«Дорога» в никуда 30 марта 2010, 01:27 «Дорога» в никуда Статьи
«… дорогу осилит идущий,
дорогу в никуда пройдет несведущий …»
«Дорога» / The Road (2009), США
Слоган: «In a moment the world changed forever»
Режиссер Джон Хиллкоут
Сценарий Кормак МакКарти, Джо Пенхалл
Продюсеры Марк Бутан, Марк Кубан, Эрик Ходж.
Оператор Хавьер Агирресаробе
Композиторы Ник Кейв, Уоррен Эллис
В ролях: Вигго Мортенсен, Коди Смит-МакФи, Шарлиз Терон, Роберт Дювалл, Гай Пирс, Молли Паркер, Майкл К. Уильямс, Гаррет Диллахант, Боб Дженнингс, Аньес Херрманн
Жанр: фантастика, триллер, драма
бюджет $25 000 000
сборы в мире $23 547 203
премьера (мир) 3 сентября 2009
На Землю обрушились чудовищные катаклизмы, цивилизация уничтожена, как и практически вся жизнь на планете. Оставшееся человечество разделилось на каннибалов и их добычу. По дороге, покрытой пеплом, идут отец с сыном. Они хотят добраться до теплых мест, чтобы выжить…
И, вроде, простая старая история о том, как после «очередного конца света», оставшиеся в живых пытаются выжить, и, вроде, все должно повториться … Из пункта А в пункт Б идут двое, по дороге они должны пережить многое, жестокость постапокалиптического мира безгранична, но, не смотря на все лишения, они достигнут конечного пункта, и будет почти счастливый конец. Таких историй было снято достаточно много в 80-х, начале 90-х, достаточно назвать трилогию «Безумный Макс» с Мелом Гибсоном или … впрочем, нам не стоит тратить силы на перечисления, все эти истории имеют общую канву. Кратко: мир все-таки дошел до края и нажал «красную кнопку», сотни (тысячи) ракет с ядерными боеголовками устремились к своим целям, в течении нескольких часов все было кончено, человечество поставило жирную точку в своей короткой истории, горстка обезумевших от ужаса успевает укрыться в специальных бункерах или метро, пытаясь выжить. Проходят годы (десятилетия, а скорей всего столетия), ядерный шторм утихает, и на поверхность земли возвращаются потомки тех, кто успел укрыться глубоко под землей, и начинается новая история. Дальше достаточно все просто, люди, не сделав кардинальных выводов из прошлого, начинают жестокую борьбу за ресурсы (топливо, вода, пища, священные реликвии и пр.). Тут, как говорится, у кого на что хватило фантазии, я имею в виду авторов. Надеюсь, вы вспомнили и дальше утомлять вас описанием всех перипетий не стоит.
Не скрою, я люблю фантастику, особенно постапокалиптику и киберпанк, перечитал и пересмотрел я многое. И вот, к какому выводу я пришел. Истории, написанные и снятые на тему конца света в 21 веке, отличаются от историй 20 века лишь одним — количеством факторов, приводящих к этому самому концу. На первый план выходят катаклизмы, связанные с экологией и катастрофы вселенского масштаба (астероиды, супервулкан, солнце гаснет и прочее). Подозрительно, но ядерная катастрофа уходит на третий план, хотя, на мой взгляд, она более вероятна, чем все выше перечисленные. Несмотря на увеличение вариаций на тему конца, главным в этих историях остаются две вещи. Первое, понятное дело, — это выжить, выжить любой ценой, неплохо бы при этом сохранить в себе что-то от человека, человека с большой буквы Ч, и второе — это путешествие главного героя или группы героев из пункта А в пункт Б. Чаще всего это путешествие связано с поиском лучшего места для жизни, реже — с поиском чего-то очень важного, например, реликвии или ресурсов. Прочитав и просмотрев пару-тройку историй с одинаковым сюжетом, начинаешь понимать, что каждый следующий фильм или книга не расскажут тебе новой истории, и тебя перестает волновать сюжет, теперь тебя интересуют детали: персонажи и их характеры, мировоззрение и система ценностей главных героев, и, конечно, описание мира после конца.
С первых кадров «Дороги» я понял, что этот фильм именно такая «простая» история. Двое, отец и сын, бредут по дороге, толкая перед собой тележку из супермаркета со своими нехитрыми пожитками, они держат путь к морю в надежде найти там лучшее место для жизни. Мир умер, погибли звери, птицы, насекомые и даже растения, все, кроме людей, погибло в результате катастрофы. Понять, что произошло с миром достаточно сложно, нет прямых упоминаний о том, что произошло. Поначалу этот вопрос очень меня волновал, ибо, не зная первопричин, трудно понять адекватность происходящего: поведения людей, резкого изменения климата, пожаров, возникающих без участия человека и пр. Рискну предположить, что причина конца — не техногенная катастрофа мирового масштаба и не результат военного конфликта с применением оружия массового поражения, а кара Божья. Иначе чем объяснить такой поворот — выжили только люди. Кара неразумного человечества за его поступки, да простят меня за столь высокопарные слова. И тут начинаешь понимать, что не столь важно, как, важно совсем другое … Не буду пересказывать сюжет, это дело не благодарное, скажу одно — я ошибся, когда в начале фильма решил, что я это уже где-то видел и знаю, чем закончится эта история. Все — картинка, музыка, игра актеров — погружает зрителя в мир после конца мира, и погружает так глубоко, что к концу фильма ты понимаешь, что это не вымысел и не альтернативный мир, а это мир, в котором мы можем оказаться уже завтра. Мир подошел к краю пропасти и смотрит в нее, мы смотрим вниз и думаем о том, как мы будем падать, прикидываем скорость падения, пытаемся сгруппироваться, кто-то предлагает начинать шить «парашюты»… Бесполезно, бездна не имеет дна … Так не проще ли сделать шаг назад, развернуться на сто восемьдесят градусов и …
P.S. Фильм имеет литературную основу: «Дорога» — это роман Кормака МакКарти, классика современной американской литературы, мастера глубоких переживаний и нестандартного синтаксиса. Роман, получивший в 2007 году Пулитцеревскую премию и ставший мировым бестселлером.
Фильм рекомендовать не буду, будет желание и интерес, посмотрите. Для людей со слабыми нервами и живым воображением рекомендую найти короткую версию, она на двадцать пять минут короче, но она не содержит самых жестоких сцен, при этом вы нечего не потеряете.
Д. Володин
|