на сайте  18 мая 2024 г. 06:00 

Неделя фривольной литературы и искусства: Генри Миллер

Составлена библиография Генри Миллера (1891-1980), американского писателя и художника; одного из самых значительных американских авторов ХХ века, уже произведённых в классики. Он также стал выдающейся фигурой в истории эротической литературы и борьбы с цензурой в печати, значительно изменил литературный ландшафт.

Первый опубликованный роман, «Тропик Рака», — самая знаменитая и самая скандальная книга Миллера, она мгновенно принесла автору известность после издания в Париже, в 1934 году. Описания сцен секса поставили крест на публикации или импорте в США, где до публикации в 1961 году она имела нелегальное хождение в виде контрабандных и пиратских изданий. Книга считалась «непристойной» вплоть до решения Верховного суда США в 1964 году, который остановил длинную череду судебных разбирательств и преследований книготорговцев. Перевод романа на русский язык был выполнен в 1964 году и издан малым тиражом в США, и до его публикации в 1990 году, Миллер не был знаком отечественному читателю.

Проза Миллера имеет откровенный, психологический, философский и очень автобиографический характер. Две главные «эротические» трилогии — «Парижская трилогия» и «Роза распятия» принесли автору широкую известность, но Миллер не занял бы такое важное место в американской и мировой литературе, если бы его тексты не были большой и серьёзной работой. Это была литература новейшего времени, воспринявшая прямое влияние и наследие модернистов, включая интерес к психоанализу, поиску нового в языке и восприятии текста. Признание Миллера случилось довольно быстро, значительные авторы-современники уважали его труд и отмечали это в печати, со многими из них Миллер вёл переписку.

Помимо прозы с эротическим содержанием, к которой также относятся «Тихие дни в Клиши» и «Под крышами Парижа», Миллер написал ряд художественно-документальных произведений, которые представляют не меньший интерес и значимость: «Колосс Маруссийский», «Биг-Сур и апельсины Иеронима Босха», дилогия «Аэрокондиционированный кошмар» и трилогия «Книга о друзьях». Это воспоминания и размышления о местах, жизни, людях и литературе, собранные писателем в форме цельных произведений. Есть и известные сборники отдельных эссе Миллера: «Макс и белые фагоциты», «Космологический глаз», «Мудрость сердца», «Воскресенье после Войны», «Замри, как колибри» и другие, а также самостоятельные публикации. Этот обширный материал во многом стал отражением эпохи и её восприятия «летописцем» Генри Миллером. Автору также было очень свойственно исследовать творчество других писателей, он много читал и много об этом писал, в том числе две крупные работы: «Время убийц» — очень личное исследование жизни и поэзии Артюра Рембо, и монография «The World of Lawrence: A Passionate Appreciation» о жизни и творчестве Дэвида Герберта Лоуренса.

Составление библиографии Генри Миллера стало своеобразным вызовом для администрации «Лаборатории Фантастики». История публикаций хорошо задокументирована, и над ней уже потрудились многие библиографы, но сама структура и природа публикаций, состоящей из отдельных фрагментов больших и малых произведений, а также огромное число публикаций в периодике представляет собой очень запутанную и сложную для восприятия картину. Произведения часто переиздавались, иногда под разными названиями, иногда отрывками. При составлении библиографии было последовательно внесено большинство первых, оригинальных изданий, сверялись тексты публикаций по фотографиям и сканам, осуществлялся поиск информации в различных архивных, библиотечных и торговых площадках. Многие издания были малотиражными, коллекционными экземплярами, доступ к которым остаётся затруднён. Проблематичным является и доступ к раритетным на сегодняшний день литературным журналам и брошюрам 30-50-х годов, где Миллер публиковался много и часто, в том числе впервые (да ещё и в переводе на французский). Отдельным вопросом остаётся сложность классификации произведений — что определить как очерк, что как эссе, а что как рассказ: в учёт брались наличие сюжета и диалогов, художественность, документальность или публицистичность, объём. Не всегда был доступен текст, поэтому часть произведений условно определена в эссе по внешним признакам, а часть остаётся в «прочем» до появления новой информации. Недостаток информации есть и по отечественным изданиям, с чем призываем помочь обладателей этих книг, воспользовавшись инструментом заявок. Тем не менее, на текущий момент это самая полная и понятная из доступных в сети библиографий Генри Миллера, которая в дальнейшем может стать только лучше.

Составители библиографии Claviceps P., arhitecter

Библиографией Генри Миллера, классика мирового уровня, чуть было не получившего Нобелевскую премию по литературе, мы завершаем тематическую неделю, посвященную эротизму в искусстве.

разместил С.Соболев


  Комментарии посетителей
(2024-05-18) vfvfhm:

Большое спасибо! Вот это я понимаю эпический финал проекта! Опубликовать библио Миллера под маркой "фривольной литературы" — это, конечно, пикантно)) Но главное — результат!

 
(2024-05-18) Karavaev:

Я вспоминаю, как одна девушка спрашивала у продавцов книгу "Тропик раком". А когда её поправляли, спорила, что там "про плотскую любовь".

 
(2024-05-18) taipan:

Спасибо! Это любимый человек

 
(2024-05-18) ifikl:

Правильно! Ведь "Тропик раком" — это чистый эротический реализм! Или ненаучная фантастика)))

 
(2024-05-18) qwerty616:

Спасибо огромное!

 
(2024-05-18) TOD:

Генри Миллер на ФантЛабе — мое почтение

 
(2024-05-19) Консул:

Спасибо!

 
(2024-05-19) ааа иии:

...но Миллер не занял бы такое важное место в американской и мировой литературе, если бы его тексты не были большой и серьёзной работой...

Нечего ему делать на полке фривольного. Среда обитания — скучный американский мейнстрим с претензиями 1960-х. Насчет мировой литературы очень отчетливо дальше

...Произведения часто переиздавались, иногда под разными названиями, иногда отрывками... Многие издания были малотиражными, коллекционными экземплярами, доступ к которым остаётся затруднён...

 
(2024-05-19) Almeg:

Спасибо!

 
(2024-05-23) RayOver:

Уф. Спасибо arhitecter! Уважаем!

 

  Ваш комментарий
Ваше имя:
Комментарий:
доступно после регистрации —>
⇑ Наверх