FantLab ru

Сергей Лукьяненко «Черновик»

Черновик

Роман, год; роман-эпопея «Работа над ошибками»

Перевод на немецкий: К. Пёльман (Weltengänger), 2007 — 2 изд.
Перевод на итальянский: M. Falcucci (La torre del tempo), 2010 — 1 изд.
Перевод на литовский: N. Jakubauskaitė (Juodraštis), 2006 — 1 изд.
Перевод на чешский: Л. Дворжак (Nanečisto), 2008 — 1 изд.
Перевод на эстонский: A. Rosin (Mustand), 2014 — 1 изд.
Перевод на польский: A. Skórska (Brudnopis), 2008 — 1 изд.
Перевод на болгарский: В. Велчев (Чернова), 2012 — 1 изд.
Перевод на венгерский: W. Györgyi (Világok őre), 2011 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 201

 Рейтинг
Средняя оценка:8.25
Голосов:7007
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Однажды вы приходите домой и обнаруживаете, что в вашей квартире живет другой человек, ваша собака вас не узнает. Потом вас начинают забывать знакомые и родственники и пропадают ваши документы. Что происходит?

Ответ на этот вопрос ищет герой романа Сергея Лукьяненко.

Примечание:


Роман публиковался в ЖЖ Сергея Лукьяненко

Первоначальное название романа — Альтернатива

Входит в:

— роман-эпопею «Работа над ошибками»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 288

Активный словарный запас: средний (2935 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 46 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 40%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2005 // Книги — Лучшая отечественная фантастика

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2005 // Книга года

Номинации на премии:


номинант
Лунная радуга, 2005 // в области литературы

номинант
РосКон, 2006 // Роман

номинант
Бронзовая Улитка, 2006 // Крупная форма

номинант
Интерпресскон, 2006 // Крупная форма (роман)

номинант
Сигма-Ф, 2006 // Крупная форма, романы

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2015 // Переводной роман (Россия)

Похожие произведения:

 

 


Черновик
2005 г.
Черновик
2006 г.
Черновик. Чистовик
2008 г.
Черновик. Чистовик
2009 г.
Черновик. Чистовик
2009 г.
Черновик
2011 г.
Веер
2014 г.
Черновик
2016 г.

Аудиокниги:

Черновик
2005 г.
Черновик (аудиокнига MP3 на 2 CD)
2006 г.

Издания на иностранных языках:

Juodraštis
2006 г.
(литовский)
Weltengänger
2007 г.
(немецкий)
Brudnopis
2008 г.
(польский)
Nanečisto
2008 г.
(чешский)
La torre del tempo
2010 г.
(итальянский)
Világok őre
2011 г.
(венгерский)
Чернова
2012 г.
(болгарский)
Weltengänger
2013 г.
(немецкий)
Mustand
2014 г.
(эстонский)




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  28  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 апреля 2009 г.

А жаль — могла получится вполне интересная и неглупая книга. Обидно было читать и смотреть, как страница за страницей Лукьяненко спускает в трубу целый ряд перспективнейших идей. А ведь они есть — и симпатичная фишка с «черновиком-чистовиком», и сами функционалы, и интригующее начало романа... Но Лукьяненко, на мой вкус, сам угробил почти все это.

Вот для меня еще с тех времен, когда я читал блог доктора Ливси в ЖЖ возникло впечатление, что с юмором у Лукьяненко туговато. «Черновик» меня в этом окончательно убедил. Нет, это не юмористический роман, но через главу попадающиеся древние анекдоты плюс бездарные шутки главгероя (дада, очень симпатично ближе к началу книги оправдаться, мол шутки у ГГ скверные — и потом лепить их сколько влезет) создавали вполне угнетающее впечатление.

Да и периодические намеки на всякие национальные заморочки еще ни один текст не красили.

Вот с чем у Лукьяненко обычно хорошо — это с приключениями. Но, к сожалению, тут их — кот наплакал. Большую часть времени герой мечется между мирами, размышляет по поводу открывающихся возможностей, рефлексирует и пытается выяснить, что, откуда и почем. На этом фоне единственная за большую часть книги стычка с партизанами-подпольщиками (дурацкие картонные персонажи получились, хотя мысль то неплохая была) смотрится едва ли не откровением.

Еще мне всегда нравились у автора незримые нити, которыми он связывает реальный мир с параллельным — Москву и Сумрак в «дозорах», Землю и Диптаун в «Лабиринте отражений». Здесь это тоже есть и является едва ли не сильнейшей частью книги, но вытянуть весь роман за этот счет оказалось невозможно.

В общем и целом чтение проходило вот по какому принципу: «Ах, какая симпатичная идея!! Как интересно! Ну-с, посмотрим, посмотрим». А в конце: «И что? Это было оно?».

Жаль. Если бы все то же пришло в голову не крепкому автору приключенческой фантастики, а кому-то более тонкому, мы бы могли получить великолепный роман. А получили лишь кладбище загубленных идей.

Оценка: 5
–  [  26  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 февраля 2009 г.

Должен сказать, что прочтение «Черновика» меня несколько расстроило. В этой книге совершенно отчетливо чувствуется, что писательское мастерство Сергея Лукьяненко, долгие годы бывшего моим любимцем и, пожалуй, самым стабильным и популярным отечественным автором, начало постепенно падать. Попробую изложить свои впечатления подробней.

Сюжет книги достаточно занимателен и динамичен. Само действие четко делится на три части. Первая часть посвящена тому, как самый обычный человек неожиданно оказался чужим в этом мире. Процесс вычеркивания главного героя из реальности показан с пугающей достоверностью, но все же отдельные эпизоды выглядят слишком шероховатыми.

Вторая часть — работа главного героя межмировым таможенником показалась мне самой интересной. Да, сама идея не нова. И в качестве предшественников можно вспомнить многих — от Саймака до Свиридова. Но все-таки именно в этой части автору удалось удивить меня интересными идеями — от преображения старой водонапорной башни до увлекательных описаний иных миров. В какой-то момент книге удалось увлечь меня. Я с удовольствием прошелся бы вместе с героем по заснеженным улочкам Кимгима, искупался бы в теплом море, попил пива в парке Аркана Но увы, все это оказалось лишь эпизодами. И все-таки жаль, что самые интересные идеи у автора не получили развития, что разные сюжетные линии возможного освоения неведомого были скомканы и прерваны.

Третья часть — борьба Кирилла с функционалами показалась мне самой неудачной. Количество роялей в кустах неожиданно начало просто зашкаливать, а многие сюжетные повороты выглядели совершенно надуманными. Мотивация большинства персонажей прописана совсем слабо. А уж внезапно нашедшийся куратор просто не выдерживает никакой критики.

Вообще, на протяжении чтения всего романа у меня постоянно появлялось впечатление, что автор куда-то торопится, торопится развивать действие, торопится перескакивать от одного мира к другому, торопится обрывать едва наметившиеся сюжетные линии. Я долго недоумевал по этому поводу, а потом, кажется, понял. «Черновик» написан так, что у него весьма заметно сходство со сценарием фильма. Больше диалогов, ярких картинок и динамичных поединков, меньше размышлений и глубины характеров героев.

С героями вообще не сложилось. Давно я не припомню у Лукьяненко таких плоских, неживых героев, в которых совершенно не видны живые люди. Еще один недостаток — из главного героя так и торчат мысли и вкусы самого автора, причем это совершенно не оправдано сюжетом. В книгу втиснули и стеб над коллегами, и рекламу пива, и много плосковатых и не всегда уместных анекдотов и баек. Все это очень мешает воспринять проблемы главного героя всерьез. И даже несколько довольно удачных эпизодов, где автор пытается изложить свое видение действительно серьезных проблем, на этом фоне совершенно теряются.

В результате книга получилась какой-то рваной, из отдельных частей никак не складывается целое, а многие сюжетные ходы кажутся совсем уж примитивными. Главное достоинство — читается она очень легко. Возможно, для молодого автора это был бы успех, но Лукьяненко может писать намного лучше и глубже. И все же попробую прочесть продолжение. Возможно, в нем автору удастся успешно развязать хитросплетения сюжета.

Оценка: 6
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 июня 2013 г.

Объективно говоря, мы в данном случае имеем дело с неплохой развлекательной поделкой, ни в коей мере не претендующей на нечто большее. Мне, в отличие от многих, симпатичен новый Лукьяненко, сведший к минимуму столь любимые им в ранних работах философские размышления, обычно не отличавшиеся ни уместностью, ни особенной глубиной. Теперь же, как бы признав в себе ремесленника от фантастики, Сергей Васильевич честно пытается исполнить эту роль и надо сказать, у него это неплохо получается.

Да, разумеется, роман более чем наполнен различными идеями, в большей или меньше степени заимствованными у других авторов(тут уже упоминали Стругацких и Саймака). Да, безусловно, некоторые весьма достойные сюжетные ходы не получили дальнейшего развития, в то время как, скажем, концовка напомнила мне развязку дамского «иронического» детектива(неожиданно Даша Васильева понимает, что добрый сосед Анатолий Павлович — убийца-психопат; — Дашенька, а на что это вы смотрите? Увы, но теперь мне придется вас убить).

Любовная линия, что неоднократно уже подмечали, вписана достаточно неумело и выглядит не органично в общей канве повествования. Немотивированно, если уж быть точным. Как-будто бы автор спохватился под конец, что не хватает в книге романтики и решил спешно ее туда вставить. Благо несколько женских персонажей по сюжету все таки присутствовало(впрочем при определенной дозе фантазии, роман с Натальей или даже мадам Белой выглядел бы куда более оригинально).

Ну и пожалуй самый большой минус произведения заключается в том, что его основная идея никак не смогла вызвать у меня отклик. Настолько невразумительна была подана мысль

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
о манипулировании жителями Аркана остальными мирами
,что как-то проникнуться бунтарским настроением главного героя(даже ввиду безжалостной расправы в финале) не удалось.

Но в общем и в целом «Черновик» читается неплохо. Могу отнести его к безусловным авторским удачам, поскольку на мой взгляд, в романе Лукьяненко выжал из своей фантазии все, что мог(или вернее, все, что осталось после достаточно насыщенной предшествующей писательской карьеры). В дальнейшем ему едва ли удастся создать нечто менее вторичное.

Одним словом — к прочтению рекомендую, хотя и к сугубо развлекательному. Для промежутка между двумя сложными произведениями подходит идеально

Оценка: 7
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 мая 2008 г.

Жил обычный человек, служил клерком в мелкой торговой фирме. Но однажды его заставили работать в межмировой таможне, на перекрестке между пятью мирами.

Конечно, способ, каким Кирилла выкидывают из «списка живущих», иначе как кафкианским не назовешь: его неожиданно забывают сослуживцы, соседи, друзья и даже родители убеждены, что перед ними -- ненормальный шутник, а вовсе не родной ребенок. Мастерски наведенная выборочная амнезия людьми не ограничивается, а плавно захватывает и юридическую составляющего гражданина Данилова К.Д. 1978 года рождения: ни в поликлинике, ни в дэзе, ни в любом другом заведении не остается ни одного документа, свидетельствующего о его существовании, а потом в прах рассыпается и его паспорт. Без паспорта, если кто вдруг не знает, в Москве делать совершенно нечего, это вам не Англия.

Сидит теперь Кирилл в трехэтажной башне с удобствами, одна дверь в Москву выходит, другая -- в мир а-ля XIX век по Жюль Верну, третья -- на безопасный курортный пляж, четвертая -- в Нирвану, абсолютный наркоманский рай, а пятая -- на Землю-1, мастера с которой, собственно говоря, и устроили эту вереницу отражений с разнообразием обитаемых и необитаемых, гостеприимных и неприветливых, интересных и опасных миров. Кирилл, конечно, не сидит в башне, а путешествует по мирам и пытается узнать, за что его таким подарком судьба наделила, может, и не подарок это вовсе, а наказание? Не прошло и суток, как выясняется неприглядная сторона индивидуальной утопии: если кому-то хорошо, то всегда есть и недовольные; причем в количествах, явно превышающих число безусловно довольных. Прямо-таки закон сохранения вещества применительно к такой зыбкой материи как «счастье».

Опытные люди конечно растусовывают Кириллу, что «Ты собираешь налог с товаров. И можешь полностью тратить его на себя» (стр.161, занятный собирательный образ «силовика» в массах сложился, не находите?), и что кроме денег «Ты получаешь полное здоровье и огромную способность к регенерации. ... Полагаю, даже если отрезать голову, она способна прирасти обратно» (стр.157). Потом открытым текстом вбивают в голову потенциальному бунтарю: «Честно исполняй свою функцию -- и у тебя все будет хорошо» (с.192). Что ж, расхожие успокоительные сказки для быдла: очень уж недавний «социалистический феодализм» напоминают, который так мил сердцу некоторым политикам, гротескно выведенным в романе. Чего стоит только фраза «Эта дверь нужна нашей родине» из уст депутата ГосДумы Димы, (стр.211), безусловно отсылающая читателя к риторике неумех-экспроприаторов вековой давности, чьими идеологическими детьми и являются нынешние горе-радетели за мифическую «единую национальную идею» и никому не нужное «удвоение валового продукта».

Искусственные миры, куда силой внешних обстоятельств непреодолимой силы забрасываются люди из привычного мира -- вовсе не так уж и редки в фантастике. Рискнуть создать явно искусственный мир пробовал, кажется, каждый профессиональный фантаст. Вопрос лишь в том, для чего создается этот явно неестественный мирок, чья искусственность осознается его обитателями?

И если Филипп Фармер, например, начал городить бурлеск из приключений (как в «Мире реки»), Майкл Муркок в конечном итоге свел приключения бессмертных героев к декадентским оргиям на краю света, Братья Стругацкие показали жизнь социума и бездуховные эксперименты над ним, сродни коммуно-фашистским построениям, то Сергей Лукьяненко ограничился только попытками приключения тела.

Миры, описываемые Лукьяненко, живы и осязаемы, будь то обычная московская улица или выдуманная набережная моря, кишащая гигантскими спрутами, на Земле из параллельного мира. Весьма тщательно и достоверно выписаны как сами герои, так и мотивации их поступков, читатель как бы вживается в персонажа, и несется по роману уже в шкуре главного героя. Но в этом редком писательском мастерстве есть и изрядный минус: вживаясь в персонажа, читатель сразу замечает ситуационные ошибки, допущенные автором. Так и в случае с «Черновиком».

Откуда взялся казан с горячим пловом, если его не учуял нос главного героя? (глава 22).

Почему моментально выскочили соседи по лестничной клетке, как только девушка-акушерка начала орать, что ее убивают? (глава 5).

В первом случае запах плова просто-таки обязан был учуять любой человек. Во втором случае Кирилл мог просто успеть сбежать с места преступления -- выскочить из квартиры и ринуться по лестнице вниз все равно выйдет быстрее, чем соседям -- выйти на помощь пострадавшей; у него это получилось бы быстрее хотя бы просто потому, что на его стороне только один возможный выход из сложившейся трагической ситуации -- бегство, а у соседей -- полная неизвестность по поводу происшествия в чужой квартире.

Но это так, мелкие придирки к шероховатостям.

Новый роман Лукьяненко получился очень уж «московский». Не в том смысле, что роман привязан к топографии столицы, а в том, что автору удалось показать человека, перекованного мегаполисом: в сферу его жизненных интересов не входит абсолютно ничего лишнего, что могло бы ему помочь или навредить. Его интересует только то, что помогает выполнять его функцию, будь то торговля запчастями в компьютерном магазине или наказание преступников в параллельных мирах. Кстати, наверное именно по такому принципу и распределяют способности всемогущие мастера с Земли-1: функционалами становятся только те земляне, которые ничем, кроме как своей функцией не интересуются и не могут интересоваться в силу склада своего характера. Где, как ни в мегаполисе, устанавливающим особые правила жизни для своих обитателей, легче всего найти таких бездумных исполнителей?

-- Ты способен пить пиво, когда где-то убивают женщину? <...> Способен. В мире все время кого-нибудь где-нибудь убивают. Не умирать же от жажды» (стр. 199).

Какая такая война? А, так это на юге.

Когда же беды начинают входить в его дом косяком, когда война входит в его личную жизнь и рушит все планы... и, не найдя помощи у окружающих, герою приходится элементарно дезертировать, как неприспособленному к выживанию в экстремальных условиях, только тогда может быть его настигает катарсис.

Жаль только, что после очищения человек иногда чувствует себя как использованный лимон. Выжатый до последней капли, сморщенный и абсолютно никому не нужный лимон, выброшенный на помойку.

В подавленном состоянии Кирилл готов полностью отдаться в услужение высшим иноземельным функционалам, если б только не очередное издевательство со стороны новых хозяев: Кирилла лишают всех способностей, низводят в ранг простого человека, и убивают возлюбленную.

И тут Сергей Лукьяненко теряет чувство меры, идет на поводу своего персонажа, и, как следствие, впадает в дурную бесконечность: после утраты суперспособностей он наделяет своего героя гиперспособностями.

Думаю, во втором томе сериала Кирилл будет мстить, и месть его будет ужасной.

После чего книга приобретает совершенно закономерный в предложенных обстоятельствах поворот. Кирилл направляется в Харьков, где есть симпатизирующая ему женщина, кузнец-оружейник, (по совместительству назначенная межмировым таможенником), с помощью которой, надо предполагать, Кирилл будет мстить иноземельным функционалам.

Тем не менее книга содержит вполне здравый вывод: если сильно разозлить, то даже самый простой человек станет революционером. Или террористом, если пользоваться современной лексикой властьимущих.

Оценка: 6
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 декабря 2007 г.

Не удержался, да и прочитал все отзывы на эту книгу.

Особенно забавно читать, как некоторые критики попрекают Лукьяненко тем, что идеи-то — ворованные, да ещё и список авторов наводят — у кого он, супостат, чего своровал.

Господи, да где ж их взять-то — новых идей?! Столько уже миров всяких натворили, столько в них героев да событий понапридумывали, что куда не ткнись — всё уже было, всё уже родили, всё уже написали! Обязательно обьявится кто-нибудь, который «нечто подобное уже где-то видел» и не преминет на это указать, раздуваясь от собственных «нтилекта и начитанности». Но таким образом всякий, кто использовал в своём творчестве машину времени, например — подлец и вор, так как идейку-то у Уэллса стибрил. Ага?

Ещё забавнее, когда автора попрекают схожестью с его же собственными книгами, написанными раннее. Не имеет он, видно, права к темам, на которые уже писал, возвращаться, чтоб их ещё раз рассмотреть, пусть даже иначе.

Ну да Бог с ним. Я-то о «Черновике» должен написать.

И вот что скажу: если даже что-то похожее кто-то уже и писал, то это не помешает мне высказать удовольствие от прочтения книги. Я догадывался, что будет продолжение, поэтому тянул сколько мог, но всё ж не вытерпел и прочёл где-то за полгода до второй части. Автор сразу лихо закрутил пружину интриги и вопросы возникали один за другим. Я стал гадать — куда же выведет сюжет?

Вижу, что на этапе начала ответов на эти вопросы кое-кого постигло разочарование. Ну что ж ты сделаешь, не туда случился поворот, куда бы им хотелось.А вот мне сей мир очень даже по нраву пришёлся. Ведь сама идея существования функционала очень привлекательна, а параллельные миры — вообще моя слабость.

Когда же у ГГ всё пошло наперекосяк, я сам был немного разочарован: ну зачем такую красивую игрушку поломали, она ведь только начинала жить! Эх, сколь бы ещё интересностей можно было придумать?..

А потом понял: значит, именно так и надо. Значит, такую судьбу в этом мире автор уготовил для героя, и это не зря. Значит, надо ждать вторую половинку. И стал я её ждать...

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 июня 2009 г.

Вещь не вторичная, а даже третичная. Если творчество аффтара вторично по определению, то эта вещь вторична уже по отношению к остальному творчеству аффтара. Попросту говоря, это помесь «Генома» и «Спектра». В финале, как всегда, разворачивается вселенский апофигей, раскрываются грандиозные тысячелетние планы злобных вредителей, которые недалекий хомячо рушит походу. Порадовало, правда, что в итоге главенство во вселенной ему не светит и он скромно возвращается домой к родителям. Умные родители спрашивают: что курил ребенок? То ли аффтар поумнел, то ли я отвыкла. Впрочем, обязательная йуная красавица, которая в финале отдается герою, а потом торжественно погибает (дабы его не мучала совесть, что надо жениться), таки присутствует.

Скучно и невнятно.

Оценка: 4
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 августа 2017 г.

Эта книга никак не дотягивает до хорошей фантастики, да и просто не дотягивает до книги, больше всего это напоминает комикс только без картинок. Персонажи в данном произведение никак не раскрываются, и в принципе всё что известно о персонажах это их имена. Поэтому гибель кого либо из них не вызывает абсолютно никаких эмоций, как и все происходящие в этой книги.

Просто какой-то парень без каких либо усилий получает сверхспособностию И уже на второй день начинает спасать человечества многих миров от рабства, по сути даже ни в чём не разобравшись. Книга аболютная жвачка для мозгов. Очень жаль что автора который пишет такое, возводят до эталона Российской Фантастики. Не стоит того что бы это покупать, и тем более тратить на это свое время.

Оценка: 3
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 августа 2011 г.

есть у меня такое дурацкое хобби — выключить мозг и потупить в сети. а конкретнее — пролистывать уютненькие ЖЖшки людей несуших пургу в массы, чем неадекватнее — тем веселее. И Доктор занимает в этой коллекции хоть и не первое, но далеко не последнее место.

необходимый исторический экскурс: с творчеством его знаком уже давно, вполне приличное количесто изданий стоят на полочке, но где-то к «спектру» и 3им дозорам разочаровался окончательно и жаба победила, посему за новинками следил по той самой ЖЖшке и отзывам товарищей.

годы шли, градус кописрача в ЖЖ нарастал, и стало мне интересно — что же там изменилось то так, что Доктор соловьем заливается какие книги хорошие, и какие пираты плохие. для ознакомления был выбран «черновик» в связи с самым большим количеством хороших отзывов. змея сомнения была накормлена реланиумом и я открыл первую страницу...

начало блестящее. нет, на самом деле. я даже не поверил. динамичное,атмосферное — вобщем первая сотня страниц ридера пролетела на одном дыхании — примерно как в советском издании «Оно» Кинга — фигня вроде полная , но как затягивает ... И тут только героя окончательно потерли отовсюду...Как вже абзац з своєю усмішкою хижой... Так же как и с Кингом когда переключаешься с советского перевода на АСТшный — фигня остается а вот остального уж нема...почти по Сапковскому «Неожиданно в нашей фэнтези стало ... пресно и красно, ... , кисло и льняно. Свойски.» не стал я дожидаться обязательного появления девочки-мальчика-подростка, да и переключился на Реку Хронос. как оказалось не зря, «... но это уже совсем-совсем другая история.... «

Вердикт — начало блестящее, а дальше такой Лукьяненко, что аж зубы сводит. так что только ценителям данного автора, либо в метро

Оценка: 5
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 февраля 2015 г.

Отзыв содержит спойлеры.

Начало этой книги является для меня примером самого динамичного и захватывающего старта. Прочти 5-6 предложений и попробуй оторваться — не выйдет. Здесь нет нудных описаний местности и красот природы, здесь нет философствований на 3 абзаца. А есть герой, который вернулся в свою квартиру, а там другой хозяин, другая мебель — и пускать его домой не собираются.

Интересно?

Еще бы. И эта интрига не дает оторваться от истории, буквально за два подхода я проглотил половину книги. Но, к сожалению, когда тайна с квартирой была раскрыта, когда стало ясно — что и как, книга несколько потеряла в своей притягательности. Хотя, динамика и сюжетные повороты присутствуют на протяжении всей истории.

Итог.

Книга, безусловно, удачная. Невероятно легка для восприятия, в ней нет ничего лишнего и оторваться от сюжета не так-то просто. Самый главный плюс — блестящая завязка. Минус — в середине спадает темп.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 декабря 2013 г.

Мне сложно писать отзыв на «Черновик», абстрагировавшись от «Спектра» и «Чистовика», но попробую воскресить незамутненные воспоминания.

Первое впечатление — мне книга понравилась, а первая половина — даже очень понравилась, не смотря на разные неувязочки. Во второй половине неувязок стало больше, а кроме того, стало немного напрягать, что в книге ничего толком не происходит. Декорации прописаны, герои расставлены, атмосфера сгущается, сейчас что-то произойдет... Ну и происходит, конечно, но замах-то был, эх!!! А удар не вышел. На мой пристрастный взгляд, конечно.

Хотя в принципе, это не такой уж и большой минус — книга читается легко, читать ее увлекательно, мысли всякие по мере прочтения появляются (что в фантастике очень люблю), но, увы, со второй трети приходится напрягаться и отключать мозг, что печалит и мешает получать удовольствие от книги.

За вторичность ругать Лукьяненко странно, да и вообще сейчас сложно в фантастике что-то особо оригинальное выдумать — уж слишком много понаписано и напридумано. В «Черновике» мне вторичность в глаза особо не лезла, да и аллюзии к другим произведениям (за которые Доктора тоже поругивают) занимают сравнительно скромное место.

Тем не менее, книга вызвала у меня стойкое ощущение недоработанности. Не додуманы и не скоординированы многие постулаты, на которых строится фантастическая составляющая мира. Не слишком хорошо продуманы герои, а особенно — мотивы их поступков. Кажется, что автор набросал общую фабулу, придумал ряд эпизодов (вполне ярких и эффектных), хорошо описал визуальную картинку, но почему-то не озаботился связать все это воедино.

И получилось то, что получилось — атмосферное начало книги и начало приключений в иных мирах (я прям верю!) кончилось практически пшиком.

ГГ — «обычный среднестатистический молодой человек» особого раздражения не вызывает, впрочем, особого интереса тоже. Вполне бы был приятным молодым человеком, если бы Кирилл в начале книги и Кирилл в конце лепились у меня в одну личность.

Друг ГГ — вот кто получился довольно обаятельным, не слишком шаблонным и забавным, и... О горе мне! Тут меня ждало главное разочарование книги (правда в самом конце).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
неловкий и обаятельный друг ГГ оказался если не ГлавГадом, то главным антогонистом и вообще суперкрутым, древним, мудрым, усталым. Б-э-э-э...

Своими руками загубить колоритного персонажа...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Убийцей оказался садовник
.

Да и это можно проглотить, если бы не ощущение (возможно, ошибочное), что вначале книги такого кульбита не планировалось.

Традиционная беда с женскими персонажами. И не просто беда, а беда-беда. То, что они практически все вешаются на ГГ (который, помним, среднестатистический молодой человек), это ладно, это привычно. То, что подруга ГГ — юная красавица довольно вольного поведения — тоже не новость (хотя и поднадоело), но что у нее с мозгами? У нее и еще у другой «подпольщицы»? Смысл их борьбы против функционалов какой, кроме того, что у старшей есть личные счеты, а младшей старшая голову задурила? Вот тут-то у меня началось могучее «не верю!!!». Разговор с Кириллом «про подполье» — такой откровенный бред, что читать неловко. Так и до конца и не объяснено, зачем было нападать на Кирилла. Знать он на тот момент ничего не знает. Чтобы открыл дверь на Землю-0? Так для этого он не в плену должен быть, а в башне (где он станет всесилен и порвет нападавших к чертовой матери). А вариант с «просто поговорить?». Такой момент, «официальные представители» функционалов новичку еще ничего не объяснили, в, так сказать, «подполье» есть юные красотки, какой отсюда вывод? То-то же.

Но тогда бы не было сцены боя в «Белой розе», вполне себе хорошей сцены, но, увы, в дальнейшем никакой особой надобностью, кроме непроходимой тупости не подкрепленной. И так не один раз.

Полицейский гонится за главной «подпольщицей», упускает, и... пьет пиво, мол, на нет и суда нет. Поставить засаду? Да вы что???

Девица-красавица Настя (впоследствии подруга ГГ) обронила записку-ловушку, ее за это поймали и затолкали в Нирвану (довольно суровое наказание). А бывшую функционалку Иллан, непосредственно участвующую в вооруженном нападении на Кирилла немного погоняли, да и позабыли-позабросили. К тому же, похоже, что информацию о «подпольщиках», да вообще о том что происходит на свете, функционалы получают по типу «вдруг». Пять лет не замечали — в друг подошли. Вдруг о Кирилле узнали. Вдруг Феликс появился. И т.д. и т.п. Можно и дальше анализировать (например, разоблачение друга ГГ тоже далеко не безукоризннено), но и так многобукв. :)

Основные острые моменты происходят из-за того, что какой-нибудь женский персонаж выдает истерику (причем — практически на пустом месте). Создается впечатление, что без этой мощной сюжетообразующей силы все бы со всеми бы договорились, жили долго и счастливо, ходили бы друг к другу в гости, пили бы пиво и чай с вареньем.

Но, в принципе, повторяюсь, книга вполне себе не плоха, и, если особо не вдумываться — занятное чтиво. Даже конец более-или менее прописан и вполне приемлемый (что для современной российской фантастики — большой плюс).

Оценка: 6
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 декабря 2012 г.

В общем и целом, книга мне понравилась, хотя и, на мой взгляд, далеко не лучшая у Лукьяненко. Мне показалось, что «Черновик» какой-то неровный. Если разделить книгу на четыре части, то я бы отметил интересную первую часть, быстро переходящую в однообразную и довольно стандартную, но приятную для чтения вторую. А вот третья часть мне совсем не понравилась (примерно с 20 по 24 главы) — попытка смешать экшн с философией начисто убила и то, и другое. В концовке, в принципе, есть кое-что интересное, но не скажу, что гениальное. Аналогия, использованная для объяснения происходящего, не совсем корректна и не подкреплена фактами из сюжета.

