Хотите новых идей? Их есть у меня! Берите, если хотите... Нуивот, вот вам перепост-копипаст из моего старого Фейсбука — с практически полным набором комментов:
Андрей Чертков 28 сентябрь 2019 г. Доступно всем
Утром, пока я ходил за фруктами-овощами, мне в голову пришла довольно забавная сюжетная идея, которую можно было бы развернуть в сюжет как доброй юмористической фантастики а-ля Кир Булычёв, так и сардонической антибуржуазной сатиры, аналогичной рассказам Роберта Шекли или Ильи Варшавского.
Е.Б.Я.С.П.Ф. Подход №2 (Аббревиатура расшифровывается так: "Если Бы Я Стал Писателем-Фантастом")
Итак, представились мне эдакие карманные сотовые телепортаторы, похожие на нынешние мобилы и смартфоны. Имея такую штуковину (гаджет) в кармане и набрав на нём нужный номер, можно легко нуль-транспортироваться из любой точки Земли в почти любую другую точку. Но! — с определёнными ограничениями. Нуль-транспортировку предоставляют пользователям за сравнительно небольшую плату конкурирующие между собой телепортационные компании — такие же точно, как нынешние сотовые операторы. Телепортироваться можно из любой точки, находящейся в поле действия нуль-поля, поддерживаемого сотовыми нуль-вышками. А вот материализоваться обратно можно только на специальных финиш-площадках, управляемых компьютерными ИскИнами. Набираешь на своём телепортаторе (или выбираешь его из списка в памяти гаджета) номер нужной тебе финиш-площадки и, если нет никаких проблем с нуль-полем, а площадка готова принять тебя без помех, в мгновение ока переносишься туда и идёшь дальше по своим делам уже пёхом. И такие финиш-площадки открыты во всех основных районах всех городов/посёлков и в сельских местностях, а для межгородской и международной нуль-транспортировки открыты большие финиш-терминалы в каждом узловом городе, для которых действуют особые правила, связанные с визами, таможнями и так далее. Поэтому подавляющее большинство телепортаций происходит на самом деле в пределах одного города — из района в район: из дома — на работу, или в магазин, или на базар, или в развлекательный центр, или на стадион, — а потом обратно — на финиш-площадку поближе к твоему дому. Стоят такие близкие телепортации буквально копейки, поэтому общественный транспорт, такси и личные авто(электро)мобили практически полностью вышли из обихода. Более дальние транспортировки стоят существенно дороже и требуют специальной предварительной подготовки — скажем, нужно вводить в телепортатор в офисе оператора электронные разрешения, визы и тому подобное, которые перед стартом удалённо проверяет ИскИн принимающей площадки и только тогда он открывает доступ (в детали углубляться не буду, но я и тут уже многое придумал). Но к чему я, собственно, веду и что послужило толчком для придумывания самой этой идеи?
Всё просто. Люди довольно быстро привыкли к новой услуге — так же, как ранее они привыкли к сотовой связи, благо сами телепортаторы стоят в продаже недорого и постоянно дешевеют, а выбор моделей велик, да и плата за перемещения достаточно невелика — меньше, чем билет на маршрутку или автобус. Но операторам надо же на чём-то зарабатывать? Ну вот они и начали продвигать всякие дополнительные платные услуги — извещения о погоде в разных районах нуль-сети, рекомендации наиболее интересных маршрутов, ну и так далее. Причем эти услуги они начали подключать своим клиентам зачастую совершенно непрошенно. А тут еще вдруг выяснилась неприятная штука: появились активные противники телепортаций, считающие, что по городу надо перемещаться своими ножками, а вовсе не нуль-прыжками, как блоха на сковородке. Развёрнутая ими агитация начала давать свои плоды. Тем более, что вдруг выяснилось, что нуль-сеть, развёрнутая ро всему миру, как-то нехорошо влияет и на глобальное потепление, а не только на здоровье людей. А еще обнаружились домоседы, которым особо-то и некуда перемещаться — старики-пенсионеры и инвалиды. Гаджет-то они себе купили, взяли самый дешёвый тариф, а вот транспортироваться за отдельную плату не хотят — раз в месяц в поликлинику, раз в месяц на базар, да и только. Ну никакого с них навару! Вот и начали операторы прижимать своих клиентов: мол, за прошедшие 90 дней вы не воспользовались ни одной нашей платной услугой, не совершили ни одного существенного перемещения, а поэтому мы переводим вас на другой тариф с абонентной платой такой-то (читайте пункт такой-то в договоре на обслуживание, и плевать, что он мелким шрифтом — он там есть, а вы подписывали договор в целом). Ну а дальше уже может быть реальный сюжет рассказа — булычевский или шеклиевский, но его я, увы, пока еще не придумал. Такие жизненные сюжеты мне даются гораздо хуже, чем сами фантастико-сюжетные идеи. Такие дела.
38 лайков — 42 коммента — 4 репоста — не избранно:
Андрей Стругацкий А потом произошёл сбой программы, и при нуль-переходе голова оказалась в Нью-Йорке, а задница — в Зимбабве!)) Ответить 4 г.
Андрей Чертков ну, такие аварии в старой фантастике описывались неоднократно, а меня интересуют другие коллизии, связанные с нуль-транспортировкой, совсем не такие очевидные. Ответить 4 г.
Мария Елифёрова Андрей Чертков -- вот да, фантастика очень редко описывает правовые и социальные последствия технических изобретений. Техническое и социальное как бы раздельно в фантастике существует. Ответить 4 г.
Vasily Zezin ах, если бы!.. Ответить 4 г.
Vasily Zezin Maria Eliferova -- ??? наоборот... хотя если ограничиться фантастикой 20-30-40-х годов — возможно, там это условно было "внове" (на фоне повыбитых "буржуазных интеллектуалов", кххх) Ответить 4 г.
Mark Tempe Андрей Стругацкий -- или нечто вроде ситуации с Джеффом Голдблюмом в олдовой "Мухе". Б-р-р... Ответить 4 г.
Нелли Раткевич Мосье Стругацкий! Вот взял и приземлил хорошее предсказательство! Ну чистый злодей! Ответить 4 г.
Мария Елифёрова Vasily Zezin -- ну, я кроме "Гиперболоида инженера Гарина", который как раз довоенный, не помню примеров, чтобы анализировались социальные последствия научных изобретений. Обычно в фантастике общество если изменилось, то потому, что мудрые люди его правильно реформировали, а технологическим достижениям это как-то параллельно (классический пример — Ефремов). Ответить 4 г.
Vasily Zezin Nelli Ratkevich -- заметим: пожертвовал ценной частью тела ради бегства на загнивающий Заокраинный Запад!! и надо еще разобраться, чьей именно задницей он пожертвовал! :-Р Ответить 4 г.
Борис Тулуков Ну, я бы добавил ряд ограничений в эту телепортацию 1) физическое, транспортировка только с учетом скорости света, т.е. время появления в исходной точке будет зависит от расстояния — впрочем, для Земли это сущие пустяки. 2) территориальное, телепортироваться можно только по определенным местам, типа автобусных остановок, аэропортов, станций метро и пр, иначе возникнет куча коллизий с таможней, попытками ограблений, побегов из тюрем и пр. Ответить 4 г.
Андрей Чертков Ну так я эти ограничения, кажется, изначально добавил... правда, немного, но это ж дело наживное...))) Ответить 4 г.
Vasily Zezin вот и занятие для транспортной милиции: штрафовать лихачей за превышение скорости света! Ответить 4 г.
Vasily Zezin опять же, участились попытки ограблений во время телепортации: когда и голова, и задница, и даже костюм — в одном месте, а содержимое бумажника гражданина — тю-тю!.. (а в голове, того и гляди — чуждые мысли!) Ответить 4 г.
Андрей Чертков Vasily Zezin -- Интересно мыслите, товарищ. Настолько интересно, что как бы и вами наша бравая милиция не заинтересовалась...))) Ответить 4 г.
Alex Kostenko Ишь, чо удумал! А по старинке, через канализацию, значить, уже не годится?))) Ответить 4 г.
Vasily Zezin визы в соседний город — богатая идея, государственная... Ответить 4 г.
Андрей Чертков Ну, в некоторые города в советские времена — да и сейчас, пожалуй, тоже — без пропуска попасть было просто невозможно — хоть на машине, хоть на самолёте, хоть даже телепортационно... Ответить 4 г.
Vasily Zezin Андрей Чертков -- Майкрофт Холмс Чётвертый сказал: вопрос лишь в необходимости попадания и достаточном количестве грузовых капсул у головы катапульты ))) Ответить 4 г.
Андрей Чертков Vasily Zezin -- умнО сказал брат Майкрофт, мне не понять...))) Ответить 4 г.
Vasily Zezin тариф с принудительной телепортацией (неделю не пользовался? н-на! в случайную точку города, поперебирай теперь ножками. и ничего не попишешь: возмущения природного нуль-поля, природа!..) Ответить 4 г.
Eugene Ellansky А реклама осуществляется за счёт телепортации на промежуточную рекламную станцию которая представляет из себя торговый зал, где можно или просидеть жёстких полчаса или телепортнуться, купив что-то из рекламируемого списка. Ответить 4 г.
Eugene Ellansky А страшная тайна в том, что, имея спецтерминал, можно телепортнуться в прошлое... Ответить 4 г.
Семён Цевелев Феномен Джанте, да-с. Ответить 4 г.
Сергей Чебаненко А потом взяло и случилось при выходе из телепортации совмещение реального человека и рекламного ролика. "Наша зубная паста очистит зубы даже у Змея Горыныча!". И вот на выходе он самый и есть — трехголовый. А спасти его может только любовь Василицы Прекрасной или Премудрой. Девочки, кто выйдет замуж за Змея, тому бонус от рекламной компании "Кащей и его яйцо"! 😉 🙂 Ответить 4 г.
Алексей Янг Самый ужас — это принудительная промо-телепортация на площадку к инвестору, откуда можно конечно выбраться по закону и бесплатно, но не слишком просто и не слишком быстро... Пожалуйста, пешочком по ущельям и минному полю, а быстрее — приобрети что-нибудь или отработай недельку на плантации, будет тебе наградой автобус до телепорта с такими же лохами. И отказаться нельзя, сам подписался. Ну а что вы хотели, из спальни в булочную телепортироваться, конечно, удобно, но за всё нужно платить, либо постройте себе личные телепорты во все места, либо пользуйтесь общими. Ответить 4 г.
Юлия Рыженкова меня в такой идее больше интересует социально-экономический вопрос. это ведь закроется не только такси и общественный транспорт, но и куча автомобильных заводов, авиакомпаний, компаний по перевозке грузов, РЖД и еще прорва всего. миллионы людей останутся без работы. имхо, экономика просто рухнет Ответить 4 г.
Андрей Чертков Да, есть такая опасность. Скорей всего, именно так и будет. Но в небольшом рассказе нет необходимости просчитывать все последствия — и обычно никто из писателей это не делает, если он только не пишет некую глобальную (анти)утопию. Ответить 4 г.
Мария Елифёрова Ну, вряд ли. С изобретением автомобилей и самолётов железные дороги не закрылись, и корабли плавать не перестали. Думаю, что просто перестроится структура транспорта. Например, могут появиться люди с фобией телепортации, которые будут продолжать ездить обычным транспортом — как сейчас аэрофобы ездят поездом. Или самолёты превратятся в категорию "люкс", как сейчас пассажирские морские суда — летать будут для понтов. Ответить 4 г.
Семён Цевелев Maria Eliferova -- В "Тигр! Тигр!" Бестера были как раз понты, причём миллиардеры соревновались, кто кого перещеголяет. Некоторые разъезжали на паровозах. Ответить 4 г.
Юлия Рыженкова Maria Eliferova -- их мало будет, структура экономики все равно сильно изменится Ответить 4 г.
Андрей Чертков Maria Eliferova -- с появлением цифровых компакт-дисков винил не умер, а превратился в предмет престижа и в "тёплый ламповый звук". Ответить 4 г.
