фильм «Человек-амфибия»
Человек-амфибия фантастика, мелодрама 1961, СССР, 92 мин.
статус: фильм вышел (с 1962-01-03)
режиссёры: Владимир Чеботарев, Геннадий Казанский сценарий: Акиба Гольбурт, Алексей Каплер, ... в ролях: Владимир Коренев, Анастасия Вертинская, Михаил Козаков, Николай Симонов, Владлен Давыдов, Анатолий Смиранин, А. Антонян, Анатолий Иванов, Валерий Кудряшов, Николай Кузьмин Однажды талантливый ученый доктор Сальватор спас жизнь маленькому мальчику, пересадив ему жабры акулы. С этого дня Ихтиандр, так назвал своего приемного сына ученый, мог плавать под водой, как рыба, нырять на любую глубину, но ему было тяжело подолгу находиться на суше…
Годы спустя по тихому морскому городу поползли слухи о странном существе, наводящем ужас на всех рыбаков, o «морском дьяволе». В это же самое время в городе появляется молодой человек, который мало общается с людьми и прекрасно плавает. Он знакомится с дочерью бедного ныряльщика за жемчугом, красавицей Гутиэре и без памяти в нее влюбляется… |
Связи с произведениями:
Александр Беляев «Человек-амфибия» (первоисточник для экранизации)
Акиба Гольбурт, Алексей Каплер «Человек-амфибия» (киносценарий)
Примечание:
Киноленте «Человек-амфибия» исполнилось 50 лет!
В апреле 2011 г. в Киеве проходил Международный фестиваль подводных съёмок «Серебряная акула». Его почётным гостем был профессор Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения Эдуард Розовский, — оператор-постановщик первого советского фантастического «блокбастера» — «Человек-амфибия», — ныне ветеран русского и советского кинематографа, снявший в свои 84 года 78 лент. В числе его известнейших работ, — кроме «Человека-амфибии», — «Начальник Чукотки» и «Белое солнце пустыни».
Вот что вспоминает профессор Розовский о перипетиях съёмок нашумевшей в своё время ленты:
Впечатлённые до потрясения первой лентой Жака-Ива Кусто, вместе с режиссёром Владимиром Чеботарёвым написали заявку на «Ленфильм» — о съёмках картины по мотивам романа А. Р. Беляева «Человек-амфибия».
Первым шагом к началу съёмок оказалось получение операторской группой удостоверений лёгких водолазов, — с правом погружения до 40 метров. Первые учебные погружения в школе подводного плавания на Васильевском острове в Петербурге проходили в бассейне 25-метровой глубины, смонтированном в подкупольном пространстве одной из церквей. Учёба продлилась полгода.
«Человека-амфибию» намеревались было снимать на Красном море, однако получили разрешение лишь на экспериментальные черноморские съёмки, — в Судаке. В поисках живописных мест прошли подводным путём от Севастополя до Евпатории и остановились на бухте Ласпи, — с её чистейшей водой. Но Чёрное море — мёртвое, — без изобилия подводной флоры и фауны. Приходилось прибегать к декораторским ухищрениям, — вроде установки подводных аквариумов с маленькими рыбками, либо строительства действующего макета акулы.
Во время съёмок дважды заканчивались деньги. Пришлось снимать рекламный «ролик», — «Встреча с Ихтиандром». Так получили деньги на большой фильм…
По завершении подводных съёмок снова закончились деньги. К тому же сменился директор «Ленфильма», а новое начальство оказалось ошеломлено перерасходами. Крайним сделали оператора. Вызвали в Ленинград, исключили из КПСС. Грозились предъявить судебный иск на миллион рублей, однако обошлось. Оператору только пришлось заплатить за неизрасходованные остатки цветной плёнки: всё равно, мол, больше никому не нужна…
После завершения работы в съёмочной группе шутили: «Несмотря на все созданные условия, никто не утопился». Смонтированная и озвученная лента пролежала на полке полтора года — как невостребованная и никому не нужная «буржуазная фильма», — пока её не посмотрел кто-то из высокого руководства. Последовал звонок в Министерство культуры. И фильм начал путь в рекордный прокат и к фантастической популярности…
Нам бы, нам бы, нам бы
Всем на дно
Там бы, там бы, там бы
Пить вино…
[Подготовил Н. Л. Мухортов, г. Харьков]