Империя солнца Джеймса


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Kiplas» > "Империя солнца" Джеймса Грэма Балларда и его недостойная экранизация
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Империя солнца» Джеймса Грэма Балларда и его недостойная экранизация

Статья написана 22 сентября 2010 г. 02:42

Джеймс Грэм Баллард — автор-особняк. Да, он водил дружбу с Уильямом Сюартом Берроузом и Майклом Муркоком, что сильно отразилось на его творчестве: с первым его роднят стилистические особенности произведений (к «Выставке жестокости» Берроуз написал предисловие), со вторым — движение «новой волны» в фантастике (Баллард не только начал свою писательскую карьеру фантастическими произведениями, но также часто публиковался в журнале «Новые миры», редактором в котором был Муркок). Но самобытность его произведений привела к замешательству литературоведови появлению нового термина — «баллардиана».

Литература, относимая к баллардиане — это худ. произведения, в которых имеются исследование влияния технологий, социума и цивилизации вцелом на героев; жестокий, модернизированный, вовсе не обязательно футуристический антураж, который можно назвать антиутопическим; отстранненная, «физиологическая» манера описаний жизни людей, внутренний мир которых показан скорее через внешние его проявления.

В 1984 году, году мего рождения, Баллард написал полуавтобиографический и исторический роман «Империя солнца». Время действия в нем — Вторая мировая война, место —  это, по большому счету, лунгуйский концентрационный лагерь, расположенный близ Шанхая.

Что в нем автобиографического? Баллард родился в Шанхае, и, как и главный герой, провел несколько лет в концлагере при аэродроме Лунгуа. Существенное различие — в отличии от Джима, герой романа, Балларду компанию составили его родители и сестра. Уверен, все остальное — переживания Джима, его восприятие войны, его спорное отношение к японским оккупантам и страсть к самолетам и всему, что с ними связано — автобиография.

Люди, уже читавшие Балларда, могут опасаться ярлыка «исторический роман». Не стоит: «Империя солнца» — такой же безжалостный, умный и меткий Баллард, который известен своей трилогией «Автокатастрофа»-«Бетонный остров»-«Высотка». В нем практически отсутсвует героика, характерная для книг о войне. Образы и размышления намертво врезаются в память, а общий тон романа — томящаяся, сумасшедшая безысходность и отчаяние — неизбежно окрасит многие ваши мысли. Во время чтения и, по крайней мере, на некоторое время после этого. Неприятные ощущение, но чтение такой мощной книги этого стоит. К тому же, Баллард никогда не был «кофортным» писателем.

Обязательно стоит отметить Шанхай и концлагерь в романе Балларда. Уверен, они показан правдиво — кто нибудь замечал за Баллардом ложь? — и это шокирует еще больше. Образ войны, к которому мы привыкли по всем этим военным фильмам и учебникам... забудьте о нем. Голодающие солдаты, у которых заканчивается провизия, множество голодных пленников, которых тоже нужно кормить, подымающиеся в небо камикадзе, которые знают, что им уже никогда не спуститься на землю живыми (разве что в виде горящего, вопящего бифштекса)...

Роман получает весьма престижную награду «James Tait Black Memorial Prize». О книге с восторгом отзываются Анджела Картер и Энтони Берджесс.

Узнав, что роман экранизирован Стивеном Спилбергом, можно скривиться и фильм не смотреть. Но то, что он снят по сценарию Тома Стоппарда, а в фильме играют молодой Кристиан Бейл, Джон Малкович, Миранда Ричардсон + в камео появляется сам Баллард обнадеживает, не так ли? К тому же, фильм Балларду понравился, он восхищался игрой Бейла. Спилберг — это имя, которое обеспечит фильму бюджет, вот и все. Да и особо плохим режиссером он никогда не был...

