Ле Гуин Волшебник


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» > Ле Гуин. Волшебник Земноморья
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Ле Гуин. Волшебник Земноморья

Статья написана 24 августа 2010 г. 15:13

http://www.fantlab.ru/images/editions/big/836" align=right style='margin-left:10px; max-width:600px'>

Первая трилогия цикла «Земноморье» уже много лет входит в число моих любимейших фэнтезийных произведений. Впервые я узнал о Земноморье еще студентом и на многие годы остался покорен этим удивительным архипелагом. Чем же столь привлекло меня это произведение.

Начну с самого простого. Необычный мир, состоящий из бесчисленного количества островов, разбросанных по  бескрайнему морю, очень красив. Урсула Ле Гуин удивительным образом соединяет в своем мире чудесное и реалистичное. Жизнь простых крестьян и рыбаков Земноморья не слишком отличается от жизни их земных собратьев. Но при этом магия на редкость органично вписана в эту жизнь. Да и сама идея мира-архипелага дает прекрасное поле для фантазий читателей. Как легко представить себя в мчащейся по волнам лодке рядом с героем, почувствовать вкус соленой воды на своих губах, увидеть как Солнце восходит прямо из океана. Изобилие же островов дает возможность автору показать совсем разные условия — от патриархальных порядков на Гонте до тоталитарной Каргадской империи. В конце концов, мир Земноморья просто красив. Вот бы на что посмотреть хоть краешком глаза! Не менее убедительно, чем красивое, автор показывает страшное и безобразное. Непросто припомнить более жуткое местечко, чем подземный лабиринт Безымянных из «Гробниц Атуана».

Еще один серьезный плюс произведений — богатство новыми на тот момент идеями. Это сейчас все кому не лень строчат о школах и университетах магии, а некогда школа на острове Рок была чуть ли не единственной в своем роде. Впрочем, до сих пор волшебства в школе, описанной Ле Гуин, гораздо больше, чем у множества ее последователей.

Еще одна идея, которая кочует с тех пор по разным произведениям — это магия имен. Действительно, чтобы овладеть неким явлением, надо сперва понять его истинную сущность, то есть узнать его настоящее имя. Думаю, многие современные ученые готовы согласиться с этим утверждением. А уж как красочно и убедительно описана эта магия!

Еще одна сильная сторона произведения — очень глубоко и тщательно проработанные образы героев, особенно самого Геда. Не так много в фэнтези произведений, где столь подробно показана вся жизнь героя, его юность, зрелость, старость. И именно испытания, которые Гед с честью выдержал в молодости, делают столь убедительным образ Геда — могущественного волшебника. Столь же убедительно показан и образ Ары/Тенары во второй части, ее нелегкая борьба с собой. А юный принц Аррен в третьей части во многом является отражением самого Геда. При этом характеры главных героев отнюдь не являются застывшими, они показаны нам в развитии, и мы воочию видим, как поступки героев определяют их судьбу. В результате за героев действительно боишься, им сочувствуешь, в них веришь. Впрочем, многие, даже эпизодические персонажи, очень хороши.

Еще один серьезный плюс произведений — их увлекательность. В каждой из трех частей достаточно приключений, ярких, эффектных эпизодов, при этом приключения тела удачно сочетаются с приключениями духа.

Ну и, наконец, самое важное. Цикл «Земноморье» не просто показывает читателю увлекательную и яркую картинку, он учит тех, кто внимательно вчитывается в книгу, учит простым, но очень важным вещам. «Волшебник Земноморья» напомнит нам, что в каждом человеке, даже в лучшем из нас, есть темная половина, которую надо непрестанно держать в узде. Книга предостережет нас от излишней самонадеянности, заставит вспомнить о цене подлинной дружбы, подскажет, что даже самую грозную опасность надо встречать лицом к лицу.

«Гробницы Атуана» немного о другом, Здесь речь в первую очередь идет о борьбе свободы и беззаконного порядка, о вызове Злу, которое настолько всеобъемлюще и привычно, что кажется совершенно несокрушимым, о выборе, который есть всегда.

«На последнем берегу» — история, которую стоит прочесть каждому из нас. Ведь всем нам когда-то придется встретиться со старостью, а потом и со смертью. Научиться встретиться с ней мужественно и достойно, а не пытаться избегнуть своей участи за счет других — очень нелегкий урок.

Хорошие книги — как старые друзья. Откроешь такую — и снова тобой овладеют теплые чувства, снова чувствуешь себя молодым и исполненным любопытства читателем, снова готов странствовать по диковинным мирам, изучать неизведанное и учиться у мудрых учителей. И «Волшебник Земноморья» для меня — одна из таких книг.





394
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 20:20
Из-за нелюбви к бессмысленным пацифизму и гуманизму книга не очень впечатлила в свое вермя. Но с тем, что она на несколько порядков выше современных авторов, безусловно согласен. Может когда перечитаю.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 20:36
Гуманизм не может быть бессмысленным:-[


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 20:48
И у меня это издание сохранилось, надо как-нибудь перечитать. Книжка к прочтению обязательна, не то что всякие, про которых недавно так много говорили
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 21:09

цитата vitaliypvv

Книжка к прочтению обязательна,
:beer:


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 21:08
Тоже очень люблю эту книгу, которую прочитал где-то в том же возрасте, что и ВК. Не сказал бы, что Техану и иже с ней хуже основной трилогии, просто они иные, и не всем по вкусу... Вообще, ВЗ книга, такая... осенняя... её нужно читать под барабанящий по стёклам дождь.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 21:10

цитата AlisterOrm

Вообще, ВЗ книга, такая... осенняя... её нужно читать под барабанящий по стёклам дождь.
У меня с осенью ассоциируется только третья часть, «На последнем берегу»


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 21:24
Надо бы переосмыслить ее.Книга была одной из первых из фантастики вместе с «Властелином колец» у меня в личной библиотеке.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 21:37
У меня тоже.


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 22:01
kkk72 признайтесь, эта рецензия написана Вами несколько лет назад? Такое чувство, что читаю школьное сочинение. Все эти: Еще один серьезный плюс, Еще одна идея, Еще одна сильная сторона, Еще один серьезный плюс. А особенно убило: изучать неизведанное и учиться у мудрых учителей. Очень уважаю Ваше мнение и совсем не хочу обидеть, но по сравнению с прошлыми великолепными рецензиями, эта похожа на халтуру.
P.S.: ещё раз извините, просто, очень сильно в глаза бросилось.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 22:05

цитата Pavinc

эта рецензия написана Вами несколько лет назад

Нет, сегодня.

цитата Pavinc

эта похожа на халтуру.

Значит, не очень получилась. Увы. Писать отзывы на любимые произведени непросто
 


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 22:07

цитата kkk72

Писать отзывы на любимые произведени непросто

Полностью согласен, без обид? :beer:
 


Ссылка на сообщение24 августа 2010 г. 22:50
:beer:


Ссылка на сообщение25 августа 2010 г. 18:12
   А по-моему, основная трилогия не лучше. Просто сначала был фейерверк фантазии, событий и чувств. А все остальное более спокойное. Как бурная юность и спокойная, но немного скучная старость.
А магия имен меня в университете вдохновила на работы по психолингвистике и психолингвистическому программированию. Вот только жизнь-жестянка времени мало оставила на это интересное занятие. Так и осталось просто увлечение.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 августа 2010 г. 18:46

цитата stewra darkness

Просто сначала был фейерверк фантазии, событий и чувств. А все остальное более спокойное. Как бурная юность и спокойная, но немного скучная старость.
Во второй и в третьей части напряжения не меньше, просто оно другое, более внутреннее, чем внешнее


Ссылка на сообщение26 августа 2010 г. 11:36

цитата kkk72

Еще одна идея, которая кочует с тех пор по разным произведениям — это магия имен. Действительно, чтобы овладеть неким явлением, надо сперва понять его истинную сущность, то есть узнать его настоящее имя. Думаю, многие современные ученые готовы согласиться с этим утверждением.


Неудачная мысль (про «современных ученых» особенно). Со времен каменного века в основе любой первобытной «магии» лежит вера в то, что у каждой вещи, явления, процесса есть свое «настоящее», «истинное» имя, и вообще — Слово первично. Ритуалы и камлания призваны через «настоящие», правильные слова изменить реальность. Ле Гуин — литератор, дочь антропологов — не могла об этом не знать. Так что приоритет не за ней. :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 августа 2010 г. 12:34

цитата Тэр

Со времен каменного века в основе любой первобытной «магии» лежит вера в то, что у каждой вещи, явления, процесса есть свое «настоящее», «истинное» имя, и вообще — Слово первично.

Отнюдь не любой.

цитата Тэр

Ле Гуин — литератор, дочь антропологов — не могла об этом не знать. Так что приоритет не за ней.

В фантастической литературе — одна из первых.
 


Ссылка на сообщение27 августа 2010 г. 18:51

цитата kkk72

> Ле Гуин — литератор, дочь антропологов — не могла об этом не знать. Так что приоритет не за ней.
В фантастической литературе — одна из первых.

цитата «Хоббит»

— Я друг медведей и гость орлов. Я Носитель Кольца и Приносящий Удачу. Я Ездок на Бочках, — продолжал Бильбо (...) Конечно, так и следует разговаривать с драконами, если вы не хотите открыть им свое настоящее имя (это мудро)

Ле Гуин развивала идею, намеченную еще Профессором.
 


Ссылка на сообщение27 августа 2010 г. 19:39
Толкиен, конечно, выдающийся филолог и наверняка повлиял на Ле Гуин. Но между нежеланием хоббита открыть свое имя врагу и системой Истинных имен — огромная пропасть
 


Ссылка на сообщение27 августа 2010 г. 19:41
Смысл, во всяком случае, тот же. Кто знает имя — тот имеет власть над его носителем.
И потом, я так и сказал — «намеченную»:-)
 


Ссылка на сообщение27 августа 2010 г. 20:35

цитата glupec

Кто знает имя — тот имеет власть над его носителем.

У Толкиена этого и в помине нет. Услышав одно из прозвищ хоббита, Смауг кинулся мстить озерным жителям. Причем тут власть над носителем имени?
 


Ссылка на сообщение27 августа 2010 г. 21:01

цитата

Услышав одно из прозвищ хоббита, Смауг кинулся мстить озерным жителям.

Бильбо про это, если Вы помните, даже сперва не подумал. Он просто руководстводвался принципом — «так с врагом» себя не ведут. (Там же говорится: это было мудро).
Откуда он мог знать, что это — мудро? Из поверий там каких-н., народных наблюдений... В общем, мог.

цитата

Причем тут власть над носителем имени?
Услышав одно из прозвищ хоббита, Смауг...и т.д.
Имя и прозвище — разные вещи. Знает дракон хоббита под именем «Ездок на Бочах» — и беда будет кому-то другому (горожанам), но не самому Бильбо. А вот если бы он его знал как Бильбо — то мог бы ему лично гадость сделать. Заколдовать, в мысли пролезть, заставить предать товарищей...
«В Волшебнике» так же, и даже подчеркнуто: разговаривая с драконом, будь осторожен — ему ведома Древняя Речь => Имена тоже.
 


Ссылка на сообщение27 августа 2010 г. 21:15

цитата glupec

А вот если бы он его знал как Бильбо — то мог бы ему лично гадость сделать. Заколдовать, в мысли пролезть, заставить предать товарищей...

Или совершенно не колдовским способом отыскать и сожрать. Как-то еще в далекие школьные годы меня изловили гопники в чужом районе и тоже начали разговор с «Пацан, как тебя зовут, как твоя фамилия». Я им чего-то соврал, хотя опасался отнюдь не того, что меня заколдуют:-)))
Нигде у Толкиена не упоминается, что знание истинного имени дают власть над носителем этого имени. По крайней мере, в Хобите и ВК этого точно нет
 


Ссылка на сообщение27 августа 2010 г. 21:26

цитата

Нигде у Толкиена не упоминается, что знание истинного имени дают власть над носителем этого имени. По крайней мере, в Хобите и ВК этого точно нет

Но Толкин прекрасно разбирался в мифологических представлениях своего народа. Там неминуемо должно было иметься нечто подобное — это вообще всем народам присуще.

цитата

По крайней мере, в Хобите и ВК этого точно нет

цитата

Разговаривать с драконами нужно именно так, когда не хочешь раскрыть свое настоящее имя (это мудро)
«Мудрый» (wise) — это у Толкина синоним к слову «маг» (Wizard). Доказано записями его сына (Кристофера), и всё такое. Т.е., «это мудро» — значит «это была такая магия» (напнмню Вам, что в прологе упоминается, что хоббиты некоторыми остатками своей магии до сих пор владеют — умеют быстро исчезать, и т.п. Был у них и фольклор какой-то, м.б., и по мелкой магии тоже).
Короче: не вижу протиыворечия. у Толкина не говорится прямо — лишь намекается. Но намек этот все же есть.
 


Ссылка на сообщение27 августа 2010 г. 21:28

цитата glupec

Но Толкин прекрасно разбирался в мифологических представлениях своего народа. Там неминуемо должно было иметься нечто подобное — это вообще всем народам присуще.

-Суслика видишь?
-Нет.
-А он есть:-)))
По-моему, в данном случае вы выдаете желаемое за действительное. Впрочем, не буду спорить
 


Ссылка на сообщение27 августа 2010 г. 21:33
...и правильно; спорить не стоит -- стоит комментарии к «Хоббиту» читать. Где всё это обгложено и разжёвано уже много раз до нас
 


Ссылка на сообщение27 августа 2010 г. 21:35

цитата glupec

стоит комметарии к «Хоббиту» читать.
Чьи? Авторские?
 


Ссылка на сообщение27 августа 2010 г. 21:40
Я лично читал английское (почти не сокращенное и не адаптированное ) издание «Хоббита» для студентов наших вузов. Там были комментарии (сейчас не помню, чьи), и, по-моему, про это самое «this is wise=this is magic» — в коментах говорилось. И про «имя=власть» -- тоже.
Сейчас вряд ли эу книгу найдешь... а из доступных — посмотреть бы, как там у Каменкович...
 


Ссылка на сообщение27 августа 2010 г. 22:26
То есть некий комментатор к почти не сокращенному изданию выдвинул такое предположение? Что ж, гипотеза имеет право на существование8-)
 


Ссылка на сообщение27 августа 2010 г. 22:30

цитата kkk72

То есть некий комментатор к почти не сокращенному изданию выдвинул такое предположение?
Насколько я помню — да.
 


Ссылка на сообщение27 августа 2010 г. 21:30

цитата

отыскать и сожрать

...Если уж такой переполох вызвало вселение дракона в Гору — то выход наружу был бы ещё большим переполохом. Змею банально стало бы уже не до жертвы...


Ссылка на сообщение27 августа 2010 г. 13:19
Точно помню как и когда познакомилась с творчеством этого, ставшего в последствии самым любимым, автора: год 1988, деревенский дом родителей моего мужа и целый шкаф, забитый подшивками из журналов «Химия и жизнь», «Наука и техника», «Новый мир» и пр.пр.пр. Книгу с собой не взяла, поэтому отправилась на поиски чего бы почитать к этому антикварному монстру. А потом уже тщательно отбирала журналы, в которых на протяжении полугода печатался «Волшебник Земноморья». И даже «Гробницы Антуана» откопала. И к соседу, зажавшему взятый на время журнальчик, сбегала, чтобы продолжение прочитать. А вернувшись домой, метнулась в библиотеку за книгой. Потом долгие годы мечтала купить себе эти книги, но времена были не шибко денежные и предпочтение отдавалось сначала учебной литературе для себя, потом детским книгам. Три года назад купила всю Ле Гуин в «ШФ» — и по новой влюбилась в ее книги. С большим удовольствием заметила, что дети в полной мере разделили мое увлечение ее творчеством. Лично мне книги «Земноморье» нравятся гораздо больше, чем экранизация, но положительным моментом выхода фильма считаю появившийся у 9-летнего сына интерес и состоявшееся в последствии совместное с ним прочтение «Волшебника Земноморья». Кстати, для меня это было уже 3-е прочтение. Замечу, что некоторые оттенки, нюансы были оценены мной только этим летом, спустя более чем 20 лет после первого знакомства с книгой. Издание «ШФ» благополучно останется в родительском доме, себе же намерена купить новое.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 августа 2010 г. 15:20
А я как раз читал в Северо-Западе, году в 92 и всю трилогию целиком. Мне это издание до сих пор кажется одним из лучших. А вот экранизация мне не понравилась. Слишком много вольностей они допустили.
 


Ссылка на сообщение27 августа 2010 г. 20:25

цитата kkk72

А я как раз читал в Северо-Западе, году в 92 и всю трилогию целиком
Значит, я читала в конце 92-го или в 93-м;-), это было «после ВК». А ВК был в сентябре 92-го.
Да, эта книга была у меня более 10-ти лет, до приобретения ШФ. Потом я её подарила хорошей знакомой.
 


Ссылка на сообщение27 августа 2010 г. 20:37
Первый том ВК был еще в 89-м. Как мы ждали продолжение!


Ссылка на сообщение27 августа 2010 г. 18:10

цитата kkk72

Впервые я узнал о Средиземье еще студентом и на многие годы остался покорен этим удивительным архипелагом.

Опечаточка по Фрейду-с...:-D

А в целом — готов подписаться под каждым словом. «Волшебник Земноморья» — одна из любимейших моих книг с тех пор, как она вышла в «СЗ», и давно воспринимается мною как классика. Из продолжений читал только «Техану» — и действительно, она уже гораздо слабее. Я вообще не понял, зачем Ле Гуин взялась писать продолжение, трилогия выглядит вполне законченным произведением.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 августа 2010 г. 18:30

цитата horseman

Опечаточка по Фрейду-с...

Да уж. Спасибо, исправлю.8:-0

цитата horseman

«Волшебник Земноморья» — одна из любимейших моих книг с тех пор, как она вышла в «СЗ», и давно воспринимается мною как классика.
Рад обнаружить еще одного единомышленника:beer:
 


Ссылка на сообщение27 августа 2010 г. 19:51
:beer:


Ссылка на сообщение27 августа 2010 г. 20:03
Как раз недавно во второй раз, после отрочества, усиливалась прочесть для общего развития — не идет, скучно (извините). И думала, что, вероятно, это было очень хорошо очень давно — не только не нахожу уже ничего для себя нового, но и натыкаюсь на сильно надоевшее (вроде той же школы магов). Видимо, с этого надо начинать, потом не пойдет.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 августа 2010 г. 20:38

цитата Завета

Видимо, с этого надо начинать, потом не пойдет.

Возможно. В молодости все впечатления ярче, и большинство самых любимых книг было прочитано еще тогда
Страницы: 12

⇑ Наверх