Обмениваемся писательским ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Обмениваемся писательским опытом: теоретические вопросы»

Обмениваемся писательским опытом: теоретические вопросы

 автор  сообщение


миродержец

Ссылка на сообщение 3 августа 2015 г. 10:22  
цитировать   |    [  ] 
Огромное число лаборантов что-нибудь, да пишет. Спектр: от профессиональный писателей, через полупрофессиональных, через любителей и до клинических графоманов. И всем, наверное, интересен чужой опыт, интересно доводить свои произведения до идеала (ну, кроме как графоманам – их произведения идеальны по определению).

Предлагаю пообсуждать разные вопросы-аспекты-приемы текстописания. Как и в каких случаях использовать те или иные формы изложения для усиления желаемого эффекта.

Предлагается к обсуждению: принципы всего, чего угодно: перескоки, прямая речь, голос за кадром, время, место, падежи, восклицания, вставки на непонятных языках, выдуманные слова, смайлики… и-еще-пять-мильёнов-всего-чего-угодно.

Предлагается запретить к обсуждению: тексты произведений. Пожалуйста, не постите и не прикрепляйте к сообщениям свои или чужие произведения или их фрагменты больше одного абзаца длиной. Если понадобилось по ходу пьесы – используйте для текстов личку.

Это позволит сконцентрироваться на общих принципах и не сползти в малопродуктивные «учитесь на примерах» и «отфотошопьте мой текст, пожалуйста». К тому же, для обсуждения текстов имеется тема Творчество фантлабовцев

Формат обсуждения: В начале обсуждения какого-то вопроса давайте, пожалуйста, его название жирным шрифтом. В ответах старайтесь, пожалуйста, чтобы было понятно какой из вопросов обсуждаете. Можно, например, дублировать то же название и тем же жирным. Это позволит не путаться кто о чем говорит.
–––
Человек, нажимающий где-то там пальцами на клавиши, не имеет никакого отношения к тому, что я здесь говорю и думаю.


миротворец

Ссылка на сообщение 12 мая 2016 г. 18:21  
цитировать   |    [  ] 

цитата Sawwin

Если произведения не запоминаются, они не художественны.

Следует ли из этого, что таблица умножения высокохудожественна?
–––
Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно.
Тема не в тексте, но в голове у читателя.


миротворец

Ссылка на сообщение 12 мая 2016 г. 20:29  
цитировать   |    [  ] 

цитата bbg

Следует ли из этого, что таблица умножения высокохудожественна?


Если бы она запоминалась... мне 64 года, но до сих пор после вопроса: сколько будет шестью семь, следует секундная заминка, во время которой я бешено складываю числа и лишь потом даю ответ. А сколько слёз было пролито пятьдесят пять лет назад, когда меня заставляли учить эту проклятую таблицу! Но так и не заставили. А вот "Старуху Изергиль" я выучил наизусть безо всяких затруднений.

Впрочем, это офтоп. Давайте прекращать дозволенные речи, пока не объявился некто в красной шапке.
–––
"Называть себя писателем -- дурной вкус. Надо, чтобы тебя назвали писателем другие" (с) Сергей Снегов


философ

Ссылка на сообщение 12 мая 2016 г. 21:08  
цитировать   |    [  ] 

цитата _Y_

Общеизвестно, что в короткой форме, рассказе, не должно быть больше пары-тройки героев.
8-] Сколько хотите, столько и вводите, а при сомнениях отсылайте критиков к "Встрече в Мурене" Романа Воронежского: 19 строчек, 12 персонажей и — блестяще.

цитата _Y_

Какие сушествуют методы обозначения-выражения кто герой, а кто

Рассказ от первого лица. Прямое объявление: "герой тут Павел", вполне уместное в заголовке. Использовать старый принцип: актер действует, статист изображает. По проценту выделенного текста. В конце останется только один.
Но, коли можете выдать текст, в котором будет непонятно, кто главный — вперед. Ничего плохого именно в этом нет, а для детектива в смысле загадки это и вовсе прекрасно.


миродержец

Ссылка на сообщение 12 мая 2016 г. 21:41  
цитировать   |    [  ] 

цитата ааа иии

тсылайте критиков к "Встрече в Мурене" Романа Воронежского

Я не в курсе что это такое. Покажете?

цитата ааа иии

актер действует, статист изображает

Идея красивая, но как это перевести в плоскость текста? В смысле "действует" я понмаю, а вот "изображает"?

цитата ааа иии

По проценту выделенного текста

Здесь я не уверен. Понимаете, большинство возражений множественным героям строится на том, что читатель путается. А колличество выделенного текста можно оценить только после чтения, то есть уже после того как запутался.

Мне кажется, что читателю действительно надо сразу понимать за кем следить, а на кого взглянуть и забыть. Но вот как это обозначить без использования жирного шрифта?
–––
Человек, нажимающий где-то там пальцами на клавиши, не имеет никакого отношения к тому, что я здесь говорю и думаю.


философ

Ссылка на сообщение 12 мая 2016 г. 22:53  
цитировать   |    [  ] 

цитата _Y_

Покажете?
:-( http://www.labirint.ru/fragment/128947/ — легко берется поисковиком

цитата _Y_

а вот "изображает"?
"Короля играет свита".
Если подробнее, то в сказке о Колобке заяц, волк и медведь — второстепенные персонажи, а лиса — антагонист. В рассказе Стерлинга "Рой" второстеенные персонажи — Инвесторы, симбионты и Галина. Мало реплик, легко заменимы на совершенно других — их дело функция.
В рассказе Лема "Альтруизин" кошки это статисты — без них можно обойтись, но факт присутствия оживляет текст.

цитата _Y_

Мне кажется, что читателю действительно надо сразу понимать за кем следить,
Кажется. У читателя ведь нет выбора — он не может следить только за Волком, если сказка о Колобке.
И, кстати, можете привести пример рассказа, в котором

цитата _Y_

читатель путается.
Запутаться можно в длинном диалоге без ремарок — кто что сказал. Но спутать ГГ с "кушать подано"?


миродержец

Ссылка на сообщение 4 апреля 2020 г. 21:50  
цитировать   |    [  ] 
В сети можно найти множество советов начинающим авторам. Основная тема "Как построить композицию рассказа, повести или романа". Всё класс, но все советы, которые я видел, перемывают практически одно и то же — стандартную, самую простую из возможных, композицию, описанную ещё древними греками. Поэтому, оживлю-ка я тему таким вот вопросом:

Как построить композицию рассказа, в котором имеются две или несколько параллельных и независимых сюжетных линий, сходящихся только к концу?

Хочется получить ответ не только по самой композиции, но и комментарии про особенностям написания таких рассказов.
–––
Человек, нажимающий где-то там пальцами на клавиши, не имеет никакого отношения к тому, что я здесь говорю и думаю.


авторитет

Ссылка на сообщение 4 апреля 2020 г. 22:39  
цитировать   |    [  ] 

цитата _Y_

две или несколько параллельных и независимых сюжетных линий, сходящихся только к концу?


Про "Игру престолов" слышали? "Властелин колец"? Берется "Красная шапочка" — и вот тебе линия девочки, которая отправилась к бабушке, линия волка, который гуляет по лесу в поисках еды, линия охотников, которые не знали ни о девочке, ни о звере, но сыграли свою роль в их судьбах. На самом деле, не такой уж редкий вариант композиции.


миротворец

Ссылка на сообщение 4 апреля 2020 г. 22:42  
цитировать   |    [  ] 
И можно эти линии тасовать как угодно...
–––
Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно.
Тема не в тексте, но в голове у читателя.


миротворец

Ссылка на сообщение 4 апреля 2020 г. 22:44  
цитировать   |    [  ] 

цитата vxga

линия охотников

Охотники в "Красной шапочке" — рояль.
–––
Мы живём в надежде на избавление от тьмы, окружающей нас. (с) Пол Маккартни


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 4 апреля 2020 г. 22:45  
цитировать   |    [  ] 
_Y_ , а мне кажется, что при упоминании нескольких сюжетных линий, имеется ввиду всё таки роман. Хотя, может,я ошибаюсь.
–––
Nothing lasts forever, it all will be gone. У тяжёлой железной хтони отобьём ещё миллиметр.


миротворец

Ссылка на сообщение 4 апреля 2020 г. 22:48  
цитировать   |    [  ] 
Вообще, кмк, экспериментировать с композицией можно как угодно, лишь бы не скучно было. Если язык позволяет:))
–––
Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно.
Тема не в тексте, но в голове у читателя.


миродержец

Ссылка на сообщение 4 апреля 2020 г. 22:50  
цитировать   |    [  ] 
vxga спасибо, но мой мозг с примерами не дружит. Так уж устроен, что обучаемость у него идёт от принципов, а не от примеров.

SAM77 нет, именно о рассказе. Ведь в романе или повести вопрос решается просто — разбивка на главы позволяет вести параллельные линии, не особо заботясь об их взаимодействии. А вот с короткой формой сложнее и для меня как-то непонятнее.
–––
Человек, нажимающий где-то там пальцами на клавиши, не имеет никакого отношения к тому, что я здесь говорю и думаю.


авторитет

Ссылка на сообщение 4 апреля 2020 г. 22:50  
цитировать   |    [  ] 

цитата Gourmand

Охотники в "Красной шапочке" — рояль.


Не обязательно. Они вполне могли быть в лесу, согласитесь? А вот зачем — это уже неплохая возможность поиграться. Может, они вообще хотели грабануть и изнасиловать Красную Шапочку, а на волка просто отвлеклись? А может, они ввязались в эту историю, потому что им важна была бабушка, на которую волк напал первой? Вдруг старушка у охотников браконьерскую добычу тайком скупала для перепродажи, например? Так что рояль они — только у плохого писателя.


авторитет

Ссылка на сообщение 4 апреля 2020 г. 22:52  
цитировать   |    [  ] 

цитата _Y_

от принципов


Тут они могут быть разными. Самый очевидный: по принципу того же романа — переключаясь между героями. Но тут возникает интересный вопрос: либо заранее создавать интригу, не давая читателю догадаться, как сойдутся линии, либо наоборот — нагнетать напряжение, намекая на то, что ждет героев.


миродержец

Ссылка на сообщение 4 апреля 2020 г. 22:55  
цитировать   |    [  ] 

цитата vxga

Вдруг старушка у охотников браконьерскую добычу тайком скупала
:-D

Если серьезно, то мне не нравятся тексты, в которых читатель должен искать автору оправдания, додумывая за него. По мне, так додумывать читатель должен то, к чему автор его подтолкнул, а заполнять пробелы читатель не должен.

Так что не скупала старушка браконьерскую добычу. А была она наркодиллером, который охотникам, едущим в лес, чтобы побухать от души, был совершенно фиолетов.
–––
Человек, нажимающий где-то там пальцами на клавиши, не имеет никакого отношения к тому, что я здесь говорю и думаю.


миротворец

Ссылка на сообщение 4 апреля 2020 г. 22:59  
цитировать   |    [  ] 

цитата vxga

Так что рояль они — только у плохого писателя.

имеется в виду базовый вариант сказки. Там они — рояль.
А я хороший писатель, не волнуйтесь. В моём фанфике по Красной шапочке охотники пришли не просто так.
Думаю, что и у других писателей, обыгрывающих изначальную сказку, тоже были объяснения.
И как раз именно потому, что в самой сказке охотники — это такое спасение свыше, внезапное и не укладывающееся в современное понятие о композиции.
Навскидку я не припомню другой сказки со столь откровенно "пришитым" финалом.
–––
Мы живём в надежде на избавление от тьмы, окружающей нас. (с) Пол Маккартни


миродержец

Ссылка на сообщение 4 апреля 2020 г. 23:02  
цитировать   |    [  ] 

цитата vxga

переключаясь между героями

А как между ними переключаться? Ведь не глава на героя, а абзац.
–––
Человек, нажимающий где-то там пальцами на клавиши, не имеет никакого отношения к тому, что я здесь говорю и думаю.


авторитет

Ссылка на сообщение 4 апреля 2020 г. 23:04  
цитировать   |    [  ] 
Ммм... рояль — нечто не уместное, а охотники в лесу, повторюсь, вполне могли быть. И лично мне этот финал, кстати, никогда не казался "пришитым". Охотники просто не особо интересуют сказочника — он рассказывает не о них, вот и все. Этот как в сказке о богатырях камень на распутье — тоже не рояль, а предмет обстановки, сравнительно правдоподобный. Но расписывать откуда он взялся, кто его вытесал и поставил, как была сделана надпись — сказочник не станет. Да и среди писателей такое мог разве что Толкин учудить, но у него с композицией вообще странноватые отношения.


миротворец

Ссылка на сообщение 4 апреля 2020 г. 23:08  
цитировать   |    [  ] 

цитата _Y_

как между ними переключаться? Ведь не глава на героя, а абзац.

Можно начинать новый абзац с многоточия:)) Становится понятно: нечто изменилось. Локация, время или герой. Или вообще что угодно.
–––
Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно.
Тема не в тексте, но в голове у читателя.


авторитет

Ссылка на сообщение 5 апреля 2020 г. 07:36  
цитировать   |    [  ] 

цитата _Y_

Ведь не глава на героя, а абзац.


Во-первых, почему? Рассказы, состоящие из главок, вполне существуют. Во-вторых, почему не переключаться между абзацами? Не обязательно многоточиями — речевой характеристикой, например. У того же Джойса, емнип, вообще не всегда понятно "а кто, собственно, рассказчик в данном отрывке".
Страницы: 123...1718192021    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Обмениваемся писательским опытом: теоретические вопросы»

 
  Новое сообщение по теме «Обмениваемся писательским опытом: теоретические вопросы»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх