Серия Литературные памятники


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другая литература» > Тема «Серия "Литературные памятники"»

Серия "Литературные памятники"

 автор  сообщение


миротворец

Ссылка на сообщение 30 сентября 2009 г. 11:50  
На форуме весьма часто обсуждаются книги знаменитой книжной серии издательства "Наука" "Литературные памятники". В последнее время по соглашению с издательством "Наука" выпуск серии осуществляет "Ладомир" . Литпамятники издаются с 1948 года и за это время приобрели уже репутацию — как сейчас принято говорить — "культовой" серии: уникальные издания, многочисленные дополнительные материалы, тщательная подготовка текстов. Многие лаборанты собирают книги этой серии и поэтому я решил открыть для Литпамятников отдельную тему.

сообщение модератора

В теме вводится режим жёсткой модерации. Любой флуд и оффтоп будут немедленно удаляться и приводить к замечаниям
Любой переход на личности собеседника будет приводить к бану сроком от трёх дней.

сообщение модератора

Внимание! Все аккаунты г-на Фарберова будут баниться сразу, без дальнейшего объяснения причин

Сайт Ладомира https://ladomirbook.ru/
Телеграм-канал Ладомира https://t.me/ladomirbook
–––
Друзья, нельзя же в самом деле передо мной так преклоняться, Я такой же, как и вы все, только лучше. (Хармс)


авторитет

Ссылка на сообщение 13 января 2013 г. 15:33  
цитировать   |    [  ] 

цитата alff

А у Ладомира никак полностью. Они разве что смутно обещали что то отечественное, но обещаниями и ограничились:)


Была возможность — обещали, но не сложилось. Необязательно это вина Ладомира, иногда не удаётся издателю прийти к общему мнению с автором или составителем: требования у издательства такие, а исполнитель возражает. И расходятся, а заменить некем.

Обещаний в серии ЛП и у "Науки" было предостаточно. В план издание внесут и даже в каталоге оно появляется, а потом ничего нет. Некоторые издания сам Дмитрий Лихачёв загубил: и готово почти всё, а он "Нет, это мы издавать не будем, решительно возражаю". "Сонник" Артемидора погиб невинно только за то, что содержание посчитали недостаточно академичным, а попросту легкомысленным.
–––
Tentmaker zie, uw lichaam is een tent,
den Sultan ziel tot een kort logement


авторитет

Ссылка на сообщение 13 января 2013 г. 21:43  
цитировать   |    [  ] 
Так тут и нет никаких упреков Ладомиру или еще кому. Каждое издательство делает то, что у них лучше получается. А если точнее — сотрудничает с теми специалистами, с кем привыкли. Ничего плохого в этом нет. Более того — есть книги, которые анонсировались Наукой задолго до появления Ладомира. А реализовано Ладомиром совсем недавно. Может и с Артемидором когда нибудь звезды сойдутся:)

Применительно к совпису в серии вообще. Обе книги изданы Наукой Москва. При этом очень долго они выдавали не более 3 книг в год. В этом году выдали 5. Так что совпис вышел не вместо чего то. В дополнение. В самой идее совписа в серии — плохого то ничего нет. Лишь бы не им одним ограничивались. И более взвешено подходили у выбору.


авторитет

Ссылка на сообщение 13 января 2013 г. 22:23  
цитировать   |    [  ] 

цитата alff

В самой идее совписа в серии — плохого то ничего нет. Лишь бы  не им одним ограничивались.


У серии ЛП направление постоянно менялось, и логичного плана выбора издаваемых текстов никогда не было. Кое-что уже издавалось в хорошем качестве, а они зачем-то ещё раз издали.

Даже и направление не всегда соблюдалось. Сначала ориентировались на историко-культурную ценность памятника, потом переключились на литературную, но некоторые переводы этого времени стилистически бесцветны, как "Мифологическая библиотека" Аполлодора или "Киропедия" Ксенофонта.

Конрад только пытался какой-то порядок в выборе навести, а так печатали, кто что предложит :-) Не очень это хорошо.
–––
Tentmaker zie, uw lichaam is een tent,
den Sultan ziel tot een kort logement


авторитет

Ссылка на сообщение 13 января 2013 г. 23:19  
цитировать   |    [  ] 
При Конраде просто прекрасный выбор произведений для издания. И одновременно — очень большая доля сокращенных изданий.


авторитет

Ссылка на сообщение 13 января 2013 г. 23:46  
цитировать   |    [  ] 

цитата alff

При Конраде просто прекрасный выбор произведений для издания. И одновременно — очень большая доля сокращенных изданий.


Конрад и статьи на эту тему писал. А эдиционные правила для разных подсерий различались. Вот русскую литературу старались издавать без сокращений со всеми редакциями и вариантами. Только с "Героем нашего времени" это не вышло: технически невозможно оказалось издать такой большой том.

При Лихачёве же анархия началась. Понять логику выбора совершенно непонятно. В результате много пропусков, не издали то, что следовало бы. А теперь ссылаются на мнимую цензуру :-)
–––
Tentmaker zie, uw lichaam is een tent,
den Sultan ziel tot een kort logement


авторитет

Ссылка на сообщение 14 января 2013 г. 00:15  
цитировать   |    [  ] 
При Лихачеве не анархия была, а продуманное и четко расписанное кормление (в "воеводском" понимании этого слова). Что, впрочем, и сейчас продолжается, только вот тиражи и гонорары совсем не те, что ране. >:-| Да и порядка меньше (зато Редколлегия больше, но с меньшей квалификацией большинства членов).
Для прикола — интересно бы глянуть ЧТО и КАК издавали бы при "совести нации" при условии того, что тиражи бы были 1000-3000? Пусть даже с грантами РГНФ и Минкульта.


авторитет

Ссылка на сообщение 14 января 2013 г. 00:22  
цитировать   |    [  ] 
Техническая невозможность издать том "Героя нашего времени" в втрое большем обьеме примерно так же логична как и цензурные отмазки впоследствии.
Правда, это и не Конрад (как председатель РК). Готовился том при Волгине еще.
Там к любому периоду кроме первых нескольких лет можно найти кучу вопросов. Было б желание. Ту же практику мягких переплетов тоже при Конраде еще освоили. Причем в середине 60х это не было массовой практикой для серий "Науки". Массовым явлением подобные вещи стали прилично позже. Малый формат появился при Конраде. Многие малоформатки очаровательны. Но "кабинетного потенциала" там нет по определению. Это минус. И множество невнятных "лихачевских" ЛП просто не попали бы в серию при старом стандарте. При Лихачеве резко вырос тираж. Соответственно и доля "своих" для допущенных к праву выбора книг резко подросла. А что то достойное издания — наоборот, по другим сериям разлетелось. Там уже никогда не сосчитать что ушло в другие издательства. Обсуждать принципы подбора произведений в серию в советский период сейчас бессмысленно, хотя и занимательно. Гораздо интереснее обсуждать сегодняшний.


авторитет

Ссылка на сообщение 14 января 2013 г. 00:57  
цитировать   |    [  ] 

цитата alff

Обсуждать принципы подбора произведений в серию в советский период сейчас бессмысленно, хотя и занимательно. Гораздо интереснее обсуждать сегодняшний.


Это только для сравнения с сегодняшним. Интересно ведь не то, что стало хуже, а и насколько хуже. И причины тоже интересны.

Если тиражи и гонорары увеличить, то повлияет ли это на квалификацию тех, кто готовит издание? Наверное, нет. Деньги ещё никого умней не сделали :-)
–––
Tentmaker zie, uw lichaam is een tent,
den Sultan ziel tot een kort logement


авторитет

Ссылка на сообщение 14 января 2013 г. 00:57  
цитировать   |    [  ] 
То что продавщица харьковской академениги была права в частности — не отменяет потребительского ее отношения к книге в целом..
Наука наукой. Деньги деньгами. С Дюма в ЛП денег было бы еще больше. И академикам. И продавцу харьковской Академкниги.


авторитет

Ссылка на сообщение 14 января 2013 г. 01:11  
цитировать   |    [  ] 
Омар Хаим
Не повлияет. Но скорее всего, позволит довести до реализации в виде книги серии большее количество проектов.

Рассматривать утопические варианты увеличения гонораров и тиражей сразу в несколько раз смысла нет. Форум тут конечно фантастический, но не настолько же:)
А увеличение незначительное — возможно только за счет увеличения грантов. Не сеть же ларьков по всей стране строить.


авторитет

Ссылка на сообщение 14 января 2013 г. 01:35  
цитировать   |    [  ] 

цитата alff

То что продавщица харьковской академениги была права в частности — не отменяет потребительского ее отношения к книге в целом..


Её потребительское отношение понятно: она заинтересована в том, чтобы продать книги и получить денежное вознаграждение за труды :-) . Но это не повод вытирать об неё ноги и не отвечать ей по существу. Что кормление было — это факт. И она его обозначила верно. А поскольку кормились не самые лучшие специалисты, то и качество издания упало, что повлекло за собой спад продаж.

Продавщица просто недостаточно глубоко копнула, и только разозлила осиное гнездо. Надо было жёстче с ними. Это ведь не только её личное мнение, она и с покупателями общалась, а те ей высказали претензии.

Выходит, что и обратной связи с читателями нет.