...разве что слишком уж массовым. И это, смею заявить, и погубило фильм. Также в сценарии были сцены (толпа американских отдает честь маленькому герою; во время бомбежки Лунгуа из пролетающего самолета ему машет американский пилот), за которые Стоппарду просто хотелось послать по почте какую-нибудь дохлую крысу. Напрочь испарилась жесткость будней в концлагере. Главный герой бегает по нему под музыку, годящейся разве что для дня рождения в главном зале Хогвартса (о, спасибо Джону Уильямсу!). Откуда-то появляются глупые сцены, в которых герои книги Балларда — или в реальности — были бы убиты на месте. Но только не в фильме Спилберга: режиссер пренебрегает духом книги в угоду выхолощенной зрелищности. И это при том, что книгу он читал и она ему очень понравилась, хотя такого ощущения не воникает.

Что мы получаем после просмотра? Ничего, кроме нежелание смотреть что-то хоть сколь-нибудь серьезное и особенно снятое на военную тематику, если это снимал Спилберг. И желание разбить несколько скрипок о голову Уильямса.

Но, как ни странно, у фильма есть плюсы — это красивые декорации и костюмы, хорошие спецэффекты, Бейл очень хорош невзирая на юный возраст, а Малкович и Ричардсон хороши по своему обыкновению.

Нужно подвести итог, да?.. Что ж: книга потрясающа, фильм возможно смотреть только в том случае, если не читана книга, и это я делать не рекоммендую — угодить читателю у Спилберга не получится.





474
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение22 сентября 2010 г. 03:51
Смотрел фильм в начале 90-х где-то, еще по сути не зная ничего об авторе, и не ассоциируя совсем — если и попадалось на тот момент что-то — пара вещей в сборниках может, до 1990 он у нас еще не переводился почти.
Был впечатлен весьма и весьма. На фоне вала голливудских боевиков, приключений, ужасов и фантастики — эта лента стала для меня тогда — ну, не то чтобы шоком — но одним из тех важных маячков, указывающих истинный путь. Открывая мне, ровеснику героя, мир и его историю с другой стороны...
Роман же довелось прочитать значительно позже, после выхода на русском, и то не сразу.
Возможно дело в этом, в обратном порядке, в первом впечатлении — я не знаю. Но плохой экранизацией я фильм Спилберга считать не могу 8:-0
Да и самому Балларду он вроде бы в итоге понравился :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 сентября 2010 г. 14:39
Плохой экранизацией называю фильм потому, что от баллардианы в нем не осталось практически ничего! Увлечение Джима самолетами показано очень поверхностно, взаимоотношения между людьми сглажены и присыпаны сахарком (ублюдочность героев в фильме стала намно-ого меньше), пропала мрачная безысходность, а некоторые мысли и убеждения Джама кажутся как буто вырванными из контекста (например, сцена, в которой он пытается оживить пилота — ПОЧЕМУ он решил что имеет силу воскрешать? непонятно) — исчез сам дух романа.

Конечно понимаю, почему фильм тогда понравился! Еще бы, на таком фоне и в таком возрасте :-) И да, посмотри я его не читав книги — было бы совсем другое отношение!

Балларду понравилось, точно. Особенно впечатлился игрой юного Бейла — мне она тоже понравилась.
 


Ссылка на сообщение22 сентября 2010 г. 15:10

цитата Kiplas

Увлечение Джима самолетами показано очень поверхностно

А мне очень запомнилось тогда. Вроде как и достаточно вполне.
Да и свои законы экранизация имеет всегда — не бывает их идентичных по сути... 8-)

цитата Kiplas

посмотри я его не читав книги — было бы совсем другое отношение!

цитата Kiplas

Балларду понравилось, точно.

Ну так то-то и оно. Значит не все так уж плохо :-)
 


Ссылка на сообщение22 сентября 2010 г. 15:29

цитата Claviceps P.

Ну так то-то и оно. Значит не все так уж плохо

Это да-а-а, просто я вспоминаю, какую «Автокатастрофу» снял Кроненберг и... Вот ему Баллард даже письмо с восторгами написал.

цитата Claviceps P.

не бывает их идентичных по сути

Вот не соглашусь. Тот же Кроненберг снял еще и «Мертвую зону» по Кингу и «Голый завтрак» по Берроузу, в которых очень хорошо ощущаются сходные, если не одинаковые мотивы. У Карпентера есть «Кристина» (опять по Кингу), которая при сильно сокращенном сюжете ловит дух романа просто превосходно.
Роман Балларда — баллардиана, что-то, что не отнесешь ни к какомконкретному жанру, а фильм Спилберга — историческая драма, тут все просто...
 


Ссылка на сообщение23 сентября 2010 г. 01:30
Не знаю. Для меня все же и сам роман Балларда стоит особняком в творчестве автора, по понятным имхо причинам — полный реализм, автобиографическая основа и тэпэ. Т.е. баллардиана баллардианой, но собственно фикшн у него другой — еще более баллардианистый :-)

А вот, что до «экранизации» романа Берроуза Кроненбергом — тут не соглашусь вообще. Дух там есть конечно, и фильм в целом замечательный. Но идентичной экранизацией назвать не получается — это скорее эпизодическая фантазия по мотивам, на фактах жизни УСБ в большей степени.
 


Ссылка на сообщение23 сентября 2010 г. 01:56

цитата Claviceps P.

собственно фикшн у него другой — еще более баллардианистый

Согласен :-)

цитата Claviceps P.

Но идентичной экранизацией назвать не получается

По-моему, такое и пробовать снимать не стоит :-D Если это у кого-то и получится, то среди современных режиссеров я таких не знаю
 


Ссылка на сообщение23 сентября 2010 г. 02:10
Да, я тоже не знаю как и кто могли бы.
Слишком специфична берроузовская субстанция, манера, задачи...
Впрочем, в рамках обсуждения данной статьи — это уже оффтоп, умолкаю :-) 8:-0
 


Ссылка на сообщение23 сентября 2010 г. 02:16

цитата Claviceps P.

оффтоп, умолкаю

Ну я тут хозяин :-))) Так что можно обо всем на свете :-D
Кстати, обнаружил экранизацию «Выставки жестокости», которую тоже, по идее, экранизировать невозможно. Вот прочитаю как-нибудь и посмотрю, что там наделали...
 


Ссылка на сообщение23 сентября 2010 г. 02:20

цитата Kiplas

экранизацию «Выставки жестокости»

Не попадалась. Интересно конечно, да.


Ссылка на сообщение22 сентября 2010 г. 04:40
Нормальный фильм вроде...что в начале 90-х на фоне боевиков, что сейчас. Но книгу я не читал (пока). Многого ждал от «Бетонного острова», а в результате не сильно понравилось.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 сентября 2010 г. 14:31
Я смотрел фильм еще с двумя друзьями — один читал Балларда, но не «Империю солнца», а другой с ним даже косвенно не знаком. Но даже читавший Балларда парень подпрыгивал на диване от возмущения и закрывался руками. «Спилберг такой Спилберг,« — его слова :-D Другой отнесся к фильму поспокойней.
«Бетонный остров» очень короткий... но все же типичный роман Балларда. Если лень еще что-то читать, но более-менее окончательное мнение составить хочется — посмотри «Автокатастрофу» Кроненберга, отличный фильм.
 


Ссылка на сообщение23 сентября 2010 г. 03:08
Я тоже пытался смотреть фильм, не читав этой книги. А Балларда знал и любил давно. Уже минут через тридцать меня от этой спилберговщины стало корежить как вампира от серебра. В итоге не смог заставить себя досмотреть.
 


Ссылка на сообщение23 сентября 2010 г. 03:42

цитата Frigorifico

Уже минут через тридцать меня от этой спилберговщины стало корежить как вампира от серебра.
:beer:
Я все же досмотрел, но не могу сказать, что доволен. Просто поставил точку и закрыл тему.


⇑ Наверх