fantlab ru

Все отзывы посетителя Valmont

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Кэмерон Хёрли «Bel Dame Apocrypha»

Valmont, 20 декабря 2019 г. 01:58

Прочитан «Bel Dame Apocrypha» Кэмерон Херли.

Самый большой плюс цикла это атмосфера выдуманного автором мира. События происходят на планете Умайма, которая находиться настолько на краю света, что пол ее неба ночью остается без звезд. Заселенна она была изначально двумя народами исламского происхождения, а со временем на планету высадились еще несколько. После падения местного Халифата две самых больших страны Ченья и Нашин ведут друг против друга войну, которая длится уже почти 300 лет. Нам больше всего дают взглянуть на Нашин (читать через и), населения которого уже не помнит времени без войны. Каждый ее мальчик в возрасте 12-16 должен отправиться на военную подготовку, а потом фронт. В результате общество Нашина состоит в основном из одних девушек и женщин, мужская половина представляет собой или мальчиков, слишком юных для фронта, или стариков слишком старых для него. Очень редко с фронта возвращается мужчина в расцвете сил, если такой находиться, то это указывает на огромное его мастерство или везение. Оба народы привыкли к постоянным обстрелам городов химическим и бактериологическим оружием, к постоянному вою сирен и звукам работы башен защиты, единственным зданиям которым разрешено быть выше минаретов.

Основой местных технологий являются насекомые и Волшебники, люди, рожденные со способностью управлять ими. С помощью жуков и продуктов их жизнедеятельности созданы дома, средства передвижения, коммуникации и оружие. Местами автор описывает технологии в общих чертах, местами дает очень интересные детали, типа «электроники» где элементами выступают жуки и термиты, или накопителей информации в виде сплетенных особым способом коконов. К тому же на Умайме очень развит (или правильно сказать, сохранен) высокий уровень управления органической материей. Волшебники способны пересаживать внутренние органы (в результате чего существует их черный рынок) а также части тел, города или входы в дома укрыты фильтрами, которые съедают все, что не запрограммированы пропускать.

Главным героем является Никснисса со Дашим, или просто Никс, бывшая участница Bel Dame, спонсированной государством группы элитных убийц и охотников за головами. Основное их занятие поимка дезертиров и агентов других государств. Никс, по словам автора, женский вариант «крутого парня» в фантастике. Она хорошо боксирует (бокс одно из главных развлечений Умаймы), спит с кем желает, превосходно обращается с холодным оружием и обрезом. Но при этом, она достаточно хорошо прописанный персонаж, со своими недостатками и внутренними терзаниями.

Второй герой – Ракшан Арджуманд, или Риз, беженец из Ченьи, который не захотел отправляться на войну, предпочел променять ее на унижения и ненависть женщин Нашина. Со времен обучившийся ремеслу Волшебников, но, так и не показавший в нем большого таланта. Риз образ человека не желающего другим зла и при этом слишком полагающегося на руководство других. Ни к чему хорошо в мире Умаймы это не приводит.

И третий персонаж, раскрывающийся больше со второй книги – Инайя ил Параит. Беженка из государства Рас Тиег, одна из перевертышей, наделенных способностью превращения, обычно в животных. Разрывающаяся между желание жить «нормальной» жизнью и необходимостью борьбы за нее.

Основным минусом есть провисания сюжета местами, особенно под конец, где Херли ввела несколько новых персонажей и фракций, но так и не смогла удачно развить их в сюжете. Но «Апокриф» представляет собой прекрасный микс из

- восточной атмосферы, с пустынями, бурнусами, камизами, биштами, и разлетающимися над городами призывами к молитвам.

- мрачной атмосферы колонизованного мира на краю вселенной, «последний корабль колонистов сел тысячу лет назад, после мы сбивали всех кто пробовал это сделать», с живописными восходами и закатами двух жестоких солнц.

- сильных женских персонажей, религиозной нетерпимости, расизма к мутантам, ксенофобии.

Книги пример мысли, что как далеко не уходи, хоть через пустыню, хоть на край Вселенной от себя не уйти.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Джон Райт «Eschaton Sequence»

Valmont, 14 марта 2019 г. 23:40

«Последовательность Эсхатона» рассказывает историю рожденного в XXIII веке Менелая Иллатиона Монтроза, человека который с детства решил, что с миром что-то не так, раз людям в нем приходится все время сражаться вместо того чтобы исследовать и заселят планеты и звезды. На своем жизненном пути, в подготовительном лагере для команды первого межзвездного корабля Герметик, он встречает человека, которого назовет лучшим другом – Ксимена Дель Азарчела. Вместе они отправятся исследовать таинственный космический артефакт Монумент, собрание знаний и уравнений вселенной. Вместе в темных, полных отчаяния и лишений, коридорах космического корабля полюбят одну девушку – принцессу Ранию.

Мужчинам приходиться ждать возвращения Рании с долгого путешествия, при этом каждый из них желает подготовить мир к ее возвращению. Монтроз, уроженец свободного Техаса, считает, что человечество должно быть свободным и равным. Дель Азарчел, выброшенный на улицу сын служанки в богатом доме, считает, что человечеству нужны порядок, классовая система, правитель. К достоинству автора можно отнести то, что никакая из этих идей не торжествует просто потому, что автору так хочется. Упорядоченные сообщества Дель Азарчела разрушаются свободолюбивыми последователями Монтроза. В обществах которых в свою очередь рано или поздно появляется аристократический слой или степень индивидуализма доходит до уровня когда представители человечества почти не способны к кооперации.

Условно цикл можно разделить на две части.

Первая (примерно 1-4 книги) это «земной» период, история изменений человечества командой Герметика. Изучения Монумента дало землянам огромные возможности, технологии оцифровки сознания, анабиоза, генной инженерии, нанотехнологий, превращения материи в «думающую» материю и многое другое. В результате каждый из команды смог сформировать человечество, таким как пожелал, пост-человечески разумными Гигантами, воинственными животными гибридами Химерами, цифровым обществом Призраков и прочими другими. За кулисами всех событий находятся Монтроз и Дель Азарчел, для других личности почти уже мифические, известные как Судья Веков и Властитель Мира.

Вторая часть начинается примерно с первой встречи с порабощающей инопланетной формой жизни, посланником из скопления Гиад, разумным газовым гигантом. С этого момента Менелай и Ксимен перестают быть самыми умными созданиями в повествовании. И в принципе судьба отдельно взятого человечества уже не столь важна. «Игроками» становятся создания со второго и третьего уровня шкалы Кардашева – разумные планеты, системы, галактики, сферы Дайсона разных масштабов, а в последней книге даже сверхскопления. Здесь цикл требует от читателя усилий для того чтобы хоть как-то представить и заставить себя читать противостояния галактик в которых оружием становятся зведзы, сверхновые и черные дыры.

Если Вы когда-нибудь захотите прочитать этот цикл, то Вам стоит знать о нем несколько вещей. Первое это то, в каком стиле он написан. В среднем каждая книга имеет 2-3 три момента, которые можно назвать экшн-сценами, остальное время персонажи разговаривают, рассказывают о том, что уже произошло, или готовятся к чему-то за длинным диалогом. При этом многие диалоги мало напоминают «живые», а состоят скорее с необходимых для повествования монологов. Второе это то, что если первый абзац отзыва испугал Вас возможностью любовного треугольника как в любовных романах, то опасаться его не стоит, здесь его нет, а противостояния Монтроза и Ксимена имеет основу глубже, чем просто борьба за девушку. Также Рания является зрелым персонажем, который не мечется от одного к другому.

В целом «Последовательность Эсхатона» произведение способное удивить своей масштабностью, набором фантастических идей и их проработкой, при этом обладающее свойственным для таких НФ творений минусом как местами провисания сюжета или чрезмерная концентрация на научных деталях. Также Райт как человек верующий иногда вставляет в повествование элементы религии, которые выглядят слишком чужеродно для изображенной в той момент обстановки. Но эти мгновения лишь крупицы по сравнению с остальной частью цикла, так что не меняют его восприятия. А в некоторых частях автор способен даже поразить своим мастерством писателя, создав глубоко эмоциональный текст, вдохновить читателя вспомнить о мечтах о далеких Звездах, верных друзьях и непобедимой человеческой воли, способной удивить всю вселенную.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Роберт Джексон Беннетт «Город чудес»

Valmont, 7 сентября 2017 г. 03:09

Завершающая трилогию «Божественных Городов» Беннета книга немного отходит от темы противостояния культур Континента и Сайпура (хотя правильно было бы писать Сайпуры, потому что в оригинале у страны женский род). В умах жителей уже сохранены не истории о великом прошлом, а ужасы Битвы за Буликов и происшествия в Вуртяштане. Мир живет дальше, города обрастают потрясающими небоскребами, теряют ограничивающие кордоны, но приобретают новые пути и дороги. Никого уже не удивляет увидеть в толпе представителей разных народов.

Но миру предстоит еще одно сотрясение, и спасти его выпало Сигруду йе Харквальдссону.

Сюжет больше не привязан к одному географическому месту, а дает читателю короткий взгляд на разные области мира, в том числе и на Гхаладеш, столицу Сайпуры. И, что объяснимо для финала, возвращается в Буликов, город лестниц.

После событий в Вуртяштане и долгого перерыва Сигруду предстоит вернуться к той жизни, которую он знает, но, увы, не так как он себе это представлял. Его самый близкий друг Шара стала жертвой убийства так и не успев позвать дрейлинга назад. Сигруд снова берется за свой черный нож из китовой кости ради мести. На своем пути ему предстоит обдумать свою жизнь и принять решение способен ли он на того чего, кажется, боялся всю свою жизнь, быть не просто убийцей, но защитником. Способен ли он также бросить вызов божеству, как и его напарница.

Многие читатели ставили автору в вину скудность в мифологии мира, задавали вопросы, а где прародители Божеств или их потомки? Умышленно, или нет, он оставил эти детали для «Города Чудес», при этом удачно вписав объяснения в условия мира. В этом достоинство Беннета, что местами используя довольно известные, почти граничащие со штампами, сюжетные ходы ему удается гармонично включать их в повествование. Также позволю себе немного защитить автора от обвинений в написании политической проповеди, которую видят в его книгах некоторые читатели. Главной деталью, которая не позволяет инкриминировать это Беннету, является то, что никто из его персонажей не провозглашает свое видение единственно верным, а также сомневается в нем.

В общих чертах «Город Чудес» достойное завершение трилогии, уровень языка выше «клинков», но ниже «лестниц». А проникновенная концовка романа способна вызвать слезу у многих, при этом не оставляя ощущения, что автор умышленно играет на эмоциях читателей. По крайней мере, такое ощущение не появилось у меня.

В целом трилогии немного не хватает карты мира и большей географии. Но это не мешает поставить ей 6 и с интересом ожидать новых книг автора.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Джин Вулф «Книга Короткого Солнца»

Valmont, 29 марта 2017 г. 21:28

Однажды в одном из отзывов на книги Джина Вулфа мне попалась строчка «Вулф никогда не напишет книгу, такой как Вам хочется». Понимаю, что данное утверждение можно применить к любому из писателей, но оно наиболее точно отражает мои ощущения после прочтения «Книги Короткого Солнца».

Прошло более двадцати лет с того дня когда пассажиры посадочного модуля отправленного с «Витка» увидели перед собой моря и реки Голубой. Созданы новые города, но их жители все также тянут за собой пороки прошлого. Никто из них не решается открыто заявить об этом, и группа самих обеспеченных граждан Нового Вирона принимает решение, что победить разложение и разлад нового мира способен человек который и отправил их сюда – Патера Шелк. С просьбой вернутся и найти его они обращаются к ученику Шелка Рогу, автору Книги Длинного Солнца…

С этого начинается история поиска себя для Рога и других персонажей, которая объединяет в себе несколько линий. Это, например, описания «ужасной» расы inhumi и продолжение начатой в прошлой квадрологии аллюзии на историю Моисея. Другие читатели смогут найти множество других тем, которые посчитают интересными, но мне наиболее глубокими показались именно эти две.

Представшая сперва просто как раса жестоких вампироподобных рептилий с каждой следующей строчки о них раскрывающаяся как, наверное, наиболее несчастная и трагическая из возможных разумных рас в фантастике. Именно inhumi по моему мнению основная ценность трилогии.

Но для Вулфа они, скорее всего, лишь еще одной инструмент чтобы раскрыть основную свою идею о человеке, его отношениям с самим собой и Богом. Насколько важен может быть человек для других и насколько каждый влияет на жизнь остальных. Особенно в раскрытии этих идей Вулфу приходить на помощь его облюбованный прием «слияния сознаний», если в «Книге Нового Солнца» он использовался эпизодично, то здесь нужно быть готовым к его настойчивому присутствию.

Если отмечать негативные стороны книги, то основным будет результат ее сравнения с «Книгой Нового Солнца». Она (как и «Книга Длинного Солнца») менее масштабна и менее наполнена фантастическими элементами и допущениями. Это не делает ее хуже, а просто иной. Но если именно необычность и почти фантасмагоричность первого цикла привлекла Вас, здесь Вы, возможно, будете немного разочарованы. Вторым недостатком можно назвать то, что некоторые сюжетные линии, начатые в «Книге Длинного Солнца», здесь практически оборвались или получили весьма странные продолжения.

Но все же это уникальная вещь написанная Вулфом, который, при всей «религиозности» своего творчества, не боится признать и отрицательную сторону человека, его неспособность к полному идеалу. И это понимаешь когда встречаешь в тексте высказывание как

«Но он любил всех, и пока ты не встретишь такого как он, ты не поймешь, как пугающе это было»

Поэтому хоть чтение последней трилогии Солнечного цикла и не назовешь легким, оно в любом случае стоит того.

Оценка: 6
– [  12  ] +

Ханну Райаниеми «Квантовый вор»

Valmont, 3 июля 2016 г. 14:11

Главная преграда, с которой встречаешься, путешествуя по космическим просторам цикла, не внезапная «терминологичность» первой книги, не сказочно-восточный антураж второй, и не строгая определенность последней. Это идея, что даже в постсингулярных просторах будущего человечество может остаться все тем же.

Что некоторые смогут добровольно уйти из жизни в вечный неизменный цифровой рай. Некоторые закроются в своих коконах одиночества и индивидуальности на столько, что даже могут решить не помнить часть своих жизней. Часть превратят свое существование в бесконечные раунды игр.

Что богами будущего могут стать не лучшие его представители, а те, кому может просто повезти. Что кто-то может создать целую мифологию из несчастного случая, и судить других согласно ей.

С одной стороны все это может очень оттолкнуть, но с другой позволило Райаниеми внести в сюжет ту самую «человечность». Показать ее как любовь марсианского сыщика Исидора к разгадыванию загадок и поиску истины. Как проницательность и сострадание земной сказительницы Таваддуд. Как преданность и самоотвержение Перхонен. И конечно с помощью главных персонажей похитителя Жана и воительницы Миели, которым предстоит измениться на протяжении их путешествия, найти себя, насколько это допустимо в мире практически безграничных возможностей.

Все это происходит на фоне мира, который может показаться совсем малопонятным при первом знакомстве с ним. Райаниеми пишет не стараясь объяснить все тонкости квантовых технологий используемых персонажами как что-то привычное, а дать возможность понять их так как если бы читатель стал частью этого мира. Его стиль может в некотором смысле даже раздражать, но позвольте вас заверить, что по окончанию вы получите все ответы, сможете насладиться эстетикой сражений происходящих за секунду и панорамами новых планет.

Такой цикл как «Квантовый вор» способен, как и отпугнуть нового читателя от жанра научной фантастики, так и привязать его или уже состоявшегося любителя к нему еще больше. Как получиться в каждом конкретном случае неизвестно, но позволю предположить, используя цитату из Каузального Ангела:

«… сингулярность поглощает планету и становиться ослепительной, разум по имени … открывает миллион своих глаз и смотрит прямо в нее, больше не страшась»

Оценка: 7
– [  10  ] +

Марк Лоуренс «Император Терний»

Valmont, 22 апреля 2015 г. 19:20

«Темные времена – темный выбор. Выберите меня»

Завершающая трилогию книга, по моему мнению, все же уступила «Королю», который был вершиной цикла Разрушенной Империи. Она сохранила свои достоинства, а именно таинственных Зодчих и не стесняющегося применять насилие героя/злодея Йорга.

Но вместе с тем в «Императоре» присутствуют не то чтобы недостатки, а скорее «недотяги». Я не буду рассуждать о моральном подходе Йорга, это сделает каждый читатель для себя сам, для меня он в целом понятен, хоть и содержит в себе недоразумения типа

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
вызывания симпатии путем разъяснения ужаса изнасилования жертве изнасилования, насильником

Основные источники проблем третьей книги содержатся вне Йорга.

Идея избранного Императора, которая должна была заменить собой завоевателя короля, выглядит крайне странно. Каждые четыре года группы незнакомых людей собираются на Конгрессию чтобы выбрать себе правителя, который им не нужен. Он лишь ограничит власть внутри королевств или потратит их силу на чужие войны. Также непонятно зачем Император его Золотой Гвардии, которая, уже более ста лет, удачно существует и без него. По этому, то, что должно было стать «эпичной» политической альтернативой войне, в результате выглядит как веселое времяпровождение для аристократии.

Вторым основным минусом «Императора» для меня стало отсутствие у Йорга основного противника, какими были Оррин или Сейджес. Йорг все так же идет миром полным Присягнувших разным вещам, Пророков всяких типов, и бывалых разбойников не встречая адекватного сопротивления. Схватка с Королем Мертвых, которой больше похож на обстоятельство, чем на персонажа, получилась не гармоничной. И вызывала опасение, что в зал вскачет лошадь из первой книги, и так же решит схватку.

Плюсами книги являются новая информация о Зодчих, их участие в событиях. А так же Я бы выделил Катрин. Ее образ, начатый в дневниках второй книги, и реализованный в сценах борьбы с Нежитью и событий под Золотыми Воротами, получился интересным. Именно ее Я был бы рад увидеть снова в следующих книгах Лоуренса.

В финале трилогии меня больше всего удивило, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
автор позволил своим героям «запечатать» магию мира, тем самым в некотором смысле ограничил себя в возможности написания продолжений.

Несомненно Я буду ждать следующих книг ради того чтобы узнать истории Зодчих, и сможет ли Лоуренс создать новый образ, несхожий с Йоргом. Моя оценка «Императора» 6, что вместе с 5 и 7 для «Принца» и «Короля», дают 6 циклу.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Яцек Дукай «Иные песни»

Valmont, 28 марта 2015 г. 22:34

Книга вызывает двойственное ощущение.

Во время чтения ее не хочется бросать или откладывать, даже в местах чересчур долгих описаний дирижабля или когда повествование переходит к личности (как по мне) менее интересной лунницы. Действительно интересный мир создан автором, где люди повелевают материей, элементами и своими собратьями, опираясь на силу своих мыслей, своего характера. Где пифагорейцы в своих измышлениях ищут формулу вещества, или даже самого человека. Где те, кто в нашем мире названы пророками и богочеловеками, разбиваются о несокрушимое влияние земных богов. Где космические корабли ловят эфирные ветры, кружа в эпициклах Земли, как центра мира. Где несчастье одного окликается в другом, незнакомом, человеке и дает ему частицу воли. Иные цивилизации, дикие племена, юные ангелы, вечные двигатели…

Неповторимый мир, в который вторгаются чуждые ему внеземные создания, извращая, искривляя привычную ему гармонию. Стратегос Иероним проходит свой путь от сломленного ветерана к защитнику Земли, и за этим интересно следить, это захватывает.

Но тут книга заканчивается и оставляет неприятный осадок.

Долго рассказывая о разных морфах, автор так и не снизошел к объяснению, как и почему. В повествовании аресы уже аресы, нимроды уже нимроды. Ни одной попытки объяснить, как люди ими стают, ни разу не упоминаются, ни тренировки, ни обучения. Демургоси и текнитесы уже творят свои чудеса, причем мы так и не узнаем, почему один человек властен над водой другой над воздухом? Почему человек ограничен лишь одним элементом? И даже мы ни разу так и не узнаем, как управления стихией происходит в умах творящих магию этого мира. Лишь легкий намек о кратистосах, которые якобы занимают избранные судьбой места.

И даже путь Иеронима Бербелека после окончания уже не вызывает такого восторга.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Прославленный стратегос Бербелек Коленицкий поражает нас такими великими стратегическими решениями как задавить числом, наняв на «бесконечные» лунные деньги армию наемников, использовать летательные суда в сражении и заказать новые осадные орудия. И еще атаковать крепость Чернокнижника (почему-то практически пустую) космическим кораблем с командою риттеров в супер доспехах. Кроме Иеронима видимо никто бы и не догадался.

Необычный элемент книги адинатосы, «невозможные» пришельцы из далеких неизвестных планет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В результате, расстреляны с все тех же обычных кераунетов. А так же главный адинатос был избыт, неожиданно появившимся именно для этой цели, Сколиоксифосом. Также ни объяснений их мотивации, или попытки изобразить какой мир мог создать таких жителей.

Подводя итог можно еще раз восхититься необычным миром «Иных песен», но, увы, признать, что именно мир был для автора главным. Не его герои, а его небесные острова и лунные города.

Хочется ли прочитать другие книге автора? Да. Хочется ли прочесть еще раз эту? Нет.

Оценка: 7
⇑ Наверх