fantlab ru

Все отзывы посетителя Daedra

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Андрей Ливадный «Беглец»

Daedra, 22 июля 2019 г. 21:15

Новый роман «Беглец» рассказывает о начале колонизации Дабога и о тех трудностях, с которыми столкнулись колонисты. Колониальный транспорт чудом совершает посадку на планету, можно сказать, аварийную, и едва не развалился при этом. Пробужденным и совершенно неподготовленным людям, большинство из которых — выходцы из Слоя, приходится бороться не только с местной флорой и фауной, но и между собой.

Впечатления у меня от прочитанного сугубо положительные, в меру боевых сцен, в меру интриг и в меру научной составляющей. Хорошо описаны исконные формы жизни Дабога, похожих на земных доисторических рептилий, по-моему, Андрей Львович либо консультировался со специалистами-биологами, либо прочитал немало научной литературы на данную тему перед написанием романа. Персонажи прописаны также хорошо, даже иногда сопереживаешь им. Оконцовка только вот подкачала немного, слабовата несколько на мой взгляд.

Общий итог: вполне достойное произведение, читать поклонникам творчества Ливадного, особенно серии «Экспансия», обязательно. Вполне возможно, что примерно так и будет происходить когда-то в будущем освоение человеком других планет.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Хельге Т. Каутц «Легенда Фарнхэма»

Daedra, 4 апреля 2016 г. 23:35

Я большой поклонник космических симуляторов вообще и серии «X» в частности. Но также и поклонник космической фантастики. И вот решил я прочитать новеллу по одной из любимых игр. Общие впечатления положительные. Автор раскрывает самую суть многого из того, что есть в игре. Для меня было интересно взглянуть на «Х» с другой стороны, и я нисколько не разочарован. То что хотел написать в отзыве я, почти полностью написал пользователь Kalvin, чей комментарий немного ниже. В-общем, «Легенда Фарнхэма» (на самом деле Фарнхэма, буква «х» не читается) это увлекательное космическое приключение с неплохим и интересным сюжетом, в основу которого положена история пилота-испытателя, в результате аварии оказавшиеся далеко от Солнечной системы и повстречавшем на своем пути несколько инопланетных рас и потомков землян-колонистов, потерявших много лет назад связь с Землей. Своим появлением Кайл Бреннан поднял все Сообщество Планет на уши. Собственно о том, как за ним гонялись все цивилизации и как он нашел новых друзей и врагов и рассказывает эта книга. Причем читать действительно интересно, я прочитал за день, не в силах оторваться. Перевод порой хромает, персонажи как личности не раскрыты, зато мир детализированн и расписан весьма красочно. Мне понравилось. Даже очень. Перехожу к следующей книге — «Нопилей».

Оценка: 8
– [  6  ] +

Дмитрий Силлов «Снайпер»

Daedra, 4 апреля 2016 г. 19:21

«Только потому, что мы ставим свою жизнь на кон, час за часом, мы вообще можем называть себя живыми. И зачастую лишь благодаря нашей изначальной уверенности в том, что даже сомнительное дело даст хороший результат, этот результат оказывается действительно хорошим.»

- Уильям Джеймс, философ (1842–1910)

Цикл Дмитрия Силлова «Снайпер» на момент написания темы состоит из восемнадцати книг, а буквально со дня на день должна увидеть свет девятнадцатая. Главная особенность его в том, что это межсерийный цикл, чего я еще не встречал никогда. Целиком и полностью повествование посвящено главному герою — Снайперу, которого судьбы-злодейки забрасывает в самые разные неприятности в самых разных мирах. Сталкер, прошедший ад Чернобыльской Зоны отчуждения и получивший возможность путешествовать между мирами, наживет себе друзей и врагов еще в двух постапокалиптических мирах. Один из них — постъядерная Москва 2222 года, умирающий в агонии мир, переживший всеобщую ядерную войну. В другом мире, где то же самое произошло сколько-то тысяч лет назад, власть узурпировали маги, а все более-менее высокотехнологичное вне закона. По большому счету весь цикл и описывает похождения нашего героя, его при(зло)ключениям позавидовал бы и сам Ричард Длинные Руки, но — слава всем литературным богам! — эти циклы совершенно не имеют ничего общего.

Несколько лет назад я уже читал несколько книг о Снайпере, но потом на что-то другое отвлекся и более не возвращался. До недавнего времени. Прочитав и освежив в памяти прочитанное ранее, я продолжил чтение до конца. Однако цикл не закончен, и на подходе свеженаписанное произведение. Сначала я хотел писать отзыв к каждой книге отдельно, но потом понял, что они (в смысле отзывы) будут похожи друг на друга как клонированные овцы, ибо глубокой смысловой нагрузки книги не несут, а кроме того лень мне было. Зато сейчас напишу о всем цикле сразу, сводный обзор.

Сам автор заявляет, что книги можно читать в любом порядке, но я все-таки рекомендую в хронологическом:

1. СТАЛКЕР. Закон проклятого

2. S.T.A.L.K.E.R. Закон Снайпера

3. Кремль 2222 Юг

4. S.T.A.L.K.E.R. Закон Меченого

5. S.T.A.L.K.E.R. Закон наемника

6. Кремль 2222 Северо-Запад

7. Кремль 2222 Север

8. Кремль 2222 МКАД

9. Кремль 2222 Сталкер

10. Роза Миров. Закон Дракона

11. Пикник на обочине. Счастье для всех

12. Роза Миров. Побратим Смерти

13. Пикник на обочине. Никто не уйдет

14. Кремль 2222 Петербург

15. Кремль 2222 Шереметьево

16. СТАЛКЕР. Закон «Дегтярева»

17. СТАЛКЕР. Закон Призрака

18. СТАЛКЕР. Закон клыка

Как видно из названий, цикл затрагивает пять разных серий, три из которых начаты самим Силловым. Это «Кремль 2222», « Роза Миров» и «Пикник на обочине». Кстати, автор лично просил у Бориса Стругацкого разрешение написать продолжение бессмертного творения классиков. Ну что ж, попробую вкратце рассказать собственно о самом цикле «Снайпер «.

