Ле Гуин Волшебник


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» > Ле Гуин. Волшебник Земноморья
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Ле Гуин. Волшебник Земноморья

Статья написана 24 августа 2010 г. 15:13

http://www.fantlab.ru/images/editions/big/836" align=right style='margin-left:10px; max-width:600px'>

Первая трилогия цикла «Земноморье» уже много лет входит в число моих любимейших фэнтезийных произведений. Впервые я узнал о Земноморье еще студентом и на многие годы остался покорен этим удивительным архипелагом. Чем же столь привлекло меня это произведение.

Начну с самого простого. Необычный мир, состоящий из бесчисленного количества островов, разбросанных по  бескрайнему морю, очень красив. Урсула Ле Гуин удивительным образом соединяет в своем мире чудесное и реалистичное. Жизнь простых крестьян и рыбаков Земноморья не слишком отличается от жизни их земных собратьев. Но при этом магия на редкость органично вписана в эту жизнь. Да и сама идея мира-архипелага дает прекрасное поле для фантазий читателей. Как легко представить себя в мчащейся по волнам лодке рядом с героем, почувствовать вкус соленой воды на своих губах, увидеть как Солнце восходит прямо из океана. Изобилие же островов дает возможность автору показать совсем разные условия — от патриархальных порядков на Гонте до тоталитарной Каргадской империи. В конце концов, мир Земноморья просто красив. Вот бы на что посмотреть хоть краешком глаза! Не менее убедительно, чем красивое, автор показывает страшное и безобразное. Непросто припомнить более жуткое местечко, чем подземный лабиринт Безымянных из «Гробниц Атуана».

Еще один серьезный плюс произведений — богатство новыми на тот момент идеями. Это сейчас все кому не лень строчат о школах и университетах магии, а некогда школа на острове Рок была чуть ли не единственной в своем роде. Впрочем, до сих пор волшебства в школе, описанной Ле Гуин, гораздо больше, чем у множества ее последователей.

Еще одна идея, которая кочует с тех пор по разным произведениям — это магия имен. Действительно, чтобы овладеть неким явлением, надо сперва понять его истинную сущность, то есть узнать его настоящее имя. Думаю, многие современные ученые готовы согласиться с этим утверждением. А уж как красочно и убедительно описана эта магия!

Еще одна сильная сторона произведения — очень глубоко и тщательно проработанные образы героев, особенно самого Геда. Не так много в фэнтези произведений, где столь подробно показана вся жизнь героя, его юность, зрелость, старость. И именно испытания, которые Гед с честью выдержал в молодости, делают столь убедительным образ Геда — могущественного волшебника. Столь же убедительно показан и образ Ары/Тенары во второй части, ее нелегкая борьба с собой. А юный принц Аррен в третьей части во многом является отражением самого Геда. При этом характеры главных героев отнюдь не являются застывшими, они показаны нам в развитии, и мы воочию видим, как поступки героев определяют их судьбу. В результате за героев действительно боишься, им сочувствуешь, в них веришь. Впрочем, многие, даже эпизодические персонажи, очень хороши.

Еще один серьезный плюс произведений — их увлекательность. В каждой из трех частей достаточно приключений, ярких, эффектных эпизодов, при этом приключения тела удачно сочетаются с приключениями духа.

Ну и, наконец, самое важное. Цикл «Земноморье» не просто показывает читателю увлекательную и яркую картинку, он учит тех, кто внимательно вчитывается в книгу, учит простым, но очень важным вещам. «Волшебник Земноморья» напомнит нам, что в каждом человеке, даже в лучшем из нас, есть темная половина, которую надо непрестанно держать в узде. Книга предостережет нас от излишней самонадеянности, заставит вспомнить о цене подлинной дружбы, подскажет, что даже самую грозную опасность надо встречать лицом к лицу.

«Гробницы Атуана» немного о другом, Здесь речь в первую очередь идет о борьбе свободы и беззаконного порядка, о вызове Злу, которое настолько всеобъемлюще и привычно, что кажется совершенно несокрушимым, о выборе, который есть всегда.

«На последнем берегу» — история, которую стоит прочесть каждому из нас. Ведь всем нам когда-то придется встретиться со старостью, а потом и со смертью. Научиться встретиться с ней мужественно и достойно, а не пытаться избегнуть своей участи за счет других — очень нелегкий урок.

Хорошие книги — как старые друзья. Откроешь такую — и снова тобой овладеют теплые чувства, снова чувствуешь себя молодым и исполненным любопытства читателем, снова готов странствовать по диковинным мирам, изучать неизведанное и учиться у мудрых учителей. И «Волшебник Земноморья» для меня — одна из таких книг.





393
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 15:16
К любимым, как я понял, относится первая трилогия... а что же с остальными?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 15:58
Техану на порядок слабее, а дальше я и читать не стал. Вообще под старость Ле Гуин ударилась в феминизм и это очень сказалось на качествеее произведений
 


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 16:08
да Техану мне тоже как-то не очень понравилось, а вот дальше я как раз не читал...

цитата kkk72

Вообще под старость Ле Гуин ударилась в феминизм и это очень сказалось на качествеее произведений
к сожалению я об этом узнал недавно и уже столкнулся, читая ее в ОО... с тех пор отношусь с подозрением к СС.. 8-)
 


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 16:36

цитата sham

да Техану мне тоже как-то не очень понравилось, а вот дальше я как раз не читал...
Я тоже дальше не читал.

цитата sham

с тех пор отношусь с подозрением к СС..

На эту тему я даже думаю написать отдельный пост. Есть что обсудить.
 


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 16:13
«Техану» столь же хороша, как и первые три части, нет там никакого феминизма.

У меня тоже было это издание. Обложка — прелесть. Но я купила 2 тома в ШФ, а этот томик подарила. Даже жалко немного, но места мало в квартире.
 


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 16:37

цитата Veronika

«Техану» столь же хороша, как и первые три части, нет там никакого феминизма.
Может, просто маразм? Чего с Гедом сотворили!?
 


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 16:46
Костя, а что сотворили?? Своей волшебной силы он лишился в конце третьего романа. И на Рок отправился — там же.
В четвёртом романе реализовалась любовь Геда и Тенар. И дочку приёмную им автор подкинула, рожать своих детей им уже поздновато.
Что не так с Гедом???
 


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 16:51
Да это какое-то забитое существо, а не Гед.
 


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 17:24
Вовсе он не забитый, просто «отходняк» у него. Всю жизнь был магом, и вдруг перестал. Нелегко. Тенар ему очень помогла.
 


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 20:31

цитата

— Существует ли что-то помимо того, что ты зовешь Силой... возможно, то, что предшествует ей? Или сама Сила — лишь одно из проявлений некоего скрытого дара? Я вот о чем. Огион сказал о тебе однажды, что ты был волшебником еще до того, как научился азам магического искусства. Маг от рождения, говорил он о тебе. Я себе это так представляю: Силу может получить лишь тот, у кого есть для нее некое вместилище. Пустота, которую необходимо заполнить. Чем больше ниша, тем больше Силы туда поместится. Но если Силу туда не поместили, или она иссякла, или ее забрали у тебя... по-прежнему останется на месте...
— Та пустота, — закончил он.
— Пустота — это не самое подходящее слово.
— Вероятно, возможность? — предложил он, и тут же покачал головой. — Это предполагает возможность... восстановления.
— Мне кажется, что ты очутился тогда, на дороге, в нужное время и на нужном месте потому, что... из-за того, что это должно было случиться. И твоя «Сила» здесь ни при чем. Это просто случилось с тобой. Из-за твоей... пустоты.
Помолчав немного, он сказал:
— Все это не слишком противоречит тому, чему меня учили на Рокке, когда я был еще мальчишкой: истинная магия заключается в том, чтобы делать только то, что ты должен делать. Но ты говоришь о большем. Не поступать, а быть вынужденным поступить...
— Не думаю, что ты совершенно прав. Правильно ли ты поступишь или нет, зависит все же, прежде всего, от тебя самого.

Волшебная сила Геда, на мой взгляд — не в его знаниях, усвоенных на Роке. Она в самой его душе; это очень хорошо кореллирует с тем, что говорится в этой книге о «драконьем начале» в людях. Те, кто помнят, что когда-то были драконами — и есть волшебники.
Поэтому, простите, но я в упор не вижу в 4-м романе того, о чем все наперебой говорят. «Лишился магии»? Где, когда??? Его магия — это он сам. Его личность и его любовь к миру, к жизни...
В этом и состоит идея «Техану», если угодно.
Все разговоры о т. наз. «феминизме», насколько я понимаю, пошли от статьи Сапковского «Пируг». Не будь ее — никто бы эту волынку и не тянул.
Возможно, он здесь и есть, но играет отнюдь не главную роль. Смысл книги всё же — вот это вот «драконье» (читай: высшее духовное) начало в людях. Какого бы пола они ни были.
 


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 21:11

цитата glupec

Все разговоры о т. наз. «феминизме», насколько я понимаю, пошли от статьи Сапковского «Пируг». Не будь ее — никто бы эту волынку и не тянул.

Лично я убедился в том, что поздняя Ле Гуин мне совсем не идет задолго до того, как ознакомился со статьей Сапковского
 


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 21:29
Ну, мне она тоже не идет — но совсем по другой причине: ее в последнее время сильно стало «клинить» на сексуальной тематике (рассказы из сборника «День рождения мира» — тому подтверждение).
А к феминизму я, в принципе, индифферентен...8:-0
 


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 17:13

цитата kkk72

Техану на порядок слабее, а дальше я и читать не стал. Вообще под старость Ле Гуин ударилась в феминизм

цитата Veronika

«Техану» столь же хороша, как и первые три части, нет там никакого феминизма.

Ну, для полного спектра подкину ещё одно мнение: «Техану» существенно лучше первых трёх частей; феминизм есть, и отлично.
 


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 17:10
Тебе прям не угодить: педарасты не нравятся, феминистки не нравятся... Как жить?! o_O
 


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 20:43
Ну уж не с теми и не с другими:-)))


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 15:48
Настолько любил я первую трилогию, что из суеверных опасений НЕ стал читать 4энд соу он части. И сейчас не жалею об этом выборе.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 15:58
:beer:
 


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 16:14

цитата Buhrun

И сейчас не жалею об этом выборе.
Зря. Хорошие книги.


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 15:57
Обложка от издательства «Северо-Запад» — ностальгией повеело.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 15:59
Да, люблю это издание
 


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 19:04
Тоже читал «Волшебника» в этом издании. Правда, теперь его у меня уже нет. Первая трилогия, несомненно, одно из лучших произведений, что были созданы в жанре фэнтази. Впрочем, не буду ограничивать великое произведение принадлежностью к каким-то жанрам: это настоящая Большая Литература. Но продолжение читать что-то побаиваюсь. Да и вполне завершённой выглядит трилогия.
 


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 19:09

цитата Вертер де Гёте

Первая трилогия, несомненно, одно из лучших произведений, что были созданы в жанре фэнтази. Впрочем, не буду ограничивать великое произведение принадлежностью к каким-то жанрам: это настоящая Большая Литература.
:beer:

цитата Вертер де Гёте

вполне завершённой выглядит трилогия.
Вовремя остановиться — тоже большое искусство для автора.


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 16:08
Очень красиво написана рецензия :beer:
Как-то что-то я такое кажется читал, но воспоминания смутные. Надо будет занести в список для ознакомления :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 16:39
Попробуй!:beer:


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 16:21
читал года 2-3 назад не проняло:-(
перечитать что ли)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 16:46
Увы, совсем не знаю ваших вкусов, трудно что-то советовать


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 17:04
Незнаю даже, в свое время прочел 1-ю трилогию...Да написано красиво, стиль отличный...Но в целом ни один роман не зацепил, не поразил. Хотя опять же умом понимаю что написано мастерски. Но для меня по сути ни о чем.


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 17:06
Все хожу вокруг да около, хожу хожу, а все никак не возьмусь прочитать, хотя дома валяется именно издание С-З. Может пора отложить Оруэлла и взяться.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 17:38
Все-таки первая трилогия — то, что любителю фантастики прочесть стоит почти в обязательном порядке


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 17:20
А я смотрел фильм, очень нравится, давно думаю прочитать, но в электронном варианте не хочется, а покупать ли не знаю.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 17:40
В фильме они все изрядно переврали. А книгу прочесть стоит
 


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 18:00
А еще есть мультфильм Горо Миядзаки. Там, правда, от Ле Гуин почти ничего не осталось.
 


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 20:36
Ну почему — это просто мульт «по мотивам». Передает не сюжет какой-то одной из книг, а как бы... общее впечатление режиссера от тетралогии.
Мне он как раз понравился — http://fantlab.ru/blogart... 8-)
 


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 21:17

цитата glupec

Передает не сюжет какой-то одной из книг, а как бы... общее впечатление режиссера от тетралогии.

Ну, типа да. Мне мульт тоже понравился — сюжет, конечно, очень сумбурный, но снято (нарисовано) очень уж красиво. И музыка отличная.
 


Ссылка на сообщение1 сентября 2010 г. 19:17
О! Как раз хотела спросить: а как вам фильм? Потому что сама к нему не приросла совершенно. Возникло ощущение частично упрощения, частично прямой подмены понятий и идей. ИМХО не стала бы советовать «для ознакомления» и тем более для освежения в памяти. лучше ограничиться книгой. без видеоряда мир живее в этом случае...
 


Ссылка на сообщение1 сентября 2010 г. 21:44
У меня примерно те же впечатления


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 17:26
Давненько я читал «Земноморье». С ним, как и с «Властелином Колец» ознакомился после экранизации.
Во второй трилогии есть неплохой сборник рассказов(«Сказания Земноморья»). И эссе автора(с описанием мира Земноморья, если не ошибаюсь) в том сборнике, помню, понравилось.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 17:43
Я тоже читал давно, но, конечно, раньше, чем смотрел фильм.
 


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 17:44
Я начал с телесериала. Потом был рассказ из первых «Легенд». И тогда я взялся за цикл.


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 18:08
Я читала первые четыре романа (попалось издание «четыре в одном»). Честно говоря, впечатление осталось бледное. Понимаю, что классика и т.д., но «Земноморье» прошло мимо меня, совершенно не зацепив. В отличие от «Властелина колец», прочитанного незадолго до Ле Гуин.

И да, я согласна, что «Техану» на порядок слабее.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 18:56
Дело вкуса.
 


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 21:19
Ну, у меня вообще отношения с фэнтезийной «классикой» (за исключением Толкина) не складываются.
Страницы: 12

⇑ Наверх