автор |
сообщение |
dmitriy-dim
новичок
|
12 апреля 2011 г. 13:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Правильно ли я понял, что тенденция базовых технологий к миниатюризации и закладывает основы сепаратизма? Или есть еще не учтенные мной факторы?
|
|
|
Morfindel
активист
|
12 апреля 2011 г. 14:19 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
В свое время очень понравился "Выбор катастроф" Азимова. Произведение не столько художественное, сколько научно-публицистическое. Однако весьма масштабное и, как водится, во многих моментах прогностическое (скажем, касательно угроз со стороны вирусов или продовольственного кризиса).
|
|
|
dmitriy-dim
новичок
|
12 апреля 2011 г. 16:37 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
В одной из аннотаций к творчеству Айзека Азимова сказано, что источником трилогии про установление является история римской империи Гиббона (если не ошибаюсь, конец XVIII в.). Отмечается, что история перенесена линейно, но с галактическим размахом. А можно ли указать линию соответствий: 1. Рим — Трантор; 2. Средиземноморский флот — великий космофлот Трантора; Видимо отсюда проистекает противоречие: атомную энергетику забыли, а управлять кораблями и их обслуживать не разучились. А дальше как? 3. ... — атомная энергетика; О каком умении, или ремесле идет речь? 4. Сельскохозяйственные провинции — аграрные планеты; 5. Названия некоторых провинций Рима — имена некоторых планет; Да и вообще, общность исторических и сюжетных ходов, что чем является.
|
|
|
drogozin
миротворец
|
12 апреля 2011 г. 16:52 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
dmitriy-dim Я думаю не стоит искать здесь прямые аналогии. История Римской империи лишь послужила источником вдохновения для Азимова. Рождение — Взлёт — Расцвет — Застой — Загнивание — Постепенный развал с отпадением провинций — Гибель.
|
––– ...когда круг времён завершится и эльфы вернутся назад. |
|
|
ааа иии
философ
|
12 апреля 2011 г. 20:25 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата dmitriy-dim Правильно ли я понял, что тенденция базовых технологий к миниатюризации и закладывает основы сепаратизма? Предоставляет для него новые возможности. Независимые от инфраструктуры энергетика и транспорт важнее. С их помощью существуют базы независимых торговцев в таких местах, которые не были заселены во время первой империи: подземные города на ледяной планете, курорты на терминаторе не вращающейся планеты. Сейчас бытовая техника тяготеет к миниатюризации — но медвежьи углы и всякие, с древности населенные местечки наоборот, забрасываются.
|
|
|
ааа иии
философ
|
12 апреля 2011 г. 20:45 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата dmitriy-dim 2. Средиземноморский флот — великий космофлот Трантора И все закончилось на счет два. Никакой связи. Тоже — с "сельскохозяйственными" планетами. Александрия Египетская и Карфаген были значимыми культурными центрами, а императорская Италия была покрыта садами, пастбищами и виноградниками. Азимов руководствовался Гиббоном, но перед глазами имел высокоспециализированное с/х Штатов, банановых республик и колоний.
|
|
|
Хыча
гранд-мастер
|
12 апреля 2011 г. 20:47 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Империя — дело такое, обречённое на распадание. Последний пример — СССР Стоит ли лезть так глубоко в историю, когда знаем про распад империй испанских, британских и даже бельгийских? Мог бы назвать ещё 3 Кто больше? Ведь это просто навскидку...
цитата drogozin dmitriy-dim Я думаю не стоит искать здесь прямые аналогии.
