Творчество Романа Суржикова


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Творчество Романа Суржикова»

Творчество Романа Суржикова

 автор  сообщение


магистр

Ссылка на сообщение 2 марта 2019 г. 20:24  
Начинаем обсуждение "Поларийского цикла", в котором пока выпущено 3 романа: "Без помощи вашей", "Лишь одна звезда" и "Кукла на троне".
Сюда скопирую с незначительными изменениями свой пост в теме о Самиздате, который Суржиков, по моему мнению, не то что перерос, а пробил потолок, настолько мощный эпический цикл он создал.
Мир Суржикова довольно прост, в отличие от мира Бэккера, он даже проще, чем мир ПЛиО, но при этом очень строен, понятен и логичен. В нем все действует по прописанным авторам законам, даже юриспруденция соответствует первоначальной религиозной концепции Праматерей и Праотцов по той причине, что первых было всего 16, и ценность их в изначальном обществе Полари была выше. Собственно, это практически мир НФ, другая планета, где магия, возможно, присутствует в виде авторской маскировки для таинственных и пока не объясненных явлений. Но продвигаемся ли мы в понимании этих задумок автора за 3 романа цикла? Еще и как продвигаемся, следуя блестящей интриге, которую зацепляет в Запределье ГГ и разматывает до конца первой части, где эстафета передается другим ПОВам, которые не менее хватко идут по следу. Пройдемся по ним кратко, потому что каждый из них наделен неповторимой глубиной и психологической емкостью, которая сравнима разве что с персонажами ПЛиО.
Да что я все время Мартин да Мартин! Отношения Эрвина и его сестры куда глубже, чем отношения Серсеи с Джейме. Их тонкость и чуткость выламываются из самой топовой фэнтези Запада и становятся вровень с классным психологическим худлитом, причем без инцестов и прочих постфрейдистских закидонов, в которых, как в шорах, пишут замыленные топовые авторы, даже уровня Бэккера. Никому здесь не надоел и не вызывал раздражения вундеркинд Кельмомас со своей имманентной ненавистью к отцу?
Впрочем, не буду отвлекаться. Я люблю Бэккера, он умница и философ, но Суржиков тоже умный, он психолог и шахматист, строящий очень сложную партию с множеством фигур на доске (в романе это называется "стратемы", но суть та же).
ПОВ Хармон, купец по призванию, наделен тоже высоким интеллектом. Его эволюция от мудреца и знатока жизни до предателя и убийцы настолько хороша и убедительна, что просто кричишь:"Браво, автор!"
Вот признайтесь, даже топовые авторы Запада умеют создать одного-двух-трех умников, на чьем фоне остальные — банальные идиоты. У Суржикова совсем мало карикатурных идиотов, и множество даже второстепенных героев, которые вызывают простое человеческое уважение за их ум и душевные качества. Возьмите Весельчака, возьмите Луизу, возьмите шиммерийского сутенера или Парочку Инжи. Каждый из этих персонажей наделен не просто глубиной и мудростью, а и собственной судьбой, которой мы, читатели, и заинтересованы и сучувствуем. Это живые люди, а не ходячие штампы и антиштампы Аберкромби. Впрочем, последний для меня не топовый автор, а добротный середняк.
ПОВ Минерва. Ну, здесь нельзя не увидеть тени любимого нашего Дж.Мартина: девушка мила и умна, проходит через многократные испытания, а в конце получает незаслуженные плюшки в мартиновском духе: подобно тому, как Дени обзавелась гвардией кастратов, Мира заключает мир и приводит к вассальной присяге людей, которые по тому, как их описывают, с вероятностью 99% взяли бы ее в заложники.
Так что, может, это и баг, но ни один из топовых авторов фэнтези без такого до сих пор не обошелся. При этом Минерва исключительно умна, и цепочки ее рассуждений нанизаны на холодную логику северной леди.
ПОВ Джоакин. Проходит эволюцию от банального рубаки и влюбленного дурачка до мудрого ветерана. То, как ведет себя с Полли, очень жизненно и реалистично, как он избавляется от любви к Аланис — подлинный шедевр эволюции чувств. Мало кто даже из авторов высокого худлита опишут такую любовь и ее уход после смертельных испытаний. Но Суржиков ко всему еще и тонко иронизирует: "Богам не нужен был усталый и циничный ветеран. Богам нужен был герой". Приключения Джоакина ждут нас и в продолжении, не менее захватывающем.
Кстати, об увекательности: сцене охоты на колдуна сам Сапковский ИМХО апплодировал бы стоя. Точно так же, как Мартин апплодировал бы отношениям Эрвина с Ионой.
В цикле Суржикова столько литературной вкусноты, что ее не вместит простой начальный пост в этом треде. Но напоследок задержусь еще чуть-чуть на описании восстания Подснежников. Образы Салема, Зуба, сержанта Доджа настолько разные, емкие, колоритные, что просто восхищают. Они все наделены собственными душами, характерами, чередой мудрых мыслей и коварных мыслишек. Только высокий эпик в мировом значении этого слова мог бы вобрать в себя такие галереи народных образов.

Книги на Озоне:
1. "Стрела, монета, искра" https://www.ozon.ru/product/polari-strela...
2. "Лишь одна звезда" https://www.ozon.ru/product/polari-lish-o...
3. "Кукла на троне" https://www.ozon.ru/product/polari-kukla-...
4. "Янмэйская охота" ожидается...
–––
It's never wrong not to play (c) Tommy Angelo


магистр

Ссылка на сообщение 18 апреля 19:04  

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

цитата
Какой ни будь дополнительный курс в школах — что делать при столкновении с темными.


Сомнительно, но окей.

цитата
заполучив Нави, орден начал бы использовать разные предметы (для возвращения верховной власти Адриану например) так как этого нет то Нави они не заполучили


Может быть, но как говорил сам Нави, почти всё, что можно было использовать, и так используется, большинство элементов это просто детали, а не работающие конструкции.

В общем, такой вариант действительно самый вероятный, но не на 100%.
–––
Не всё так, как кажется. В поисках истины


авторитет

Ссылка на сообщение 18 апреля 19:16  
цитата Shorek
Может быть, но как говорил сам Нави, почти всё, что можно было использовать, и так используется,

Это из малочисленных предметов оставшихся в Фаунтэрре. В Полари вообще, и у Ордена в частности огромные запасы неиспользованных предметов.

Кроме того у Ориджинов самая мощная армия в Полари и

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

как минимум два "первокровца" — Минерва и Иона. Если орден похитить Нави, Ориджины немедленно пойдут на орден войной (его состав они знают от Дункана). А раз войны нет...


новичок

Ссылка на сообщение 19 апреля 11:00  
Мне честно говоря эти моменты в финале вообще не понравились

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Нави, который предлагает почему то именно Минерве убивать его, причем лично. Ясно же, что она — последний человек, который на такое согласится.
Что за театральщина, хотел бы он самоубиться — ну попросил бы кого то из кайров отрубить ему голову.

Ну и Орден, который вдруг стал ах каким опасным. Сотни лет о нём даже не подозревали, а сам Орден не осилил добраться ни до Нави ни до Пауля, еще когда они не были окружены тучей лордов и военных.

А теперь, когда де-факто главу Ордена убили, а Нави надёжно защищен Ориджинами, мы должны сильно переживать за судьбу Нави. Тем более, что он сам по себе полезен только как источник знаний и управлятель Предметами.
Но я когда читал, решил, что это очередное авторское решение в духе последних книг, когда поступки и положение персонажей подгоняются под концепцию.


авторитет

Ссылка на сообщение 19 апреля 11:07  
цитата radio_cinema
Мне честно говоря эти моменты в финале вообще не понравились
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Нави, который предлагает почему то именно Минерве убивать его, причем лично. Ясно же, что она — последний человек, который на такое согласится.
Что за театральщина, хотел бы он самоубиться — ну попросил бы кого то из кайров отрубить ему голову.


ИМХО Нави все заранее просчитал и играет на публику.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Умирать он не собирается

цитата

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Ну и Орден, который вдруг стал ах каким опасным. Сотни лет о нём даже не подозревали, а сам Орден не осилил добраться ни до Нави ни до Пауля, еще когда они не были окружены тучей лордов и военных.

Справедливое замечание. Но Нави бессмертен — возможно он просчитал на сотни лет вперед. Хотя с другой стороны, когда умрут все носители первокрови, Нави станет фактически неуязвимым


авторитет

Ссылка на сообщение 19 апреля 11:52  
цитата radio_cinema

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Что за театральщина, хотел бы он самоубиться — ну попросил бы кого то из кайров отрубить ему голову.

Он прямо там же объясняет это тем, что она должна принять решение, которое повлияет на их будущее, и карты в руках у неё. Естественно он не хочет убиваться, почему он должен хотеть?)

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Он готов пожертвовать собой, если поларийцы не захотят выходить на контакт с дальними сородичами. А если захотят, значит захотят.


авторитет

Ссылка на сообщение 19 апреля 13:14  
цитата LiYu
Он прямо там же объясняет это тем, что она должна принять решение, которое повлияет на их будущее, и карты в руках у неё.

Это можно было сделать менее мелодраматичным. Например предложить улететь на острова\континенты за пределами зоны терраформирования. Выживет он там или нет не скажу, но орден его в тех землях точно достать не сможет

А он предлагает Минерве лично поработать палачом


магистр

Ссылка на сообщение 19 апреля 16:49  
цитата oberond
А он предлагает Минерве лично поработать палачом

цитата radio_cinema
Но я когда читал, решил, что это очередное авторское решение в духе последних книг, когда поступки и положение персонажей подгоняются под концепцию.

Мне представляется, что автор имеет право наклонить свою концепцию в сторону театральных эффектов, чтобы увлечь читателя. И он прекрасно это сам понимает, кмк, просто так выходит картинка плотнее и красивее.
А что, вы бы предпочли скрупулезное следование реализму? Размазывание концовки еще страниц на 30-50 с уменьшением драматического напряжения? Я вот не уверен.
–––
It's never wrong not to play (c) Tommy Angelo


авторитет

Ссылка на сообщение 19 апреля 19:57  
цитата Stan8
Мне представляется, что автор имеет право наклонить свою концепцию в сторону театральных эффектов, чтобы увлечь читателя. И он прекрасно это сам понимает, кмк, просто так выходит картинка плотнее и красивее.
А что, вы бы предпочли..

Меня концовка устраивает, просто я бы ее истолковал, как продуманные маневры Нави. Он Квизац Хадерах на минималках, просчитал, что шанс на то что Минерва его убьет — минимален. А добивается он каких то иных целей, видимо направляя будущее Полари по безопасному пути


магистр

Ссылка на сообщение 19 апреля 20:19  
oberond Полагаю, в этом прелесть концовки, каждый считает как хочет. Именно поэтому она полуоткрытая, а не просто открытая, когда совсем непонятно к чему всё идёт, да и сочинение добавляет мыслей.
–––
Не всё так, как кажется. В поисках истины


философ

Ссылка на сообщение 21 апреля 15:33  
Роман опубликовал новый рассказ, который станет первым в сборнике.
https://freedlit.space/book/1878


магистр

Ссылка на сообщение 21 апреля 21:07  
Михалка_79 Какая интересная повесть,

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

правда, Нави походу всё, если только нет никакой хитрости.

Впрочем, автор не считает это конкретным исходом и точным каноном, оставляя исход финала всё же на желание читателя, но сам автор решил поделиться своим представлением, как это всё могло пойти.
–––
Не всё так, как кажется. В поисках истины


новичок

Ссылка на сообщение 22 апреля 10:03  
цитата Stan8
А что, вы бы предпочли скрупулезное следование реализму? Размазывание концовки еще страниц на 30-50 с уменьшением драматического напряжения?

Лично моё предпочтение — изящное собирание головоломки, где в финале последний кусок пазла занимает своё место, лучше с твистом.

Автор выбрал иной подход, голливудский — эпическая финальная битва с заранее известным исходом и собирание всех персонажей в одной локации. Его произведение, его безусловное право


авторитет

Ссылка на сообщение 22 апреля 10:06  
цитата radio_cinema
Лично моё предпочтение — изящное собирание головоломки, где в финале последний кусок пазла занимает своё место, лучше с твистом.

Автор выбрал иной подход, голливудский — эпическая финальная битва


Я может чего пропустил, но после эпической финальной битвы как раз идет собирание головоломки, где в финале последний кусок пазла занимает своё место


новичок

Ссылка на сообщение 22 апреля 10:13  
цитата Shorek

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

правда, Нави походу всё

А чего? Явно его там не упоминали, а неявно — только пару мутных фраз про богов.

Рассказ хороший, автор насыпал информации. Видно, что цикл он хоть и закончил, но не отпускает :)

Правда я не понял, чего у них у всех такой пиетет перед королём Франциском? Это и в цикле странновато выглядело, а тут вообще.
Он ведь тоже член Ордена, к нему по идее куча вопросов должно было возникнуть. Но нет, все его любят и вообще


новичок

Ссылка на сообщение 22 апреля 10:15  
цитата oberond
Я может чего пропустил, но после эпической финальной битвы как раз идет собирание головоломки, где в финале последний кусок пазла занимает своё место

Так какое там собирание? Нави просто вышел и рассказал всё, в стиле Пуаро. И в любом случае — это одна или две главы

Мне больше импонирует подход Сандерсона — там мир Рошара понемногу раскрывается в каждой книге.


философ

Ссылка на сообщение 22 апреля 11:07  
цитата radio_cinema
А чего? Явно его там не упоминали, а неявно — только пару мутных фраз про богов.

Ну там достаточно, как на мой взгляд, насыпано намёков

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

и то что проект Ордена по Древу накрылся окончательно, и Минерва, которая даже не участвовала в переговорах, это всё как то мало оставляет шансов на живого Нави

цитата radio_cinema
Правда я не понял, чего у них у всех такой пиетет перед королём Франциском? Это и в цикле странновато выглядело, а тут вообще.
Он ведь тоже член Ордена, к нему по идее куча вопросов должно было возникнуть. Но нет, все его любят и вообще

Он богат, влиятелен, с опытом, не влез ни в какую из грязных историй, ну и ещё он просто Пророк))
Но судя по рассказу "Сочинение на тему", выборы он таки не выиграл:)


магистр

Ссылка на сообщение 22 апреля 11:13  
цитата Михалка_79
Он богат, влиятелен, с опытом, не влез ни в какую из грязных историй, ну и ещё он просто Пророк))


В общем, он кажется самым благородным человеком в этом цикле, если не учитывать Салема.
–––
Не всё так, как кажется. В поисках истины


авторитет

Ссылка на сообщение 22 апреля 12:36  
цитата radio_cinema
цитата
Я может чего пропустил, но после эпической финальной битвы как раз идет собирание головоломки, где в финале последний кусок пазла занимает своё место

Так какое там собирание? Нави просто вышел и рассказал всё, в стиле Пуаро. И в любом случае — это одна или две главы


"В стиле Пуаро" это же и есть последний кусок паззла?


магистр

Ссылка на сообщение 22 апреля 13:54  
цитата Shorek
В общем, он кажется самым благородным человеком в этом цикле, если не учитывать Салема.

Благородным быть легко, когда ты ни черта не делаешь. Дешевая поза, а не благородство. Таких персонажей навалом и в современной политике.
Давненько прочитанные "Врата доверия" раскрыли новых на тот момент персонажей из Дарквотера и Шиммери вроде бы с хорошей стороны. Потом и Эрвин прошел "врата", отказавшись упокоить Минерву. Вроде бы двое милых и мудрых старцев, которые внушают симпатию.
Но с приближением финала оба становятся все мутнее и подлее, так что

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Роберт, прибравший на Звезду зажившуюся бабку

уже внушает скорее симпатию, а Ордену в концовке желаешь скорее гибели. Поэтому этот Франциск остается каким-то размазанным: начал с того, что хотел уберечь человечество от гибели, а тут уже вовсю интригует в борьбе за власть... А для чего ему власть? Он же отказался в свое время от нее, передал регенту. Годами слонялся по миру, как странствующий монах. Нет, непохоже, что он так заинтересован во власти. Скорее тут дела орденские снова.
–––
It's never wrong not to play (c) Tommy Angelo


философ

Ссылка на сообщение 22 апреля 20:39  
Меня не удовлетворил финал. Не разочаровал, а именно не удовлетворил. Цикл начинался тремя подробными ( это важно) ПОВми ими подробно и должен был закончиться с моей точки зрения. К чему пришли Стрела, Монета, Искра? Второстепенные линии завершились , какие-то мощно, например Аланис , какие-то менее интересно, например, Сибил, какие-то смазано — например путешествие леди Софии. А СМИ просто победили в очередной
битве, причем даже не в столице. Для меня было важно к чему в конечном итоге каждого из главных героев привели приключения, как сказались на их стремлениях и дальнейшей жизни, как изменились и изменили свою жизнь. Вот тут мне недодали . Если с Хармоном все как-то более или менее ясно, но он в принципе и к началу цикла был взрослым человеком с устоявшимися взглядами и характером, то Эрвин и Минерва вообще не понятно к чему пришли и что с ними будет тоже совсем не ясно для меня. Это не конкретный вопрос брака или восхождения на престол, это попытка понять персонажей. Потухли?Сломались? Затаились? Готовы строить новый мир?Готовы продолжить борьбу за Полари?
Новый рассказ ещё не прочла. Если честно мне не нравятся объяснения "после".
Страницы: 123...6061626364...676869    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Творчество Романа Суржикова»

 
  Новое сообщение по теме «Творчество Романа Суржикова»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх