Для меня кино воздействует прежде всего на чувства, а это под силу лишь немногим настоящим режиссерам. А их вряд ли наберется несколько десятков. Наверное, начну все же с Тарковского. Ибо любой его фильм, даже ранние (особенно "Страсти по Андрею"), очищает. Антониони я помню по одному из московских кинофестивалей, когда впервые видел, как после просмотра люди вставали и аплодировали ("Идентификация женщины", "Фотоувеличение"). Последний свой фильм "За облаками" Антониони снял вместе с Вендерсом, чьи два фильма "Небо над Берлином" я считаю одними из самых духовных в истории кино (голливудовский "Город ангелов" с Николасом Кейджем, впрочем, тот тоже неплох). Шедеврами считаю "Пролетая над гнездом кукушки" и "Амадей" Милоша Формана. Если продолжить говорить о европейских режиссерах, и в частности, немецких, то можно вспомнить фильмы Фасбиндера («Замужество Марии Браун»), "Кабаре" Фосса, "Эксперимент" Хиршбигеля и "Беги, Лола, беги» Тыквера (свой последний фильм «Облачный атлас» он снял с братьями Вачовски («Матрица»)). В Голландии выделяется Стеллинг ("Ни поездов, ни самолетов. Италия. Феллини ("8 с половиной", "Казанова", "Сатирикон"). У Бертолуччо я бы выделил "20 век", "Мечтатели", "Последнее танго в Париже". У Висконти — "Гибель богов". Лилиан Кавани — "Ночной портье". Из европейцев, конечно, выделяется фон Триер с его фильмами "Танцующая в темноте", "Рассекая волны" и "Догвилль". Фильмы "Пианист" Поланского и "Пианистка" Хайнеке крайне сильного эмоционального содержания. Конечно, нельзя не отметить великих. Бунюэля ("Скромное обаяние буржуазии", "Этот смутный объект желаний"), Бергмана ("Осенняя соната", "Фанни и Александер", "Седьмая печать"), Куросаву ("Семь самураев", "Телохранитель", "Рыжая Борода"). В Испании — Альмодовар ("Поговори с ней", "Все о моей матери"). Во Франции — фильмы Бессона («Пятый элемент», «Ангел А»), Трюффо («Соседка»), Жене («Амели», Кесьлевски (трилогия "Три цвета — белый, синий, красный", Режи Варнье (Индокитай), Иоселиани («Фавориты Луны»). Также можно вспомнить Алехандро Ходоровски («Святая кровь»), Такеши Китано («Кикуджиро», «Затойчи»). Среди восточноевропейцев — Кустурица ("Черная кошка, белый кот", "Время цыган") и поляки Вайда «Человек из мрамора» и Махульский «Новые амазонки». Перейдем к Голливуду. Для меня главное — имя режиссера. Если я вижу, например, фамилию Кубрик, я знаю, что это признак качества. «Широко закрытые глаза», «Космическая одиссея 2001 года», «Заводной апельсин», "Доктор Стренджлав, или как я перестал беспокоиться и полюбил атомную бомбу" — вот перечень еще не всех шедевров этого режиссера. Продолжим. Пол Томас Андерсон ("Магнолия"), Мендес ("Американская красота"), братья Вачовски ("Матрица" и "В — значит Вендетта), Тарантино «Криминальное чтиво», Фрэнсис Форд Коппола («Клуб Коттон»), Спилберг («Список Шиндлера», «Спасти рядового Райана»), Кристофер Нолан («Престиж», «Начало»), Мартин Скорсезе («Славные парни», «Таксист», «Отступники»), Дэвид Линч («Шоссе вникуда», «Малхолланд драйв»), Иствуд («Малышка на миллион долларов»), Кевин Смит («Догма», «Клерки»), Ридли Скотт («Гладиатор», «Бегущий по лезвию бритвы»), Терри Гиллиам («12 обезьян»), Гай Ритчи («Револьвер», "Карты, деньги, два ствола"), Шайэмэлэн («Шестое чувство»), Камерон («Титаник», «Аватар»), Финчер («Бойцовый клуб», «Загадочная история Бенджамина Баттона»), Джон Мэдден («Влюбленный Шекспир»), Даррен Аронофски («Фонтан», «Реквием по мечте»), Земекис («Назад в будущее», «Форрест Гамп»), братья Коэн («Старикам здесь не место»), Джоэл Шумахер («Телефонная будка»), Рон Ховард («Игры разума»), Питер Вейр («Шоу Трумена»), Сидни Поллак («Тутси (Милашка)», Джим Джармуш («Мертвец», «Сломаные цветы», «Кофе и сигареты»), Секуба («Куб 1,2»), Боб Гэйл («Трасса 60»), Мингелла («Английский пациент»), Алекс Пройас («Знамение»), Гринуэй ("Повар, вор, его жена, и ее любовник", «Дневник архитектора»), Бартабас («Шаман»), Том Хупер «Король говорит!». Что касается России, то кроме Сокурова («Фауст») и Лунгина ("Такси-блюз", «Остров») особо выделить некого.
|