Да какие тут аналогии? Всё один к одному. Именно это Азимов и пытался осмыслить (ИМХО)
|
––– Сделайте мне красиво! |
|
|
archivsf
авторитет
|
12 апреля 2011 г. 20:50 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
swgold Посмотри вот эту книгу:
Основатели: Романы / Сост. А. Г. Бобита; Худ. А. Е. Ткач, В. Еременко, И. Еременко. – Ростов н/ Д: Гермес, 1992. – 544 с. – (Библиотека фантастики. Том 3). 100 000 экз. (п) ISBN 5-87-022-002-5 – подписано к печати 10.04.92 г. – При участии издательского центра КПКФ «Реванш». Основатели / Пер. О. С. Ладыженского, Д. Е. Громова – с.5-200 Основатели и Империя / Пер. А. В. Аграновича, В. Н. Чернышенко – с.201-374 Дублеры / Пер. А. В. Аграновича, В. Н. Чернышенко – с.375-540 А. Бобита. Сведения об авторе – с.541
На мой взгляд, прекрасный перевод.
|
|
|
archivsf
авторитет
|
12 апреля 2011 г. 20:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Morfindel А я вот после "Выбора катастроф" даже как-то приободрился. Господи, нас столько подлостей от природы ждет в разное будущее время, что как-бы мы люди не трепыхались — нам не подвластны законы физики и Вселенной. Поэтому надо жить и не зацикливаться на Теории катастроф. А в общем, "Выбор катастроф" интересная книга. Дегкая для понимания, как обычно это и бывает у Азимова. В книге "В начале" есть очень интересные моменты о Библии. Советую.
|
|
|
Хыча
гранд-мастер
|
12 апреля 2011 г. 21:05 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата archivsf нам не подвластны законы физики и Вселенной. Поэтому надо жить и не зацикливаться на Теории катастроф.
Делай, что должен, свершится чему суждено ( Марк Аврелий).
|
––– Сделайте мне красиво! |
|
|
AlisterOrm
миродержец
|
12 апреля 2011 г. 21:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата dmitriy-dim источником трилогии про установление является история римской империи Гиббона (если не ошибаюсь, конец XVIII в.).
В какой-то мере. Он взял за основу сам образ Империи, её гибели. Кроме того, Азимов, как любитель Тойнби, расписал гибель по его схеме.
|
|
|
dmitriy-dim
новичок
|
13 апреля 2011 г. 09:15 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Большое спасибо всем за ответы! А как вы думаете, насколько верна точка зрения С. Переслегина о том, что основной трилогией (или определенными идеями там высказываемыми) Азимовым была сформулирована технология действий, направленных на развал советского союза? Эта точка зрения была высказана С. Переслегиным в ряде статей по военной стратегии.
|
|
|
drogozin
миротворец
|
13 апреля 2011 г. 09:22 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата dmitriy-dim Эта точка зрения была высказана С. Переслегиным в ряде статей по военной стратегии.
Это исключительно моё впечатление, но после прочтения нескольких работ Переслегина, у меня сформировалось мнение, что он выдумывает из текстов новые смыслы. О которых сами авторы и не помышляли. Хотя, я конечно могу ошибаться.
|
––– ...когда круг времён завершится и эльфы вернутся назад. |
|
|
тессилуч
миротворец
|
13 апреля 2011 г. 09:33 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Конечно я воспитывался на произведениях Азимова- "Конец вечности" и "Я-робот". Было опубликовано много рассказов на научные темы, но они не шли ни в какое сравнение с этими произведениями. А "Стальные пещеры" мне вообще не понравились. В 90-е годы прочитал только трилогию "Установление", а Лаки Стар вообще для детей.
|
––– |
|
|
dmitriy-dim
новичок
|
13 апреля 2011 г. 17:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Простите, что не удалось правильным образом процитировать:
jalinka
Меня очень поразило, как немилосерден оказался "добрейший" робот Дэниел Оливо к несчастным аврорцам-микогенцам, скорбящим о своём Потерянном мире и претерпевающим бедствия и унижения на обречённом Транторе! Какое "человеколюбие" мешало ему указать несчастным, чьим предкам он, между прочим, обязан своим существованием, родную планету? Незаселённую и притом вполне пригодную для обитания, как видно из "Основание и Земля". Он только цинично использует их в своих целях — "Прелюдия к Основанию". Каким жестоким он научился быть за тысячелетия!
Тут, кстати, возникает не тривиальная дилемма Достоевского о слезе ребенка и счастье общества.
От чего сам Азимов хотел отмеживаться, описывая свои же собственные миры в запустении? О чем он хотел сказать: это все пустое, одни иллюзии.
И здесь напрашивается вопрос: Какие тенденции в творчестве Айзека Азимова приобладали при написании произведений первого периода (середина XX века) и его конца? При том, что сюжетный фон остается прежним.
Например, в произведениях Жюля Верна про пушечный клуб "С земли на Луну", "Вокруг Луны" и "Вверх дном": В первом случае — это торжество разума и точных наук; А во втором критика безграничного потребления и жажды обогащения.
А пытался ли кто-нибудь проанализировать отдельно: А) основную трилогию про основание; Б) всё, что было написано в рамках данного цикла в 80-ые и далее.
Отчасти оценки определенную картину проясняют, кое-что можно почерпнуть из оставленных комментариев. В конце концов, я могу поставить высокую оценку не очень сильному произведению из чувства уважения и благодарности к автору и его более талантливым (или понравившимся) произведениям. Невозможно требовать от писателя (а тем более писать) одинаково хорошие произведения.
Может быть кем-нибудь уже проводился такой анализ?
|
|
|
ааа иии
философ
|
13 апреля 2011 г. 22:01 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата dmitriy-dim А как вы думаете, насколько верна точка зрения С. Переслегина Указанного не читал, но, если там фигурирует
цитата Но затишье будет продолжаться. И в его нудном болоте трудно обойтись без привычных мелочей. Бомбардировок нет. Трудностей тоже нет. Битвы отсутствуют. Но есть не режущий нож, не работающая печь, и промерзший насквозь дом. Это раздражает. Начнется ропот.
то это ошибка, причем крупная. Потому что там дальше — про крах тяжелой промышленности, чего ни один экономист не допустит.
|
|
|
ааа иии
философ
|
13 апреля 2011 г. 22:11 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата dmitriy-dim Какие тенденции в творчестве Айзека Азимова приобладали при написании произведений первого периода (середина XX века) и его конца? В первой половине ХХ века мир узнал, что такое бомбоубежища, целебная радиоактивность, высокий градус патриотизма и хлебные карточки. Во время написания "Основания" в США действовали ограничения на поездки, талоны на мясо и квоты на сахар. Сталелитейная промышленность — это было все. Еще продолжали свою деятельность неопозитивисты, полагавшие, что существует логический аппарат, которым можно редуцировать любое утверждение до истина/ложь. В 1980-х картинка несколько изменилась
|
|
|
dmitriy-dim
новичок
|
14 апреля 2011 г. 16:22 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Спасибо за обстоятельное разъяснение! Правильным ли будет суждение, что идея подземных городов, изначально появившаяся в первой книге основной трилогии, как общий вид Трантора, вторично объыгранная в "Стальных пещерах", есть отражение описанных вами реалий 40-ых? В свое время, под впечатлением "Стальных пещер", я интересовался о реальной эффективности подобных поселений в принципе. Ответ оказался отрицательным: слишком много разнообразных затрат.
|
|
|
ааа иии
философ
|
14 апреля 2011 г. 21:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата dmitriy-dim Правильным ли будет суждение, что идея подземных городов, изначально появившаяся в первой книге основной трилогии, как общий вид Трантора, вторично обыгранная в "Стальных пещерах", есть отражение Полагаю, что нет. Она старше. Обиталища морлоков и Лондон Спящего Уэллса, полностью механизированный и электрофицированный мир Эдварда Моргана Форстера в Машина останавливается... Урбанистические рассуждения Ле Корбюзье, движущиеся тротуары Всемирной выставки 1900 года... Игнорирование экологии и проблемы мусора, спародированное Гаррисоном в "Билле — герое Галактики" тоже вряд ли можно считать характерной чертой 40-х. У Азимова появление "Стальных пещер" объяснено силовым щитом, прикрывающим от атомной войны. В реальности же надолго победила идея пригорода и автомобиля.
|
|
|
archivsf
авторитет
|
14 апреля 2011 г. 23:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
dmitriy-dim
цитата Ответ оказался отрицательным: слишком много разнообразных затрат
Правильно! Легче и дешевле при переизбытке населения устроить небольшое разрушение природного образования. и строить заново. Многоуровненвые города, я думаю, будут подобны империям — не жизнестойки.
|
|
|