«Филигрань-2003»: конец кризиса «малой формы»
23 августа в Москве состоялись IV ежегодные Чтения памяти Аркадия Стругацкого, традиционно совмещенные с вручением литературной премии «Филигрань». Для локального однодневного «конвента» Чтения собрали весьма солидную аудиторию -- около ста пятидесяти человек из разных городов России. В это число вошли писатели Алексей Калугин, Евгений Прошкин, Алекс Орлов, Александр Громов, Андрей Саломатов, Дмитрий Володихин, Николай Басов, Кирилл Бенедиктов, Андрей Щербак-Жуков, (все -- Москва), Михаил Тырин (Калуга), Наталия Мазова (Санкт-Петербург), критики Владислав Гончаров, Михаил Ковальчук, Глеб Елисеев, Андрей Синицын, Дмитрий Байкалов, Александр Ройфе, и многие другие. Впервые за четыре года мероприятие, организованное литературно-философской группой «Бастион» и журналом «Если», проходило на территории Книжной Ярмарки на Тульской. Несмотря на относительную молодость Ярмарки, функционирующий при ней Книжный клуб не в первый раз предоставляет помещение «профессиональным любителям фантастики».
Главным событием нынешних Чтений, безусловно, стало выступление Евгения Львовича Войскунского, хорошо знавшего Аркадия Натановича и дружившего с ним еще в шестидесятых. Автор легендарного «Экипажа «Меконга» рассказал собравшимся, какой неожиданностью было для провинциалов Войскунского и Лукодьянова, отославших в издательство рукопись первого своего научно-фантастического романа, письмо от редактора московского Детгиза А.Н.Стругацкого. Долгие годы писатели продолжали поддерживать дружеские отношения, поддерживали друг друга в противостоянии идиотизму главлитовских бюрократов. В конце семидесятых-начале восьмидесятых, когда Евгений Войскунский совместно с Дмитрием Биленкиным взялся вести московский семинар молодых писателей-фантастов, Аркадий Натанович на писательских посиделках был одним из самых желанных гостей.
С докладами, посвященными творчеству братьев Стругацких, выступили Мария Галина («Идея вертикальной эволюции в творчестве Стругацких») и Алла Кузнецова («Отражение творчества АБС в зарубежной критике»). Обстоятельный и во всех смыслах профессиональный доклад Марии Галиной, биолога по образованию и писателя по призванию, буквально «с колес» был принят Александром Ройфе, главным редактором «Звездной дороги», для публикации в очередном номере журнала. Филолог Алла Кузнецова, страстный исследователь творчества АБС, также затронула тему, редко рассматриваемую отечественными литературоведами: Стругацкие в зеркале зарубежной критики. К сожалению, ограниченность по времени и обилие материала не позволили докладчику проиллюстрировать все свои тезисы конкретными примерами -- хочется надеяться, что у Аллы еще будет возможность сделать на эту тему более подробный и развернутый доклад.
Главная же интрига вечера была связана с вручением «Филиграни» -- единственной в России литературной премии, присуждаемой за лучшие фантастические произведения не читателями, как «Интерпресскон» или «Росскон», не писателями, как «Странник», а литературными критиками. Едва ли эта премии более объективна, чем любая другая, у фантастиковедов тоже есть свои предпочтения и свои внелитературные симпатии/антипатии, пресловутым «гамбургским счетом» тут, разумеется, и не пахнет, но другой подобной премии у российского фэндома действительно нет.
«Филигранно написано», -- говорим мы по поводу только что прочитанного произведения, желая подчеркнуть точность авторской мысли и изысканность стиля. Авторы именно таких филигранных произведений и должны, в принципе, становиться обладателями награды. В этом году голосование впервые проводилось по трем формам: на «Филиграни» появилась отдельная категория «рассказ». Таким образом критики отметили выход из кризиса «малой формы». По словам Д.Байкалова, редактора журнала «Если», даже популярные писатели-фантасты, каждый новый роман которых выходит большим тиражом, в последнее время все чаще обращаются к повестям и рассказам. Надо полагать, не последнюю роль сыграли в этом журналы фантастики и антологии, которых все больше появляется на книжных лотках и прилавках магазинов.
Призерами «Филиграни» в этом году:
-- Олег Дивов (Москва) -- за рассказ «Параноик Никанор»;
-- Елена Хаецкая (Санкт-Петербург) -- за повесть «Человек по имени Беда»;
-- Ольга Елисеева (Москва) -- за роман «Сокол на запястье».
Завершились IV Чтения памяти А.Н.Стругацкого скромным, но вполне достойным фуршетом, в ходе которого свежеиспеченные лауреаты смогли, наконец, смочить горло и пообщаться в неформальной обстановке с коллегами и поклонниками. Между тем, «фантастический» сезон 2003-2004 года только начинается, не за горами традиционный украинский «Звездный мост». Так что до встречи в Харькове, друзья! Осталось чуть больше двух недель...
(с) Василий Владимирский