Начинается роман на удивление бойко.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Продавец компьютерного «железа», московский обыватель Кирилл вернулся домой и обнаружил, что дверь его квартиры приоткрыта. Конечно, первая мысль была о грабителях: похоже, что охотник за чужим добром вскрыл металлическую дверь. Но внутри квартиры хозяин встречает не амбала с битой, а незнакомую женщину, которая возится на кухне с посудой. Дежа вю — мы уже видели это в «Иронии судьбы». Посуда в руках девушки, конечно, «чужая», как и обои на стенах, и кафель в санузле, и мебель в комнате... Дальше больше: документы на странную девицу оформлены, на работе не помнят, друзья забывают, паспорт превратился в труху. Потом и люди замечать перестали. Что же это такое творится? Кирилл в панике, стал практически невидимкой-бомжем.
А читателю интересно: сатира или мистика? Лично я предпочёл бы сатиру. К сожалению, даже мистики не получилось. Оказалось, что Кирилла таким образом вербуют на новую работу, в таможню между параллельными мирам. Будет теперь он жить в волшебной водонапорной башне с пятью дверями, по одной на отдельный мир. Классно, однако. Но герои Лукьяненко всегда хотят все знать, вот и Кирилл начинает свое расследование. И как легко догадаться, достаточно быстро добирается до ОЧЕНЬ больших и неприятных тайн...

Но это уже скучно. Так как уже встречалось в других романах Сергея Лукьяненко. Вообще, после появления в повествовании чудесной башни интерес начинает медленно, но неумолимо падать. Ощущение «дежа вю» не отпускает. Книга слишком похожа на «Спектр». И сюжетом — в «Черновике» сплелись воедино несколько необычных миров, и персонажами — главный герой выступает, по сути, в роли «спектровского» Ключника, и структурой — каждая глава начинается лирическим отступлением. Их интересно читать, но они не запоминаются: просто красивые фразы, брошенные в пустоту.

Но это не единственная беда. Скучно еще и потому, что герои какие-то неубедительные получились. Недостоверные. Не веришь в них, не сопереживаешь. Любовная линия неубедительна до безобразия. Чувства нет, одна только форма. Да и финал только и может, что вызвать зевоту. Кажется, что автор писал через силу, без всякого желания. Наплевать ему и на персонажей, и на читателей. В книге хватает ляпов: героя называют по имени, когда он еще не представился, он же два раза ужинает... Такие вещи очень бросаются в глаза и портят погружение в атмосферу книги. Когда начинают открываться тайны, то создается такое впечатление, что Лукьяненко и сам не до конца разобрался что к чему. Читается интересно, но остается такое ощущение, что и не читал ничего.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 августа 2012 г.

Ну да, в первых главах мы еще хотим написать что-то умное, прикалываемся над коллегами, у которых в книгах простые парни оборачиваются суперменами. А потом все же опомнились, сообразили, что клиент такое не оценит, а потому давай быстренько превращать простого парня Кирилла Максимова в супергероя и грозу вражьих сил из параллельных миров. Так ведь и должно быть со всеми, кто выпадает из памяти родных и знакомых, исчезает из файлов и картотек...

Впрочем, подрастающему поколению книгу все же можно порекомендовать. Глядишь, кто-нибудь и захочет познакомиться с теми произведениями, в которых штампы еще были не штампами, а интересными творческими открытиями различных англоязычных дяденек. Лукьяненко то эти произведения уж точно читал весьма внимательно...

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 ноября 2014 г.

Недоумение и разочарование.

Именно такие чувства остались у меня после прочтения романа Сергея Лукьяненко «Черновик». Нет-нет, далее и ниже я буду хвалить и в чем-то восхищаться, но это именно тот редкий и странный случай, когда противоположности настолько тесно сплетаются, что не позволяют вынести внятный читательский вердикт: хорошо или плохо. Я и сам, если честно, не люблю категоричности, а роман «Черновик» – и дивным образом чудесен, и издевательски плох одновременно. Но давайте обо всем по порядку.

Итак, все начинается с того, что молодой москвич по имени Кирилл выпадает из повседневной реальности, забываемый соседями, друзьями и домашним питомцем. Цепь его грошовых злоключений заканчивается попаданием в Башню. Вот отсюда и стартует все самое замечательное в этой книге. А именно сама идея параллельных миров. Она реализована просто шикарно. С этого момента и до самой середины книги мы, раскрыв рот, взахлеб проглатываем страницу за страницей, наслаждаясь тем сказочным путешествием, что приготовил нам автор. Чрезвычайно интересно вникать во все эти подробности мироустройства, разбираться в мирах, функциях и порталах, знакомиться с новыми мастерами и их супер-способностями. В общем, сие есть, на мой взгляд, самая удачная и интересная часть книги.

Однако.

Однако хочу обратить ваше внимание, что на протяжении всех вышеописанных событий мы совершенно не наблюдаем главного антагониста. То есть нам, конечно, подсовывают шайку малолетних забияк, но это, сами понимаете, скупая щепоть экшена в супе путешествий по параллельным мирам. А между тем, отсутствие ярко выраженного (да что там, хотя бы просто формально обозначенного) антагониста делает повествование (в нашем случае – суп) до обидного пресным. И чем дальше мы идем по сюжетной линии, тем громче в голове раздается вопрос: а в чем же смысл происходящего?

И тут мы как раз подходим к недоумению и разочарованию... К сожалению, весь смысл сюжета данного романа сводится к постепенному, набирающему обороты от главы к главе обману читателя. То есть, дочитав «Черновик», вы, вероятно, почувствуете, что остались, как и главный герой, в дураках, и этим дураком были на протяжении всей истории. Я же говорил: недоумение и разочарование. Причем, если рассматривать историю целиком, то можно прийти к выводу, что, по большому счету, никаких действительно значимых событий так и не произошло. Более того, сюжет закольцован, и после смерти пары второстепенных персонажей возвращается ровно в то самое место, с которого и начался, толком ничего так и не объяснив. Именно это мне больше всего и не понравилось.

И еще такой интересный момент. «Черновик» стал вторым крупным произведением Лукьяненко, которое я прочитал. До этого был «Лабиринт отражений». И, быть может, совпадение, но в обеих книгах главный герой выбирает себе в спутницы девушку, скажем так, неразборчивую в отношениях с мужчинами. И ведь герои как назло целиком и полностью положительные и благородные, но вот тянет их на гулен, хоть ты тресни! Не знаю, почему автор так неблагосклонен к своим героиням, но мне этот момент в глаза бросился.

Итак, подводя итог, хочу сказать следующее: в романе «Черновик» замечательным образом реализована идея параллельных миров и порталов между ними. Однако сам сюжет книги, хоть и виртуозно закрученный, сдобренный россыпью неожиданностей, показался мне всего лишь пустышкой, оставившей больше вопросов, чем ответов.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 марта 2012 г.

Обычно я читаю книги позднем вечером и одним из критериев моей оценки является время, через которое меня начнет клонить в сон. Во время чтения этой книги сон как отшибло!Нет, в ней нет ничего экстраординарного, книга, я бы сказал, однослойная, она не открывает нам ни на что глаза, не заставляет переосмыслить свою жизнь, не создает новых технологий. Это обычные приключения, но сделанные очень качественно. Я снизил оценку на балл только за love story, которая была инородным элементов в повествовании. Такое ощущение, что Лукьяненко писал-писал, а потом под конец, вдруг спохватился: а где же романтика?! Но т.к. она особо была не нужна,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
то Настю он быстренько убил (и хорошо, потому что очень уж она была бестолкова!:)

А в остальном — прекрасный роман, интересно будет прочитать продолжение.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 декабря 2010 г.

Популярность – жестокая штука. Тебе хочется отдохнуть и воспользоваться плодами своего труда. Тиражи уже написанных книг выходят с известной частотой, по мотивам твоих романов снимают фильмы. Казалось бы – сиди и радуйся жизни. Но нет – фанаты требуют продолжений, чем больше, тем лучше. Издатели требуют того же, только преследуя цель обогащения, а не развлечения. Заодно оказывается, что о тебе могут и забывать, понемногу, благодаря усилиям и талантам других авторов. Хочешь или не хочешь, а писать надо. Лучшие идеи уже давно в написанных ранее романах, а новых не так много как хотелось бы. Остаётся разве что опыт писателя. Тоже неплохо, если разобраться. Но не достаточно для написания действительно отличной книги.

Идея написать роман, пользуясь помощью интернета – не нова. Главная проблема заключается в том, что соавторами в этом случае оказываются в основном фанаты писателя. А слепоё преклонение фанатика и настоящее творчество – вещи мало совместимые.

”Черновик” об этом весьма красноречиво говорит. Дело в том, что в нём наличествует немалое количество заимствований из более ранних романов Лукьяненко. Функционалы, например, носят на себе явный отпечаток профессионалов с приставкой “cпец” из романа “Геном”. Двери в параллельные миры? Было в романе “Мальчик и тьма”, известном так же как “Дверь во Тьму”. Сравните окончание 19-й главы с кульминацией 7-й части Романа “Спектр”. Похоже, не находите? Да и некоторые вещи, которые приятны в других романах автора – в “Черновике” выглядят не очень хорошо. Например – философично-психологические отступления в начале почти каждой главы. Хоть и занимательные, но на редкость надуманно и вымученно они выглядят. Это только то, что видно сразу и явно, повсюду в романе встречаются сюжетные ходы, и сцены из других романов. Я не ставил своей целью найти все подобные эпизоды, но точно могу сказать, что их много больше чем хотелось бы.

Читая книгу, я надеялся, что это пародия на самого себя. На эту мысль может навести один из эпизодических персонажей, писатель-фантаст Мельников, в котором легко угадывается сам Лукьяненко. Он иронизирует по поводу сюжетных ходов писателя-фантаста Зарова, героя романа “Осенние визиты”, прототипом которого является опять же Лукьяненко. Но после прочтения стало понятно, что я ошибся. Шутки и ирония в романе есть, но сам он не является пародией на собственное творчество как юмористические романы, написанные в соавторстве с Юлием Буркиным.

Впрочем, можно надеяться, что Лукьяненко понимает, что сделал. Об этом косвенно говорит фраза, сказанная уже упомянутым писателем Мельниковым о своих поклонниках.

– К вкусу бы еще общую начитанность… Ну как можно упереться в одного автора и читать только его? Пусть даже меня!

Только сомнительно, что бы фанаты поняли смысл этой фразы, которая им адресована.

Впечатления, тем не менее, положительные. Можно достаточно свободно сказать, что роман вытягивает на неплохой уровень только опыт Лукьяненко как писателя, известная доля юмора, достаточно интересное действие и лёгкий, приятный слог. Что касается экспериментов с интернетом – первый блин получился комом. Уверен, что писать романы лучше по старинке – самому, не пользуясь помощью фанатов и “доброжелателей”. Как максимум – с грамотными соавторами.

Оценка: 7


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх