Серии книг по мифологии ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Серии книг по мифологии/фольклору»

Серии книг по мифологии/фольклору

 автор  сообщение


миродержец

Ссылка на сообщение 22 марта 2018 г. 11:38  
цитировать   |    [  ] 
ameshavkin, спасибо. Интересно, конечно, что это конкретно за Morel-Walter и Canavaggio?
–––
Mors certa, hora incérta


философ

Ссылка на сообщение 22 марта 2018 г. 11:43  
цитировать   |    [  ] 
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


миродержец

Ссылка на сообщение 22 марта 2018 г. 15:52  
цитировать   |    [  ] 
ameshavkin, спасибо большое!
–––
Mors certa, hora incérta


миродержец

Ссылка на сообщение 24 марта 2018 г. 07:27  
цитировать   |    [  ] 
Для мотива I87a1. Маленький или большой – диалог не было, оказывается, зафиксировано примеров из среднеазиатского ареала. Мне удалось найти казахскую и каракалпакскую сказки на этот мотив. На русский язык они, похоже, еще не переводились. Так что скоро планирую поделиться готовыми переводами этих сказок.
–––
Mors certa, hora incérta


миродержец

Ссылка на сообщение 24 марта 2018 г. 14:41  
цитировать   |    [  ] 
Обещанная каракалпакская сказка на мотив «I87a1. Маленький или большой – диалог» — Пастух, рассказавший сорок небылиц
–––
Mors certa, hora incérta


миродержец

Ссылка на сообщение 24 марта 2018 г. 19:04  
цитировать   |    [  ] 
Beksultan, спасибо!
Забавная сказка, как и предыдущая — про длинного вола:-)
Разжился я, к слову, книгой "Голос вечности. Фольклор и литературные памятники Киргизии". Если любопытно, могу поделиться подробностями о ее содержании.
Да, и о мифах из совсем другой точки на глобусе.
Пребывая в весьма приподнятых чувствах от того, что стал обладателем двух невообразимо прекрасных и по содержанию, и по оформлению томов из выходящей в киевском издательстве "Либідь" серии "Историки Доколумбовой Америки и Конкисты", полез смотреть, не намечается ли к выходу третий.
И наткнулся на книгу, имеющую, думается, интерес для завсегдатаев темы: "Сказания о Солнцах. Мифы и исторические легенды науа". Книга эта существует, к сожалению, только в электронном виде, на бумаге не выходила.
–––
White Noise / Black Silence


миротворец

Ссылка на сообщение 25 марта 2018 г. 17:36  
цитировать   |    [  ] 

цитата ganhlery

И наткнулся на книгу, имеющую, думается, интерес для завсегдатаев темы

ganhlery , спасибо за ссылку. Замечательно интересные мифы мезоамерики, большую часть я раньше знал только по каким-то пересказам из третьих рук (за исключением Пополь-Вух). Интересно, что в Пополь-Вух история создания людей тоже имееет несколько стадий, но там вместо нескольких истреблённых поколений людей, как здесь, сюжет редуцирован до нескольких неудачных попыток богов слепить и оживить их.
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


миродержец

Ссылка на сообщение 25 марта 2018 г. 19:32  
цитировать   |    [  ] 

цитата C.Хоттабыч

большую часть я раньше знал только по каким-то пересказам из третьих рук

Рад, что не только меня одного заинтересовало. Да, та же ситуация — пересказы неоднократно встречались, а вот с источниками беда.
Майя с их Пополь-Вух у русскоязычных читателей больше повезло.
Зашел разговор о Мезоамерике, и вспомнилась мне одна довольно давняя книга, на которую не грех обратить внимание. Имеет она довольно невнятное название "Империя ацтеков. Таинственные ритуалы древних", вышла в одной серии со всякими скляровыми-дёмиными, и для полноты картины на облогу прилепили фреску из майяского Бономпака, т. е. неплохо законспирировали, в целом. А по факту — весьма достойное исследование духовной культуры доколумбовой Мексики — не только заглавных ацтеков, но и всяких миштеков-сапотеков-тотонаков и иже с ними. Значительное место, естественно, уделено мифологии. Рекомендую.
–––
White Noise / Black Silence


миродержец

Ссылка на сообщение 3 апреля 2018 г. 06:27  
цитировать   |    [  ] 
Помните, в каракалпакской сказке "Пастух, рассказавший сорок небылиц" был такой момент -

цитата

Была у меня кобылица, как-то сорвалась она с привязи. Залез я на высокую гору, посмотрел оттуда, не видно моей кобылицы. Тогда нашел я на воротнике иглу без ушка, воткнул ее подальше, оседлал иглу, смотрю, а кобылица пасется за семью хребтами. Приблизился я к кобылице, вдруг появилась передо мной река. Оседлал я ножны, ножом стал грести — начал тонуть. Оседлал я тогда нож, а ножнами стал грести — переправился через реку. Добрался я до кобылицы, а она, оказывается, родила жеребенка. Поймал я кобылицу, сел на нее верхом, а жеребенка усадил перед собой — не идет кобылица, на землю улеглась. Оседлал я тогда жеребенка, а кобылицу усадил перед собой — добрался до озера. Хотел я напоить кобылицу, а озеро покрыто льдом, пинал-пинал, не смог пробить лед. Оторвал я тогда свою голову, взял ее за глотку, стал бить — пробил лед.


А это отрывок из абхазской сказки "Табун" -

цитата

Воткнул я свой посох-алабашу в землю, влез на него, обсмотрел берег — нет табуна. Спрыгнул на землю, выхватил кинжал, воткнул в алабашу и взобрался на его рукоятку. Смотрел, смотрел, опять ничего не видать. Тогда я воткнул в рукоятку кинжала нож, встал на его черенок, смотрю вдаль — все напрасно, пропал мой табун! Тогда я воткнул в черенок ножа шило, взобрался на него, и только теперь увидел своих лошадей далеко на берегу моря.
Выдернул я шило из ножа, нож из кинжала, кинжал из ала-баши, алабашу из земли и побежал к табуну. Вижу: мои лошади топчутся у берега на самом солнцепеке и, умирая от жажды, лижут лед. Попробовал я разбить лед ударами алабаши, но не мог. Тогда я сделал из своей головы деревянное било-аклакут, размахнулся им изо всех сил и пробил лед. В прорубь хлынула морская вода.
Напились лошади вдоволь, я погнал их домой. По дороге одна кобылица ожеребилась. Я сел на неё верхом, а жеребенка положил на шею матери, но она не смогла нас везти. Тогда я сел на жеребенка, взвалил на его шею кобылицу, и мы двинулись в путь.
–––
Mors certa, hora incérta


магистр

Ссылка на сообщение 3 апреля 2018 г. 12:20  
цитировать   |    [  ] 
Beksultan сразу вспоминается блестящий мультфильм Роберта Саакянца "Кто расскажет небылицу?" по мотивам армянских сказок.


миродержец

Ссылка на сообщение 9 апреля 2018 г. 19:23  
цитировать   |    [  ] 
Тут начался показ сериала по роману Дэна Симмонса "Террор". Тем, кто читал роман и у кого всплывал в голове вопрос о возможных параллелях образов из него с реальным фольклором, рискну предложить для ознакомления следующую статью — Анатолий Кочнев. Легендарные белые медведи-чудовища в устной традиции коренных народов Чукотки
–––
Mors certa, hora incérta


миротворец

Ссылка на сообщение 9 апреля 2018 г. 19:32  
цитировать   |    [  ] 
Beksultan
Поддерживаю двумя руками!!! Великолепнейшая статья! :cool!:
Я, кстати, благодаря библиографии статьи разжился парочкой весьма впечатляющих книг по эскимосскому и чукотскому фольклору! 8:-0


миродержец

Ссылка на сообщение 9 апреля 2018 г. 20:48  
цитировать   |    [  ] 
Beksultan , спасибо, любопытно!
Seidhe , а что именно из библиографии заинтересовало?
–––
White Noise / Black Silence


миротворец

Ссылка на сообщение 9 апреля 2018 г. 21:05  
цитировать   |    [  ] 
ganhlery
Паш, ну я себе после этого Огненный шар приобрёл, а чуть позже за копейки и совсем потрёпанные "Эскимосские сказки и легенды" с иллюстрациями Брюханова перепали (ссылку не найду, блин, никак >:-|)


миродержец

Ссылка на сообщение 9 апреля 2018 г. 21:21  
цитировать   |    [  ] 
"Огненный шар" имеется, а вторую надо поглядеть8-)
–––
White Noise / Black Silence


миродержец

Ссылка на сообщение 10 апреля 2018 г. 20:04  
цитировать   |    [  ] 
Читаю тут книгу "Феи с алмазных гор". И в одной из легенд неожиданно наткнулся на персонажа, шибко схожего с гоголевским Вием и его фольклорными "родственниками":

цитата Легенда о бобре (Происхождение ныне царствующих маньчжурской и корейской династий)


Прошло еще время, и у Норачи родились один за другим три сына.
Третий, Хан, имел страшное, волосами обросшее лицо, а взгляд такой, что на кого он смотрел, тот падал мертвый.
Поэтому он никогда не выходил из комнаты и всегда сидел с закрытыми глазами.
......
Но, когда сын Ни-чая вошел в комнату Хана и тот открыл глаза, хотя и не смотрел ими на гостя, сын Ни-чая так испугался, что положил саблю к ногам Хана и сказал:
– Ты император, тебе и принадлежит эта сабля.
Хан, ничего не ответив, закрыл глаза, а Норачи поспешил вывести своего гостя из комнаты сына

Для сравнения:

цитата

В славянской традиции фольклор­ным источником образа В. может считаться образ св. Касьяна (вопло­щение високосного года, 29 февра­ля). Согласно украинским легендам — Касьян покрыт шер­стью, имеет веки до земли, которые поднимает ему нечистая сила; по др.представлениям, Касьян сидит непо­движно и не видит «божьего света»из-за ресниц, которые достигают его колен. Касьяна и В. объединяет бли­зость к земле. Касьян живет в пеще­ре, куда не проникает свет, лежит в яме, засыпанный землей. В. также является «весь в черной земле», име­ет «подземный голос». Общий при­знак Касьяна и В.— губительный для человека (растений, животных) взгляд. В вост.-слав, фольклоре су­ществуют и др. персонажи, облада­ющие сходными с В. признаками. На Волыни часто упоминается чародей «шелудивый Буняка»; веки его столь длинны, что их поднимают вилами. В поверьях Подолии изве­стен Солодивий Бунио, взглядом уничтоживший целый город; его ве­ки также поднимались вилами.

Это из статьи "Вий" в энциклопедическом словаре "Славянская мифология". В украинском фольклоре подобные персонажи вообще довольно популярны.
Но известны подобные персонажи не только украинцам.
Думаю, о предводителе фоморов Балоре напоминать не нужно. О Медузе Горгоне — тем более. Подобный персонаж известен и армянской традиции:

цитата Мовсес Хоренаци "История Армении" II, 42

Но, говорят, у Ерванда был дурной, колдовской глаз. Поэтому при пробуждении на рассвете царские служители обычно держа­ли перед ним гранитные глыбы, которые, говорят, лопались от его ужасного взгляда.

Вот так находим схожих персонажей как на крайнем востоке, так и на крайнем западе Евразии, с промежуточными вариантами. Только все примеры, кроме самого первого, принадлежат индоевропейским народам и относятся к весьма архаичному слою мифологии. Не имеем ли мы дело с образом, заимствовным древними предками корейцев у какого-то индоевропейского народа? Скажем, в скифское время или даже в эпоху бронзы...
–––
White Noise / Black Silence


авторитет

Ссылка на сообщение 10 апреля 2018 г. 20:48  
цитировать   |    [  ] 

цитата Seidhe

я себе после этого Огненный шар приобрёл
Оу, поздравляю, относительно редкая книга магаданского издательства и отличная подборка эскимосского фольклора, там иллюстрации тоже стильные. У меня эта книга с 80-х, куплена была в Магадане. Тираж немаленький, но на всю страну разлетелся. В руки взять и сейчас приятно.

PS. Не читал еще тему, может уже обсуждалась серия, но, в продолжении эскимосских сказок рекомендую еще "Сказки и мифы народов Востока" издательства "Наука" Там около полсотни книг в свое время вышло. Одна из лучших академических серий, по теме сказок, устного фольклора, вообще уникальная.
–––
Жыве Беларусь!
Слава Украине! ArmUkraineASAP


миродержец

Ссылка на сообщение 10 апреля 2018 г. 21:40  
цитировать   |    [  ] 
rim_x , да "Сказки и мифы народов Востока" обсуждали, было дело. Абарат основательно прошелся по каждому тому.
–––
White Noise / Black Silence


миродержец

Ссылка на сообщение 11 апреля 2018 г. 05:56  
цитировать   |    [  ] 
ganhlery, у тех же украинцев таких персонажей было в достатке, был еще Буняк или Бунь, Цецын и даже какой-то царь Горох.

цитата ganhlery

Вот так находим схожих персонажей как на крайнем востоке, так и на крайнем западе Евразии, с промежуточными вариантами
— у карачаевцев и балкарцев есть очень схожий с Вием персонаж -

цитата

Къыркъаякълы Къыркабан аякъ, или Къыркъабан, живет под землей в глинистом слое; у него огромные веки, достигающие до ног, напоминающих кабаньи копыта; вместо носа – кабаний пятачок; клыки, заворачиваясь, достигают ушей; веки до такой степени тяжелы, что он не может их поднять; помогает ему в этом Къыркъауузлу Солтан; это существо очень уродливое на вид, оно не поднимается на поверхность земли, если его не призовут оборотни и другие гады; этот образ в народе считают покровителем дурного глаза, сила которого через оборотней проникает к людям
–––
Mors certa, hora incérta


миродержец

Ссылка на сообщение 11 апреля 2018 г. 06:18  
цитировать   |    [  ] 
"Къыркъаякълы", это, кстати, "сороконогий", а "Къыркъауузлу" — "сорокоустый" или "сорокоротый".
–––
Mors certa, hora incérta
Страницы: 123...7778798081...191192193    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Серии книг по мифологии/фольклору»

 
  Новое сообщение по теме «Серии книг по мифологии/фольклору»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх