Творчество Романа Суржикова

Здесь обсуждают тему «Творчество Романа Суржикова.» Подсказка book'ашки

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Творчество Романа Суржикова.» поиск в теме

Творчество Романа Суржикова.

Страницы: [1]  2  3  4  5 ... 15 16 17 18 19  написать сообщение
 автор  сообщение


магистр

Ссылка на сообщение 2 марта 20:24  
Начинаем обсуждение "Поларийского цикла", в котором пока выпущено 3 романа: "Без помощи вашей", "Лишь одна звезда" и "Кукла на троне".
Сюда скопирую с незначительными изменениями свой пост в теме о Самиздате, который Суржиков, по моему мнению, не то что перерос, а пробил потолок, настолько мощный эпический цикл он создал.
Мир Суржикова довольно прост, в отличие от мира Бэккера, он даже проще, чем мир ПЛиО, но при этом очень строен, понятен и логичен. В нем все действует по прописанным авторам законам, даже юриспруденция соответствует первоначальной религиозной концепции Праматерей и Праотцов по той причине, что первых было всего 16, и ценность их в изначальном обществе Полари была выше. Собственно, это практически мир НФ, другая планета, где магия, возможно, присутствует в виде авторской маскировки для таинственных и пока не объясненных явлений. Но продвигаемся ли мы в понимании этих задумок автора за 3 романа цикла? Еще и как продвигаемся, следуя блестящей интриге, которую зацепляет в Запределье ГГ и разматывает до конца первой части, где эстафета передается другим ПОВам, которые не менее хватко идут по следу. Пройдемся по ним кратко, потому что каждый из них наделен неповторимой глубиной и психологической емкостью, которая сравнима разве что с персонажами ПЛиО.
Да что я все время Мартин да Мартин! Отношения Эрвина и его сестры куда глубже, чем отношения Серсеи с Джейме. Их тонкость и чуткость выламываются из самой топовой фэнтези Запада и становятся вровень с классным психологическим худлитом, причем без инцестов и прочих постфрейдистских закидонов, в которых, как в шорах, пишут замыленные топовые авторы, даже уровня Бэккера. Никому здесь не надоел и не вызывал раздражения вундеркинд Кельмомас со своей имманентной ненавистью к отцу?
Впрочем, не буду отвлекаться. Я люблю Бэккера, он умница и философ, но Суржиков тоже умный, он психолог и шахматист, строящий очень сложную партию с множеством фигур на доске (в романе это называется "стратемы", но суть та же).
ПОВ Хармон, купец по призванию, наделен тоже высоким интеллектом. Его эволюция от мудреца и знатока жизни до предателя и убийцы настолько хороша и убедительна, что просто кричишь:"Браво, автор!"
Вот признайтесь, даже топовые авторы Запада умеют создать одного-двух-трех умников, на чьем фоне остальные — банальные идиоты. У Суржикова совсем мало карикатурных идиотов, и множество даже второстепенных героев, которые вызывают простое человеческое уважение за их ум и душевные качества. Возьмите Весельчака, возьмите Луизу, возьмите шиммерийского сутенера или Парочку Инжи. Каждый из этих персонажей наделен не просто глубиной и мудростью, а и собственной судьбой, которой мы, читатели, и заинтересованы и сучувствуем. Это живые люди, а не ходячие штампы и антиштампы Аберкромби. Впрочем, последний для меня не топовый автор, а добротный середняк.
ПОВ Минерва. Ну, здесь нельзя не увидеть тени любимого нашего Дж.Мартина: девушка мила и умна, проходит через многократные испытания, а в конце получает незаслуженные плюшки в мартиновском духе: подобно тому, как Дени обзавелась гвардией кастратов, Мира заключает мир и приводит к вассальной присяге людей, которые по тому, как их описывают, с вероятностью 99% взяли бы ее в заложники.
Так что, может, это и баг, но ни один из топовых авторов фэнтези без такого до сих пор не обошелся. При этом Минерва исключительно умна, и цепочки ее рассуждений нанизаны на холодную логику северной леди.
ПОВ Джоакин. Проходит эволюцию от банального рубаки и влюбленного дурачка до мудрого ветерана. То, как ведет себя с Полли, очень жизненно и реалистично, как он избавляется от любви к Аланис — подлинный шедевр эволюции чувств. Мало кто даже из авторов высокого худлита опишут такую любовь и ее уход после смертельных испытаний. Но Суржиков ко всему еще и тонко иронизирует: "Богам не нужен был усталый и циничный ветеран. Богам нужен был герой". Приключения Джоакина ждут нас и в продолжении, не менее захватывающем.
Кстати, об увекательности: сцене охоты на колдуна сам Сапковский ИМХО апплодировал бы стоя. Точно так же, как Мартин апплодировал бы отношениям Эрвина с Ионой.
В цикле Суржикова столько литературной вкусноты, что ее не вместит простой начальный пост в этом треде. Но напоследок задержусь еще чуть-чуть на описании восстания Подснежников. Образы Салема, Зуба, сержанта Доджа настолько разные, емкие, колоритные, что просто восхищают. Они все наделены собственными душами, характерами, чередой мудрых мыслей и коварных мыслишек. Только высокий эпик в мировом значении этого слова мог бы вобрать в себя такие галереи народных образов.
–––
It's never wrong not to play (c) Tommy Angelo


философ

Ссылка на сообщение 3 марта 10:15  
Похоже придётся прочесть.
Просто чтобы добавить несколько бочек дёгтя в этот поток ванильной патоки.
–––
Quae medicamenta non sanat, ferrum sanat, quae ferrum non sanat, ignis sanat.
TRUE NEUTRAL POWER MFK!


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 3 марта 10:31  
Поддержу: цикл о Полари нисколько не уступает ПЛИО и другим фэнтези-эпикам. При чтении нисколько не возникало ощущения, что это это самиздат, разве что небольшие проблемы с запятыми. Но сюжет, язык и персонажи — на высоте.
–––
Чернила соблазнительны. Они имеют нечто общее с вином, чтобы не сказать с кровью. (Петр Вяземский).


философ

Ссылка на сообщение 3 марта 10:38  

цитата Stan8

Да что я все время Мартин да Мартин! Отношения Эрвина и его сестры куда глубже, чем отношения Серсеи с Джейме. Их тонкость и чуткость выламываются из самой топовой фэнтези Запада и становятся вровень с классным психологическим худлитом

Хорошо отношусь к циклу "Полари", хотя прочитал лишь две книги и те подзабыл. Однако ваши похвалы превозносят цикл до уровня "лучшее фэнтези всех времен и народов", поэтому напишу замечания по первой книге цикла из того, что помню.
Первая книга затянута. Она огромна(считай три обычные книги), но событий, двигающих сюжет, в ней мало. Сравните сколько всего произошло в "Игре Престолов" и сколько в " Стреле, монете, искре". Фактически там в наличии два квеста, из которых мне понравилось лишь путешествие Эрвина. Но оно также затянуто и лишь обнаруживает угрозу.
Интрига с Минервой очень надумана, и с самого начала удивительно, почему такая

цитата Stan8

При этом Минерва исключительно умна, и цепочки ее рассуждений нанизаны на холодную логику северной леди.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

умница не может сложить дважды два и понять зачем ей поменяли имя и представили другим человеком. В данном сюжете просто ждешь, когда же она разглядит, что происходит и это случается лишь в финале.

Линия Хармона затрачена на то,

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

чтобы ездить с артефактом. Не помню уже точно все перипетии этого квеста, но в итоге торговец сбегает с ним, что вполне закономерно (неясно лишь почему герцог доверил столь важное дело незнакомцу).

Поэтому из-за затянутости, малого количества событий и предсказуемости читается довольно скучно.
По психологизму героев спорить не готов, это надо все перечитывать, но подозреваю, что ни о каком сравнении с циклом Мартина не может быть и речи. Я считаю, что и Суржикову и Бэккеру до Мартина далеко.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 3 марта 11:28  
Вообще то я оцениваю книги по желанию их перечесть. Если у фанов ПЛиО и любой иной эпопеи такое желание возникает и они эти книги периодически перечитывают, то да, это любимые книги. И Суржикова и Мартина я не перечитывала, поэтому не могу написать что это мои любимые авторы. Но для меня Суржиков стоит гораздо выше других СИ авторов, найденных мной в сети. А понятие лучше/хуже мне кажется вообще очень индивидуально. И не стоит по этому так уж ожесточенно спорить.
–––
Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишённому души. Цицерон


магистр

Ссылка на сообщение 3 марта 11:48  

цитата Цефтриаксон

Похоже придётся прочесть.

Я пытался где-то год назад и не смог дальше самых первых страниц уйти. Там у баронов есть светлицы, а на площади средневекового условно-западноевропейского городка устраивают представление скоморохи. Типичная для СИ электика, на мой взгляд. Может дальше всё и круто, но "никогда не выпадает вторая оказия создать первое впечатление".
–––
Только ты и твоей воли бензопила


магистр

Ссылка на сообщение 3 марта 12:40  
Неплохо было бы к теме опрос прикрутить. Повторю то, что уже говорил. Суржиков справился с первой книгой, но совершенно не справился с циклом — чем дальше, тем скучнее. В литературном отношении категорично судить о книге не берусь, но имхо проблем там выше крыши. Уровень самиздата Полари, пожалуй, перерос., как и среднестатистический уровень современного отечественного фэнтези. Вот только этот уровень сам по себе — ниже плинтуса. К качеству топовой англоязычной фантастики Суржиков на мой взгляд даже не приблизился. Поэтому нулевая реакция на его творчество со стороны профильной аудитории — прессы, авторов профессиональных рецензий, издательств — совершенно обоснована и объяснима. Суржиков это не массовое чтиво, он всё же в достаточной мере психологичен и сложен, но до уровня серьезной литературы (хоть и с учётом ограничений жанра) данный автор, невзирая на все восторги немногочисленных фэнов, не дотягивает очень и очень сильно. Это не Пелевин, не Иванов и уж тем более не Мартин с Бэккером. Его мир эклектичен, вторичен, слабо прописан и в конечном счете скучен. Сюжет банален и неимоверно затянут. С героями дела обстоят лучше — они рельефны и интересны. Однако со временем упомянутый "рельеф" превращается в этакую выпуклость, когда сильные стороны героев гипертрофируются до откровенной небывальщины.
–––
Если Бог действительно умер, быть может фантастика это его могила? Р.С. Бэккер


магистр

Ссылка на сообщение 3 марта 12:43  

цитата пан Туман

. Там у баронов есть светлицы, а на площади средневекового условно-западноевропейского городка устраивают представление скоморохи.
Там ещё и рыцари (самые настоящие — всадники в тяжёлой броне, основная ударная сила местных войск, не считая императорских полков) соседствуют и отлично уживаются с электровозами.
–––
Если Бог действительно умер, быть может фантастика это его могила? Р.С. Бэккер


авторитет

Ссылка на сообщение 3 марта 13:24  

цитата пан Туман

Там у баронов есть светлицы, а на площади средневекового условно-западноевропейского городка устраивают представление скоморохи. Типичная для СИ электика, на мой взгляд.

Что с этим не так для фэнтезийного мира? Или только терминология смущает?


активист

Ссылка на сообщение 3 марта 14:01  
Меня книги либо увлекают сразу и проваливаешься в другой мир, либо приходится заставлять читать себя.
Суржиков один из немногих авторов который обладает мастерством погружать в свой мир с первых страниц...
Читал и получал удовольствие от каждой строчки.
–––
Свобода! Равенство! Братство!


магистр

Ссылка на сообщение 3 марта 16:21  

цитата LiYu

Или только терминология смущает?

Там за терминологией шлейф ассоциаций тянется.
–––
Только ты и твоей воли бензопила


магистр

Ссылка на сообщение 3 марта 18:19  

цитата lantal

Однако ваши похвалы превозносят цикл до уровня "лучшее фэнтези всех времен и народов"

Ну, давайте уж без таких преувеличений. Я просто говорил о топовом уровне, что и готов отстаивать с текстом в зубах:-)))

цитата sanbar

пан Туман

. Там у баронов есть светлицы, а на площади средневекового условно-западноевропейского городка устраивают представление скоморохи.
Там ещё и рыцари (самые настоящие — всадники в тяжёлой броне, основная ударная сила местных войск, не считая императорских полков) соседствуют и отлично уживаются с электровозами.

Не вижу ничего страшного в употреблении слова "скоморох", может, "жонглер" было бы уместнее, но там не Западная Европа, а самостоятельный мир, в котором скоморохи имеют полное право кувыркаться на площадях, и пороха пока еще не изобрели. Зато есть "искра", сиречь, электричество, и никаких существенных противоречий в мироукладе от этого не проявляется.
Как по мне, придирки к миру Полари носят искусственный характер, или являются просто вкусовщиной отдельных читателей. Но хорошо, что в обсуждении сохраняется уважительный тон, и никто не скатывается в тупое хейтерство, как иногда происходит здесь с тредами отечественных авторов.
Со своей стороны, я бы хотел, чтобы своим участием почтил нас сам уважаемый Роман. Наверняка ему сообщат об открытии этого треда, и многие любители фэнтези и поклонники поларийского цикла были бы очень рады возможности спросить его о чем-то, или просто поблагодарить за его талантливый и пока сильно недооцененный труд.
–––
It's never wrong not to play (c) Tommy Angelo


философ

Ссылка на сообщение 3 марта 20:26  

цитата Stan8

Ну, давайте уж без таких преувеличений. Я просто говорил о топовом уровне, что и готов отстаивать с текстом в зубах

цитата Stan8

Пройдемся по ним кратко, потому что каждый из них наделен неповторимой глубиной и психологической емкостью, которая сравнима разве что с персонажами ПЛиО.

Тут вроде бы психологизм персонажей сравним только с ПЛИО, однако дальше выясняется, что Полари таки вырывается вперед:-)

цитата Stan8

Да что я все время Мартин да Мартин! Отношения Эрвина и его сестры куда глубже, чем отношения Серсеи с Джейме. Их тонкость и чуткость выламываются из самой топовой фэнтези Запада и становятся вровень с классным психологическим худлитом

Поэтому я и высказал такое предположение о романах Суржикова.
Однако помимо отношений между Джейме и Серсеей в ПЛИО огромный пласт глубоких отношений между другими героями. Взять хотя бы отношения Тириона и Тайвина. Остальные герои Полари также не уступают героям ПЛИО?


миротворец

Ссылка на сообщение 3 марта 20:40  
Цикл "Полари"наверное лучшее что я читал. Меня он впечатлил даже больше "Архивов Буресвета" Сандерсона, "Песни крови" Райана и "Хроник убийцы короля" Ротфусса,которым я поставил безоговорочные 10-ки. Пару дней назад дочитал третий роман цикла, нахожусь под впечатлением.


магистр

Ссылка на сообщение 3 марта 20:54  

цитата lantal

Однако помимо отношений между Джейме и Серсеей в ПЛИО огромный пласт глубоких отношений между другими героями.

Да. Я заговорил об этом, поскольку налицо параллели в отношениях между братом и сестрой.

цитата lantal

Взять хотя бы отношения Тириона и Тайвина.

Вот что меня часто раздражает в психологизме западных авторов, так это уши Зигмунда Фрейда, которые торчат за большинством отношений сын-отец, и т.д. Даже горячо любимые мной Мартин и Бэккер не сумели уйти от этих шаблонов. Взять того же Тайвина, он же умный, черт его побери, неужели после всех достижений Тириона умный отец не отошел бы от вот этой ненависти, раздражения... Ну ладно, о Мартине в другой теме...
Так вот, над Суржиковым вообще не довлеют все эти фрейдистские штучки. Он пишет как человек свободный от них, при этом продолжая оставаться глубогим и тонким психологом. По-моему, уже одного этого — свободы от принятых шаблонов — достаточно в качестве рекомендации.
И да, отношения Аланис — Джоакин, Хармон — Полли, Ребекка — Моран, любовная связь Спутников, — прописаны убедительно, легко и достоверно. Каждый чувствует именно то, что должен чувствовать на своем месте и в силу заявленных характеров.
–––
It's never wrong not to play (c) Tommy Angelo


философ

Ссылка на сообщение 3 марта 21:11  

цитата Stan8

Вот что меня часто раздражает в психологизме западных авторов, так это уши Зигмунда Фрейда, которые торчат за большинством отношений сын-отец, и т.д. Даже горячо любимые мной Мартин и Бэккер не сумели уйти от этих шаблонов.

Тириона и Тайвина я привел, как первый пришедший на ум пример. Но мне кажется, что вы чересчур обобщаете, повсеместно привлекая Фрейда в западные романы. Если между отцом и сыном есть конфликт, то он проходит по Фрейду?(там вроде бы эдипов комплекс только, но мать Тириона сразу умерла)
Возвращаясь к Суржикову, я спрашиваю лишь о первой книге цикла. В "Игре Престолов" очень много прописанных отношений, успел ли Суржиков прописать все отношения в первой книге?
Также хотел бы услышать ваше мнение по сюжету первого тома? Свои мысли я высказал.


магистр

Ссылка на сообщение 3 марта 21:41  
Не считаю, что "Полари" — это уровень Мартина (которого я вовсе не фанат, если речь о ПЛиО), но и сравнивать я цикл Суржикова стал бы именно с западными романами, а не отечественной фэнтези (тем более не с самиздатом). По-моему, "Полари" вполне уверенно себя чувствует на фоне середнечковых романов и циклов: "Хитрости Локка Ламоры", "Грозный отряд", "Пороховой маг", "Черные крылья" и т.д. Сильные стороны у них разные, но по средней температуре так на так и выходит.
–––
Ioculator Domini


философ

Ссылка на сообщение 3 марта 21:54  

цитата ton-tan

По-моему, "Полари" вполне уверенно себя чувствует на фоне середнечковых романов и циклов:

Я такого же мнения, хотя среди российского фэнтези та же "Бродячая Искра" или "Многорукий бог Далайна" вполне могут сравниться с Полари.


магистр

Ссылка на сообщение 3 марта 22:17  

цитата lantal

В "Игре Престолов" очень много прописанных отношений, успел ли Суржиков прописать все отношения в первой книге?

Я очень высокого мнения об "Игре престолов", и думаю, Роман тоже относится к Мартину с огромным почтением. Это видно во многих проявлениях, но в то же время нет никакой речи о подражании, или эпигонстве.
А отношения у Мартина такие, какие должны быть в эпопее: они развиваются. Дени, Арье и Джону предстоят огромные испытания и перемены в их личностях. То же самое можно сказать про Эрвина, Миру и Джоакина. У Мартина герои стартуют чуть младше, и их истории разворачиваются на фоне трагедий их семей. У Суржикова они старше, и фоном служит загадка "Предметов", которая проходит детективным стержнем сквозь Поларийский цикл.
Как видим, и то, и другое хорошо, пускай по-разному. Именно сюжет первого тома является прекрасным началом цикла, вводя необходимую интригу, в попытках разгадать которую терпят неудачу все герои, несмотря на их несомненный интеллект.
–––
It's never wrong not to play (c) Tommy Angelo


философ

Ссылка на сообщение 3 марта 22:44  

цитата Stan8

То же самое можно сказать про Эрвина, Миру и Джоакина

Нельзя тоже самое сказать. У Мартина намного больше героев, но и прописаны они к тому же намного лучше. Ничего подобного, к примеру, любовным отношениям между Недом и Кейтлин, Дени и Дрого или даже Сансы и Джофри, как я помню в первом томе нет. Тот же Ночной Дозор в первой книге прописан намного лучше, чем отряд Эрвина — причем слов на это потрачено в 2-3 раза меньше.

цитата Stan8

Именно сюжет первого тома является прекрасным началом цикла, вводя необходимую интригу

Не является он прекрасным по сравнению с Игрой Престолов — там мы имеем с десяток запутанных интриг только в Королевской гавани, и они все держат в напряжении в отличие от шитой белыми ниткой интриги с Минервой, которая тянется 45! авторских листов.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Открыл последнюю главу Минервы, и надо же она наконец-то сама догадалась прямо перед питием отравленного кофе. Какое счастливое совпадение!

Извините, что разрушаю ваши иллюзии, но никакого сравнения с ПЛИО Полари не выдерживает, имхо.
Страницы: [1]  2  3  4  5 ... 15 16 17 18 19

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Творчество Романа Суржикова.»

 
  Новое сообщение по теме «Творчество Романа Суржикова.»
Инструменты
Смайлики         Дополнительные смайлики
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх