Серии книг по мифологии ...

Здесь обсуждают тему «Серии книг по мифологии/фольклору» Подсказка book'ашки

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Серии книг по мифологии/фольклору» поиск в теме

Серии книг по мифологии/фольклору

Страницы:  1  2  3  4  5 ... 76  77  78  79 [80] написать сообщение
 автор  сообщение
Beksultan 

гранд-мастер

Ссылка на сообщениеОтправлено 11 апреля 08:35  
цитировать   |    [ 0 ] 

цитата Seidhe

Огненный шар приобрёл
— а в этом сборнике есть сказка о Седне (возможно она под другим каким-нибудь именем), которую Симмонс приводит в "Терроре"?
–––
Одиночество подобает только Богу
Seidhe 

миродержец

Ссылка на сообщениеОтправлено 11 апреля 10:16  
цитировать   |    [ 0 ] 
Beksultan
Есть очень большая проблема: я не читал "Террор" 8:-0
Beksultan 

гранд-мастер

Ссылка на сообщениеОтправлено 11 апреля 10:26  
цитировать   |    [ 1 ] 
Seidhe, вот цитата из романа —

цитата

Вот красивая эскимосская девушка по имени Седна. Она живет одна со своим отцом в снежном доме далеко к северу от постоянных эскимосских поселений. Слухи о красоте девушке распространяются окрест, и разные молодые люди пускаются в долгий путь через ледяные поля и пустынные скалистые острова, чтобы засвидетельствовать свое почтение седовласому отцу и добиться руки Седны.
Ни один из поклонников не пленяет сердце девушки ни своими речами, ни лицом, ни фигурой, и в конце весны, когда лед начинает вскрываться, она уходит одна далеко в ледяные поля, спасаясь от очередного ежегодного нашествия луноликих поклонников.
Поскольку дело происходит во времена, когда животные еще говорили на языке, понятном Людям, одна птица прилетает к ней и уговаривает Седну своей песней. «Пойдем со мной в страну птиц, где все так же прекрасно, как моя песня, — поет птица. — Пойдем со мной в страну птиц, где нет голода, где ты всегда будешь жить в шатре из прекраснейших оленьих шкур и лежать на мягчайших медвежьих шкурах, где твой светильник всегда будет наполнен жиром. И я, и мои друзья будем выполнять любые твои желания, и ты всегда будешь одета в наряды из самых наших красивых и ярких перьев».
Седна верит своему пернатому поклоннику, сочетается с ним браком по обычаю Настоящих Людей и отправляется со своим супругом в долгий путь через моря и льды в страну птиц.
Но птица солгала.
Они живут не в шатре из прекраснейших оленьих шкур, а в убогом пристанище, наспех сооруженном из лоскутов гниющей рыбьей кожи. Холодный ветер свободно разгуливает по нему и смеется над наивным легковерием Седны.
Она спит не на мягчайших медвежьих шкурах, а на жестких моржовых. В светильнике нет жира. Другие птицы не обращают на нее внимания, и она носит свои старые одежды, в которых выходила замуж. Муж приносит ей в пищу лишь сырую рыбу.
Седна постоянно повторяет своему пернатому супругу, что очень скучает по отцу, и в конце концов птицы позволяют старому эскимосу навестить дочь. Старику приходится совершить многонедельное плавание на своей утлой лодчонке.
Когда он прибывает, Седна притворяется радостной и довольной, покуда они не остаются наедине в темном, зловонном жилище, и тогда Седна заливается слезами и жалуется отцу, что муж жестоко обращается с ней и что она потеряла все — молодость, красоту, счастье, — выйдя замуж за птицу, а не за одного из молодых поклонников из племени людей.
Отец приходит в ужас и помогает Седне придумать план убийства мужа. На следующее утро, когда пернатый супруг возвращается с сырой рыбой для Седны, девушка с отцом, вооруженные гарпуном и веслом из отцовского каяка, нападают и убивают птицу. Потом отец и дочь пускаются в бегство из страны птиц.
Много дней они плывут на юг, к стране Настоящих Людей, но, когда друзья и родственники находят пернатого супруга Седны мертвым, они исполняются гневом и летят на юг, хлопая крыльями так громко, что звук этот слышен даже в краю Настоящих Людей, находящемся в тысяче лиг оттуда.
Расстояние, которое Седна с отцом преодолели за неделю плавания, птицы покрывают в считанные минуты. Они спускаются к маленькой лодке, словно черная яростная туча, состоящая из острых клювов, когтей и перьев. Ударами могучих крыльев они поднимают ужасный ветер, который вызывает сильное волнение на море и грозит перевернуть маленькую лодку.
Отец решает вернуть дочь птицам в качестве жертвоприношения и бросает ее за борт.
Седна изо всех сил вцепляется в борт лодки. Мертвой хваткой.
Отец берет нож и отрезает первые фаланги ее пальцев. Упав в море, суставы пальцев превращаются в первых китов. Ногти становятся китовым усом, какой часто находят на отлогих берегах.
И все же Седна продолжает цепляться за лодку. Тогда отец отрезает вторые фаланги пальцев.
Они падают в море и превращаются в тюленей.
Но Седна по-прежнему цепляется. Когда объятый ужасом отец отрезает последние фаланги, они падают на плавучие льдины и в воду и превращаются в моржей.
Когда вместо пальцев у нее остаются только обрубки костей, похожие на когти покойного пернатого супруга, Седна наконец падает в воду и идет ко дну океана. Она покоится там и поныне.
Именно Седна является повелительницей всех китов, моржей и тюленей.
–––
Одиночество подобает только Богу
Абарат 

миродержец

Ссылка на сообщениеОтправлено 11 апреля 13:07  
цитировать   |    [ 0 ] 
К сожалению, данная мифологическая сказка отсутствует во всех трех эскимосских изданиях серии "Сказки и мифы народов Востока". Тем не менее, в сокращенном виде приводится в предисловии к "Эскимосским сказкам и мифам", а также к переизданию — все в указанной же серии.
ganhlery 

миродержец

Ссылка на сообщениеОтправлено 11 апреля 20:20  
цитировать   |    [ 0 ] 

цитата Beksultan

у тех же украинцев таких персонажей было в достатке, был еще Буняк или Бунь, Цецын и даже какой-то царь Горох

Да, Буняк-Боняка-Буньйо весьма популярен в украинских легендах. Не всегда речь идет о его смертоносном взгляде, иногда это просто монстр-людоед. В этой легенде — даже и не людоед. Других на русском не обнаружил.
Там, где речь о Буняке-людоеде, этот персонаж вызывает некоторые ассоциации с Заххаком из Шахнаме — ест юношей, один из которых обманывает его тем же образом, как и в легенде по ссылке. Вместо змей на плечах у Буняки, правда, были его печень и легкие. В свое время это сходство волынской легенды с иранским эпосом меня неслабо удивило.
Про царя Гороха не припомню, но схолдство с Вием в украинском фольклоре имеют Иуда и вполне исторический козацкий полковник Семен Палий (он еще и спящий до поры герой вроде Артура или Марко Королевича).

цитата Beksultan

у карачаевцев и балкарцев есть очень схожий с Вием персонаж

Спасибо, просто шикарно!
А откуда цитата?

цитата Beksultan

"Къыркъаякълы", это, кстати, "сороконогий", а "Къыркъауузлу" — "сорокоустый" или "сорокоротый".

Очень показательные имена. В. Абаев весьма убедительно показал связь Вия с индоиранским богом ветров. А подобные эпитеты вполне подошли бы персонажам, связанным с ветрами.
А у других тюрков, помимо карачаевцев с балкарцами, подобных "виеобразных" персонажей не наблюдается? А то очень большой географический разрыв: Ирландия — Греция — Украина — Кавказ, а затем аж Корея.
–––
Let's stay here for a while, іs something gonna happen today?
Абарат 

миродержец

Ссылка на сообщениеОтправлено 11 апреля 22:03  
цитировать   |    [ 0 ] 

цитата ganhlery

Про царя Гороха не припомню

"Сказ Захарихи про царя Гороха", в имеющемся у нас обоих издании (рассказано Ю.П.Миролюбову на территории Украины).
ganhlery 

миродержец

Ссылка на сообщениеОтправлено 11 апреля 22:30  
цитировать   |    [ 0 ] 
Абарат, спасибо, что напомнил!
Но тут: а) нет ничего "виевского" и б) не считаю сказы Миролюбова автентичными, хотя они мне и нравятся.
Ну, и в очередной раз спасибо данной теме — вспомнил о существовании статьи выдающегося украинского исследователя Михаила Драгоманова "Шолудивый Буняка в украинских народных сказаниях" и даже нашел ее в сети. А лет десять назад, когда заинтересовался этим образом, не находилась...
Буду читать.
–––
Let's stay here for a while, іs something gonna happen today?
Абарат 

миродержец

Ссылка на сообщениеОтправлено 12 апреля 06:42  
цитировать   |    [ 0 ] 
ganhlery, не за что!
Спасибо за ссылку на очередное эксклюзивное исследование, буду читать!
Я как раз закончил с предыдущим — "Сказаниями о Солнцах", правда, остались вопросы 8:-0
Beksultan 

гранд-мастер

Ссылка на сообщениеОтправлено 12 апреля 08:35  
цитировать   |    [ 2 ] 
ganhlery, по украинским Бунякам, Цецынам и царь Горохам:

цитата

В преданиях Буняк описывается как чудовище, глаза которого имели такие веки (иногда – брови), что двое человек поднимали их вилами, если он хотел что-нибудь видеть; все, на что смотрел Буняк, погибало; когда он увидел себя в зеркало, от ужаса провалился под землю
Источник — Мендельсон Н. М. "К поверьям о св. Касьяне". Этнографическое обозрение. 1897. Кн. XXXII. № 1. С. 1-21.

цитата

На горе Цецыно (теперь окраина Черновцов) стоял некогда большой замок и в нём жил великан по имени Цец, или Цецын. Ростом был выше деревьев, а руки его достигали земли. Под огромными веками были спрятаны такие глаза, как две каменные глыбы. Когда Цецын их открывал, то веки приходилось подпирать вилами, чтобы не закрывались. Поведёт он теми глазами по округе, то семь лет поля и огороды не родят. Много зла наделал он людям, а убить его никто не мог. Не было на свете такой силы.
Источник — Пушик С. Г. Дараби пливуть у легенду. 1990. Київ: Радянський письменник.

цитата

На горе Городище жил когда-то царь Горох. Он имел тут большой замок-дворец, но дни и ночи проводил под дворцом в погребах, потому что имел дурные глаза. Когда смотрел на человека, тот умирал, когда смотрел на дом, тот разрушался. Во двор его выводили с завязанными глазами. Но люди не позволили этому Гороху выйти из погреба. С топорами смельчаки встали за дверь и, когда царь попробовал выйти, ему отрубили голову. Город пропал, ушёл под землю, только создалась там трясина, а соседнее село назвали Горохолино.
Источник — тот же.

цитата ganhlery

А откуда цитата?
— из книги: Каракетов М. Д. Миф и функционирование религиозного культа в заговорно-религиозном ритуале карачаевцев и балкарцев. 1999. М.: Старый сад

цитата ganhlery

А у других тюрков, помимо карачаевцев с балкарцами, подобных "виеобразных" персонажей не наблюдается?
— других вроде нет. У якутов есть упоминания о чудесном подземном кузнеце, веки которого приходилось поднимать крючьями, но смертельного взгляда вроде нет. У киргизов я слышал истории о живущем под землей демоническом великане Чоюн-кулак (Чугунное Ухо), о котором рассказывали всякое, могло быть и упоминание о смертельном взгляде, но это довольно сомнительно.
–––
Одиночество подобает только Богу
ganhlery 

миродержец

Ссылка на сообщениеОтправлено 12 апреля 19:12  
цитировать   |    [ 1 ] 

цитата Beksultan

по украинским Бунякам, Цецынам и царь Горохам

О, спасибо!
Источник первй цитаты мне встречался в библиографии к монографии о Вие, надо будет поискать сам текст. "Этнографическое обозрение" — это предшественник "Советской этнографии", если не ошибаюсь. Сканы на торрентах мне, емнип, попадались.
Погуглил второй источник — эту книгу вообще найти не проблема (в Украине, понятное дело). Основная ее часть — эссе "Криваве весілля на Каялі. Слов'янська міфологія і "Слово о полку Ігоревім" ("Кровавая свадьба на Каяле. Славянская мифология и "Слово о полку Игоревом"), так что закажу, пожалуй.
Интересные региональные варианты образа — раньше не встречал, емнип. Возможно, в третьем томе "Антологии украинского мифа" еще какие-то есть, но я пока его не приобрел8:-0

цитата Beksultan

Каракетов М. Д. Миф и функционирование религиозного культа в заговорно-религиозном ритуале карачаевцев и балкарцев

Жаль, скан не находится...

цитата Beksultan

У якутов есть упоминания о чудесном подземном кузнеце, веки которого приходилось поднимать крючьями, но смертельного взгляда вроде нет.

А такой вариант даже интересней, т. к. более спецефичен, чем просто смертоносный взгляд. У еще одного кельтского "Вия" — великана Исбаддадена из валлийского мабиноги о Килохе и Олвен, огромные веки, которые поднимают слуги, есть, но взгляд не убивает. Как и у Семена Палия из украинских легенд.
Предки якутов тысячу лет тому жили намного южнее, в Прибайкалье где-то, так что еще одно звено в цепочке от Ирландии до Кореи.
Приведу по этому поводу, как своего рода резюме, цитату из "Верховных богов индоевропейцев" Ж. Дюмезиля:

цитата

Марсель  Гране,  любивший  поражающие  спрямления,  говорил, что от ирландского  до маньчжурского  побережья  существовала только одна цивилизация. Он хотел этим сказать, что никакое естественное препятствие начиная  с доисторических  времен не мешало  прерывным  или постоянным  контактам от одного до другого  конца всей североевразийской  равнины,  которую разрезает  только легкопреодолимая  цепь Уральских  гор.

цитата Beksultan

У киргизов я слышал истории о живущем под землей демоническом великане Чоюн-кулак (Чугунное Ухо), о котором рассказывали всякое, могло быть и упоминание о смертельном взгляде, но это довольно сомнительно.

Любопытно... А можно чуть подробней?
–––
Let's stay here for a while, іs something gonna happen today?
Beksultan 

гранд-мастер

Ссылка на сообщениеОтправлено 12 апреля 19:52  
цитировать   |    [ 1 ] 

цитата ganhlery

Сканы на торрентах мне, емнип, попадались.
— в Викитеке этот номер журнала лежит в открытом доступе (про "шолудивого" Буняка на 13-й странице) — Этнографическое обозрение, кн. 032. (1897 №1)

цитата ganhlery

А можно чуть подробней?
— увы, нет ссылок на подтверждаемые источники, а на мою память нельзя опираться, она меня уже подводила — слишком неразборчиво я в свое время начитался сказок других народов, смешавшихся в моей голове в адский ералаш, некоторые куски из которого я, бывает, принимаю за мою родную мифологию.
–––
Одиночество подобает только Богу
ganhlery 

миродержец

Ссылка на сообщениеОтправлено 12 апреля 20:01  
цитировать   |    [ 0 ] 

цитата Beksultan

лежит в открытом доступе

Спасибо!

цитата Beksultan

увы, нет ссылок на подтверждаемые источники

Жаль...
В любом случае, Ваши познания в тюркском фольклоре и мифологии просто бесценны^_^ Завсегдатаи темы, думаю, меня поддержат;-)

UPD. Я слоупок, по ходу. В каталоге Березкина и это есть. Хотя я шерстил оный каталог на предмет Вия... Хотя тут смертоносный взгляд отдельно от век Вия (как в армянском и корейском вариантах) не рассматривается.
–––
Let's stay here for a while, іs something gonna happen today?
C.Хоттабыч 

миротворец

Ссылка на сообщениеОтправлено 15 апреля 14:04  
цитировать   |    [ 2 ] 

цитата Beksultan

Может кому-нибудь попадались в фольклоре сюжеты, в которых персонаж превращался из мужчины в женщину и обратно? Я смог припомнить только древнегреческого Тиресия.

Кстати (вернее, некстати, так как тему давно проехали) вот пример "трансгендерного" превращения из мифологической части Махабхараты, с явной целью надуть оппонента. После совместного пахтания океана богами и асурами, наряду со всякими замечательными и чудесными предметами, была добыта главная цель всей процедуры — амрита (напиток бессмертия). "При виде такого необычайного чуда поднялся из-за амриты великий шум среди данавов. Каждый из них вопил: "Это моё!" Тогда властитель Нараяна при помощи майи принял вид дивной, очаровательной женщины и подошёл к данавам. И тогда данавы и дайтьи все, очарованные ею, отеряли рассудок и отдали той женщине амриту" (Адипарва, гл. 17). Так боги хитростью получили амриту, но потом им всё равно пришлось сражаться с данавами (на этот сюжет многие ссылаются как на аналог войны греческих богов с гигантами).
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил
C.Хоттабыч 

миротворец

Ссылка на сообщениеОтправлено 15 апреля 19:21  
цитировать   |    [ 2 ] 
А вот ещё о смертоносном взгляде в мифологии индоевропейцев, хотя как раз без огромных век, скорее наоборот, глаза не закрываются. В любимой Мбх амриту богов охряняют две страшные змеи. "Их горящие глаза содержали яд. Они постоянно горели гневом и никогда не мигали. И достаточно было одной из тех змей только посмотреть на кого-нибудь, как тот немедленно превращался в пепел". Естественно, засыпав змеям глаза пылью, с ними можно расправиться.
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил
glupec 

миротворец

Ссылка на сообщениеОтправлено 21 апреля 10:56  
цитировать   |    [ 0 ] 
Как "Фабер и Фабер" натянули Фарбера, или До чего доводит пагубная привычка собирать серии по мифологии & фольклору (:-))))

Попалось мне вот такое издание "Рамаяны" (автор -- некто Dhaljit  Nagra). То, что это не аутентичный текст, а пересказ, я знал, но... надеялся на лучшее. Оказалось -- зря.
Писано, видимо, специально для"Поколения Пепси". На каждой странице -- фразочки типа "Rrrravana went BONKERS!" (слово "bonkers" еще и особым шрифтом выделено ^_^). Или: "He recited Vishnu's favorite mantra: Ommmmmmmmmmm.... mmmmmmmmmmmmmmmmm..." (честное слово, не шутка! Так прямо на белой бумаге и напечатано). Или: "It's now VISНNU V. RAVANA!" (последние слова тоже выделены особым шрифтом). Короче, встает вопрос: им там что, в издательстве "Faber&Faber" нечего делать, что они свое время и средствА на такую хрень тратят? :-D:-D
Лучше б я пересказ от Penguin Books купил. Тоже примитив, но... не такой примитивный. 8-) Ну да ладно, пусть и эта книга остается -- в кач-ве любопытного курьеза.
И супер стильный 8:-0
–––
...в мире все спокойно. Нас покорять никто не собирался.
Как жить теперь? Какой придумать выход? На варваров одна была надежда!
Страницы:  1  2  3  4  5 ... 76  77  78  79 [80]

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Серии книг по мифологии/фольклору»

 
  Новое сообщение по теме «Серии книг по мифологии/фольклору»
Инструменты
Смайлики         Дополнительные смайлики
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх