Фантастика российская vs ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Фантастика: российская vs зарубежная»

Фантастика: российская vs зарубежная

 автор  сообщение


миротворец

Ссылка на сообщение 9 ноября 2013 г. 02:13  
цитировать   |    [  ] 

цитата yyvv

Так ведь уже было озвучено — родной язык и близость к российским реалиям. Как я понимаю, это значит, что русскоязычные авторы, живущие не в России, оказываются в пролете.

Ну это не серьезный аргумент:-)
Хочу от Адверсус услышать развернутую аргументацию.
–––
Мысли – это пустоты тела.
Антонен Арто


философ

Ссылка на сообщение 9 ноября 2013 г. 02:34  
цитировать   |    [  ] 

цитата Evil Writer

Ну это не серьезный аргумент

А других пока и не было. Я бы тоже их послушал, особенно ответ вот на это:

цитата Karavaev

Ну проявилась в книге личность Желязны. А в другой личность Бушкова.
Что в личности Желязны делает текст по определению хуже?
–––
Once life was a future, now it's more a reflection
I'm on the same road again, but I'm changing the direction


миротворец

Ссылка на сообщение 9 ноября 2013 г. 02:36  
цитировать   |    [  ] 

цитата yyvv

А других пока и не было. Я бы тоже их послушал, особенно ответ вот на это:

Я думаю мы подождем:-) Если человеку есть что сказать и от стоять свое мнение, он ответит.
–––
Мысли – это пустоты тела.
Антонен Арто


авторитет

Ссылка на сообщение 9 ноября 2013 г. 02:41  
цитировать   |    [  ] 

цитата Karavaev

Позвольте я ворвусь на этот праздник интеллектуального онанизма

А Вы хорошо ворвались — не затерялись на этом празднике.
–––
Клевые чуваки сдаются быстрее чиксам, которые цитируют Хемингуэя.


философ

Ссылка на сообщение 9 ноября 2013 г. 02:50  
цитировать   |    [  ] 
БЛИЗНЕЦ единственный кто затерялся на этом празднике, это злющий модератор с баномётом.
–––
The way to control and direct a Mentat, Nefud, is through his information. False information—false results.”


миротворец

Ссылка на сообщение 9 ноября 2013 г. 03:43  
цитировать   |    [  ] 

цитата БЛИЗНЕЦ


цитата Karavaev
Позвольте я ворвусь на этот праздник интеллектуального онанизма

А Вы хорошо ворвались — не затерялись на этом празднике.

В нашей стране кроме элитарного мейстрима не видящего отечественную фантастику ещё и профессиональные читатели этого направления.
–––


авторитет

Ссылка на сообщение 9 ноября 2013 г. 11:15  
цитировать   |    [  ] 

цитата БЛИЗНЕЦ

А Вы хорошо ворвались — не затерялись на этом празднике.

:0))
А иначе зачем врываться? :0)


миротворец

Ссылка на сообщение 9 ноября 2013 г. 13:17  

сообщение модератора

Адверсус получает 2 предупреждения за неостановимый троллинг
–––
...когда круг времён завершится и эльфы вернутся назад.


миротворец

Ссылка на сообщение 9 ноября 2013 г. 13:21  

сообщение модератора

Остальным также просьба успокоиться и перевести обсуждение в более конструктивное русло.
–––
...когда круг времён завершится и эльфы вернутся назад.


миротворец

Ссылка на сообщение 10 ноября 2013 г. 11:38  
цитировать   |    [  ] 
Пожалуй очень наглядная иллюстрация разницы между сферической зарубежной фантастикой и современной российской с точки зрения абстрактного читателя.
Фантастика зарубежная:

цитата

Однажды я был в Нью-Йорке и услышал разговор о строительстве частных тюрем – это стремительно развивающаяся индустрия в Америке. Тюремная индустрия должна планировать свой будущий рост – сколько камер им понадобится? Каково будет количество заключенных через 15 лет? И они обнаружили, что могут предсказать все это очень легко, используя простейший алгоритм, основанный на опросах, какой процент 10 и 11-летних не может читать. И конечно не может читать для своего удовольствия...

