Литература хоррора мнения ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Литература "хоррора" - мнения и рекомендации»

Литература "хоррора" - мнения и рекомендации

 автор  сообщение


миротворец

Ссылка на сообщение 30 августа 2013 г. 18:39  

цитата Karnosaur123

Ты ведь не будешь отрицать, что вся идея той же "Тени, Тьмы" основана на достаточно сложной системе умозаключений?
Не отрицаю, но это и далеко не лучшее произведение у Лиготти. А более удачные его вещи строятся на том самом первобытном чувстве загадочного и неизвестного, которое у впечатлительных личностей развивается с детства. И первичны не

цитата Karnosaur123

мифы, легенды и байки
а именно это чувство неведомой угрозы, боязнь темноты, если угодно. Чтобы придать ему форму, каталогизировать, и придумывались мифы-легенды-байки.
–––
Джон умрет, а я буду жить


авторитет

Ссылка на сообщение 30 августа 2013 г. 18:44  

цитата Karnosaur123

ИЗНАЧАЛЬНО зомби-хоррор был вполне архетипичен: он использовал заложенный в человеке страх перед умершими и был ближе к фольклору.

Я не совсем понял, а изначальный архетипичный зомби-хоррор это как? Фильмы Ромеро 80-ых? Итальянские ужастики 70-ых?

цитата Karnosaur123

"Интеллектуальный" хоррор пришел следом, и есть большие сомнения, что он мог возникнуть на ровном месте, без своих "народных" предшественников

Ну конечно, на ровном месте он бы не возник. Но и появление его не случайно: сколько можно пугаться обычных зомбаков да вурдалаков? Даже маньяки с топорами уже так не пугают, все ними наелись. Вот недавно как раз прочитал Харриса "Красный Дракон" и "Молчание ягнят". Вот там маньяки так маньяки: и живые и интересные, один только Лектер чего стоит. Плюс проработка персонажей психологическая. Но таких произведений — единицы. Чаще всего всё просто скатывается в то самое "тупое мочилово". Не удивительно, что появились писатели, которые стремятся пугать "тоньше" и "интеллектуальнее".
А классификация хорроров интересная ;-)


миродержец

Ссылка на сообщение 30 августа 2013 г. 19:00  

цитата Pickman

Ох как спорно.

Согласен, но при этом

цитата Pickman

Кэмпбелла, Баррона и проч.

меня пугают и интересны (Бэррон только 1 романом), а вот

цитата Pickman

Лиготти,

совершенно не пугает и не интересует.

Так что не все так просто и легко разграничить. :-)


миротворец

Ссылка на сообщение 30 августа 2013 г. 19:02  

цитата JuicyJ

Так что не все так просто и легко разграничить.
Конечно. И тот же Джо Лансдейл, кстати говоря, умеет работать в обоих "традициях" — взять хотя бы зарисовку из недавнего "Вкуса ужаса".
–––
Джон умрет, а я буду жить


миродержец

Ссылка на сообщение 30 августа 2013 г. 19:06  

цитата Alherd

изначальный архетипичный зомби-хоррор это как


хотя бы так
Theodore Roscoe — Z Is for Zombie (1937)


миродержец

Ссылка на сообщение 30 августа 2013 г. 19:07  

цитата Pickman

Джо Лансдейл, кстати говоря, умеет работать в обоих "традициях" — взять хотя бы зарисовку из недавнего "Вкуса ужаса".


Он вообще по количиству жанров, в которых хоть что-то написал, многостаночник.


миротворец

Ссылка на сообщение 30 августа 2013 г. 19:17  

цитата Alherd

Фильмы Ромеро 80-ых? Итальянские ужастики 70-ых?

Можно отметить и их, по крайней мере, картины Фульчи (причем, фульчивские к архетипам ближе). Вдобавок, Ромеро ввел туда социальный подтекст (как мне кажется, невольно), и ОБА эти режиссера играли еще и на таком табу, как каннибализм.

цитата Alherd

Но и появление его не случайно: сколько можно пугаться обычных зомбаков да вурдалаков? Даже маньяки с топорами уже так не пугают, все ними наелись.

Точно так же неслучайно появление фотографии: сколько можно сидеть с каменной мордой перед художником? Сколько можно возиться с кистями-красками? Это не отменяет искусства портретиста-пейзажиста и т. п., несмотря на то, что и фотография давно уже не является простым отображением реальности. Так же то и другое может быть поделкой, этого не отнимешь, но любитель "вирда", высмеивающий "обычный" хоррор смешон, как фотограф, высмеивающий художника.
–––
...И не орал: «Англичане — свиньи!» Это гадко. Я люблю англичан. Я дружил с Шекспиром, ты знаешь.


авторитет

Ссылка на сообщение 30 августа 2013 г. 19:28  

цитата Karnosaur123

Точно так же неслучайно появление фотографии: сколько можно сидеть с каменной мордой перед художником? Сколько можно возиться с кистями-красками? Это не отменяет искусства портретиста-пейзажиста и т. п.

Несколько натянутая аналогия на мой взгляд. Фотография не отменяет живописи, это явления разного порядка. Хоррор разных традиций может быть, "интеллектуальный" и "мясной", но при этом и тот и другой — условно литература.

цитата Karnosaur123

любитель "вирда", высмеивающий "обычный" хоррор смешон, как фотограф, высмеивающий художника

Любитель "обычного" хоррора высмеивающий любителя "вирда" смешон не меньше. Тут палка о двух концах всё же


миротворец

Ссылка на сообщение 30 августа 2013 г. 19:46  

цитата Alherd

Любитель "обычного" хоррора высмеивающий любителя "вирда" смешон не меньше. Тут палка о двух концах всё же

Именно поэтому я никогда на этом не попадался тут:-))) Всякие нападки с обеих сторон — нелепы.

Скажем, Блох очень не любил "новые веяния" в хорроре. Но его жалобы на "кровавое мясо" в кино и книгах 80-х очень уж напоминают старческое брюзжание; перенесенные на бумагу (это я о "Психо-2") — откровенно нелепы и притянуты за уши, равно как и "антиголливудская" сатира, и все выстроено на штампах. Его пример — другим наука: не уподобляйтесь.
–––
...И не орал: «Англичане — свиньи!» Это гадко. Я люблю англичан. Я дружил с Шекспиром, ты знаешь.


миротворец

Ссылка на сообщение 30 августа 2013 г. 19:47  

цитата Alherd

Фотография не отменяет живописи, это явления разного порядка.

В некотором роде оба — изобразительное искусство.
–––
...И не орал: «Англичане — свиньи!» Это гадко. Я люблю англичан. Я дружил с Шекспиром, ты знаешь.


авторитет

Ссылка на сообщение 30 августа 2013 г. 19:57  
А я вот тут подумал: а ведь если разобраться традиция "вирда" в литературе насчитывает столько же, сколько и истории про оборотней и вампиров. Ведь английский готический роман это прообраз прежде всего вирда, а не "мясного" хоррора. У Лавкрафта к примеру была очень интересная обзорная статья "Ужас и сверхъестественное в литературе". В ней он показывает богатую традицию литературных страшилок, которые опирались прежде всего на страх перед необъяснимым и непознанным.


магистр

Ссылка на сообщение 30 августа 2013 г. 20:00  

цитата Karnosaur123

но любитель "вирда", высмеивающий "обычный" хоррор смешон, как фотограф, высмеивающий художника.
слишком узко и обобщенно — любители "вирда" высмеивают обычный хоррор не за обычность. Обычные викторианские гост-сториз или крайне узкий поджанр "оккультных детективов" в старомодной традиции (вроде того, который сейчас разрабатывает прекрасный Марк Вэлентайн со своим сыщиком Конносье) — они требуют именно набора всех жанровых штампов и крайней "обычности".
Вопрос в другом — "обычный" хоррор "вирдовцы" ругают за его низкопробность и элементарное фатальное отставание от большого литературного процесса в целом. Он реально примитивен. Все это мясо, кровища, кишки, каннибалы, гигантские крысы, черви, овцы-убийцы(:-)))) — как бы это ни нравилось фэнам, но это крайне далеко от большой литературы. Выше приводили пример с "Молчанием ягнят" — яркий пример, показательный: отличная книга, отличный мейнстрим, да, не интеллектуальный шедевр, но даже по меркам нежанровой литературы выдающаяся вещь. Как тот же "Американский психопат" Эллиса. Мейнстрим. Читать не стыдно человеку с определенными претензиями на хороший литературный вкус. А Лаймона туда не пристегнешь при всем желании.
Лиготти вообще нужно убирать из этой темы — я уже писал, ему тут не место, вы пытаетесь его судить с позиций типичных хоррор-стандартов — а он к хоррору вообще мало отношения имеет. Формально числится в рядах, но по сути он мейнстримщик, он ближе к Кафке и Шульцу, хоррорушный налет ему придает лишь знакомство и любовь к Лавкрафту и то довольно слабо.
Имхо, фэны "вирда" это вообще не аудитория жанра ужасов. "Вирдовцы" это обычные казуальные читатели, любители интеллектуального мейнстрима, но с неким сдвигом в предпочтениях, который провоцирует любовь к некой темной амтосферности, ощущению неясной угрозы в книге, жуткой сюрреалистичности, странности и подобным вещам. Такие "мягкие черные звезды", обволакивающая атмосфера бархатного безумия, по выражению Тибета. Вот, что нам нравится.
Элемент ужаса в данном случае (в его явных и прямолинейных, напролом, проявлениях) здесь вообще малоинтересен. Здесь совершенно другой культурный слой, другая среда — поэтому на сайтах "вирда" Лаймона, Кунца, Гая Смита (да даже Кинга), прочих "мясников" и "обычных" хоррорушников никто не обсуждает, зато там постоянно обсуждаются Юнгер, Борхес, Буцатти, Гюисманс, Кафка, Шульц, Грабинский, Эверс, Элиаде и прочие. Чувствуете разницу в потенциале, творческих методах и целях этих авторов?
Я все таки все больше склоняюсь к мысли, что "вирд" и "хоррор" абсолютно разные вещи. "Вирд" что-то использует из инструментария хоррора, но общего там крайне мало.


миротворец

Ссылка на сообщение 30 августа 2013 г. 20:08  
Раз уж зашла речь о хорроре и вирде, вот для англочитающих свежий пост Лэрда Баррона с его мнением по вопросу.
–––
Джон умрет, а я буду жить


авторитет

Ссылка на сообщение 30 августа 2013 г. 20:21  

цитата arcanum

Вопрос в другом — "обычный" хоррор "вирдовцы" ругают за его низкопробность и элементарное фатальное отставание от большого литературного процесса в целом. Он реально примитивен. Все это мясо, кровища, кишки, каннибалы, гигантские крысы, черви, овцы-убийцы() — как бы это ни нравилось фэнам, но это крайне далеко от большой литературы

Это вообще проблема всего хоррора в целом, не только "мясного". Чтобы получать удовольствие от чтения одинаковых штампованых сюжетов нужно быть действительно "фанатом". Ну или автор должен быть чертовски талантлив (например как Кинг)


магистр

Ссылка на сообщение 30 августа 2013 г. 20:29  
Alherd но такая штамповка, имхо, имеет место быть в ужасающих объемах именно в обычном хорроре. В "вирде" я этого не вижу. Если посмотреть те группы авторов, которые сгруппированы вокруг "вирдовских" прессов и интернет площадок вроде сайта Лиготти, издательств Side Real Press, Ex-Occidente, Egaeus, Tartarus, Ash-Tree Press, Svan River Press — там совершенно уникальная в своем роде ситуация: люди пишут вроде бы и с привлечением атмосферы странного хоррора, но при этом крайне индивидуально и изысканно. И рождаются удивительные литературные эксперименты вроде совместного сборника Secret Europe Вэлентайна и Ховарда, или свежего сборника трех авторов Шнайдера, Уотта и еще кого-то (не помню кто) про Панча от Egaeus. Никакого самоповторения и эксплуатации заезженных приемов нет и в помине.


миротворец

Ссылка на сообщение 30 августа 2013 г. 20:32  

цитата arcanum

Вопрос в другом — "обычный" хоррор "вирдовцы" ругают за его низкопробность и элементарное фатальное отставание от большого литературного процесса в целом.


цитата arcanum

Здесь совершенно другой культурный слой, другая среда — поэтому на сайтах "вирда" Лаймона, Кунца, Гая Смита (да даже Кинга), прочих "мясников" и "обычных" хоррорушников никто не обсуждает, зато там постоянно обсуждаются Юнгер, Борхес, Буцатти, Гюисманс, Кафка, Шульц, Грабинский, Эверс, Элиаде и прочие.

Противоречие, нет?

цитата Alherd

А я вот тут подумал: а ведь если разобраться традиция "вирда" в литературе насчитывает столько же, сколько и истории про оборотней и вампиров. Ведь английский готический роман это прообраз прежде всего вирда, а не "мясного" хоррора.

Несомненно. Но английский готический роман — тоже сравнительно молодое направление. К тому же — и он полностью не ушел от "народной" традиции.

цитата arcanum

Все это мясо, кровища, кишки, каннибалы, гигантские крысы, черви, овцы-убийцы() — как бы это ни нравилось фэнам, но это крайне далеко от большой литературы.


Вообще не понимаю этого определения. По сути есть два вида литературы: хорошая и плохая. От БОЛЬШОЙ же литературы, в том смысле, в каком принято понимать этот нелепый термин, упомянутый вами Харрис так же далек, как Кунц и Лаймон.

цитата arcanum

Имхо, фэны "вирда" это вообще не аудитория жанра ужасов. "Вирдовцы" это обычные казуальные читатели, любители интеллектуального мейнстрима, но с неким сдвигом в предпочтениях, который провоцирует любовь к некой темной амтосферности, ощущению неясной угрозы в книге, жуткой сюрреалистичности, странности и подобным вещам. Такие "мягкие черные звезды", обволакивающая атмосфера бархатного безумия, по выражению Тибета. Вот, что нам нравится.

Но в таком случае, всякая полемика превращается в спор между любителями сосисок и серфинга.:-)))
–––
...И не орал: «Англичане — свиньи!» Это гадко. Я люблю англичан. Я дружил с Шекспиром, ты знаешь.


авторитет

Ссылка на сообщение 30 августа 2013 г. 20:38  
arcanum Допускаю, что это объясняется просто малочисленностью авторов данного направления. Любой поджанр рано или поздно обрастает своим количеством штампов и классических приёмов. Вопрос в том лишь, как быстро это произойдёт. Ну и ещё наверное то, что "вирд" сам по себе как жанр очень мало комерциализирован, на него нету такого устойчивого спроса, как на детективы, хорроры или фэнтези, целевая аудитория меньше и более герметична. В итоге получается своеобразная "тусовка по интересам", состоящая из авторов, немногочисленных профильных издателей-критиков и небольшого круга фанатов-читателей.
Пользуясь случаем поинтересуюсь: кого из названых Вами авторов можно прочитать на русском в приемлимом качестве (имею ввиду перевод)


магистр

Ссылка на сообщение 30 августа 2013 г. 20:41  

цитата Karnosaur123

Противоречие, нет?
неа, пресечения все равно имеют место быть. Пока вирд не будет окончательно отпочкован от хоррора — будут и споры. Хотя бы потому, что помимо отдельных площадок, есть и общие, где сходятся в сече два воинства — как здесь на Фантлабе:-))) Это такой эффект коммунальной квартиры. Даешь всем по отдельной квартире!

цитата Karnosaur123

Несомненно. Но английский готический роман — тоже сравнительно молодое направление. К тому же — и он полностью не ушел от "народной" традиции.
народная традиция это одно. А современное поточное "мясо" нечто совершенно другое. Вы же не будете сравнивать "Легенду о смерти" Анатоля Ле Бра и "Червей"?

цитата Karnosaur123

Вообще не понимаю этого определения. По сути есть два вида литературы: хорошая и плохая.
а вот нифига:-[ Это тпичная отмазка (что в музыке, что в литературе), когда не хочется признавать аутсайдерство любимого стиля или жанра по отношению к другим. В музыке, я помню, в начале 00-х попсари стали активно использовать эту отмазку, мол, "ну это может и не Ник Кейв или Портисхед, но это очень качественный и профессиональный продукт, который нашел своего слушателя". Есть Большая литература, есть. Она совершенно по другому пишется, с другим творческим инструментарием, целями и качеством реализации. Никакого сравнения жанровый хоррор или жанровая фантастика не выдерживает, например, с Рушди или Эко. Или Керуаком. Или Прустом. Это несоизмеримые величины, и дело здесь не в разной тематике.

цитата Karnosaur123

Но в таком случае, всякая полемика превращается в спор между любителями сосисок и серфинга.
а она уже и так в него превратилась. Действительно, как предлагает Пикман, надо разделять темы.


миротворец

Ссылка на сообщение 30 августа 2013 г. 20:42  

цитата Pickman

а именно это чувство неведомой угрозы, боязнь темноты, если угодно. Чтобы придать ему форму, каталогизировать, и придумывались мифы-легенды-байки.

Эта неведомая угроза изначально была весьма прозаична: в темноте всегда скрывался враг, темнота же мешала определить его потенциал. В стародавние времена человек демонизировал вполне материальные объекты. Но "Карлсон моторчик пропил, а привычка осталась": вроде уже смерть и не поджидает на каждом шагу, а все равно в темноте-тумане неуютно. Тогда-то человек и начал фантазировать.
–––
...И не орал: «Англичане — свиньи!» Это гадко. Я люблю англичан. Я дружил с Шекспиром, ты знаешь.


авторитет

Ссылка на сообщение 30 августа 2013 г. 20:44  

цитата Karnosaur123

Несомненно. Но английский готический роман — тоже сравнительно молодое направление. К тому же — и он полностью не ушел от "народной" традиции.

Каждый поджанр хоррора имеет свои корни в народной традиции. Другое дело, что народная традиция не знает термина "зомби" или "Ктулху" ;-)
Страницы: 123...171172173174175...144114421443    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Литература "хоррора" - мнения и рекомендации»

 
  Новое сообщение по теме «Литература "хоррора" - мнения и рекомендации»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх