автор |
сообщение |
aznats
магистр
|
12 октября 2010 г. 23:27 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
По Честертону, насколько поняла, ухудшить сюжет (взятый у человечества, созданный всеми) — исказить и измельчить его морально-нравственную суть.
Есть большие сомнения в сохранении неизменности сути и ее независимости от изменяющейся культуры, даже без всякой "порчи" писателями. Очевидна проблема критериев оценки этой самой сути, потому как Честертон предлагает фактически оценивать ее по своим чувствам.
цитата Но я говорю, что это плохо написано, ибо тут можно судить по собственным чувствам.
Но вашу позиицию по ОЗ поняла, спасибо. Где-то даже согласна. Но у меня это никак не помешало это стать ОЗ одной из самых перечитываемых, ценимых и любимых.
|
––– Логика – замечательная штука, однако против человеческого мышления она бессильна. (с) Терри Пратчет |
|
|
Terminator
философ
|
13 октября 2010 г. 00:32 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou Долго объяснять. Прочтите эссе Честертона, на которое я дала ссылку парой постов выше. Заодно и удовольствие получите.
Объяснять, видимо, действительно долго. Потому что в приведенном эссе Честертона речь скорее не об улучшении, а о намеренном ухудшении сюжета. Улучшение в исполнении Шекспира он как раз не берет в примеры.
Честертон выступает в роли строгого консерватора, и он последователен, но далеко не безоговорочно убедителен. Он видит глубину и смысл в исходных данных, но тут же отказывает в этом новым трактовкам, хотя иные подходы могут оказаться не менее глубоки и осмысленны — но только если поменять угол зрения. При всем уважении к мэтру, не могу с ним согласиться.
|
––– Сайва не шутит. Сайва, приятель, спросит - и надо успеть ответить. |
|
|
Zharkovsky
авторитет
|
13 октября 2010 г. 14:14 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Terminator, давайте подождём очерка.
цитата kagerou Нет, весь роман к этому не сводится, но частично имеет место быть такая попытка.
Нет, ни в какой части такой попытки не наблюдается. Писатель АБС есть очень ответственный товарищ и чрезвычайно тактичный. Система гироскопов унд необходимый набор огораживающих, очень ясно помеченных чёрно-жёлтой чересполосицей барьеров (там где они нужны) у писателя АБС наличествуют обязательно и находятся в рабочем состоянии всегда. Именно в этом его, писателя АБС, уникальность (поскольку норма в нашем обществе — явление уникальное), именно этим он привлекает ВСЕХ, и "идейных противников" и "учеников", и всех остальных. Здоровая пища, стопроцентно неаллергенная, и в 98 процентах — лечебная. Тут, главное, быть честным и ничего писателю АБС не приписывать "от себя". Трудно, знаю. Но надо бороться с искушением. Иначе — беда (не со Стругацкими). У Стругацких на первый взгляд очень дружественный интерфейс. Провоцирует, панемаю. Но не надо лезть в систему со своими проволочками. Там, внутре, массаракш, всё без изоляции. То есть, лезть, конечно, можно (всегда надо делать то, что хочется — полезно для пищеварения), но следует честно предупредить себя о последствиях. Тем более, в две шеренги уже стоят специалисты по верблюжьей упряжи, рискнувшие слазить в эмбриомеханический механизм для перенастроить его под свои малые нужды. Точней, лежат в две шеренги. И какбе намекают. То есть, демонстрируют.
|
|
|
BG208
активист
|
13 октября 2010 г. 17:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
"Улитка на склоне" в отличие от других произведений делает как бы главными героинями женщин. которые: могут превращать мертвое в живое и наоборот умеют управлять силами природы создают роботов могут размножаться без участия мужчин. Во многих произведениях женщин или очень мало или их роль несущественна. Это можно объяснить тем, что: На Арканаре — средние века, тогда женщины были угнетены. В аномальной зоне слишком тяжелые условия — туда женщины не пойдут сами. В Граде Обреченном они как бы тоже не играют роли. И т.д. Вероятно такая специфика тем.
|
|
|
kagerou
философ
|
|
Terminator
философ
|
13 октября 2010 г. 19:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Black Dog 2008 Во многих произведениях женщин или очень мало или их роль несущественна.
Ну, не сказал бы. Трудно быть богом — Кира. Малыш, Жук в муравейнике — Майя Глумова. Экспедиция в преисподнюю — Галя. Гадкие лебеди — Диана. Далекая Радуга — Таня. За миллиард лет до конца света — Лидочка, Ира.
Далеко не проходные персонажи.
|
––– Сайва не шутит. Сайва, приятель, спросит - и надо успеть ответить. |
|
|
shuherr
авторитет
|
13 октября 2010 г. 21:56 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou евангельский сюжет — именно как сюжет произведения — настолько хорош, что до сих пор его удавалось только испортить как то слишком категорично. Существует бесконечное множество функций, удовлетворяющих известному множеству решений в конкретных точках )))
цитата kagerou Вот есть великий евангельский сюжет- его кто только не портил. мне как атеисту — все сюжеты — равновелики. )) Как вообще можно улучшить сюжет (ход событий), его можно только изменить.
цитата kagerou Вот у Честертона есть эссе — о сюжетах, испорченных великими писателями сразу вспомнилось: "Бромберг, который до того сроду на эти темы не думал, уселся в удобное. кресло, уставился на свой указательный палец и мигом высосал из него..." и точно также мог написать эссе "о великих сюжетах улучшенных великими писателями" ))
|
|
|
Dikobraz
активист
|
|
kagerou
философ
|
13 октября 2010 г. 23:09 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата shuherr как то слишком категорично. Существует бесконечное множество функций, удовлетворяющих известному множеству решений в конкретных точках
Блин, да отнеситесь вы к Евангелию как к любому фантастическому произведению. Вы же тут все любители фантастики. Вы же должны понимать, что вынь из фантастического произведения фантдопущение — оно развалится.
Евангелие как фантастическое произведение держится на том допущении, что Иисус — действительно Сын Божий. Когда его вынимают, сюжет разваливается.
|
|
|
Zharkovsky
авторитет
|
14 октября 2010 г. 00:00 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou Блин, да отнеситесь вы к Евангелию как к любому фантастическому произведению.
Correct.
цитата kagerou Вы же должны понимать, что вынь из фантастического произведения фантдопущение — оно развалится.
Если ничего, кроме "фантдопущения" (термин — воистину блюэ) там нет.
цитата kagerou Когда его вынимают, сюжет разваливается.
Почему же? Разваливаются, возможно, производные — религия там, етс. А книга эта, как художественное произведение достаточно хороша сама по себе. Там много чего есть окромя "фантдопущения".
цитата kagerou Когда его вынимают, сюжет разваливается.
И применительно к ОЗ?..
|
|
|
kagerou
философ
|
14 октября 2010 г. 00:08 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Zharkovsky Если ничего, кроме "фантдопущения" (термин — воистину блюэ) там нет.
Ну, выдерните из "Машины времени" Уэллса собственно машину времени. Что у нас получится? Выдерните из "Пути меча" одушевленное оружие. Что останется? Все достоинства обеих книг рассыплются на отдельные жемчужинки, не схваченные общей ниткой.
цитата Zharkovsky И применительно к ОЗ?..
Именно. Там же вся логика событий полетела к чертовой матери, и единственное, что на время от этого отвлекает — харизма персонажей, созданных Стругацкими.
|
|
|
Zharkovsky
авторитет
|
14 октября 2010 г. 00:35 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou Там же вся логика событий полетела к чертовой матери
?!?!?! А какое, простите, библейское "фантдопущение" было выдернуто из ОЗ? Там всё, то есть буквально всё осталось на месте! Фшоке.
|
|
|
kagerou
философ
|
14 октября 2010 г. 00:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Zharkovsky А какое, простите, библейское "фантдопущение" было выдернуто из ОЗ? Там всё, то есть буквально всё осталось на месте! Фшоке.
Да то, которое я и озвучила — что Иисус действительно сын Божий :) Вы уж дотерпите до очерка. Немного осталось.
|
|
|
Zharkovsky
авторитет
|
14 октября 2010 г. 00:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou Выдерните из "Пути меча" одушевленное оружие.
Подобные аргументы одно (продолжительное) время уныло жевались энтузиастами энфэ-взорождения. Видите ли, изъять из литературного (например) произведения _ничего_ нельзя, не разрушая его, то есть произведение. Хоть, массаракш, "фантдопущение", хоть "реальную историю", послужившую основой, хоть героя, — хоть что. Изымаешь — замени. Некоторые "произведения" держатся, действительно, на "фантдопущении". И хрен с ними. А некоторые вполне позволяют замены. Ваши примеры: да без проблем. Рассказчик (который от Автора) — врач-психиатр. Дело происходит в лечебнице. И всё, тут даже структуры романа менять не надо, замены минимальны (как любое гениальное лит.произведение, "Машина времени" имеет огромный запас самодостаточности. Кстати, был ли Путешественник Во Времени реально таковым — Уэллс стопроцентно не гарантирует). С Олдями и проще и сложней: принимаем постулат (вполне реальный), что оружие одушевляется искусством воина (как иногда кажутся живыми мячи Марадоны или ленточки юной Кабаевой.) Форму рассказа менять придётся, но не фатально. Да и то: сажаем на место рассказчика некоего Поэта, он Воспевает. Бином Ньютона, шерсть на носу. Изъятия без замен НЕВОЗМОЖНЫ, эрго: аргумент про изъятие "фантдопущения" не принимается, точнее, относится лишь к количественно большому, но качественно ничтожному числу "лит"произведений. Дело именно в качестве замен. Рубенс сказал: "Я напишу женское тело и грязью, если вы позволите мне окружить грязь теми красками, что выберу я".
|
|
|
Zharkovsky
авторитет
|
14 октября 2010 г. 00:52 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou Да то, которое я и озвучила — что Иисус действительно сын Божий
А там что, где-то сказано, что он не Сын Божий, у Стругацких?
цитата kagerou Вы уж дотерпите до очерка. Немного осталось.
Да я не тороплюсь, хоть человек и внезапно смертен.
|
|
|
kagerou
философ
|
14 октября 2010 г. 00:54 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Zharkovsky Видите ли, изъять из литературного (например) произведения _ничего_ нельзя, не разрушая его, то есть произведение.
Да. И Евангелие — не исключение из этого правила. Тот, кто начнет упражняться в вивисекции на сюжете — тот его убьет.
цитата Zharkovsky Ваши примеры: да без проблем. Рассказчик (который от Автора) — врач-психиатр. Дело происходит в лечебнице.
И вся проблематика таким образом сводится к глюкам. Что и требовалось доказать.
|
|
|
kagerou
философ
|
14 октября 2010 г. 01:01 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Zharkovsky А там что, где-то сказано, что он не Сын Божий, у Стругацких?
Да от него у Стругацких так серой несет, что хоть святых выноси :).
|
|
|
Zharkovsky
авторитет
|
14 октября 2010 г. 01:15 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou Тот, кто начнет упражняться в вивисекции на сюжете — тот его убьет.
А где и как "упражняются" на _сюжете_ Библии АБС? Они (исходя из совершенно верного принципа "врёт, как очевидец") представляют свою интерпретацию РЕАЛЬНЫХ событий, послуживших отправной точкой для создания истории Христа Апостолами, но сам _сюжет_ они и пальцем не трогают. Иешуа — средоточие чуда, причём чуда масштаба вселенского, да ещё и второй раз явился; Вечный Жид живёт и здравствует, ловит души... Ещё раз: сначала был Бог (и Сын Божий), а _потом_ была Библия, _запись_ Слова Божьего. Сюжет Библии — Бог, творец всего сущего, и Сын Его, убитый на Земле. Нигде, ни в одной букве Стругацкие _сюжет_ Библии не вивисектируют. Они его строго-настрого придерживаются. Ничего не понимаю.
цитата kagerou И вся проблематика таким образом сводится к глюкам.
И куда же вдруг она девается, проблематика-то? Если замена РАВНОЦЕННА по исполнению?
|
|
|
Zharkovsky
авторитет
|
14 октября 2010 г. 01:24 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou Да от него у Стругацких так серой несет, что хоть святых выноси
"Когда Бог вышел к людям из Питанских болот, ноги его были в грязи."
Ваша обвинение АБС в вивисекции сюжета Библии мне не кажется состоятельным, судя по аргументам, изложенным вами досель.
"Отягощённые злом" — одно из лучших, но удивительно непрочитанное произведение Стругацких.
|
|
|
kagerou
философ
|
14 октября 2010 г. 01:30 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Zharkovsky А где и как "упражняются" на _сюжете_ Библии АБС? Они (исходя из совершенно верного принципа "врёт, как очевидец") представляют свою интерпретацию РЕАЛЬНЫХ событий, послуживших отправной точкой для создания истории Христа Апостолами, но сам _сюжет_ они и пальцем не трогают.
Ну да, и не Рабинович, а Циперович, не тысячу рублей, а сто, и не в лотерею, а в бильярд, и не выиграл, а проиграл, а так — все то же самое.
цитата Zharkovsky И куда же вдруг она девается, проблематика-то? Если замена РАВНОЦЕННА по исполнению?
Ну в одном случае у нас цивилизация дошла до элоев и морлоков, а в другом — мужику с перепою приснились милые элои и страшные морлоки. В первом случае проблематика — социальное неравенство как предпосылка биологической деволюции, в другом проблематика сводится к тому, как вредно пить.
цитата Zharkovsky "Когда Бог вышел к людям из Питанских болот, ноги его были в грязи."
А где Бог-то? Я вижу мутного чувака, который хотел чего-то там проповедовать с креста, но не смог даже своим ученичкам внушить мысль о том, что пинать слабого и издеваться над ним нехорошо. Этот чувачок не кажется мне не то что Божьим сыном, а и приличным человеком.
|
|
|