Простейший способ гарантировано вырастить грамотных детей – это научить их читать и показать, что чтение – это приятное развлечение. Самое простое – найдите книги, которые им нравятся, дайте им доступ к этим книгам и позвольте им прочесть их.
Я не думаю, что существует такая вещь, как плохая книга для детей. Снова и снова среди взрослых становится модно указывать на определенные детские книги, часто на целый жанр или автора, и провозглашать их плохими книгами, книгами, от чтения которых нужно оградить детей. Я видел, как это происходило снова и снова, Энид Блайтон называли плохим автором, это же случилось и с Робертом Лоуренсом Стайном, и с множеством других. Комиксы осуждали за то, что они способствовали безграмотности.

Это ерунда. Это снобизм и глупость. Не существует плохих авторов для детей, если дети хотят их читать и ищут их книги, потому что все дети разные. Они находят нужные им истории, и они входят внутрь этих историй. Избитая затасканная идея не избита и затаскана для них. Ведь ребенок открывает ее впервые для себя. Не отвращайте детей от чтения лишь потому, что вам кажется, будто они читают неправильные вещи. Литература, которая вам не нравится, – это путь к книгам, которые могут быть вам по душе. И не у всех одинаковый с вами вкус...

Бибилиотеки – это свобода. Свобода читать, свобода общаться. Это образование (которое не заканчивается в тот день, когда мы покидаем школу или университет), это досуг, это убежище и это доступ к информации.
Я боюсь, что в 21 веке люди не совсем понимают, что такое библиотеки и каково их назначение. Если вы воспринимаете библиотеку как полку с книгами, она может показаться вам старой и несовременной в мире, где, большинство, но не все книги существуют в электронном виде. Но это фундаментальная ошибка...

Библиотеки – это места, куда люди приходят за информацией. Книги – это только верхушка информационного айсберга, они лежат там, и библиотекари могут свободно и легально обеспечить вас книгами. Больше детей берут книги из библиотек, чем когда-либо раньше, и это разные книги – бумажные, электронные, аудиокниги. Но библиотеки – это еще, например, места, где люди, у которых нет компьютера или доступа к интернету, могут выйти в сеть. Это ужасно важно во времена, когда мы ищем работу, рассылаем резюме, оформляем пенсию в интернете. Библиотекари могут помочь этим людям ориентироваться в мире.

Библиотеки – это действительно ворота в будущее. Так что очень жаль, что по всему свету мы видим, как местные власти рассматривают закрытие библиотек как легкий способ сохранить деньги, не понимая, что они обкрадывают будущее, чтобы заплатить за сегодня. Они закрывают ворота, которые должны быть открыты...

Нил Гейман: Почему наше будущее зависит от библиотек, чтения и фантазии

Фантастика российская:

цитата

Вчера один товарищ, живущий ныне не в России, но от наших житейских дел не отрывающийся, спросил меня: не потому ли я ругаю пиратов, что они — антироссийский проект?
Я, разумеется, обалдел. Ответил, что ругаю из-за того, что они вредят моему кошельку русской литературе.
И тогда мне рассказали странную историю.
По словам товарища (увы, он просил не называть его имени, поскольку подкрепить свои слова фактами не может или не хочет, "еще не время, Сережа"), первые "пиратские библиотеки", конечно, были созданы энтузиастами ("Библиотека Мошкова" и т.д.) Но почти сразу на них обратил внимания те наши зарубежные друзья, кто хорошо понимает роль литературы в формировании национального сознания, в идеологической войне.

Поэтому следующие "библиотеки" создавались уже за рубежом, вне пределов юрисдикции России, даже в ту пору, когда их никто не принимал всерьез и не преследовал.

Поэтому "библиотеки" так активно сосредоточились на воровстве и распространении фантастики — как самой патриотической российской литературы. Вы видите здесь противоречие? Зря. Именно подорвав книжный рынок, превратив фантастику из "локомотива" издательского дела в парию и золушку, "библиотеки" уничтожили весь появляющийся пласт патриотической фантастики. Загнали ее в гетто "попаданцев" и прочей неадекватной литературы...

И результат был достигнут. Тиражи фантастики упали, издавать ее стало невыгодно, единственными уцелевшими разновидностями стали "с.т.а.л.к.е.р.ы." и прочее развлекательное читиво (не буду исправлять опечатку, "читиво" куда выразительнее "чтива"!) Зарождающаяся патриотическая фантастика, так же как фантастика социальная, пытающаяся найти пути развития России, погибла как класс. Нет больше книг про "Ордусь", никто не пишет про космос, нет серьезных политико-фантастических романов...

Сергей Лукьяненко: Точка зрения

Многие могут резонно возразить, что Гейман читал лекцию перед определенной публикой, а Лукьяненко, наоборот, пытался добиться широчайшего резонанса скандальностью формулировок и подменой понятий. Аудитория разная, задачи тоже, а главное под "библиотекой" кардинально разные явления подразумеваются.
Конечно это так, и скидку на этот факт нужно делать, однако, это только подчеркивает разницу в востребованности конкретного писателя, в той общественной роли, которую он на себя берет, какие идеи транслирует. И кстати не в последнюю очередь говорит о разнице между читательской аудиторией — писатели ориентируются на то, что интересно читающей их публике.
–––
Снорк усиленно соображал, дороже или дешевле стала тетрадь после того, как он исписал её...


философ

Ссылка на сообщение 10 ноября 2013 г. 12:18  
цитировать   |    [  ] 

цитата Фикс

писатели ориентируются на то, что интересно читающей их публике
Да как же они могут это сделать?
В случае с переводной этот тезис и вовсе обращается в ничто. Не ориентируются зарубежники на Россию, кроме украинских.


миротворец

Ссылка на сообщение 10 ноября 2013 г. 12:46  
цитировать   |    [  ] 

цитата ааа иии

Да как же они могут это сделать?

Извините, не понял вопроса. Писатели уже это делают, когда выбирают о чем писать или выступать публично, помимо своих пристрастий отталкиваясь от интересующих читателей темы. Спрос порождает предложение.

цитата ааа иии

В случае с переводной этот тезис и вовсе обращается в ничто. Не ориентируются зарубежники на Россию, кроме украинских.

Правильно, поэтому перед нами в том числе наглядное сравнение двух аудиторий читателей фантастики — отечественной аудитории и зарубежной аудитории — и в том числе в смысле влияния на "собственных" писателей.
А где в моем посте или приведенных цитатах вообще звучит мысль, что зарубежные писатели ориентируются на Россию? Исходя из чего вы такой парадоксальный вывод сделали? %-\
–––
Снорк усиленно соображал, дороже или дешевле стала тетрадь после того, как он исписал её...


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 10 ноября 2013 г. 13:22  
цитировать   |    [  ] 
Фикс Хорошее сравнение. Но только Гейман имеет в виду физические нормальные библиотеки с бумажными книгами, а Лукьяненко — помоечные свалки кривых файлов.


миротворец

Ссылка на сообщение 10 ноября 2013 г. 13:36  
цитировать   |    [  ] 

цитата С.Соболев

Хорошее сравнение. Но только Гейман имеет в виду физические нормальные библиотеки с бумажными книгами, а Лукьяненко — помоечные свалки кривых файлов.

Ага, я в конце отметил, что каждый рассуждает все же о разных явлениях. Но тут дело-то в основном в том, что есть Гейман с читателями, которым интересно поговорить о роли чтения в жизни каждого человека и о роли просвещения вообще, а есть Лукьяненко с читателями, которым интересно взаимное тролление на почве обсуждения пиратских интернет-библиотек.
Как выше правильно было написано

цитата Karavaev

И с другой стороны — кто из наших фантастов сподобился написать нечто на злобу дня, как это сделано в Младшем Брате Доктороу?

А у нас только чекмаевские сборники с заказухой и прочее в том же духе. И это не из-за скидки на возраст читателя или кажущуюся несерьезной восприятия публикой фантастического жанра (опять же см. пример с Доктороу). Разница на лицо. Вот почему так?
–––
Снорк усиленно соображал, дороже или дешевле стала тетрадь после того, как он исписал её...


философ

Ссылка на сообщение 10 ноября 2013 г. 13:57  
цитировать   |    [  ] 

цитата Фикс

отталкиваясь от интересующих читателей темы.
Откуда. Им. Знать. Что. Заинтересует. Читателей. А? По отзывам в блогах? Так по ним и будет пережевывание одного и того же.

цитата Фикс

Исходя из чего вы такой парадоксальный
Никаких парадоксов.

цитата Фикс

Гейман читал лекцию перед определенной публикой
А прочли ее мы. Следовательно, тексты доходят до читателя вопреки наличию или отсутствию прицела на конкретную аудиторию у автора.
Если еще проще — книги имеют свою судьбу.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 10 ноября 2013 г. 14:08  
цитировать   |    [  ] 

цитата Фикс

Но тут дело-то в основном в том, что есть Гейман с читателями, которым интересно поговорить о роли чтения в жизни каждого человека и о роли просвещения вообще, а есть Лукьяненко с читателями, которым интересно взаимное тролление на почве обсуждения пиратских интернет-библиотек.

Хм, цитирование в стиле "сила мага" великая сила, конечно :) В том смысле, что брать шуточный пост (не верю, честно говоря, что кто-то из уже умеющих читать и не попадающих в статистику как потенциальные клиенты североамериканских пенитенциарных предпринимателей ;) мог всерьез принять шутку в стиле ad absurdum) и сравнивать с лекцией о пользе чтения. Гуд, гуд, годно наброшено :)
Просто для сравнения — вот, например, несколько больший интерес в блоге Лукьяненко (на треть больше комментариев) вызвал пост "Образ грядущего". То есть, если уж говорить о том, что именно интереснее обсуждать Лукьяненко с читателями, то, скорее, интереснее обсуждать образование и его реформу.


философ

Ссылка на сообщение 10 ноября 2013 г. 14:37  
цитировать   |    [  ] 

цитата Фикс

Вот почему так?
Можете вспомнить, когда персонаж РФ (опа! нужно расшифровать, Российской Фантастики) посещал библиотеку? В западной — Роулинг, Пратчетт, Мьевиль, Ффорде, Ротфусс, даже Стивен Кинг.
Плюс наследие 90-х: насмешка над общественным благом и службой (обязательная у Алекса Орлова, достаточно популярного автора), неуважение к закону, культ индивидуализма, доходящий до строительства бункера из панельной многоэтажки или прокачки мозга пакетом купленных программ. Как квитэссенция — попаданцы-засланцы, пытающиеся пусть и развернуть историю к тому, что считают благом, но — тайно, опорой только на свои силы, знания.


миротворец

Ссылка на сообщение 10 ноября 2013 г. 14:40  
цитировать   |    [  ] 

цитата ааа иии

Откуда. Им. Знать. Что. Заинтересует. Читателей. А? По отзывам в блогах? Так по ним и будет пережевывание одного и того же.

А как вообще у людей общие темы для обсуждения возникают?
Писатель тем и отличается от графомана, что пишет в первую очередь для читателей.

цитата ааа иии

А прочли ее мы. Следовательно, тексты доходят до читателя вопреки наличию или отсутствию прицела на конкретную аудиторию у автора.

А как этот фактор связан с тем что я выше написал? Я говорю о том, что писатель — это продукт окружающей его среды, по затрагиваемой тематике и форме подачи можно сделать определенные выводы об этой среде в целом.

цитата ааа иии

Если еще проще — книги имеют свою судьбу.

Да. Но до сих пор не понимаю как вы, образно говоря, доводом, что суши едят не только в Японии пытаетесь опровергнуть, что по явной принадлежность этого блюда к японской кухне можно судить о национальных кулинарных традициях.
–––
Снорк усиленно соображал, дороже или дешевле стала тетрадь после того, как он исписал её...


миротворец

Ссылка на сообщение 10 ноября 2013 г. 14:41  
цитировать   |    [  ] 

цитата ааа иии

Можете вспомнить, когда персонаж РФ (опа! нужно расшифровать, Российской Фантастики) посещал библиотеку? В западной — Роулинг, Пратчетт, Мьевиль, Ффорде, Ротфусс,  даже Стивен Кинг.
Плюс наследие 90-х: насмешка над общественным благом и службой (обязательная у Алекса Орлова, достаточно популярного автора), неуважение к закону, культ индивидуализма, доходящий до строительства бункера из панельной многоэтажки или прокачки мозга пакетом купленных программ. Как квитэссенция — попаданцы-засланцы, пытающиеся пусть и развернуть историю к тому, что  считают благом, но — тайно, опорой только на свои силы, знания.


это для ОИ тема. Если вкратце, то на Западе, как я его представляю, индивидум считает, что государство ему должно (свет, тепло, защиту и т.д.), ибо он трудится на благо общества и платит налоги.
А у нас надежда на государство слабая. Лучше надеятся на себя (семью, друзей)
–––
осень - она не спросит, осень - она придет...


миротворец

Ссылка на сообщение 10 ноября 2013 г. 15:52  
цитировать   |    [  ] 

цитата senso_inglese

Просто для сравнения — вот, например, несколько больший интерес в блоге Лукьяненко (на треть больше комментариев) вызвал пост "Образ грядущего". То есть, если уж говорить о том, что именно интереснее обсуждать Лукьяненко с читателями, то, скорее, интереснее обсуждать образование и его реформу.

Спасибо за хороший пример больше подходящий по тематике к геймановскому выступлению.
Но опять же, у Геймана блестящая статья, а у Лукьяненко всего лишь хороший пост в ЖЖ, которых там десятками каждый день штампуется. Разные первоначальные условия — один выступает с трибуны, другой ворчит на скамейке у подъезда. А для корректного сравнения хорошо бы обоим трибуну выделить. ;-)
Если говорить по содержанию, то у СЛ типичный всепроникающий во всю его публицистику популизм и робость или неумение синтезировать из высказанных вещей что-то большее чем обтекаемая банальщина.
Можно еще сказать, что в выступлении Геймана создаются новые смыслы, а в приведенном вами посте Лукьяненко обсасываются достаточно очевидные для подавляющего числа людей банальности.

цитата ааа иии

Можете вспомнить, когда персонаж РФ (опа! нужно расшифровать, Российской Фантастики) посещал библиотеку? В западной — Роулинг, Пратчетт, Мьевиль, Ффорде, Ротфусс, даже Стивен Кинг.
Плюс наследие 90-х: насмешка над общественным благом и службой (обязательная у Алекса Орлова, достаточно популярного автора), неуважение к закону, культ индивидуализма, доходящий до строительства бункера из панельной многоэтажки или прокачки мозга пакетом купленных программ. Как квитэссенция — попаданцы-засланцы, пытающиеся пусть и развернуть историю к тому, что считают благом, но — тайно, опорой только на свои силы, знания.

Ну да, я вот именно об этих характерных различиях. Ничего ведь на пустом месте не возникает и в полный вакуум не отправляется.
Причем ведь в отечественной фантастике еще все усугубляется тенденцией вырабатывать до дна любую перспективную с коммерческой точки зрения тему. Стали популярны попанданцы-реваншисты — мгновенно со скоростью и неотвратимостью раковых клеток в этом направлении нарастает масса текстов.
–––
Снорк усиленно соображал, дороже или дешевле стала тетрадь после того, как он исписал её...
Страницы: 123...7071727374...172173174    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Фантастика: российская vs зарубежная»

 
  Новое сообщение по теме «Фантастика: российская vs зарубежная»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх