[/p]Много было сказано про странный фильм "Груз 200".
Моё мнение таково: не представляю как объяснить его появление в том виде, в каком его сделали, кроме как конкретным настойчивым заказом. Причём, деньги вряд ли играли в этом заказе существенную роль.
Слишком много режиссёр наснимал этакого патриотического кино, (аж целых три навскидку) и про простого русского бескомпромиссного парня, который практически никогда не сомневается ("Брат" с продолжением), и про такого же, по сути, парня на войне в Чечне. Пора, в общем-то, и честь знать.
Надо, чтобы маэстро показал весь ужас советской эпохи, даже если его где-то надо выдумать или преувеличить. А то, что за ностальгия и повторение социалистических лозунгов, понимаешь, в тех же "братьях" — и "я Родину люблю", и "музыка ваша американская — говно", и стишок трогательный "я узнал, что у меня есть огромная семья". Хватит, маэстро. Теперь потешьте иную публику и... сделайте прямо противоположный сюжет. Народу не стоит быть сильно уверенным, что на советской почве могли вырасти такие герои, как Данила Багров в роли С. Бодрова и офицера из "Войны" в роли того же Бодрова. Давайте монстров. Работайте, маэстро...
В пользу заказа, на мой взгляд, говорит и моментально среагировавший гул голосов особо либерально настроенных людей в кино, вроде А. Смирнова, гудящих "так всё и былО в СССР!", и блёклая игра актёров.
Об актёрской игре следует сказать особо. Дело, по-моему, не в их мастерстве или отношении к делу. Просто, смотря фильм, трудно отделаться от ощущения, что его снимали как-то поспешно, как будто все сцены с первого дубля.
Декорации, виды, вроде промзоны или т. п., выдаваемые за жилые кварталы 1984-го г., тоже удручают.
Маньяк в глуши, который оказывается ещё и сотрудником милиции — по сути, до невозможности избитый сюжет второсортных американских фильмов с психопатом-местным шерифом. Скучно.
Правда, скучно становится с самого начала, когда идёт завязка, поскольку сюжет, где дочь партийного работника с бой-френдом едут домой, по пути заезжая за очередной долей выпивки в глухую местность, где девушку предупреждает об опасности взрослая суровая женщина, а потом странный и немного убогий (в "грузе" вьетнамец) человек отводит её в сарай, в котором её насилует главный злодей — эта часть сюжета полностью передрана с американского фильма 1961 года "Убежище" Тони Ричардсона(http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/78196/).
Правда, дальнейший ход "Груза" иной, там уже без всякого порядка намешано сцен, взятых со всех возможных "триллеров". Ни с каким реальным маньяком (Чикатило, "Фишером" и пр.), действительно орудовавших в СССР, сходств никаких.
А так, по первой, условно, части расхождения с сюжетом "Убежища" лишь в особенностях национального кинематографа: там дочь губернатора — здесь местного партийного босса, там едут в глухую деревушку к угрюмым бутлеггерам — здесь к самогоноварильщикам, там отрицательный герой в исполнении аж Ив Монтана не является импотентом — здесь является.
Поэтому разговоры о том, что, мол, Балабанов ещё 10 лет назад написал этот сценарий (информация с Кинопоиска), причём, ни слова о фильме 1961 года, представляются лукавством. И то правда — фильм Ричардсона ведь снят почти 50 лет назад и не является таким уж нашумевшим, кто вспомнит-то. А закончить этот "проект" хочется поскорее — понятно — чтобы заняться чем-нибудь, что действительно идёт от души.
Уверен, так фильмы снимают, когда режиссёру самому противно, или, по меньшей мере, неинтересно снимать подобное, чтобы побыстрее отделаться. Поспешно, бездумно, скомканно.
В общем, сочувствую режиссёру в связи с таким "грузом".