Николай Клюев (1884-1937) ПОГОРЕЛЬЩИНА (Отрывок)
Наша деревня – Сиговый Лоб Стоит у лесных и озерных троп... Где губы морские, олень да остяк, На тысячу верст ягелевый желтяк. Сиговец же ярь и сосновая зель, Где слушают зори медвежью свирель, Как рыбья чешуйка свирель та легка, Баюкает сказку и сны рыбака. За неводом сон – лебединый затон, Там яйца в пуху и кувшинковый звон... Лосиная шерсть у совихи в дупле, Туда не плыву я на певчем весле!
Порато баско весной в Сиговце, По белым избам, на рыбьем солнце! А рыбье солнце – налимья майка, Его заманит в чулан хозяйка, Лишь дверью стукнет, – оно на прялке И с веретенцем играет в салки. Арина баба на пряжу дюжа, Соткет из солнца порты для мужа, По ткани свекор, чтоб песне длиться, Доской резною набьет копытца, Опосле репки, следцы гагарьи... Набойки хватит Олехе, Дарье, На новоселье и на поминки... У наших девок пестры ширинки, У Степаниды, веселой Насти В коклюшках кони живых брыкастей, Золотогривы, огнекопытны Пьют дым плетёный и зоблют ситный. У Прони скатерть синей Онега, – По зыби едет луны телега, Кит-рыба плещет и яро в нем Пророк Иона грозит крестом.
Резчик Олеха – лесное чудо, Глаза – два гуся, надгубье рудо, Повысек птицу с лицом девичьим, Уста закляты потайным кличем. Когда Олеха тесал долотцем Сосцы у птицы, прошел Сиговцем Медведь матерый, на шее гривна, В зубах же книга злата и дивна. – Заполовели у древа щеки, И голос хлябкий, как плеск осоки, Резчик учуял: «Я – Алконост, Из глаз гусиных напьюся слез!» Иконник Павел – насельник давний Из Мстер великих, отец Дубравне, Так кличет радость язык рыбачий... У Павла ощупь и глаз нерпячий: – Как нерпе сельди во мгле соленой, Так духовидцу обряд иконный. Бакан и умбра, лазорь с синелью Сорочьей лапкой цветут под елью, Червлец, зарянку, огонь купинный По косогорам прядут рябины. Доска от сердца сосны кондовой – Иконописцу, как сот медовый, Кадит фиалкой, и дух лесной В сосновых жилах гудит пчелой.
Явленье Иконы – прилет журавля, – Едва прозвенит жаворонком земля, Смиренному Павлу в персты и в зрачки Слетятся с павлинами радуг полки, Чтоб в роще ресниц, в лукоморьях ногтей, Повывесть птенцов – голубых лебедей, – Их плески и трубы с лазурным пером Слывут по Сиговцу «доличным письмом». «Виденье Лица» богомазы берут То с хвойных потемок, где теплится трут, То с глуби озер, где ткачиха-луна За кросном янтарным грустит у окна. Егорию с селезня пишется конь, Миколе – с крещатого клена фелонь, Успение – с перышек горлиц в дупле, Когда молотьба и покой на селе. Распятие – с редьки: как гвозди креста, Так редечный сок опаляет уста. Но краше и трепетней зографу зреть На птичьих загонах гусиную сеть, Лукавые мёрды и петли ремней Для тысячи белых кувшинковых шей. То Образ Суда, и метелица крыл – Тень мира сего от сосцов до могил. Студеная Кола, Поволжье и Дон Тверды не железом, а воском икон.
Гончарное дело прехитро зело. Им славится Вятка, Опошня село; – Цветет Украина румяным горшком, А Вятка кунганом, ребячьим коньком, Сиговец же Андому знает реку, Там в крынках кукушка ку-ку да ку-ку, Журавль-рукомойник курлы да курлы, И по сту годов доможирят котлы... Сиговому Лбу похвала – Силиверст, Он вылепил Спаса на Лопский погост, Украсил сурьмой и в печище обжег, – Суров и прекрасен глазуревый Бог. На Лопский погост (лопари, а не чудь) Укажут куницы да рябчики путь: – Не ешь лососины и с бабой не спи, Берестяный пестер молитв накопи, Волвянок-Варвар, Богородиц-груздей, Пройдут в синих саванах девять ночей, Десятые звезды пойдут на-потух, И Лопский погост – многоглавый петух На кедровом гребне воздынет кресты: Есть Спасову печень сподобишься ты. О, русская сладость – разбойника вопь – Идти к красоте через дебри и топь. И пестер болячек, заноз, волдырей Со стоном свалить у Христовых лаптей! О, мед нестерпимый – колодовый гроб, Где лебедя сон – изголовице сноп, Под крылышком грамота: «чадца мои, Не ешьте себя ни в нощи, ни во дни!»
ПОЯСНИТЕЛЬ К «ПОГОРЕЛЬЩИНЕ» (Словарик, составленный и переданный автором профессору Этторе Ло-Гатто, Рим)
1) Порато баско – весьма прекрасно. 2) Майка – рыбьи молоки. 3) Коклюшки – палочки с головками, употребляемые при плетении кружев. 4) Набойка – ткань, набитая в узор резной доской, смоченной жидким раствором растительной краски того или иного цвета. 5) Заполовели – вспыхнули румянцем или заревым огнем (яблоня в цвету, розан, мак и всякий цвет малиновой нежной окраски). 6) Доличное письмо – у иконописцев все, что раньше пишется лица, – палаты, древеса, горы, тварь... После же всего пишется Виденье лица. 7) Пестер – род сумы – сплетенной из полосок особо вылощенной бересты – носится за спиной на лямках-помочах. То же что и кошель. 8) Мёрды – конусообразные плетушки для загона рыбы. Приготовляются из ивовых тонких прутьев. 9) Дюжий – преисполненный крепости, силы и исключительных качеств. 10) Кросна – ткацкий станок, непременно украшенный резьбой и раскраской, иногда золоченый. 11) Парамшин, Рублев и Чирин – древние русские зографы-иконописцы. Их иконы необычной гармонии, глубины и нежности. Почти все чудотворные. 12) Аввакум – борец за древлее православие и за церковно народную красоту. Сожжен на костре в Пустозерске, при царе Феодоре Алексеевиче. 13) Феодосии – инок-основатель особого феодосьевского согласия со строгим аскетическим уставом и воздержанием от вступления в брак, породивший бесчисленные самосжигательства в северном Помории. 14) Денисов Андрей – основатель знаменитой Выговской обители на реке Выге, в нынешнем Повенецком уезде. Пламенный борец против новин патриарха Никона, написавший удивительную книгу, неоспоримо доказывающую непорочность древнего православия. Книга носит название «Поморские ответы». 15) Иван Филипов – бытописатель Выговской обители. Его книга – «Виноград россшеский» – потрясающей словесной силы и похвал самосожжению. 16) Выбойка – то же, что и набойка, только по бумажной ткани, в отличие от набойки, обыкновенно льняной. 17) Нерпа – тюлень пятнистый, средней величины. 18) Кондовый – выросший на песчаном сухом грунте, подобный сплаву красной меди. 19) Волвянка – рыжик нежно телесной окраски, покрытый пушком – делающим его похожим на ухо молодой девушки или юноши блондина. 20) Зозуля – кукушка – птица. 21) Обрадованное Небо, Сладкое Лобзание, Неопалимая Купина, Утоли Моя Печали, Умягчение Злых Сердец, Споручница Грешных – названия православных икон Пресвятыя Богородицы, различно изображаемых. 22) Ягель – мох белый, которым питаются олени. 23) Сутемень – легкие сумерки сизо-лилового цвета. 24) Мстеры – знаменитое по иконописанию село Владимирской губернии Вязниковского уезда. 25) Ялова – недойная, переставшая обильно давать молоко корова. 26) Суслон – десять снопов овса, из которых девять ставятся в кружок, соединяясь зерновыми метелками в один пук, десятый же служит им как бы покровом, – образуя род крыши, предохраняющей нижние снопы от дождя.
|