своих ощущениях и как им больше нравится — по отдельности или вместе. Причём, выбрать не простых обывателей, а самых успешных в прошлом людей.
 


Ссылка на сообщение11 января 16:48
Наверное будет ощущение амнезии.
 


Ссылка на сообщение13 января 08:42
Они же сами говорили героине неоднократно, что у них это физическая и моральная потребность к поглощению — впитать героиню и оставшихся в свой социум. Они в принципе не могут добровольно от себя никого отсоединить и обречь его на такие невыносимые муки одиночества. Ну а вообще, сериал попахивает махровой и неприкрытой айнрэндовщиной)))
 


Ссылка на сообщение13 января 16:42
Да, нет, не попахивает. У Рэнд любой коллективизм — квинтэссенция зла. Здесь наоборот — всё настолько прекрасно, что даже страшно становится)
 


Ссылка на сообщение14 января 11:54
Ну, так, а в сериале они к этому исподволь, полу намёками и ведут, что там всё в итоге и окажется абсолютным злом.
 


Ссылка на сообщение11 января 01:07
цитата С.Соболев
Хайнлан в «Кукловодах» об этом же.
нет. У хайнлайна не коллективизм. А зомбирование ( в изначальном понимании термина)


Ссылка на сообщение9 января 20:02
Хороший сериал, да

Жаль только второй сезон ждать долго


Ссылка на сообщение10 января 00:49
Самое удивительное в сериале для меня то, что он входит в какие-то топы. По-моему он не более чем норм, до какого-нибудь первого сезона «Разделения» ему недостижимо далеко; и он беззубый, как беззуба проза Кэрол по мнению её подруги. Винс же ж ты Гиллиган, ты ж к Икс-Файлам руку прикладывал, ну что такое...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 января 09:00
Всё по повесточке, гг — сильная и независимая феминистка (наверника лесбиянка)
 


Ссылка на сообщение13 января 08:57
Так в сериале у неё жена есть в первой серии)))) Из 13 оставшихся только она и латинос воду мутят, а остальные 11 человек не правы и нужно им навязать волю двоих, всё как в жизни) Такое тамошним управителям общественного мнения, как сказал Борат: «Нраица»))
 


Ссылка на сообщение13 января 09:03
цитата raiden11
Коллективный разум здесь выступает в качестве абсолютного зла
но это уже не будет человеком)мне и от Геи Азимова было жутковато. а его э... Вполне себе фашисткое объяснение почему так надо)))
 


Ссылка на сообщение13 января 09:20
Мы в индивидуализме живём сейчас и потому знаем плюсы и минусы разных его формаций, а как будет с коллективным разумом, мы даже представить в принципе не можем, просто догадки и фантазии) Это ж на ступень выше всех современных коллектиных форм сосуществования. Вполне возможно, что это одна из прогрессивных веток развития человечества?! Но сомневаюсь я что-то, что авторы сериала пойдут по этому пути ибо «капитализм, счастье,....сь»)))
 


Ссылка на сообщение13 января 09:26
цитата raiden11
Вполне возможно, что это одна из прогрессивных веток развития человечества?!
конечно возможно0 Только это не будут люлюди. а насчет веток развития. так и ИИ если все захватит. он же тоже будет прогрессивная ветка0 если отбросить эмоции.. То возражение только одно. Коллективный разум это ЕДИНИЦА. Одна так сказать особь. Для общества же нужно как минимум две особи)
 


Ссылка на сообщение13 января 09:48
Тут уже полный полёт фантазии может быть)) В коллективном разуме всё взаимодействие может происходить совсем по иным законам, не доступным нашему пониманию, без сливания всех составляющих частей в одну однородную массу. Вот если вспомнить Кукушки Мидвича. Там у детей единый разум, но они остаются индивдумами. Со скрипом, ибо для нас чужды и пугающе из-за своей силы, но профессор, который их изучает, их там выделяет) Вернёмся к сериалу. Разум называет себя МЫ, насколько я помню, а это уже говорит о том, что он себя осознаёт не как ЕДИНИЦУ)
 


Ссылка на сообщение13 января 09:54
цитата raiden11
Тут уже полный полёт фантазии может быть)) В коллективном разуме всё взаимодействие может происходить совсем по иным законам, не доступным нашему пониманию, без сливания всех составляющих частей в одну однородную массу. Вот если вспомнить Кукушки Мидвича. Там у детей единый разум, но они остаются индивдумами. Со скрипом, ибо для нас чужды и пугающе из-за своей силы, но профессор, который их изучает, их там выделяет) Вернёмся к сериалу. Разум называет себя МЫ, насколько я помню, а это уже говорит о том, что он себя осознаёт не как ЕДИНИЦУ)
Угу) Но если опять же отброссить эмоции) то прогрессивно то что выживает. Выживет этот коллективный разум хорошо. если же
цитата
Из 13 оставшихся только она и латинос воду мутят, а остальные 11 человек не правы и нужно им навязать волю двоих, всё как в жизни)
двум индивидуумам удастся все сломать. Какой же он прогрессивный? Неустойчивый он получается)
 


Ссылка на сообщение13 января 10:32
цитата
двум индивидуумам удастся все сломать. Какой же он прогрессивный? Неустойчивый он получается)

Тогда бы и кина не было)))
 


Ссылка на сообщение13 января 10:34
))))


Ссылка на сообщение10 января 10:56
В планах на просмотр, раз Рэй Сихорн в ролях.


Ссылка на сообщение10 января 12:21
недавно как раз фильмец вышел и чем то схожестью сериал напомнил «Долина улыбок». (Учитель физкультуры Серджо Россетти, пытаясь забыть прошлое и начать новую жизнь, переезжает в маленькую деревню Ремис, обитатели которой оказываются необычайно спокойными людьми. Учитель знакомится с молодой владелицей местной гостиницы Микелой. Заметив его печаль, девушка рассказывает Серджо, что в деревне каждую неделю ночью проходит ритуал. Чтобы освободиться от собственной боли и переживаний, все жители собираются и обнимают подростка Маттео, которого называют ангелом Ремиса.) впринципе неплох и яркий пример того как можно путевые фильмы за дешево снимать.


Ссылка на сообщение13 января 22:49
Гиллиган гений конечно и Сихорн красотка. Но какую же омерзительно противную дуру она играет. Наверное что-то такое и должна исполнять автор фентези лав стори. Ну и уровень сюжетных допущений уж очень высок.А по сути это такая смесь сюжета из Бытия Брина для неумудренных в сайфае теле зрителей, только там был меметический вирус, а здесь обычный. Понятно что дальше они будут строить антенну для передачи дальше итд итп. И наверное секретно материальной   же черной нефти которая себя точно также вела и с похожими целями, но куда агрессивнее.
Все таки лучше Особи никто про seti атаку не снял.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 января 11:57
На счёт красотки — это конечно вкусовщина (по мне так на 6-очку))), но играет хорошо, хотя в Соле мне больше понравилась...и внешне там тоже интереснее...хотя, скорее всего просто моложе)


⇑ Наверх