Юлия Рыженкова Андрей Чертков -- ну и сколько того винила сейчас производят?.. Ответить 4 г.
Андрей Чертков Юлия Рыженкова -- а структура экономики всегда меняется, когда в производство внедряется какое-то революционное изобретение. Экономика звукозаписи за последний век менялась много раз — фонографы, граммофоны, патефоны, магнитофоны, уокмены, айподы и так далее. Теперь вот мп3 и лостлес-рипы, скачанные с торрентов. Что будет завтра — неизвестно. Ответить 4 г.
Андрей Чертков Юлия Рыженкова -- а сколько производят тех же компактов? тоже ведь уже не миллионы — умирает отрасль. Только никак не умрёт. Ответить 4 г.
Семён Цевелев Андрей Чертков -- Позовите меня, когда речь зайдёт о бумажной книге. Ответить 4 г.
Мария Елифёрова Юлия Рыженкова -- транспорт некорректно сравнивать с элементами досуга, это существенно более важная вещь. Скорее всего, телепортация будет иметь свои ограничения (например, на массу телепортируемых грузов). Ну, не делся никуда морской транспорт с появлением поездов и самолётов. И вряд ли скоро денется. У каждого вида транспорта есть свои преимущества, которых нет у другого. То, что в США посносили железные дороги с развитием автотранспорта — это уникальный случай, и они сами теперь об этом жалеют. Ответить 4 г.
Юлия Рыженкова Maria Eliferova -- так про ограничения в весе нам ничего не говорили)). Ну и на самом деле автопромышленность — одна из самых крупных в мире. Если разом закроются все автомобильные заводы — случится коллапс. На них просто много народу плюс там мультипликатор крутой: сколько на одно рабочее место на автозаводе создается смежных рабочих мест. Ебнется все очень круто. Ответить 4 г.
Андрей Чертков Юлия Рыженкова -- зато по планете будем скакать как блохи без резины и бензина...))) Ответить 4 г.
Vasily Zezin не "рухнет", а видоизменится. "Рухнуть" может только Госплан :-Р Ответить 4 г.
Юлия Рыженкова ну, несколько миллионов безработных, разорившиеся корпорации и прочие прелести — это, по мне, рухнет Ответить 4 г.
Мария Елифёрова Юлия Рыженкова -- спрашиваю ещё раз: что именно рухнуло в железнодорожном и водном транспорте с изобретением самолётов? Ответить 4 г.
Юлия Рыженкова Maria Eliferova -- не путайте транспорт и производство. и время, когда это всё происходило. и стоимость перевозок (грузовых в первую очередь). если телепортация будет дорогая, то и не особо рухнет, а если как автор написал, крайне дешёвая, то выгоднее будет грузы перевозить именно телепортацией, а не каким-то видом транспорта. и тогда рухнет И производство И транспорт. а это коллапс экономики и социалки. Ответить 4 г.
Yuriy Vereshchagin Неплохо, но это социальная фантастика, и тут нужен сюжет — человеческие отношения, любовь — «Ирония судьбы, или с легким паром» — транспортировался, но не туда прямо в койку, а то к молодожёнам, то к мужчинам нетрадиционной ориентации, то к вдове предпенсионного возраста, и происходит это внезапно, стоит ему чуть подумать о Верке с Вовкой, или об Элтоне Джоне, или о юношеской влюбленности в тетю Розу … и т.д. 😀 это так, на самом деле я не думал, печатал, что попадя, и посещали меня такие глупые мысли … а твоя идея неплоха для короткого рассказа. 😀😃😃 Ответить 2 г.
===========================================
Постскриптум от 23 октября 2023 года ------------------------------------ Перечитав сегодня всё это, я думаю, что эта старая идея — разумеется, не центральная для произведения, а лишь декорация, фон, на котором должен разворачиваться совсем другой сюжет — детективный или приключенческий, а то и социально-политический или даже военный, прямо-таки на злобу дня. И этот сюжет еще только предстоит придумать, но карманные телепортаторы должны стать неотъемлемой его частью — важным элементом того мира, в котором происходит вся эта развесистая канитель.
|