Снайпер это человек с уникальными способностями. Частично это обусловлено тем, что он потомок древней касты жрецов-защитников нашего мира от зла, частично попаданием в плен в секретные лаборатории, где из него сделали идеального убийцу, конкретно промыв мозги, стерев память и значительно улучшив физические возможности. Первая книга — «Закон проклятого « — рассказывает от молодости Снайпера, о том как он обнаружил в себе мистические способности и встретил своего первого серьезного врага. Основные события происходят в Москве и Мексике где-то в конце 90-х. В книге «Закон Снайпера» он уже ничего не помнит о своем прошлом, даже собственного имени. Он приходит в себя в Зоне отчуждения ЧАЭС и выполняя последнюю волю спасшего его ценой собственной жизни Сталкера, доходит до самого Сердца Зоны, обретая по пути друзей и врагов. А еще он встречает девушку, в которую естественно влюбляется до зеленых соплей. Книга «Кремль 2222. Юг» рассказывает о том, как ради спасения любимой от лап смертельной болезни Снайпер отправляется в параллельный мир (точнее, это для него он параллельный, для нас это наш) и в 2222 год причем. Помните «Метро 2033»? В-общем, тематика та же, но люди после двух веков пряток в подземельях от последствий всемирной ядерной войны уже вылезли обратно на поверхность противостоят жутким тварям и природным явлениям. Потом он снова возвращается обратно, решает несколько глобальных проблем Зоны ЧАЭС и благополучно женится на своей ненаглядной, о чем написано в книгах «Закон Меченого « и «Закон наемника». Но тихая и спокойная семейная жизнь не для нашего героя и новоиспеченный жених вскоре бежит от жены в мир Кремля 2222. Следующие четыре книги описывают его приключения там. Однако в книге «Кремль 2222. Сталкер» жена находит его сама. И снова Снайпер уходит от нее в еще один мир. Он попадает в мир, где всемирная война закончилась уже давным-давно, природа восстановилась и ожила заново. Но власть сосредоточена в руках магов, чьи магические способности развились благодаря генным мутациям, а всякий неугодный власти уничтожается инквизицией. Это события книги «Роза Миров. Закон Дракона». Затем Снайпер вернулся обратно в ЧАЭС. Книгой «Счастье для всех» Дмитрий Силловым открывает серию «Пикник на обочине», к которой после присоединяются и другие писатели. В событиях этой книги Снайпер знакомится с Рэдриком Шухартом и им вместе предстоит выживать в суровой Зоне ЧАЭС. Затем Снайпер снова оказался в мире магов и в книге «Побратим Смерти» помогает старым друзьям спасти их мир. А потом снова в свой родной мир, но уже оказывается в гостях у Шухарта в Хармонте. В событиях книги «Никто не уйдет» им предстоит разгадать загадку появления на Земле аномальных зон и встретиться с их создателями. Следующие две книги проходят снова в мире Кремля, но уже не в Москве, а в Петербурге и вдоль трассы М10 Москва — Санкт-Петербург. Снайпер по пути из Питера в Москву также побывает в Великом Новгороде, встреча с мутантом-телепатом снимет в его мозгах блок памяти и он вспомнит свое прошлое. Вернувшись к любимой в Москву, он узнает что она в плену, а с ней и ненаглядная его давнего друга-мутанта. На пару они отправляются на выручку, но попадают в Чернобыльскую Зону. Книги «Закон Дегтярева», «Закон Призрака» и «Закон клыка» посвящены их совместным приключениям там. На этом пока все, ждем «Закон Долга», который вот-вот выйдет.

Что имеем по жанру — типичный фантастический боевик. Рубилово и мочилово. Толпы страшных чудищ и опасные природные явления. Легкое и несерьезное чтиво для расслабления мозгов. Но написано все на удивление хорошо. Автор смог сделать самое главное и важное: он детально продумал и проработал логическую взаимосвязь между мирами и сериями, где побывал Снайпер, более того, смог очень органично вписать во все это и чужое произведение. Я говорю о « Пикнике на обочине» Стругацких, о чем я выше упоминал. И при этом умудрился не испоганить саму идею, заложенную в него, а наоборот, развить и объяснить все непонятные моменты. За одно только это я бы удостоил Силлова высшими наградами во всех номинациях литературных премий. Помимо этого, созданные им миры подробно и красочно описаны, нестыковок и противоречий я не заметил. Психологический портрет главного героя становится ясен только после прочтения нескольких книг, если вы прочтете лишь одну-две очень многое останется непонятным. Когда же прочитана уже хотя бы половина цикла, понимаешь, насколько это колоритный и интересный персонаж. К сожалению или к счастью, герои второго плана продуманы гораздо слабее. За одиним исключением. Виктор Савельев, позывной «Японец», появившийся сначала в роли врага Снайпера, позже ставшим его другом. Ему посвящена даже отдельная спин-офф трилогия «Якудза». Это были наиболее выраженные положительные моменты цикла. Теперь подолью ложку дегтя в бочку меда. Начиная где-то с шестой книги мне несколько раз попадались повторы одних и тех же абзацев буквально слово в слово. Т.е. абзац из предыдущей обязательно повторится в следующей. Нехорошо, не должно так быть у профессиональных писателей, неясно чья это ошибка — писателя или редактора. Далее. Главный герой Снайпер чувак безусловно крутой, настолько крутой, что когда засунет пальцы в розетку, электрический ток ударит Снайпером. Из книги в книгу он становится все круче и круче и вылезает живым (хоть иногда и почти живым) из самых смертельных опасностей. Эта мегакрутость и терминаторность ближе к завершению начинает немного надоедать и прямо так и хочется, чтобы случилось что-то с чем он не справится, и — о чудо! — в «Законе Дегтярева» его подводит его супернож «Бритва», с помощью которого он путешествует меж мирами! У меня аж злорадная улыбка возникла, когда я читал этот момент. И, наконец, главная причина всех его неприятностей, везде одна и та же. Его патологическая тяга, помогать все подряд, когда они попадают в беду. И друзьям, и врагам, и людям, и мутантам, и знакомым, и незнакомым. Результат один и тот же, он себе же создает проблемы.

Подводя итог скажу, что весь цикл в целом мне понравился. Сюжет хоть иногда и становится похож на детскую сказку, отчего порой предсказуем, но не дает оторваться, постоянно подпитывая интерес и желание читать дальше. Потому я и прочёл весь цикл, книгу за книгой подряд. Если вы хотите прочитать интересный и красочный боевик, не сильно напрягая интеллект решением философских загадок и расслабиться через получение массы положительных флюидов, воздействующих на левых надлобный участок коры головного мозга, то цикл « Снайпер» самое то, что вам надо. Также рекомендую поклонникам серий, к которым он относится. И естественно тем, чей интерес я пробудил своим отзывом.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Вернор Виндж «Глубина в небе»

Daedra, 30 января 2016 г. 15:45

Честно говоря, прочитал я эту книгу уже давно, ещё прошлогодней осенью, однако все руки никак не доходили написать отзыв, но вот я собрался с духом и решил-таки исправить положение, покуда ещё более-менее свежи впечатления. Итак, роман «Глубина в небе» — это предыстория событий уже рассмотренного мной ранее «Пламени над бездной». Формально он относится к цику « Зоны Мысли», но реально почти не имеет никакого к нему отношения. Почему это так, скоро вы сами поймёте.

События книги разворачиваются за тридцать тысяч лет до описываемых в «Пламени...» и «Детях Небес». На окраине людского космоса расположена очень странная звезда с ещё более странным названием Мигающая (в некоторых вариантах перевода — В(ы)включённая). Особенность звезды в том, что она то светит, то не светит. Двести лет не светит и пятьдесят светит. Вокруг неё обращается одна-единственная планета. К этой планете двумя различными человеческими цивилизациями независимо и тайно друг от друга направлены две экспедиции. И волею судьбы-злодейки они встречаются у пункта назначения и, естественно чуть не уничтожают друг друга. В результате ресурсов вернуться домой нет, бóльшая часть флота разрушена. Всё, застряли наши горе-путешественники у черта на рогах. Единственная надежда на спасение это цивилизация разумных паукообразных существ, населяющих планету, находящихся на пороге технологического прорыва. Осталось дело за малым — подождать, пока пауки совершат сей прорыв и помогут восстановить еле живой флот пришельцев. Но вот подружатся ли они и помогут ли? Этот вопрос и есть главный в повествовании.

Сюжет состоит из двух параллельных линий, в конце сливающихся в одну. Первая рассказывает о людях на борту уцелевших звездолётов экспедиций, о том что происходило с ними, периодически возникают отступления в прошлую жизнь, этакие воспоминания действующих лиц. Вторая линия о цивилизации пауков, кобберов, как они сами себя называют. Чуть позже рассмотрим каждую подетальнее.

Главный персонаж « Глубины...» это уже знакомый нам Фам Нювен, один из героев «Пламени...», собственно именно его присутствие и связывает эти книги, ничего более не имеющих общего. Если там он был хоть и воскрешенным из мёртвых, но всё-таки молодым человеком, то здесь он предстаёт в образе старика лет так восьмидесяти с виду, немного тронутого умом и потому со своими тараканами в голове. Но он вовсе не так прост, как кажется и сыграет значительную роль в развитии сюжета. Как и положено, у него есть антипод в лице сурового руководителя экспедиции эмергентов, человека голубых кровей и наследника трона, Томаса Нау. Что тут сказать — злыдень он и в Африке злыдень, пусть даже и злодейства свои скрывает от всех, а те что скрыть не удалось объясняет приоритетом выживания нации в целом. Автор смог создать действительно красочных персонажей, каждого со своим характером и прошлым, смог показать психологию их взаимоотношений и личностное развитие, при этом неплохо описав и особенности эмергентского общества, а также добавил немного философского в виде размышлений своих и персонажей над морально-этической стороной использования Фокуса (изобретения эмергентов, значительно усиливающего аналитические способности мозга, но почти полностью и часто необратимо уничтожающего личность). Получилось у господина Винджа все это в-общем неплохо.

Главный герой линии о пауках это выдающийся учёный Шерканер Андерхилл. Его достижения в развитии науки сравнимы с достижениями Николы Тесла, только в отличии от последнего, его труды начали цениться и использоваться сразу, всячески толкая прогресс науки и техники, несмотря на разгорающуюся войну между крупнейшими государствами на планете. Автор хорошо проработал цивилизацию кобберов, их социальное устройство и особенности биологии. В итоге получилось как в известной песне: « налицо ужасные, добрые внутри». Представьте себе гигантского паука, ростом примерно с метр и около трёх в диаметре. В сознании большинства людей такое существо обязательно должно быть ужасно злым чудовищем, ни о чем кроме как убить и съесть больше не думающем. Но здесь это не так. Устрашающий внешний вид кобберов не мешает им быть людьми. Да, именно так. Психологически от людей они не отличаются вообще. Даже их имена способствуют тому, чтобы читатель воспринимал их как людей — Виктория, Петра, Роджер... На мой взгляд, тут автор несколько дал слабину, но проводя аналогию с расой Стальных Когтей из «Пламени...» я при задумался над тем, что такой ход быть может своеобразной авторской фишкой, создавать совершенно чуждую людям цивилизацию в плане биологическом и при этом копирующую людей психологически. Так это или нет, но общее впечатление подпортило немного.

Всё это написано вполне интересно, характерно бурное начало, середина подзатянута и снова бурная развязка. Читается легко, но сильно до глубины души не цепляет, порой навевает скуку, а иногда и оторваться сложно. Вот как-так, из крайности в крайность в процессе чтения менялись мои впечатления. Итоговое мнение: неплохой образец социальной фантастики с элементами боевика. Прочитать достаточно один раз.

Благодарю за внимание.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Вернор Виндж «Дети неба»

Daedra, 29 сентября 2015 г. 11:27

Роман Вернора Винджа «Дети Неба» является прямым продолжением «Пламени над бездной», отзыв о котором я написал в прошлый раз. Несмотря на то, что он также относится к циклу «Зоны Мысли» (иногда цикл называют «Кенг Хо»), отличия между ними кардинальные. Самые главные это жанровые отличия. Если предыдущее произведение было космооперой, причем достаточно сильной, то рассматриваемое классифицировать следует пожалуй как социально-психологическую фантастику и к сожалению гораздо слабее. Кроме того, автор в угоду сюжетной линии значительно сократил масштабность происходящих действий с бескрайних галактических простор до одной-единственной планеты. Перечислять можно еще долго, да и не нужно. Поэтому приступлю непосредственно к обзору.

Основное повествование «Детей Неба» начинается спустя десять лет после событий «Пламени над бездной» (кстати, если вы не читали ее, то я настоятельно рекомендую сделать это, иначе многое понять будет сложновато). На планете Стальных Когтей, где оказались спасшиеся после инцидента в Верхней Лаборатории дети и спасатели, людское население живет бок о бок с аборигенами. На первый взгляд все кажется нормальным. Создана более-менее развитая инфраструктура, ведутся научные изыскания и с местными отношения доброжелательными, а заправляют всем этим Равна Бергсндот и королева Резчица. Но среди выросших детей начинаются треволнения. Они не желают верить, что их родители растормошили древнее вселенское Зло в лице Погибели, не верят в то, приближающийся ее флот несет смерть, а не спасение. Так начинается раскол. Вдобавок ко всему некоторые из Стальных Когтей так жаждут получить доступ к людским технологиям с борта рухнувшего звездолета, что ради достижения желаемого готовы на все.

