автор |
сообщение |
terrry
миротворец
|
26 октября 2011 г. 20:09 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Все верно. Но у Ефремова за "переделкой природы" посматривается глубокая философская мысль, которую он озвучивал примерно так: "победа разума над мертвой, косной материей". Естественно, эта "победа" не может быть себе во вред. Детали преобразований, конечно, могут и должны уточняться. К тому же, речь идет о планомерных, осмысленных изменениях. Сейчас же переделывание природы тоже происходит, но сами знаете как. Ефремов, как все гении, неопределим в законченных формулировках.))
|
|
|
snovasf
гранд-мастер
|
|
Leningradka
авторитет
|
27 октября 2011 г. 00:45 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата terrry Все верно. Но у Ефремова за "переделкой природы" посматривается глубокая философская мысль, которую он озвучивал примерно так: "победа разума над мертвой, косной материей". Естественно, эта "победа" не может быть себе во вред. Детали преобразований, конечно, могут и должны уточняться. К тому же, речь идет о планомерных, осмысленных изменениях.
Конечно. Но перемены, которые описал Иван Антонович в "Туманности" (включая уничтожение "вредных" видов и чуть ли не перекройку материков) выглядят слишком глобально, особенно для биолога по профессии. Впрочем, в конце 50-х об этом еще не задумывались.. почти.
|
|
|
terrry
миротворец
|
27 октября 2011 г. 11:23 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Leningradka перемены, которые описал Иван Антонович в "Туманности" (включая уничтожение "вредных" видов и чуть ли не перекройку материков) выглядят слишком глобально, особенно для биолога по профессии.
Речь все-таки идет о фантастике, которая может и должна быть литературой смелых идей, пусть, отчасти, и спорных. Я повторяю, главное у Ефремова не узкий прагматизм (хотя бы и глобальный по масштабам), а принципиальная идея овладения человеком всё новыми возможностями. Это, в конце концов, и есть развитие. Ефремов, собственно говоря, не предлагает готовых решений, а размышляет на эти темы.
|
|
|
Leningradka
авторитет
|
27 октября 2011 г. 12:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Конечно, эти промахи — не главное, но странно, что их допускает человек с естественнонаучным образованием. Кажется, такие версии должны отсеиваться, что называется, на автомате.
Насчет того, что самое важное у Ефремова — это овладение человеком все новыми возможностями, кажется, никто и не спорит. Но я, кажется, поняла вас: преобразование природы в "Туманности" важно не столько само по себе, сколько символ могущества будущего Человечества плюс знак того, что людям Утопии не надо заботиться о хлебе насущном и есть возможность посвятить жизнь более "творческим" материям.
|
|
|
terrry
миротворец
|
27 октября 2011 г. 12:57 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Насчет "промахов" можно и поспорить (хотя не хочется).
цитата Leningradka есть возможность посвятить жизнь более "творческим" материям.
Да, не просто есть возможность, а в этом весь смысл (открытие новых смыслов) жизни.
|
|
|
Leningradka
авторитет
|
|
terrry
миротворец
|
27 октября 2011 г. 15:39 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Leningradka Наличие возможности означает, что этот смысл доступен практически для всех.
Это я не вполне понимаю. Я бы сказал, что возможность есть нечто внешнее, а смысл — "внутреннее" содержание, т.е. кроме возможностей нужны и желания. Хотя чаще бывает наоборот. ))) В общем, герои Ефремова также как мы находятся в поиске своего места в жизни, но амплитуда их "колебаний" гораздо меньше, хотя субъективно может переживаться больше.
|
|
|
Leningradka
авторитет
|
27 октября 2011 г. 16:14 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Попробую объяснить: в нашем мире все-таки люди чаще всего занимаются делом, которое позволяет им заработать на жизнь, чем делом, которое дает возможность самореализации. Хотя возможно и совмещение приятного с полезным (не так уж редко).
|
|
|
terrry
миротворец
|
27 октября 2011 г. 17:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Я согласен. Наш мир не способствует никакой самореализации в человеческом, так сказать, плане. Его интересует конечный продукт. Отсюда идиомы типа self-made man и "совмещение приятного с полезным". Отсюда, к примеру, и лемовский социологический сарказм. У Ефремова же всё точно наоборот — мир прежде всего заинтересован в личной самореализации каждого (Академия Горя и Радости). Эгоизм исчез, ибо исчезла необходимость выживания. Вот тут и возникает вопросец о смысле жизни. Мне кажется, многие люди не воспринимают всерьез идей Ефремова именно потому, что не могут вообразить ситуацию, когда этот смысл (для всей цивилизации) не исчерпывается "выживанием".
О своеобразии цивилизации Кольца неплохо, кстати, написал С. Переслегин в статье "Странные взрослые". Хотя в целом я эту статью оцениваю невысоко.
|
|
|
Leningradka
авторитет
|
27 октября 2011 г. 21:05 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Надо почитать Переслегина. Идеи у него своебразные, но человек он неглупый. Да, вот мне тоже сложно представить, что возможно общество, в котором людям не надо думать о хлебе насущном (точнее, об этом самом выживании): не отдельным избранным, но всем. Что тогда? Ефремов дал нам набросок такого мира и людей, которые в нем живут. Хотя мне больше нравятся, наряду с Миром Полдня, ретро-варианты, в духе утопии Пола Андерсона, к примеру (напр. "Последний из могикан") или "прелестной Верны" Финнея. Усталость, что ли? Интересно, есть ли в Мире Кольца такие утопии? Или им место (во всяком случае, андерсоновской) скорее на острове Забвения?
|
|
|
terrry
миротворец
|
28 октября 2011 г. 19:52 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Ефремовская конценция очень логичная, последовательная и "жесткая". Поэтому трудно проникнуться ей "наполовину". А идеалы Стругацких, и проч. более расплывчаты, или, если угодно, интуитивны. Это дает возможность более свободной рефлексии...
|
|
|
Leningradka
авторитет
|
31 октября 2011 г. 14:26 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Кроме того, мы намного больше знам о внутренних проблемах мира Полдня (начиная с "Попытки к бегству" и заглавного романа, заканчивая "Волнами, (которые) гасят ветер"), чем о проблемах Земли эпохи Кольца, хотя намек на существование таких проблем в "Туманности" есть (что-то о проблемах психологии, воспитания и того, что мы называем культурой).
|
|
|
тессилуч
миротворец
|
7 ноября 2011 г. 10:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Leningradka чем делом, которое дает возможность самореализации.
Лично я 23 года совмещал приятное с полезным, пока ЧТЗ не развалился
|
––– |
|
|
AKZolotko
магистр
|
7 ноября 2011 г. 11:38 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Leningradka Ефремов дал нам набросок такого мира и людей, которые в нем живут. Хотя мне больше нравятся, наряду с Миром Полдня
Как мне кажется, противопоставление Мира Полдня и мира Ефремова (на уровне быта, значимости потребностей каждого человека и т.д.) вытекает из истории этих миров. Мир Полдня унаследовал Землю у Мира Капитализма через этап Страны Дураков. То есть, был достигнут некий бытовой уровень, который, в последствии, без (или почти без) эксцессов был обернут в идеологию коммунизма и стал развиваться дальше. У Ефремова коммунизм был построен после войны (или серии) воен, что неминуемо привело к сознательному ограничению потребностей каждого отдельного человека. Общественный транспорт развит в ущерб личному, общественные интересы значительно выше интересов личных, рождение двух детей — долг перед обществом и так далее. Если представить, что поднимать цивилизацию на новый уровень пришлось из руин, то все это становится понятным. Что касается уничтожение вредных и опасный видов, то стоит вспомнить, что в середине двадцатого века к этим вопросам относились немного проще, и лозунг "все во благо человека" подразумевал и примат интересов человека над "интересами" животных. Как там было у Михалкова в детском стихотворении "Я выбрал ружье, и сказал продавец: "Ты будешь охотником, ты — молодец"". В мире Полдня с отстрелом звериков (не только возле двери) тоже было поначалу очень просто. Охота на тахоргов ради черепов, охотник шляется по другим планетам и вначале стреляет, а потом смотрит, кого свалил... Стоит рассматривать психологию вымышленных миров будущего с учетом психологии времени, когда они создавались. И все станет гораздо логичнее и прозрачнее.
|
|
|
Цефтриаксон
философ
|
7 ноября 2011 г. 11:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Leningradka Да, вот мне тоже сложно представить, что возможно общество, в котором людям не надо думать о хлебе насущном (точнее, об этом самом выживании): не отдельным избранным, но всем. Что тогда?
Когда насыщается потребность в том ,что на данный момент является "хлебом насущным" — появятся новые хлеба. Полное насыщение либо невозможно. Либо это уже не те люди ,что насыщали и насыщались на предыдущем этапе.
Потому утопии неизбежно становятся мечтами голодного о мире из колбасы и голых баб. (утрирую, ежели что. замените колбасу на "духовность" и баб на "чтобы эцилоп не мог бить меня по ночам")
|
––– Quae medicamenta non sanat, ferrum sanat, quae ferrum non sanat, ignis sanat. TRUE NEUTRAL POWER MFK! |
|
|
Leningradka
авторитет
|
8 ноября 2011 г. 03:21 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата AKZolotko У Ефремова коммунизм был построен после войны (или серии) воен, что неминуемо привело к сознательному ограничению потребностей каждого отдельного человека. Общественный транспорт развит в ущерб личному, общественные интересы значительно выше интересов личных, рождение двух детей — долг перед обществом и так далее. Если представить, что поднимать цивилизацию на новый уровень пришлось из руин, то все это становится понятным.
Интересная версия, вспомним к тому же что детство Ивана Антоновича пришлось на годы военного коммунизма.. Но ведь по большому счету ограничение потребностей — вещь разумная. Ясно, что весь мир не может жить так, как "золотой миллиард", точнее, часть этого миллиарда. При такой "безумной расточительности" нужна не одна Земля, а не меньше десятка. Конечно, призывать значительную часть граждан нашей страны "ограничивать себя в потреблении" — безумие чистой воды, так как ограничиваться дальше некуда, но..
А про животных я тоже говорила, что это примета времени, когда писался роман. Еще тяжелее воспринимаются в этом отношении классические приключенские романы 19 века, правда, там речь идет не о переделке природы, а об охоте как развлечении. Одни "африканские" романы Майн Рида чего стоят. Убивать животных не для пропитания или теплой одежды, не для самозащиты, не для того, чтобы уберечь домашний скот от хищников, а для забавы или, в крайнем случае. для того, чтобы вырезать лакомый кусок, а остальное бросить — нет слов, как отвратительно.
|
|
|
Leningradka
авторитет
|
8 ноября 2011 г. 03:21 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата AKZolotko У Ефремова коммунизм был построен после войны (или серии) воен, что неминуемо привело к сознательному ограничению потребностей каждого отдельного человека. Общественный транспорт развит в ущерб личному, общественные интересы значительно выше интересов личных, рождение двух детей — долг перед обществом и так далее. Если представить, что поднимать цивилизацию на новый уровень пришлось из руин, то все это становится понятным.
Интересная версия, вспомним к тому же что детство Ивана Антоновича пришлось на годы военного коммунизма.. Но ведь по большому счету ограничение потребностей — вещь разумная. Ясно, что весь мир не может жить так, как "золотой миллиард", точнее, часть этого миллиарда. При такой "безумной расточительности" нужна не одна Земля, а не меньше десятка. Конечно, призывать значительную часть граждан нашей страны "ограничивать себя в потреблении" — безумие чистой воды, так как ограничиваться дальше некуда, но..
А про животных я тоже говорила, что это примета времени, когда писался роман. Еще тяжелее воспринимаются в этом отношении классические приключенские романы 19 века, правда, там речь идет не о переделке природы, а об охоте как развлечении. Одни "африканские" романы Майн Рида чего стоят. Убивать животных не для пропитания или теплой одежды, не для самозащиты, не для того, чтобы уберечь домашний скот от хищников, а для забавы или, в крайнем случае. для того, чтобы вырезать лакомый кусок, а остальное бросить — нет слов, как отвратительно.
|
|
|
terrry
миротворец
|
8 ноября 2011 г. 12:23 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Leningradka ведь по большому счету ограничение потребностей — вещь разумная. Ясно, что весь мир не может жить так, как "золотой миллиард", точнее, часть этого миллиарда. При такой "безумной расточительности" нужна не одна Земля, а не меньше десятка. Конечно, призывать значительную часть граждан нашей страны "ограничивать себя в потреблении" — безумие чистой воды, так как ограничиваться дальше некуда, но..
Смысл в том, что мир и не должен жить как "золотой миллиард", будь у него хоть сто Земель. Коммунизм у Ефремова это постояный поиск самого себя, так сказать, и создание для этого наилучших условий на основе полноценного знания. Сплошные проблемы, но другого уровня. Не как отдохнуть, а как больше сделать (речь, понятно, не о стахановском движении..). Собственно, в этом его главное новаторство. У нас еще очень сильны представления о коммунизме чисто утилитарные, как об обществе всеобщей сытости, хоть материальной, хоть духовной. (По сути, романы В. Немцова, А. Беляева правильно отражали такие настроения в обществе, однако оказались мало интересными литературно.) И даже эта сытость априори считается невозможной. Поэтому получается часто обсуждение вроде беседы о коммунизме с олигархами Торманса, т.е. чисто умозрительно, без заинтересованности в предмете обсуждения.
|
|
|
Leningradka
авторитет
|
9 ноября 2011 г. 02:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
У людей Ефремова более интересные задачи, чем потреб..во, однако ж в материальном смысле они живут куда лучше не только людей 60-х, но и многих наших современников (правда, личные апартаменты у них скромные, зато девушкам для украшений возят камни с Венеры, возможности для путешествий у них огромные, образование на уровне, а об уровне медицины будущего можно только мечтать, хотя здоровье у них, похоже, отменное и к врачам они обращаются не больно часто(Рен Боз и ему подобные "ботаники" — уникумы в мире "Туманности").
|
|
|