Зачем Лихачёв увеличил тираж? Тоже потребительское отношение. Качество издания от тиража не зависит, а только от того, как его готовили.
–––
Tentmaker zie, uw lichaam is een tent,
den Sultan ziel tot een kort logement


активист

Ссылка на сообщение 14 января 2013 г. 01:45  
цитировать   |    [  ] 

цитата Омар Хаим

А поскольку кормились не самые лучшие специалисты, то и качество издания упало, что повлекло за собой спад продаж.


А разве был спад продаж-то? Просто тиражи стали неадекватно большими, вот они и не расходились. Более того, тут уже отмечали, что даже микроскопические тиражи 50-х годов не расходились годами, о чем свидетельствуют штампы об уценке.
Продавщицу беспокоил не "спад продаж", а "некоммерческий" (по ее мнению, да во многом и объективно) подбор контента серии — но другого от академической серии и ожидать, в общем, трудно.
А денежное вознаграждение продавщицы в те времена навряд ли вообще зависело от продаж — она ж поди на окладе Академкниги сидела...


авторитет

Ссылка на сообщение 14 января 2013 г. 02:03  
цитировать   |    [  ] 

цитата And-cher

Просто тиражи стали неадекватно большими, вот они и не расходились. Более того, тут уже отмечали, что даже микроскопические тиражи 50-х годов не расходились годами, о чем свидетельствуют штампы об уценке.


Причина не в том, что большие, а в том, что неправильно тиражи определялись. Одного издания не хватало всем желающим, оно расходилось по завсклад, директор магазин, товаровед и нужным людям. Так было с "Ликами творчества" М.Волошина. А другое лежало, никто его покупал, потом его несколько раз уценяли и, наконец, уничтожали нераспроданный остаток. Пример — сочинения М.Ф.Орлова 1963 года (издательство АН СССР).
–––
Tentmaker zie, uw lichaam is een tent,
den Sultan ziel tot een kort logement


авторитет

Ссылка на сообщение 14 января 2013 г. 02:04  
цитировать   |    [  ] 
Да толку то то письмо обсуждать? Чужая и чуждая история Григория Турского в трактовке продавщицы не нужна серии как таковая. Не к сопроводительной статье претензии. А то что комплектование пошло в разнос — специалист видит не хуже продавца.
Лихачев увеличил тираж — утверждение сомнительное. Тираж при Лихачеве вырос — да. Пропорционально тиражам других книг. Поскольку годы председательства Лихачева совпали с годами книжного дефицита как такового. Причем многие издания по факту ограничились лишь частью заводов и до общей планки тиража не дотянули.
Качество издания от тиража не зависит. Но ровно также — качество издания крайне мало влияет на продажи. Увы, но продажи делаются серийным оформлением. А дифференциация продаж при прочих равных идет по названию-имени. Все остальное — дело десятое.


авторитет

Ссылка на сообщение 14 января 2013 г. 02:22  
цитировать   |    [  ] 

цитата alff

Да толку то то письмо обсуждать?


Не всё письмо, а выборочно. Раз уж и продавщицам известно, что аппарат в серии готовится не теми людьми, это что-то да означает. Всё гнило в Датском королевстве. А ответная болезненная реакция это подтверждает.

А продажи неинтересны. Это проблемы Академкниги, а не серии ЛП.

Письмо иллюстрирует факт кормлений при Лихачёве.
–––
Tentmaker zie, uw lichaam is een tent,
den Sultan ziel tot een kort logement


активист

Ссылка на сообщение 14 января 2013 г. 02:30  
цитировать   |    [  ] 

цитата Омар Хаим

Раз уж и продавщицам известно, что аппарат в серии готовится не теми людьми, это что-то да означает.


Да неужели в самом деле это было им известно? Неужели они были настолько посвящены в тонкости подготовки продаваемых ими изданий? Как-то мало верится. Скорее напрашивается другое объяснение. Весь тон и содержание того письма как бы намекает на то, что от лица той дамы просто был сделан некий "вброс". Возможно, в рамках некой внутриакадемической конкурентной борьбы. Возможно, еще в каких-нибудь "рамках". Тогда "письма трудящихся" были обычным инструментом подобных интриг. А мы в этом письме какую-то "мораль" пытаемся выискивать.:-)


авторитет

Ссылка на сообщение 14 января 2013 г. 07:21  
цитировать   |    [  ] 

цитата And-cher

Да неужели в самом деле это было им известно? Неужели они были настолько посвящены в тонкости подготовки продаваемых ими изданий? Как-то мало верится.


Читатели, посещающие Академкнигу, вполне могли о том знать. А от них и продавщицы.

Но тут не письмо трудящихся (какое может быть такое письмо в "Книжном обозрении"), а скорее всего какой-то недовольный редактор или автор серии ЛП наябедничал.

Это не тонкости подготовки, а сплетни. А можно и случайно угадать, 1988 год как-никак, блатных и деляг уже много развелось, тех, кто работает, они от денег потихоньку оттеснили :-)
–––
Tentmaker zie, uw lichaam is een tent,
den Sultan ziel tot een kort logement


авторитет

Ссылка на сообщение 14 января 2013 г. 09:33  
цитировать   |    [  ] 
Аргументировать что либо мнением читателей, даже и посещающих Академкнигу, не имеет смысла. Тем более если, на примере продавщицы харьковской Академкниги, эта аргументация еще и часто просто смешна. Уж если вступила в публичную дискуссию в печати — надо хотя бы владеть темой. Отсюда и разносы. Кормление то при Лихачеве никто не отрицает как вещь абсолютно очевидную, другое дело что она находилась абсолютно в стандартных для книгоиздания того момента рамках. То же самое было с любыми книгами. В Худлите или Прогрессе. И даже в любом областном издательстве, работающем с вторичным продуктом, переиздавая худлит без изменений. Поэтому не надо валить в кучу Орлова и Волошина. Между ними столько же времени, сколько между Волошиным и сегодняшним днем. Да, Волошин продавался. А Рассказы бабушки не продавались. Но тут не в подготовке тома дело. Или Орлов не продавался. А Саккетти продавался для 60х. Даже оба китайских сборника где Конрад был ответственным редактором не продавались. Одни из самых неудачных по продажам книг того времени. А всего то — тираж вдвое больше стандарта того момента.
В серию базово заложено несколько фундаментальных недостатков по сравнению с западными аналогами. Не сформулированы четкие принципы отбора и тем более не сформулирован каркас на котором это должно строиться (шедевры мировой литературы либо отечественная классика). Не издавались авторы в комплексе, а только отдельные произведения. Для как минимум значительной части изданий — была бы крайне желательна билингва. В диапазоне от классической латыни Записок Цезаря до французской поэзии. При этом все эти недостатки еще и теоретически обосновывались именно обратной связью с читателем. Да и с ротацией Редколлегии по естественным причинам серии не особо повезло. Но без этих недостатков — серия не дожила бы ни до сегодняшнего дня, ни даже до председательства Лихачева.
Так что исходить надо из реалий сегодняшних. А сегодня все просто. Для имиджевой публикации тираж непринципиален. 300 экземпляров за глаза хватит для ввода в научный оборот и отметки факта издания. Еще в пределах 1к купят коллекционеры. Если государство цивилизованное — может увеличить грантовую составляющую и купить библиотекам еще какое то количество. Или не увеличить, что реальнее. Но пытаться решать проблемы продающейся в рознице части тиража популистскими мерами — это тупик. Хотя и тут буксовать можно долго. Или ишак сдохнет, или падишах.


авторитет

Ссылка на сообщение 14 января 2013 г. 10:35  
цитировать   |    [  ] 

цитата alff

В серию базово заложено несколько фундаментальных недостатков по сравнению с западными аналогами. Не сформулированы четкие принципы отбора и тем более не сформулирован каркас на котором это должно строиться (шедевры мировой литературы либо отечественная классика). Не издавались авторы в комплексе, а только отдельные произведения. Для как минимум значительной части изданий — была бы крайне желательна билингва. В диапазоне от классической латыни Записок Цезаря до французской поэзии. При этом все эти недостатки еще и теоретически обосновывались именно обратной связью с читателем. Да и с ротацией Редколлегии по естественным причинам серии не особо повезло. Но без этих недостатков — серия не дожила бы ни до сегодняшнего дня, ни даже до председательства Лихачева.


Отбор сильно зависел от поступавших заявок. Если сам никто за подготовку издания не брался, специально желающих не искали.

Это же не научные издания. Потому там нет ни билингвы, ни вариантов (как в изданиях русской литературы), ни нормального аппарата. Использовать их для чего-то, кроме чтения ради удовольствия, нельзя. Специалистам серия ЛП не подходит.

Каркас формулировался, но ему не всегда следовали, да и менялся он несколько раз. У Волгина одно, у Конрада другое, потом пришёл Лихачёв и опять перемены. Это и есть одна из причин, почему в серии такие пробелы.
–––
Tentmaker zie, uw lichaam is een tent,
den Sultan ziel tot een kort logement


авторитет

Ссылка на сообщение 14 января 2013 г. 14:01  
цитировать   |    [  ] 
Да в общем то и на западные ресурсы лезть не надо, принцип понятен.
Тот же недавний 2х томный Герберштейн вполне подойдет в качестве примера.
Даже Радищев в ЛП подойдет вполне.
То что ЛП в любой временной отрезок существования серии по качеству сильно разнятся никто не оспаривает. Любая книга — это баланс между желаемым и экономическими реалиями. Через затраченное подготовителями время. Через обьем конечного продукта. И т д.
Страницы: 123...165166167168169...106510661067    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другая литература» > Тема «Серия "Литературные памятники"»

 
  Новое сообщение по теме «Серия "Литературные памятники"»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх