Пост номер девять Закат


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «shickarev» > Пост номер девять. Закат научной фантастики. Вручную и силой мысли
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Пост номер девять. Закат научной фантастики. Вручную и силой мысли

Статья написана 13 сентября 2010 г. 20:28

Шага не ступить по тематическим форумам и прочим интернет-окрестностям так, чтобы не наткнуться на сетования о закате отечественной научной фантастики. Подлинная научная фантастика (здесь и далее в узком ее понимании — как фантастика, основанная на научных идеях и достижениях) то ли исчезла, то ли умерла и, в любом случае, требует немедленного (отмщения — зачеркнуто) возрождения.

Стрелы гнева летят, что примечательно, в разные стороны. Писатели обвиняют издателей, отвергающих их произведения как «заумные опусы», и разом поглупевших читателей. Читатели упрекают нерадивых писателей и недальновидных издателей. С последними сложнее. То есть сомневаться в том, что и издатели знают «кто виноват», не приходится, но их мнение пока остается невысказанным.

Ситуация с научной фантастикой действительно оставляет желать лучшего. Да и могло ли быть по-другому? Факторов, препятствующих расцвету российской научной фантастики много. Назовем несколько весомых помех разной степени очевидности.

Начиная с середины прошлого века — сначала в Советском Союзе, а позднее в Российской Федерации — научная фантастика фактически была вытеснена на обочину фантастического процесса. Пресловутый лозунг, гласящий, что «фантастика должна звать молодежь в технические  ВТУЗЫ», и лунные тракторы фантастики ближнего прицела вызвали шквал критических замечаний и разгромных статей, жертвой которых стала и научная фантастика.  

Главенствующее положение заняла фантастика, озабоченная не научной, а социальной и гуманитарной проблематикой и художественными средствами ее выражения. И она не сдавала своих позиций вплоть до середины девяностых годов прошлого века, когда постепенно стала сходить на нет «четвертая волна» — многообещающая, но так и не ставшая «девятым валом».  

Традиция была прервана множественными переводами зарубежной фантастики, на которых выросли авторы, заявившие о себе уже в новом веке. Казалось бы, среди них должны были появиться и приверженцы научной фантастики. Однако за исключением Александра Громова, дебютировавшего именно в 90-х, заметного пополнения и в без того редких рядах авторов НФ не случилось. Отчего же этого не произошло?

Отчасти виноват в этом кризис в отечественной системе образования и науки, который, по образному выражению одного из авторов, привел к появлению «невнятных гуманитариев».  Отметим, что низложение гуманитарных, да и социальных наук от фантастики бессмысленно и бесполезно. Где была бы «новая волна» англо-американской фантастики без знаний о новейших открытиях и достижениях антропологии, психологии, социологии и других наук, в центре которых находятся человек и общество? А вот замечание о «невнятности» отражает ситуацию довольно-таки точно.    

Проблемами отечественного производства сложности не ограничиваются. Падение популярности научной фантастики характерно и для самого крупного, англоязычного фантастического пространства. Несмотря на разговоры о ренессансе (возрождения, как известно, без упадка не бывает) твердой научной фантастики,  фэнтези уверенно выигрывает в популярности у science fiction.

Дело в том, что современная научная картина мира так сложна, что для ее понимания и тем более для ее дальнейшей трансляции необходима серьезная научная подготовка. Показательно, что ведущие научные фантасты Америки (Вернор Виндж, Грегори Бенфорд, Дэвид Брин) помимо фантастических премий имеют и ученые степени. Среди современных отечественных авторов выделяется Кирилл Еськов, автор замечательной «История Земли и жизни на ней». Научное мировоззрение заметно и в тех его произведениях, которые к научной фантастике не отнесешь: «Последний кольценосец» и «Евангелие от Афрания», что проявляется не только в соблюдении законов мироздания, но и в логике повествования, и в согласованной и внутренне непротиворечивой картине мира, основанной на научной парадигме.  

Впрочем, Еськов отошел от литературной деятельности. Сейчас среди заметных игроков, выступающих за команду научной фантастики, Павел Амнуэль, которого следует отнести к тяжеловесам — авторам твердой научной фантастики, и Антон Первушин, являющийся также активным популяризатором науки и техники вообще, и космонавтики в частности. Заметны также полемические заявления и публицистические статьи соавторов Игоря Минакова и Ярослава Верова.

Сложность научной картины мира усугубляется и недостаточно эффективными коммуникационными механизмами науки. Имеются в виду, в первую очередь отсутствие научно-популярной литературы, хотя силами фондов и грантов, а также энтузиазма издателей ситуация начинает улучшаться.

Улучшения эти, правда, носят относительный характер, поскольку доминирующее положение — и по наименованиям, и по тиражам — у нас остается за изданиями, уверяющими в существовании атлантов и всемогуществе Теслы (кстати, интересно, не был ли он последним атлантом?).  

Это подводит нас к еще одной — и, возможно, главной — причине упадка научной фантастики. Речь идет о мифологизации общественного сознания.

Загадочные возможности обычной воды и угрожающая человечеству плесень соседствуют  в этом сознании с мобильной связью и спутниковыми системами навигации, наглядно доказывая правоту третьего закона Кларка, говорящего об отсутствии видимых различий между практическими проявлениями магии и технологий.

И дело не сводится к объективной сложности современной науки. Здесь играет свою роль и субъективная автоматизация мышления,  о которой писали и Евгений Лукин, и Питер Уоттс. Экономия мышления приводит к утрате не знания, но понимания мироустройства. Рациональное мышление, основанное на определении причин и следствий, исподволь подменяется примитивным, которое довольствуется установлением взаимосвязи явлений и предметов.  

Интеллектуальная энтропия способствует расцвету своего рода «номинальной фантастики», в которой технологические артефакты легко превращаются в магические атрибуты и наоборот. Такие произведения при соблюдении внешних приличий наподобие бластеров, звездолетов и прочей машинерии демонстрируют миры, основанные не на научной парадигме, а на мифологическом восприятии.  

Хорошим примером номинальной научной фантастики являются книги Ника Горькавого о приключениях Никки «ни слова о Гарри Поттере» Гринвич, где тяжеловесные научные лекции вкорежены в мир, который живет по сказочным законам, описанным еще Проппом и Кэмпбеллом.  А блестящий пример инверсии: сказочного мира, функционирующего по  подобию современного индустриального общества — продемонстрировал Майкл Суэнвик в «Дочери железного дракона».

Впрочем, восторженный прием, которым заслуженно встретили «Ложную слепоту»не первый раз вспоминаемого Уоттса (да что там, даже ничем не выдающийся «Спин» Уилсона из числа крепких середнячков был встречен на удивление тепло) говорит о читательской тоске по НФ.  

Это доброе предзнаменование. Или даже хороший индикатор.    

(Опубликовано в «Мире фантастики»)





246
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение13 сентября 2010 г. 21:05
Спасибо за статью.

Не сочтите за критику, вопросы скорее по невежеству 8:-0

цитата

Это подводит нас к еще одной — и, возможно, главной — причине упадка научной фантастики. Речь идет о мифологизации общественного сознания.

Англо-американская НФ, в том числе и новая волна, в каком обществе родились? В Америке были периоды отчетливо немифологического общественного сознания? Если да, то с чем это было связано?

цитата

Здесь играет свою роль и субъективная автоматизация мышления, о которой писали и Евгений Лукин, и Питер Уоттс. Экономия мышления приводит к утрате не знания, но понимания мироустройства. Рациональное мышление, основанное на определении причин и следствий, исподволь подменяется примитивным, которое довольствуется установлением взаимосвязи явлений и предметов.

Для обычной жизни установления взаимосвязей между явлениями и предметами более чем достаточно. Мне пока кажется, что такой тип мышления был преобладающим во все времена ( включая настоящее). Не вижу фактов, говорящих об обратном.
Здесь, наверное, надо говорить не о самом мышлении, а о стремлении к пониманию мироустройства, которое вполне могло быть вызвано неожиданным и бурным развитием науки и всплеском интереса к ее возможностям.
Но тогда НФ, как ответ на это стремление в обществе, скорее отдельный, временный феномен в литературе, и перспективы ее совсем не радужны? :-(
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 сентября 2010 г. 21:57
Рад, что вам понравилось.
Попробую ответить в меру своего скромного разумения.

Американская мифология — тема очень интересная. Собственно, Гейман по ней высказался едва ли не исчерпывающим образом.

Видите ли, само создание и преобразование предметов предполагает существование иного типа мышления — мышления, которое не удовлетворяется «установлением взаимосвязей». И сам факт того, что вы читаете текст, это доказывает. К тому же, если мы с вами договоримся, что под преобладанием мы понимаем не количественное, а качественное (скажем пока так) измерение. И скорее стремление к пониманию мироустройства повлекло за собой развитие науки, а не наоборот.

Для обыденной жизни, действительно, достаточно следовать социальным практикам (каковыми собственно и являются мифы).

Есть такие опасения, что «НФ все». По крайней мере, что такую общественно значимую роль как в конце девятнадцатого — первой половине двадцатого века (весьма условные сроки) она играть уже не будет. Но тексты останутся и даже новые, и даже отличные будут.
Учитывая, что в долгосрочной перспективе все явления, и к тому же феномены, временны, волноваться не стоит
 


Ссылка на сообщение13 сентября 2010 г. 22:13

цитата shickarev

Американская мифология — тема очень интересная. Собственно, Гейман по ней высказался едва ли не исчерпывающим образом.

До Геймана пока не добралась 8:-0
А есть принципиальная разница между американской мифологией времени расцвета НФ и нынешней?

цитата shickarev

иного типа мышления — мышления, которое не удовлетворяется «установлением взаимосвязей»

Ну, если углубляться, то да. Но это ведь не исключает возможной «невнятности» иного мышления? ( Пытаюсь сейчас оценить свое. Слово «невнятность», к сожалению, подходит)

цитата shickarev

И скорее стремление к пониманию мироустройства повлекло за собой развитие науки, а не наоборот.

А технологии разве не причем? Взаимовлияние ( стремление- развитие науки, развитие науки-стремление найти окончательные ответы на все вопросы), да, но что на что влияет больше? Пойду думать.

цитата shickarev

По крайней мере, что такую общественно значимую роль как в конце девятнадцатого — первой половине двадцатого века (весьма условные сроки) она играть уже не будет.

То есть не сама НФ, а масштабность явления, что ли, была временной? Похоже.

цитата shickarev

Учитывая, что в долгосрочной перспективе все явления, и к тому же феномены, временны, волноваться не стоит

:-))) Спасибо. Похоже, смысла волноваться нет вообще ни по каким поводам.
 


Ссылка на сообщение13 сентября 2010 г. 22:34
До Геймана обязательно доберитесь. Я сам не большой его поклонник, но прочтения «Американские боги», конечно, заслуживают. Знатоки на сайте подскажут, какой перевод выбрать. Или сразу скажут, что лучше читать в оригинале ;)

Если мы говорим о мифологии не индейцев, а колонистов и поселенцев, то, думаю, большой разницы нет. «Пол Баньян», Вашингтон Ирвинг, «Дьявол и Дэниел Уэбстер»... Слишком молода эта мифология ;)

Не уверен относительно масштабности, тиражи было бы интересно сравнить...
Но по общественной значимости, думаю, да

Если только по поводу тепловой смерти Вселенной ;)
 


Ссылка на сообщение13 сентября 2010 г. 22:47

цитата shickarev

До Геймана обязательно доберитесь.

Доберусь обязательно. Хотя чтение в оригинале мне не светит.

цитата shickarev

Если мы говорим о мифологии не индейцев, а колонистов и поселенцев, то, думаю, большой разницы нет.

Ну, вот и мне так кажется. Тогда мифологичность общественного сознания не очень катит на основную причину упадка НФ? Хотя в нашей стране это совсем по-другому выглядит.

цитата shickarev

Если только по поводу тепловой смерти Вселенной ;)

:-))) Так рановато, вроде.
 


Ссылка на сообщение13 сентября 2010 г. 23:34
Тогда порекомендую еще Стивена Бене «Дьявол и Дэниел Уэбстер»
На этом тему американской мифологии можно будет считать раскрытой и закрытой (шучу)

В заметке я попробовал назвать несколько причин.
И если уж становиться ненадолго занудой, мифологизация и мифилогичность несколько разные понятия ;)

Зато какой повод! )
 


Ссылка на сообщение13 сентября 2010 г. 23:54
q=shickarev]Тогда порекомендую еще Стивена Бене «Дьявол и Дэниел Уэбстер»[/q]
Спасибо. Запомню.

цитата shickarev

мифологизация и мифилогичность несколько разные понятия ;)

8:-0 Угму. Посмотрела. Хотя различие для меня уплывающее.

цитата

Речь идет о мифологизации общественного сознания.
Загадочные возможности обычной воды и угрожающая человечеству плесень соседствуют в этом сознании с мобильной связью и спутниковыми системами навигации, наглядно доказывая правоту третьего закона Кларка, говорящего об отсутствии видимых различий между практическими проявлениями магии и технологий.

Если что, я про это. И про астрологические прогнозы, и про официально работающих экстрасенсов.

Можно , я тоже занудой? Я вообще-то понимаю, что меня в другую степь занесло. 8:-0
Но просто хочется понять, какие именно изменения в мире и обществе привели к упадку НФ, откуда ноги. Что изменилось в общественном сознании?
Если смотреть по СССР-России, откат от научного атеизма к всевозможной религии-эзотерике очевиден и вполне годится для предполагаемой причины (одной из, но весомой). Вроде. Но в Америке-Англии такого ведь не происходило? С чего упадок НФ и там? Если мифологизация ( или мифологичность?) не помешала становлению НФ в Америке, значит не должна быть и причиной упадка у нас? Действует совсем другой, более важный фактор?
Например, указанный вами

цитата

современная научная картина мира так сложна, что для ее понимания и тем более для ее дальнейшей трансляции необходима серьезная научная подготовка.

Он основной? Тогда его влияние на общество будет проявляться в дальнейшем движении общественного сознания от научной к псевдонаучной, религиозной и эзотерической моделям восприятия мира. Что похоже на правду, но несколько пугает.
 


Ссылка на сообщение15 сентября 2010 г. 01:13
Мне тоже хотелось бы понять, как — и еще интереснее, в какую сторону — развивается общество ;)

Общим местом стало связывать расцвет и рассвет фантастики с НТР (что логично), закат в таком случае означает, что революция закончилась. А теперь дискотека ;)


Ссылка на сообщение14 сентября 2010 г. 15:24
Кто спер мое название для заглавия? )))
Ладн, если серьезно, году в 2006 в «Технике-Молодежи» вышел мой юморной рассказ «Закат научной фантастики», где я предположил, что НФ загнется от того, что писатели исчерпают свежие идеи, а издатели будут их за это отстреливать.
так что просто глаз зацепил заголовок, вот решил отметиться.
С уважением.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 сентября 2010 г. 01:08
В порядке компенсации предлагаю название «Рассвет научной фантастики» для рассказа, в котором издатели будут проводить аукционы среди писателей, предлагая им написать что-нибудь по любой теме на выбор, за очень большие деньги, конечно. ;)
А расстреливать никого не надо!


Ссылка на сообщение15 сентября 2010 г. 11:58
А не является ли кризис НФ отражением кризиса (если не упадка) науки вообще?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 сентября 2010 г. 14:01
Невооруженном глазом кризис в науке не замечен и упадка не наблюдается.
Все же тут другое
 


Ссылка на сообщение16 сентября 2010 г. 10:13
Невооруженным глазом видно что современная наука в полнейшем застое и ничего сравнимого с концептуальными переворотами начала 20 века — квантовой механикой и теорией относительности в ней нет и не предвидится. 100 лет инерционного развития многовато даже для науки.
 


Ссылка на сообщение17 сентября 2010 г. 12:45
Давайте вооружимся ;)
Расшифровка генома, теория суперструн, расцвет когнитивных наук назвать полнейшим застоем нельзя. Для науки 100 лет не такой уж и большой срок, если вспомнить, например, о геоцентрической модели мира.
Что до концептуальных переворотов, действительно концептуальных, у них есть интересная особенность — они слабо предсказуемы ;)
 


Ссылка на сообщение17 сентября 2010 г. 13:00
Вот только не надо про суперструны... Можно привести целый ворох физических теорий, которые претендуют на объяснение всего и вся, однако в космос мы до сих пор летаем на реактивной тяге, а не с помощью деритринитации ;-)
Что имеется в виду под когнитивными науками?
Расшифровка генома мне напоминает радость дикаря, который догадался, что при написании Божественной комедии Данте пользовался 24 буквами латинского алфавита, но вот как из этого алфавита складывать поэмы или там прозу — он, дикарь, и не догадывается.
И про геоцентрическую модель мир тоже не надо. О том, что Земля вращается вокруг солнца знали еще в хрен знает какую бородатую древность, задолго до Коперника.
 


Ссылка на сообщение17 сентября 2010 г. 15:41
Насыпьте вороха, любопытно. ;) Две-три наберется?
Михаил, вы же понимаете, что отсутствие деритринитации и застой в науке есть разные ситуации. И назависимо от того, что было древним известно, астрономия почему-то развивалась иначе. Это, кстати, в тему концептуальных переворотов и научных революций.

У меня как раз про них предыдущий пост. 8-)
 


Ссылка на сообщение21 сентября 2010 г. 12:15
Ну, не знаю. На мой взгляд, отсутствие качественных изменений как раз и свидетельствует о застое. Отсюда и так не решенные проблемы управляемого термоядерного синтеза, и высокотемпературной сверхпроводимости, и космологические проблемы с темной материей и темной же энергией, да и много другого, чего наверное нам и неизвестно даже. Ученые ведь тоже не любят о тупиках рассказывать;-)
Возвращаясь к нашим баранам, наука в силу отсутствия революционных изменений мало интересует обычного потребителя фантастики. Вот если бы открыли эту самую деритринитацию, то тут бы вал НФ нас накрыл бы8-) А писать про мобильные телефоны и компьютеры, что для большей доли населения и является видимым продуктом науки (хотя корни всех этих гаджетов — еще в начале 20 века, когда родилась квантовая механика), — скучно.


⇑ Наверх