А мы ж не знаем, может с картинкой они больший тираж могут распродать
Общеизвестно, что с фантастикой дела обстоят именно так. И чем картинка ярче и аляповатей, тем больше можно продать. И еще обязательно героя на обложку (а лучше — подругу героя) — обложки с пейзажиками продаются плохо.
Вся эта история с многократным использованием одних слайдов происходит из-за того, что на это наплевать авторам (художникам). В Америке ведь как? Издатель заказывает художнику картину для обложки, права на коммерческое использование отходят издателю (но в договоре сказано, на какую книгу). В результате издатель не может эту картину через годик-другой тиснуть на другую книгу. А художник не может перепродать права на картину другому издательству для других книг. И если права на книгу рано или поздно переходят другому издателю — тому приходится заказывать новую обложку.
Но права на использование картины в других странах (а точнее, для книг на других языках), плюс на использование не для книг, а другой продукции остаются у художника. И он (вместе со своим агентом) пытается извлечь из этого максимальную прибыль. Не знаю сколько это стоит сейчас — несколько лет назад права на три года на слайд стоили 500 баксов. И если тому же Уилану заплатили эти 500 баксов — ему глубоко наплевать на какую обложку его картину тиснут, хоть на устав компартии.
Агенту в России (тому же Корженевскому) тоже не до этого, он торгует слайдами оптом и в розницу. В основном — оптом. 1 слайд — 500 баксов, а 100 слайдов — можно и подешевле взять. Менеджер отдела авторских прав крупного издательства покупает слайды пачками, зная лишь примерную тематику требуемого. Потом слайды пачками выкладываются на сервер издательства и дизайнеры начинают копаться там, пытаясь подобрать нужное им на основе краткого описания (5-6 ключевых слов) от редактора книги. Всем все равно что будет на обложке, лишь бы красиво и ярко.
При оптовой покупке слайдов права на них истекают одновременно. И если издательство права не продлило, то литагент объявляет, что освободились права, скажем, на 200 слайдов Вальехо, вот превью, кто хочет? Эксмо права не продлило — АСТ купит. АСТ не продлил — возьмет Азбука. И так далее.
Случаи когда для обложки покупается права на картину, которая именно для этой книги и рисовалась, редки и, в основном, бывают только в мелких издательствах, которые оптом слайды не покупают. Тогда они могут искать конкретный слайд. И если он не попал в один из оптовых пакетов и свободен — тогда они его и купят.
––– Любые мои оценки тех или иных книг являются исключительно моим частным мнением как любителя книг и фантастики в частности.
а заказать иллюстрацию отечественному художнику? Насколько это выгодно/ не выгодно экономически?
Тут иностранцу получается 500 баксов на три года за одну картинку. Но ее лепи куда хочешь и сколько хочешь (5-6 раз обычно). Соответственно такса нашего художника должна быть меньше 100 баксов, чтоб это было выгоднее. Попадались на обложках (не фантастики, правда) работы наших с фотобанков. Там цена была указана — 600 руб. Ну теперь мне понятно, почему Дали и Босха так упорно лепят. Они ж в общественном достоянии
цитата Edred
Случаи когда для обложки покупается права на картину, которая именно для этой книги и рисовалась, редки и, в основном, бывают только в мелких издательствах, которые оптом слайды не покупают. Тогда они могут искать конкретный слайд. И если он не попал в один из оптовых пакетов и свободен — тогда они его и купят.
На "Гиперионе" и "Фрайди" Хайнлайна стоит оригинальная иллюстрация. Издательства немаленькие. Вполне допускаю, что дизайнер выбрал оригинальные иллюстрации специально (может, фанат).
"Снежный ком" заказывает симпатичные обложки. Но если отвлечься от денежного вопроса. Разве у наших художников такой же уровень? Так что мне кажется естественным желание купить хорошие картинки задешево.
Среди отечественных есть очень хорошие художники, есть просто крепкие профессионалы, есть халтурщики-коллажисты. Западные тоже разные по уровню бывают.