Такова завязка. В книге мы увидим весь спектр человеческих пороков: алчность, жажду власти и наживы, предательство, подлость и подставы. Мы увидим похищения, убийства, шантаж и месть. Но и для положительных качеств вроде верности и дружбы и даже чуть-чуть любви есть место. И все эти черты присущи не только людям, подвластны им и аборигены-Стальные Когти, серьезно отличающиеся от них биологически и очень схожие эмоционально, о чем я писал ранее. Первые семьдесят-восемьдесят процентов книги посвящены описанию именно этого. Довольно подробно описанный в первой части социум коренных жителей дополняется некоторыми новыми фактами, благодаря которым уже несколько иначе смотришь на них. К примеру, продемонстрированы эксперименты по собиранию стайного разума из фрагментов-синглетов, показано как повлияет замена и лишение сначала одного, а потом и нескольких из них и так вплость до синглета-одиночки. Все это интересно, но расписано скучновато и затянуто. Частенько бывало, что я прочту одну главу и останавливаюсь на день-два. Или более. Но в финале темп повествования усиливается и из социально-политического детектива превращается уже в некоторое подобие боевичка, читать уже интереснее, ждешь наконец-то развязки и победы над Погибелью (или хотя бы как минимум спасения от нее), но этого так и не происходит, и концовка остается открытой, намекая на возможное продолжение. И это немного разочаровывает. Все мы прекрасно знаем, что бывает с циклами, если следующие книги слабее предыдущих. Здесь мы наблюдаем именно это. Разогнавшись в «Пламени над безной», господин Виндж конкретно затормозил в «Детях Неба». Печально.

В плане описания и раскрытия персонажей нареканий у меня нет, все остается на том же весьма приличном уровне, что и ранее. Прослеживается мотивация действий основных героев, видно их развитие именно как главного элемента сюжетной линии, а вовсе не как декоративное приложение к сухому тексту. Мы увидим как соратники становятся предателями и врагами, а старые враги соответственно друзьями или хотя бы не-врагами. Единственное, что немного мешает это обилие незначительных для сюжета второстепенных персножей. Их многовато, это может запутать кто из них есть кто и действительно выглядят как декорации для фона. Но только из-за количества этот самый фон получился больше похожим на мазню, нежели более-менее стройную картину.

Подводя итог еще раз скажу, что читать «Дети Неба», не прочитав «Пламя над бездной» лучше не стоит. Здесь мы видим развитие уже полюбившихся героев, а некоторые сюжетные особенности будут просто непонятны незнакомому с началом читателю. По многим другим отзывам как на нашем сайте, так и на других, я понял, что не совсем в правильном порядке начал читать цикл. Между этими двумя книгами надо было читать «Глубину в небе», отзыв о которой будет мною выложен в следующий раз.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Вернор Виндж «Пламя над бездной»

