Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 2 сентября 2010 г. 23:35

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Мое отношение к творчеству Столярова достаточно неоднозначно. Многие из его ранних произведений, написанные в жанре "социальный хоррор", произвели в свое время на меня сильное впечатление. Затем автор пустился в эксперименты с "турбореализмом". Несколько его произведений показались мне абсолютно нечитаемыми, и я на долгое время отказался от чтения Столярова. И только сейчас не выдержал и купил его новый сборник после долгого перерыва.

Должен сразу отметить ряд положительных моментов. Во-первых, от турбореализма не осталось и следа. Две первых повести сборника написаны в классической манере научной фантастики, читаются легко, а по сравнению с более ранними произведениями автора просто-таки кристально ясны.

Во-вторых, в своих повестях автор поднимает интересную проблематику. Здесь и виртуальная реальность, и место человека в мире будущего, и попытки уйти от действительности, и противостояние одиночки и тоталитарного общества. Словом, есть о чем задуматься, и есть кому посочувствовать. Несколько раз автор приятно меня удивил.

Мелодия мотылька.

Эта небольшая повесть написана в жанре классической НФ. В мире не столь уж отдаленного будущего планета поделена между крупными корпорациями. Каждый человек может всю жизнь прожить в своем замкнутом мирке, общаясь только с сотрудниками корпорации, питаясь едой, которую предоставляет корпорация, нося одежду, которую выпускает корпорация. Корпорация дает возможность своим сотрудникам развлекаться в виртуальной реальности и даже вести некую личную жизнь, но при условии сохранения безусловной лояльности. А если уж некий программный сбой даст возможность встретиться в виртуальной реальности мужчине и женщине из разных фирм, то эту ошибку надо непременно исправить. Конечно, настоящее чувство в таких условиях обречено на гибель, как правило, вместе с человеком, который позволил себе такую слабость.

Жизнь, нет, скорее существование человека будущего, и окружающий его мир описаны с пугающей тщательностью. Контроль за всей жизнью работника, система сложных бонусов и штрафов, заставляющая каждого действовать так, как выгодно руководству — все это выглядит вполне реалистично. Главная цель войн в мире будущего — заставить освобожденное население покупать продукцию своей корпорации. Да, здесь есть о чем задуматься.

Мир иной.

Еще одна повесть Столярова, в которой действие происходит в виртуальной реальности в относительно недалеком будущем. Но отнести эту историю к жанру киберпанка не совсем правильно, на мой взгляд. Скорее это своеобразная утопия, которая, увы, оказалась столь непрочной. Ведь главное в повести Столярова — не возможности, которые дает развитие компьютеров, не создание виртуального мира, а попытка создать новое общество, свободное от раздирающих человечество пороков, общество, состоящее из свободных, достойных, порядочных людей. Но то, что для одних стало возможностью уйти из этого мира и попыткой построить новый, более справедливый, для других стало шансом получить новое оружие, новые технологии. И, как всегда, простое человеческое счастье было принесено в жертву государственной необходимости. Грустный, но закономерный итог.

Написана эта история очень неплохо. К тому же автор вернулся к классической манере повествования. Вот только в концовке автор немного увлекся беготней и стрельбой, что несколько испортило общее впечатление.

Звезды и полосы

Традиции предаваться приятным, но нереалистичным мечтаниям живы в России со времен гоголевского Манилова. Вот и известный автор Столяров в числе других фантастов отдал дань подобным прожектам. В своих прогнозах и желаниях Столяров не оригинален. Главной проблемой, которая мешает нормально жить России и всему прочему миру, оказываются Соединенные Штаты Америки. Но если Александр Громов в своей «Исландской карте» просто стер Америку с глобуса, Столяров обрушивает на американцев более правдоподобные катаклизмы, начиная с технических сбоев в электронных терминалах и заканчивая полным разрушением экономики США и самого американского государства. Правда, по версии Столярова, все многочисленные бедствия почему-то обрушиваются со всей мощью на США, обходя прочие державы стороной.

Картина получается более чем странная. Достаточно метко подметив ряд слабостей американской экономики и государственной системы, Столяров упорно не замечает «бревна в российском глазу». Не менее сомнительно выглядят и прогнозы автора по поводу ликвидации государства Израиль, и по поводу экспансии Китая.

Но больше всего поразили меня прогнозы автора по поводу будущего России. Уничтожить Америку ради того, чтобы в северной столице все-таки не построили башню Газпрома мог только истинный питерский интеллигент. В итоге воспринимать прогнозы автора как сколько-нибудь реалистичный сценарий возможного будущего невозможно совершенно. Но и на тонкую шутку произведение Столярова не тянет. Пожалуй, этот тот случай, когда подобный прогноз больше говорит о самом авторе, чем о возможных ближайших перспективах человеческой цивилизации, а дельные мысли и наблюдения совершенно теряются в гуще совершенно бестолковых идей.

Пора бы россиянам не грезить о крахе Америки, а обратить внимание на гораздо более реальные проблемы своего государства.

Вывод.

"Мелодия мотылька" зацепила меня сильнее. В "Мире ином" автор несколько смазал концовку, но в целом, произведение, безусловно, заслуживает прочтения. Если бы и третье произведение сборника было написано в той же манере и на том же уровне, сборник бы занял место на моей книжной полке. Увы, Столяров-политолог и футуролог значительно слабее себя же фантаста. И все же позволю себе сдержанный оптимизм. Автор, которого я уже было окончательно вычеркнул из списка заслуживающих внимания, все же продемонстрировал прежнее мастерство хотя бы в двух из трех произведений. А значит, для меня Столяров снова вернулся в число писателей, новые книги которых стоит читать


Статья написана 2 сентября 2010 г. 20:32

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Если бы Ди Филиппо был художником, он, несомненно, рисовал бы шаржи. Во всяком случае, именно этот жанр получается у автора лучше всего. В своеобразном кривом зеркале автор показывает нам портрет 19 века — века огромных достижений науки, века крайнего социального расслоения, века самых неожиданных идей, века жестокого и наивного. Все эти крайности автор доводит до абсурда, до своеобразного абсолюта. Фирменная едкая манера дает возможность ди Филиппо балансировать на грани между насмешкой и откровенной издевокй. Порой его сатира очень удачна, а иной раз кажется, что автору изменяет чувство меры. С другой стороны, в остроумии автору не откажешь. А уж оригинальных, а порой и совершено безумных идей хватает в каждой из историй.

Неоднозначное впечатление производит и тот факт, что в качестве героев своих произведений автор нередко использует реальных исторических персонажей и не слишком с ними церемонится. Любит Ди Филиппо и использовать персонажей других авторов. При этом большинство из них выглядят совершенно карикатурными.

Каждую из повестей отличает сумбурный сюжет, но при этим за всем стебом скрываются и довольно интересные мысли и наблюдения автора.


Виктория.

Вот и состоялось мое знакомство с эпатажным затейником Ди Филиппо. Да, автор пишет бойко, очень бойко, не на грани фола, а далеко за этой гранью. Если в свое время Ленин назвал Льва Толстого «зеркалом русской революции», то в данном случае Ди Филиппо — кривое зеркало викторианской эпохи. И это кривое зеркало действительно отражает реалии Британской империи 19 века, но крайне причудливым и искаженным образом, в первую очередь подчеркивая всевозможные уродства и язвы на теле общества, доводя их до абсурда. Викторианская эпоха, как впрочем и многие другие, характеризуется в первую очередь внешней благопристойностью, за фасадом которой скрывалось немало отвратительных явлений. В то же время, 19 век — век торжества науки, ее стремительного развития, но и чрезмерной веры в ее достижения. И эти научные достижения автор тоже пародирует совершенно беспощадным образом. Перемешать прекрасное и безобразное, выдумку и явь, многократно подчеркнуть и преувеличить, да еще напихать в текст всевозможные аллюзии — вот стиль Ди Филиппо. При этом чем больше буйство фантазии, тем лучше. В результате королеву Англии на троне временно замещает антропоморфный тритон, проводятся испытания паровоза на уроновой тяге и это только некоторые из нахальных выдумок автора. Детективный сюжет произведения достаточно прост, зато фантазия автора безгранична.

Если вы серьезный джентльмен, который с уважением относится к британской монархии — не читайте эту повесть. Иначе вам придется вызвать писаку на дуэль и отстрелить охальнику не нос, как это случилось с одним из его персонажей, а нечто совсем другое.

Если же толерантность и политкорректность у вас на должном уровне, а вам хочется прочесть нечто странное и запоминающееся — попробуйте, как и я, начать знакомство с Ди Филиппо с этого произведения.


Готтентоты

На сей раз ди Филиппо превзошел сам себя по количеству разудалых шуток и издевок на квадратный сантиметр книжной страницы. В погоне за могущественным артефактом (каким именно, утонять не буду по цензурным соображениям) конкурируют между собой французский ученый, польский анархист, прусский рыцарь, марксистский агитатор, бур со своей женой-готтентоткой, парочка жидомасонов, африканский колдун-вудуист и прочая, не менее колорритная публика. Происходит все это в Новой Англии в 19 веке и сопровождается поистине американским размахом. Гротескные сцены сменяют одна другую, причем в фантазии автору не откажешь. Не помню, например, чтобы кто-то пытался утопить своих героев в патоке Как всегда, автор ехидно прохаживается по своим предшественникам — от Конан Дойля до Лавкрафта (особенно досталось последнему). Высказал свою позицию автор и по политическим вопросам. Досталось от него и расистам, и консерваторам, и коммунистам.

Герои Ди Филиппо скорее карикатурны. В авантюрном действе участвуют и вполне реальные исторические личности, и литературные герои других произведений, и собственные персонажи автора. При этом у каждого персонажа определенные черты настолько гипертрофировнаы, что он скорее похож на некий шарж, чем на портрет в реалистичной манере. сопереживать таким героям не очень-то хочется, зато посмеяться над ними можно вволю.

Несмотря на всю пародийность данной истории, ее вполне можно читать и как захватывающую приключенческую повесть. Не будучи скованным никакими рамками, автор закрутил сюжет донельзя, швыряя своих героев из огня да в полымя. В итоге получилась очень забавная и увлекательная приключенческо-пародийная история.

Уолт и Эмили.

Повесть «Уолт и Эмили» заметно выделяется из общего разгильдяйского тона сборника. Хотя ее начало давало все основания предполагать, что автор в очередной раз от души посмеется над своими персонажами. В качестве таковых на сей раз выступают знаменитые американские поэты 19 века Уолт Уитмен и Эмили Дикинсон. У этой истории получилось три грани. Одна из них — сатирическая, в привычном для ди Филиппо стиле высмеивает популярный в то время спиритизм. Гротескные персонажи, безумные идеи, в частности попытки попасть в мир мертвых на летающей шхуне — все это уже привычно для творчества автора. При этом количество удачных шуток и неожиданных ходов заметно меньше, чем в двух других повестях сборника. Вторая грань повести — мистическая, самая странная из всех. Она заметно выбивается из общего ритма повествования, а необычные картины загробного мира так и остаются определенной загадкой без начала и конца. И, наконец, третья грань этой истории — история неслучившейся любви двух очень талантливых, но не менеее странных людей. Пожалуй, именно в этом качестве повесть наиболее интересна. К тому же автор, вопреки своему обыкновению, не слишком вольничает с образами главных героев. В итоге, прочитав повесть, я погрузился в справочные издания и заметно расширил свои представления о американских поэтах 19 века.

К сожалению, все три грани повести не слишком удачно связаны друг с другом и выглядят несколько незавершенными, что ослабляет общее впечатление от произведения.

Итого.

Вопреки мнению большинства коллег больше всего мне понравились «Готтентоты», возможно, потому что это повесть — наиболее беззлобная и по-хорошему безумная, а вто «Виктория» все же показалась чересчур циничной.

«Стимпанк» — довольно необычный сборник. Он подойдет только читателям с довольно специфическим чувством юмора, а тем, кто воспринимает все чересчур серьезно, лучше сдержаться от знакомство с Ди Филиппо.


Статья написана 24 августа 2010 г. 15:13

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Первая трилогия цикла «Земноморье» уже много лет входит в число моих любимейших фэнтезийных произведений. Впервые я узнал о Земноморье еще студентом и на многие годы остался покорен этим удивительным архипелагом. Чем же столь привлекло меня это произведение.

Начну с самого простого. Необычный мир, состоящий из бесчисленного количества островов, разбросанных по бескрайнему морю, очень красив. Урсула Ле Гуин удивительным образом соединяет в своем мире чудесное и реалистичное. Жизнь простых крестьян и рыбаков Земноморья не слишком отличается от жизни их земных собратьев. Но при этом магия на редкость органично вписана в эту жизнь. Да и сама идея мира-архипелага дает прекрасное поле для фантазий читателей. Как легко представить себя в мчащейся по волнам лодке рядом с героем, почувствовать вкус соленой воды на своих губах, увидеть как Солнце восходит прямо из океана. Изобилие же островов дает возможность автору показать совсем разные условия — от патриархальных порядков на Гонте до тоталитарной Каргадской империи. В конце концов, мир Земноморья просто красив. Вот бы на что посмотреть хоть краешком глаза! Не менее убедительно, чем красивое, автор показывает страшное и безобразное. Непросто припомнить более жуткое местечко, чем подземный лабиринт Безымянных из «Гробниц Атуана».

Еще один серьезный плюс произведений — богатство новыми на тот момент идеями. Это сейчас все кому не лень строчат о школах и университетах магии, а некогда школа на острове Рок была чуть ли не единственной в своем роде. Впрочем, до сих пор волшебства в школе, описанной Ле Гуин, гораздо больше, чем у множества ее последователей.

Еще одна идея, которая кочует с тех пор по разным произведениям — это магия имен. Действительно, чтобы овладеть неким явлением, надо сперва понять его истинную сущность, то есть узнать его настоящее имя. Думаю, многие современные ученые готовы согласиться с этим утверждением. А уж как красочно и убедительно описана эта магия!

Еще одна сильная сторона произведения — очень глубоко и тщательно проработанные образы героев, особенно самого Геда. Не так много в фэнтези произведений, где столь подробно показана вся жизнь героя, его юность, зрелость, старость. И именно испытания, которые Гед с честью выдержал в молодости, делают столь убедительным образ Геда — могущественного волшебника. Столь же убедительно показан и образ Ары/Тенары во второй части, ее нелегкая борьба с собой. А юный принц Аррен в третьей части во многом является отражением самого Геда. При этом характеры главных героев отнюдь не являются застывшими, они показаны нам в развитии, и мы воочию видим, как поступки героев определяют их судьбу. В результате за героев действительно боишься, им сочувствуешь, в них веришь. Впрочем, многие, даже эпизодические персонажи, очень хороши.

Еще один серьезный плюс произведений — их увлекательность. В каждой из трех частей достаточно приключений, ярких, эффектных эпизодов, при этом приключения тела удачно сочетаются с приключениями духа.

Ну и, наконец, самое важное. Цикл «Земноморье» не просто показывает читателю увлекательную и яркую картинку, он учит тех, кто внимательно вчитывается в книгу, учит простым, но очень важным вещам. «Волшебник Земноморья» напомнит нам, что в каждом человеке, даже в лучшем из нас, есть темная половина, которую надо непрестанно держать в узде. Книга предостережет нас от излишней самонадеянности, заставит вспомнить о цене подлинной дружбы, подскажет, что даже самую грозную опасность надо встречать лицом к лицу.

«Гробницы Атуана» немного о другом, Здесь речь в первую очередь идет о борьбе свободы и беззаконного порядка, о вызове Злу, которое настолько всеобъемлюще и привычно, что кажется совершенно несокрушимым, о выборе, который есть всегда.

«На последнем берегу» — история, которую стоит прочесть каждому из нас. Ведь всем нам когда-то придется встретиться со старостью, а потом и со смертью. Научиться встретиться с ней мужественно и достойно, а не пытаться избегнуть своей участи за счет других — очень нелегкий урок.

Хорошие книги — как старые друзья. Откроешь такую — и снова тобой овладеют теплые чувства, снова чувствуешь себя молодым и исполненным любопытства читателем, снова готов странствовать по диковинным мирам, изучать неизведанное и учиться у мудрых учителей. И «Волшебник Земноморья» для меня — одна из таких книг.


Статья написана 24 августа 2010 г. 08:03

Подвожу итоги обсуждения, состоявшегося два поста тому назад:-)

Для начала — большое спасибо всем коллегам, которые высказали свои предложения и пожелания. Постараюсь по возможности учесть их.

Наибольший интерес у читателей колонки вызвал роман Кузнецовой "Золотая свирель". Заказ принят. Учитывая объем романа, за недельку отзыв будет готов. Первое впечатление — оригинальная история, хотя и очень женская.

Также больше одного раза упоминались "Эйфельхайм" Флинна, "Облачный атлас" Митчелла, что-нибудь из Флевелинг. Очень интересный набор. Постараюсь в сентябре его осилить.

Очень интересное предложение выдвинул Крафт. Действительно, на большинство самых моих любимых книг я написал отзывы еще в 2007 году. И эти отзывы чересчур скупы и лаконичны, а написать о многих книгах хотелось бы больше. Итак, в колонке будет открыта рубрика "Мои любимые книги", и начнется она с "Посмотри в глаза чудовищ" Лазарчука/Успенского.

Не менее заманчивым выглядит и предложение chimera — дать некий цельный обзор творчества того или иного автора. Задача очень сложная, но интересная. Пожалуй, в серьезном литературоведческом анализе мне с мэтрами не тягаться, но рассказать о том, что мне наиболее запомнилось в творчестве авторов, я попробую. Но это задание потребует определенной подготовки, так что первый блин будет чуть позже.


Статья написана 23 августа 2010 г. 12:42

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

В очередной раз со всей очевидностью убедился: «черное фэнтези» — совершеннно не мое направление в литературе. Книга Моргана оставила у меня крайне противоречивое впечатление. С одной стороны, писательское мастерство автора очевидно. С другой стороны, отвращение от описываемых сцен в результате перевесило все интересное, что есть в этом романе.

Попробую упорядочить свои впечатления. Перед нами — достаточно типичное начало фэнтезийного эпика. В центре внимания — три линии героев, которых связывает в прошлом участие в кровавом сражении, отстоявшем само существование рода человеческого, а сейчас судьба разбросала по разным странам. Их похождения дают возможность разобраться подробней в устройстве мира и о ситуации, которая в нем сложилась.

А ситуация эта более чем непростая. Среди основных действующих игроков на карте мира — могущественная империя, напоминающая то ли Рим периода упадка, то ли некую восточную деспотию, лига торговых городов, возглавляемая влиятельными олигархами, и воинственные племена варваров-кочевников. Лет десять назад все человеческие государства были вынуждены временно объединить свои усилия, сражаясь с чешуйчатыми ящерами, на стороне которых выступали и драконы. В резльтате долгой и кровавой войны ящеры были наголову разгромлены и между государствами людей снова обострились отношения. Однако сейчас всему человечеству начинает угрожать новая, еще более грозная опасность.

Долгое время союзниками людей были могущественные странники между мирами — кириаты. Однако, недавно почти все кириаты покинули этот мир, оставив после себя различные артефакты и даже необычных существ-киборгов Кормчих. Вскоре после их ухода в этот мир начинают вновь проникать старинные враги кириатов — двенды, загадочные существа, наделенные особым могуществом и способные скользить между мирами. В затевающуюся большую игру вмешиваются и боги кочевников, борющиеся за власть между собой.

Как видим, Моргану удалось создать сложный и интересный мир, дающий огромные возможности для развития сюжета, разгадывания героями всевозможных тайни загадок, плетения хитроумных интриг. Хотя, возможно, автор и перестарался, пытаясь соединить совсем уж несоединимые элементы. Боги, драконы, киборги, инопланетяне — уж очень слабо все это стыкуется между собой.

Теперь о действующих лицах. С одной стороны, автор действительно подробно и тщательно описывает своих главных героев. С другой стороны, психологические портреты этих героев не слишком стыкуются с их поведением. Отличительная особенность всех трех героев — принадлежность к двум разным обществам и вытекающий отсюда психический надлом и странности в поведении. Итак, знакомтесь.

Первый из героев — Рингил Эскиат. Выходец из знатной и зажиточной семьи, прекрасный воин, герой войны с чешуйчатыми, истерик, псих, гомосексуалист, алкоголик и наркоман

Аркет, наполовину кириатка, наполовину человек, участница войны с чешуйчатыми, советница и доверенное лицо императора, наркоманка.

Эгар — герой войны с чешуйчатыми, а ныне — весьма неудачливый вождь племени махаков, отчаянный бабник, что на фоне его товарищей выглядит просто как-то несолидно.

С одной стороны, автор удачно описывает своих героев, пораженных «Фронтовым синдромом», людей, которые так и не смогли найти себе места в мирной жизни. Кто-то, как Аркет, заглушает в себе боль наркотиками, кто-то, как Рингил, лезет в любую ссору, превращая ее в кровавую резню. С другой стороны, сочетание их качеств выглядит достаточно неестественным. Дело не в том, что великий воин не может быть «голубым». Но вот псих и наркоман едва ли будет прекрасным фехтовальщиком. И никакой кириатский меч ему не поможет. А человек, который на каждом шагу пытается затеять ссору и закончить ее резней, просто обычно долго не живет.

Эпизодические персонажи описаны с переменным успехом. Кто-то, как мать Рингила, достаточно удачно, кто-то, как шаман махаков — явно карикатурно.

Теперь о самом проблематичном — авторском стиле. Очевидно, что автор может писать хорошо. Если захочет. Роман удачно скомпонован. Авто умело дозирует информацию для читателей, добавляет напряжения в нужные моменты. Многие загадки и тайны романа действительно интересны, неожиданны, увлекательны. Некоторые же эпизоды на удивление удачны и красивы. Но гораздо больше в романе эпизодов мерзких, грязных, отталкивающих. И дело не только в пресловутой натуралистичной сцене гомосексуального полового акта. Там и гетеросексуальных сцен хватает. То уважаемый шаман на досуге займется садомазо с летальным исходом. То всякие девки сосут с причмокиванием у геройского вождя. И все это описывается с тщательностью немецкого порнофильма во всех подробностях. Примерно такой же подход у автора к описанию боевых сцен. С большим удовольствием Морган рассказывает о волочащихся кишках, отрубленных руках, фонтанах крови и так далее. Понятное дело, что на войне этого хватает, но излишний натурализм отнюдь не добавляет художественности произведению. Хватает в романе и мерзких эпизодов, связанных с работорговлей и многочисленными человеческими пороками. В итоге, добавив в свое произведение кучи грязи, литры крови и спермы, автор, конечно сдела из обычной, достаточно качественной фэнтези, «черную». Но лично меня это только отвратило от романа. К тому же, пытаясь показать негатив везде, где только можно, автор порой противоречит сам себе. Например, Аркет встречается с императором в секретном месте на островке, чтобы не дай бог никто их не подслушал. При этом император выслушивает ее доклад, толком не отрываясь от очередной наложницы. Велика ли цена такой секретности?

Вывод. Читателям с крепкими нервами и гибкими моральными устоями этот роман вполне может быть интересен. Для более брезгливых и впечатлительных от чтения романа Моргана лучше воздержаться.

P.S. Для тех, кто хочет подробней узнать мое мнение по поводу подобной "черной фэнтези" — маленький бонус





  Подписка

Количество подписчиков: 389

⇑ Наверх