Сергей Пальцун, Сергей Лапач «Формула крови»
Аннотация: Обречён ли сын Черного Властелина следовать по пути отца? Какая сила стёрла с лица земли мирный ашрам? Сможет ли лётчик долететь до звёзд? Разгадает ли «истинный ариец» загадку «унтерменша»? Что делать с непонятно откуда появившимися в голове знаниями? Ответы на все эти вопросы – во втором сборнике серии «Ruthenia Phantastica», «Формула крови». Читайте и узнаете! Мнения экспертов:
|
Отзывы и оценки экспертов:
badger: Одна из наиболее сильных и необычных антологий, прочитанных в прошлом году. Прекрасный пример того, как красиво можно обыграть самую заезженную тему, если к процессу подойти творчески. Пусть не пугает заглавие, вынесенное на обложку. Это не рассказы о вампирах и их диете. Это пять абсолютно независимых произведений, связь между которыми столь же эфимерна, как и формула той субстанции, что бежит в наших жилах и делает человека человеком. Пять разных картинок — от бароно-драконного прошлого до апокалиптического будущего, пять разных историй — поиски себя в мире и поиска мира в себе... Нужно быть большим смельчаком, чтобы из такого разношерстного материала попытаться сделать что-то цельное. Насколько хорошо это получилось у составителей — судить читателям. Но если вы любите хорошую фантастику — не проходите мимо этой книги.
оценка: 9
Croaker: Не устаю удивляться многоликости этой антологии. Вроде бы всего пять повестей, но сколько нам даётся разных вариантов буквально во всех компонентах. Темп: от стремительного всполоха «Сердца Мрака» к более плавному просветлению героя «То, что в его крови», затем целая эпоха «Отродья», умещённая в сто страниц, «Лётчик и девушка» и их путь вне времени, и под конец череда флэшбэков в «И сверкнула молния...». Настроение: калейдоскоп смутноуловимых эмоциональных порывов Дукая, сдержанный оптимизм Аренева, нарастающая мрачность Китаевой, романтизм с толикой грусти Онойко и рациональная сухость Амнуэля. Масштабы: глобальность первого и последнего произведений, устремлённые на человека второе и четвертое, и балансирующее между этими крайними точками — третье. Но есть в этом разнообразии и константы — неизменными остаются талант авторов и мастерство составителей.
оценка: 9
Dark Andrew: На русском языке за год выходит более десятка различных антологий. Но объём большинства из них до половины состоит из «балласта». И очень давно не попадалось книг, про которые можно было сказать: «Здесь только лучшее». Так вот, «Формула крови» именно такова.
Открывается сборник повестью совершенно неизвестного в России, но весьма популярного в Польше фантаста Яцека Дукая, чьи книги переведены на множество языков. С первой страницы «Сердца мрака» поражает язык автора — усложнённый, непривычный, — а также то, как он описывает окружающую вселенную. Позднее добавляется третья составляющая — непростой внутренний мир главного героя. Если проводить аналогии, то стилистика Дукая сильно напоминает сочетание классической НФ «золотого века» и авторов «Новой волны», экспериментирующих со слогом и ритмом. Облик планеты Мрак, где света практически нет, а природа не имеет ничего общего с Землёй, завораживает, а сюжетные повороты заставляют вспомнить то Фармера, то Муркока. Отдельно стоит отметить блестящий перевод, выполненный Сергеем Легезой.
Далее идёт повесть Владимира Аренева «То, что в его крови». Контраст после Дукая сильнейший. Обе вещи о будущем, но где Дукай мрачен и безысходен, там Аренев лёгок и оптимистичен. Будущее с добрыми инопланетянами, раздающими человечеству дары вроде бы «просто так», уже описывалось автором. Но «То, что в его крови» стоит особняком. Нехитрая посылка о возможности получить «на халяву» знания обыграна нестандартно.
Следующая история — мрачное фэнтези «Отродье». Можно сразу признать, что если Анна Китаева решит создать роман в этом ключе, то своего читателя она точно найдёт — ощущение «всё плохо» передано идеально. Сам же сюжет вполне банален — очередная история юного Чёрного, с которым борется весь мир. По большому счёту главное здесь не содержание, а стиль. «Отродье» — отличный пример того, как можно создавать фэнтези средней формы, не скатываясь в романы и циклы. Всё лаконично, достаточно эмоционально, но без явных соплей, по делу.
По мнению составителей, первые три произведения составляют «сому» — «тело» антологии, а повести Ольги Онойко и Павла Амнуэля — «пневма», «дух» книги. И вот тут можно поспорить. Если с «Лётчиком и девушкой» Онойко всё ясно — это светлая душевная история, какую мог бы сочинить Крапивин, если бы он писал о взрослых и для взрослых, скорее фантазия, чем фантастика; то с повестью Амнуэля дело обстоит немного иначе. «И сверкнула молния…» не дух, а скорее разум — «твёрдая» НФ о столь любимой автором многомерности. И, пожалуй, «Молния» смотрится на фоне остальных произведений наименее выигрышно, хотя и сюжет интересен, и наука удачно вплетена в повествование. Но не хватает лёгкости Онойко или глубины красок Дукая.
Итог: «Формула крови» — одна из самых сильных антологий последнего времени. Если серия Ruthenia phantastica и дальше будет радовать читателей такими сборниками, то можно будет спокойно отказываться в их пользу от, как минимум, половины антологий других издательств.
оценка: 9
С.Соболев: «Сердце Мрака» Яцека Дукая рассказывает о попытках колонизации обитаемой плаеты у какой-то далёкой звезды. Экосистема напомнила мне повесть Григория Тёмкина «Двадцать шестой сезон» (насколько я помню, только в «Вокруг света» она и печаталась), где на необычной планете за один оборот вокруг светила проскакивала эволюция от простейших через ползающих и летающих — к разумным существам. Точно так же на Мраке у поляка Яцека Дукая резвится инопланетная природа, проявляя чудеса ингибиторного скрещивания и фонтанируя фортелями межвидового переноса генов: описанные Дукаем симбиоты-растения, хищные насекомые и проч. тотемы завораживают. Впочем, удивляет и политическая карта Земли, оставленной далеко за скобками повествования: Третий Рейх строит космические корабли, Советский Союз посылает к звездам целые сухогрузы с тысячами замороженных коммунистов, китайцы давно уже где-то на Альфе Центравра а спокойные и богатые американские колонисты без проблем принимают беженцев из этих трёх колоний тоталитарных стран. Точные и сочные эпитеты, мастерские наблюдения и фейерверк фантазии — вот чем запомниля Яцек Дукай, книги которого, надеюсь, скоро попадут к русскоязычному читателю.
«То, что в его крови» Владимира Аренева — один месяц из жизни подростка-шалопая середины двадцать первого века. Землю постетили некие инопланетные существа, произвели некий торговый обмен — лёд Антарктиды в обмен на технологии. Новый летающий транспорт, новые индивидуальные средства связи, новые методы лечения. Вот от новых методов лечения и происходит основная сюжетообразующая коллизия повести «То, что в его крови» — во время переливания крови пацану-шалопаю перелили кровь профессора биологии, и у пациента, допрежь интеллектом не обременного, начался неожиданный умственный рост над самим собой. Вокруг попыток избавиться от неожиданно свалившихся лишних знаний и строится эта повесть. Мальчик-то от чужой памяти избавляется, но удастся ли избавиться от чужой технологии землянам? Осознают ли они пагубность инопланетных подарков, из-за которых потребность в учебных заведениях, учащих специалистов, упала до нуля?
В повести Ольги Онойко «Лётчик и девушка» космос устроен из восьми эфирных сфер, в каждой из которых помещено по планете — в первой сфере Земля, потом Луна, следом Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер.. Межпланетные сообщения в эфире совершаются посредством самолётов, и тут начинается совсем уж фантастика: самолёты разумные, с характером (могут сбросить неугодного пилота), со своим сознанием, памятью, и даже могут общаться с людьми на обычном языке. Очень такой лиричный мир получился, смесь Экзюпери, Ричарда Баха и небольшого экскурса в неофрейдисткий психоанализ.
Павел Амнуэль, популяризатор и пропагандист эвереттики, и в рассказе «И сверкнула молния...» остаётся верен себе: перед нами популяризация многовариантной квантовой вселенной в облатке детективного расследования. Очень в русле старой доброй научно-популярной фантастики рассказ, с незначительными реверансами в сторону современной моды. В индуистком ашране Пери-бабы под Непалом произошёл взрыв, мощностью порядка двести килотонн. Поначалу валят на террористов, но всё оказывается куда как прозаичней, и вместе с тем — опаснее.
Ну и последняя повесть, «Отродье» Анны Китаевой, как всегда в фэнтези плавно закольцована на предзнаменование, пророчество, и прочую преодпределенность. Если бы не издательсткая аннотация, в первой же строчке выдающая смысл закрутовки сюжета, может и следить за переменами в судьбе персонажа было бы интересно, а так — ну знаете ли, получилось совсем как в дурной присказке «а убийца — дворник». Впрочем, эти сто страниц совсем не портят книгу.
Как говорил Лукашин, «если в сборнике один рассказ отличный, то сборник удался». В «Формуле крови» как минимум три великолепных произведения, следовательно, сборник удался втройне.
оценка: 10
Другие рекомендации «Лаборатории Фантастики»:
- Книжный клуб Фантлаба рекомендует: Джек Вэнс «Сад принцессы Сульдрун» (2024-11-02)
- Книга года: Ален Дамазио «Орда встречного ветра» (2024-09-05)
- Книжный клуб Фантлаба рекомендует: Алексей Провоторов «Костяной» (2024-08-03)
- Книга года: Иван Белов «Заступа» (2024-07-01)
- Книжный клуб Фантлаба рекомендует: Роберт Сойер «Старплекс» (2024-06-13)
- Тэд Уильямс «Корона из ведьминого дерева» / «The Witchwood Crown» (2019-04-10)
- Роберт Холдсток «Лес Мифаго» / «Mythago Wood» (2018-08-24)
- Альфред Бестер «Тигр! Тигр!»/«Моя цель - звезды» (2018-04-15)
- Р. Скотт Бэккер «Тысячекратная Мысль» (2018-03-12)
- Джо Аберкромби «Герои» (2018-03-11)
- Вадим Волобуев «Боги грядущего» (2018-03-11) // В номинации «Не пропустите»
- Р. Скотт Бэккер «Воин-пророк» (2018-01-14)
- К.А. Терина «Фарбрика» (2017-08-17) // В номинации «Наш выбор»
- Запах (2016-06-12) // В номинации «Яркий дебют»
- Мальчик во мгле и другие рассказы (2016-02-28)
- Уильям Моррис «Лес за Гранью Мира» (2015-10-25)
- Лорд Дансейни, собрание сочинений (2015-06-15)
- Майкл Флинн «Танцор Января» / «The January Dancer» (2015-02-11)
- Энди Вейер «Марсианин» / «The Martian» (2014-11-05)
- Яцек Дукай «Иные песни» / «Inne pieśni» (2014-10-31)
- Юлия Зонис, Екатерина Чернявская «Хозяин зеркал» (2014-06-30)
- Брендон Сандерсон «Обреченное королевство» / «The Way of Kings» (2014-05-03)
- Орсон Скотт Кард «Игра Эндера» / «Ender's Game» (2013-11-07)
- Мария Галина «Куриный Бог» (2013-09-15)
- Ольга Онойко «Море имён» (2013-03-27)
- Терри Пратчетт, Нил Гейман «Благие знамения» / «Good Omens» (2013-01-09)
- Грэй Ф. Грин «Кетополис: Киты и броненосцы» / «Cetopolis: Whales & Battleships» (2012-07-03)
- Нил Стивенсон «Анафем» / «Anathem» (2012-05-17)
- Мария Галина «Медведки» (2012-04-03)
- Нил Стивенсон «Барочный цикл» / «Baroque Cycle» (2012-03-09)
- Ричард Адамс «Обитатели холмов» / «Watership Down» (2012-01-25)
- Сергей Жарковский «Я, Хобо: Времена смерти» (2011-11-30)
- Артур Кларк «Девять миллиардов имён бога» / «The Collected Stories of Arthur C. Clarke» (2011-11-02) // В номинации «Антология»
- Юн Айвиде Линдквист «Впусти меня» / «Låt den rätte komma in» (2011-10-09)
- Иэн Бэнкс «Алгебраист» / «The Algebraist» (2011-08-19)
- Тим Пауэрс «На странных волнах» / «On Stranger Tides» (2011-06-23)
- Нил Гейман «Прелюдии и ноктюрны» / «Preludes and Nocturnes» (2011-04-25)
- Майкл Суэнвик «Драконы Вавилона» / «The Dragons of Babel» (2011-03-23)
- Марина и Сергей Дяченко «Мигрант, или Brevi finietur» (2011-02-19)
- Майкл Флинн «Эйфельхайм: город-призрак» / «Eifelheim» (2010-12-26)
- Джеймс Блиш «Засеянные звезды» / «The Seedling Stars» (2010-12-05) // В номинации «Ретроспектива»
- Патрик Ротфусс «Имя ветра» / «The Name of the Wind» (2010-11-16)
- Мариам Петросян «Дом, в котором...» (2010-10-08)
- Мерси Шелли «2048» (2010-09-05)
- Том Холланд «Раб своей жажды» / «Supping with Panthers» (2010-09-01) // В номинации «Ретроспектива»
- Джон Джозеф Адамс «Нежить» / «The Living Dead» (2010-08-19) // В номинации «Антология»
- Лорд Дансени «Боги Пеганы» / «The Gods of Pegāna» (2010-07-28) // В номинации «Ретроспектива»
- Джаспер Ффорде «Тайна выеденного яйца, или Смерть Шалтая» (2010-07-15)
- Джефф Вандермеер «Город святых и безумцев» (2010-06-25) // В номинации «Ретроспектива»
- Михаил Успенский «Райская машина» (2010-06-06)
- Дмитрий Колодан «Время Бармаглота» (2010-04-15)
- Филип Дик «Сохраняющая машина» (2010-03-27) // В номинации «Ретроспектива»
- Роберт Чарльз Уилсон «Спин» (2010-03-06)
- Кормак Маккарти «Дорога» (2010-02-20)
- Лев Гурский «Роман Арбитман: Биография второго президента России» (2010-01-31)
- Джеффри Форд «Отличный Город» (2010-01-12) // В номинации «Ретроспектива»
- Джо Хилл «Призраки двадцатого века» (2009-12-19)
- Сергей Буркатовский «Война 2020. Первая космическая» (2009-11-28)
- Раймонд Фэйст, Дженни Вурц «Империя» (2009-11-08) // В номинации «Ретроспектива»
- Нил Гейман «История с кладбищем» (2009-10-17)
- Евгений Лукин «С нами бот» (2009-09-27)
- Вадим Шефнер «Сказки для умных» (2009-09-05) // В номинации «Ретроспектива»
- Питер Уоттс «Ложная слепота» и «Эхопраксия» (2009-08-15)
- Мария Галина «Малая Глуша» (2009-07-27)
- Майкл Ши «Ниффт Проныра» (2009-06-19) // В номинации «Ретроспектива»
- Святослав Логинов «Закат на планете Земля» (2009-06-04)
- М. Джон Харрисон «Вирикониум» (2009-05-19)
- Хоуп Миррлиз «Луд-Туманный» (2009-05-02) // В номинации «Ретроспектива»
- Виктор Точинов, Наталья Резанова «Герои. Другая реальность» (2009-04-15) // В номинации «Антология»
- Барри Хьюарт «Мост птиц» (2009-04-02)
- Майк Эшли «Волшебники» (2009-03-19) // В номинации «Антология»
- Илья Варшавский «Тревожных симптомов нет» (2009-03-10) // В номинации «Ретроспектива»
- Юлия Латынина «Нелюдь» (2009-02-24)
- Джо Аберкромби «Кровь и железо» (2009-02-11)
- Тед Чан «История твоей жизни» (2009-02-01) // В номинации «Ретроспектива»
- Юлия Остапенко «Тебе держать ответ» (2009-01-21)
- Чарльз Маклин «Страж» (2009-01-09)
- Мервин Пик «Горменгаст» (2008-12-19) // В номинации «Ретроспектива»
- Елена Хаецкая «Звездные гусары: Из записок корнета Ливанова» (2008-12-02)
- Гордон Далквист «Стеклянные книги пожирателей снов» (2008-11-16)
- Борис Штерн «Записки динозавра» (2008-10-21) // В номинации «Ретроспектива»
- Родриго Кортес «Часовщик» (2008-10-18)
- Джон Краули «Маленький, большой, или Парламент фейри» (2008-10-03)
- Кейт Эллиот, Мелани Роун, Дженнифер Роберсон «Золотой ключ» (2008-09-14) // В номинации «Ретроспектива»
- Евгений Лукин «Бытие наше дырчатое» (2008-08-28)
- Чайна Мьевиль «Шрам» (2008-08-15)
- Филип Дик «Всевышнее вторжение» (2008-07-18)
- Дмитрий Колодан «Другая сторона» (2008-06-15) // В номинации «Яркий дебют»
- Антология «Научная фантастика. Ренессанс» (2008-05-29)
- Вальтер Моэрс «Город Мечтающих Книг» (2008-04-06)
- Наталия Осояну «Невеста ветра» (2008-03-19) // В номинации «Яркий дебют»
- Дэн Симмонс «Террор» (2008-02-06)
- Джаспер Ффорде «Дело Джен, или Эйра немилосердия» (2008-02-02)
- Патрик О'Лири «Дверь №3» (2007-12-12)
- Скотт Линч «Обманы Локки Ламоры» (2007-12-07)
- Джон Райт «Последний страж Эвернесса» (2007-10-31)
- Р. Скотт Бэккер «Тьма прежних времён» (2007-10-26)