Daedra, 22 сентября 2015 г. 23:22

По жанру роман относится к типичной космической фантастике с линейно-параллельным сюжетом. Перед тем, как вкратце рассказать его основу, опишу устройство Галактики, каким его создал автор. Глубоко в детали вдаваться не буду, но это реально облегчит понимание сути. Весь Млечный Путь разделен на условные зоны в зависимости от расстояния от ядра, причем физические законы в каждой из них различаются. В центре находится Безмысленная Бездна, в которой очень плохо работают биологический и искусственный интеллекты и многие сложные устройства. А еще здесь невозможно превысить скорость света, поэтому исследовать ее весьма трудно и даже опасно. Далее идет Медленная Зона, в которой также недоступна сверхсветовая скорость, но уже можно создать равный человеческому искусственный интеллект. Наша с вами Земля находится именно здесь, и именно отсюда «есть пошла цивилизация человеческая». Еще дальше находится Край. Вот уже есть где развернуться. Скорость по сто-стопятьдесят световых лет в час? Да не вопрос, легко. Мощнейшие искусственные интеллекты и супертехнологии? Да проще пареной репы! В-общем, описанное во многих аналогичных произведениях уже реально. Делится на Верхний, Средний и Нижний Края в зависимости от степени проявления этих свойств. А за Краем располагается Переход, наиболее отдаленная от ядра зона, в которой физические законы не ограничивают уровень развития технологий и техники. В процессе своей эволюции и развития цивилизации продвигаются в сторону окраины Галактики и перейдя Край достигают своей сингулярности и становятся нематериальными Силами — насколько я понял, все представители этих цивилизаций сублимируют в единый богоподобный сверхразум. Так что для простоты можно считать, что Силы это есть Боги. Обитают они именно в Переходе, где занимаются своими непостижимыми для букашек вроде нас делами. Однако у простых смертных есть возможность прикоснуться к Переходу. По всей Галактике разбросаны загадочные архивы. Загадочные в первую очередь потому, что автор так и не дает внятного объяснения что же это такое. Я для себя это представил как какой-то объем данных, скорее всего что-то вроде резервной копии знаний ставших Силами цивилизаций, а возможно, что и их самих. То, что находится в этих архивах, может содержать в себе полезную информацию, а может стать и смертельно опасной ловушкой.

Именно такой архив разрабатывали ученые в Верхней Лаборатории, расположенной на самом краю Края. Как обычно с самыми благими намерениями и как всегда с самыми смертоносными результатами. Нечто, вырвавшееся на свободу, представляло самую большую опасность в мире. Намного превосходящая Силы этакая квинтэссенция Вселенского Зла. Поняв, что открыли Ящик Пандоры, ботаники-очкарики в спешном порядке эвакуируют с планеты детей и звездолет с ними исчезает в неизвестном направлении. И лишь после его ухода пробудившаяся Погибель (так после назовут эту сущность) осознает, что на борту было то, что способно ее уничтожить. С этого момента поиск пропавшего звездолета становится главной задачей Погибели.

Такова завязка сюжета. Довольно-таки избито. Неоднократно виденная история о том, как из любознательности, по глупости или неосторожности, люди создают угрозу своему существованию, и лишь горстка избранных способна их спасти, чем собственно говоря, и занимается. Читатель найдет в книге все: космические сражения, кучи разных инопланетных рас, головокружительные приключения, приближающийся апокалипсис и даже средневековые замки. На первый взгляд, все стандартно и ничем особым среди тысяч подобных романов «Пламя над бездной» не отличается. Но все не так просто, как кажется.

С подобным зональным мироустройством я сталкиваюсь впервые. Концепция такого распределения весьма необычна, однако сами ограничения их играют в сюжете важную роль. Жаль только, что господин Виндж скрыл от нас какие-либо подробности о факторах, обуславливающие существование такой структуры. Она просто есть и все тут. Принимаем на веру, но не понимаем сути во что мы верим. Аналогично дело обстоит и с описанием техники и технологий, нам просто говорят: «есть такой-то прибор и делает он это и это», но как этот прибор работает, какие явления лежат в принципе его работы, нам не говорят. То бишь, строгой научной составляющей нет. Может, это и к лучшему. Разбираем далее.

Писатель населил созданный им мир множеством различных цивилизаций, но на первом плане три. Это люди-человеки, о которых говорить не будем, итак ясно все. Второй расой являются наездники — представьте себе небольшое ветвивстое деревцо ростом полтора-два метра, которое может говорить,очень любит торговаться, обладает слабой кратковременной памятью, а самое главное передвигается на механической тележке с колесиками и встроенным мощнейшим компьютером. Третья и наиболее подробно описанная раса — Стальные Когти. Это собакоподобные существа, но с длинноватыми по сравнению с собачьими шеями и мордами, более напоминающих крысиные. Главная их особенность — коллективный разум. Несколько (обычно от четырех до восьми) полуавтономных особей-элементов объединяются ментально в одну личность, и тогда уже являясь единым целым и вполне разумным живым существом. По раздельности элементы своим поведением и умственными способностями примерно соответствуют шести-семилетнему ребенку, страдающему олигофренией. Из рас второго плана мне особенно запали в душу апраханти — способные стоять на двух ногах, примерно человеческих размеров бабочки. Крайне агрессивные и воинствующие создания с весьма завышенной самооценкой. Но что меня немного разочаровало, так это то, что несмотря на совершенно чуждую природу в эмоциональном плане, по образу мышления и социальному устройству все эти инопланетяне поразительно похожи на людей. Те же самые амбиции, поведение и страхи со всеми вытекающими отсюда последствиями. Особо хочу выделить «главного злодея» — Погибель. Так до конца и неясно, что же это. Компьютерный вирус, призрак давно вымершей цивилизации или какая-то высшая сущность? Ответов на эти вопросы нет, есть лишь неявные, скрытые и оттого малопонятные намеки. Видимо, это остается на усмотрение читателя.

Персонажи получились практически идеально. Харизматичные и колоритные герои, мало того что неплохо раскрыты в психологическом плане, так автор показывает еще и их развитие как личностей, в зависимости от обстоятельств сюжета. Прежде веселый и немного наивный Фам Нювен становится ближе к концу повествования серьезным человеком, никому не доверяющем кроме себя самого. Равна Бернсгот, витающая где-то в облаках своих фантазий, начинает более реалистично смотреть на мир. А сироты Джеффри и Джоанна Олнсдот после аварийной посадки на неизвестной планете и годовой разлуки из детей превращаются во взрослых людей, понимающих всю опасность сложившейся ситуации и ответственность за свои действия. Перечислять подобные примеры можно еще долго.

Сюжет «Пламени над бездной» сначала делится на три параллельно развивающиеся линии. Первая о Равне и Фаме, как они встретились, как узнали о местонахождении спасшихся из Верхней Лаборатории и как спешили к ним на помощь. Вторая и третья о Джеффри и Джоанне, как они оказались в плену противоборствующих фракций на планете Стальных Когтей и как выживали, считая друг друга умершими. На последних сорока-пятидесяти страницах линии сливаются в общий финал. Который, кстати, оказался неплохим, но уж чересчур быстрым, с бóльшим драйвом нежели ранее и явным намеком на продолжение. Вроде все, а вроде бы как и не все — примерно такие ощущения остались в конце. Зато сюжет полон интересных и захватывающих приключений, оторваться от которых сложновато, Виндж смог создать действительно увлекательную историю.

Итак, что получается в итоге? Автор вложил в книгу много потенциально шикарных идей, но к сожалению так до конца их не раскрыл. Многое из ключевого осталось за кадром. Но в-общем и целом, серьезного ущерба это не нанесло, разве что порой задаешься вопросом: «А что это за хрень такая все-таки?». Если не обращать внимания на эту ложку дегтя в бочке меда, то роман вполне претендует если уж не на шедевральность, то на шикарность — однозначно.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Василий Головачёв «Реликт»

Daedra, 10 июля 2015 г. 11:31

Прочитал только первые две книги и забросил. Разочарование началось еще с самого начала. Отзыв о каждой книге по отдельности я написал. Общее впечатление поганенькое. Сказка для детей и не более того.

Оценка: 3
– [  9  ] +

Василий Головачёв «Пришествие»

Daedra, 10 июля 2015 г. 11:26

Что я могу сказать? Разочарование, вызванное первой книгой, продолжается. Сюжет нормальный более-менее, но вот его подача оставляет желать лучшего. Половину книги герои гоняются за сверхоборотнями, другую половину они изучают взятого одного из них в плен. При этом жутко его боятся и все не могут понять, что с ним делать: уничтожить, пока не поздно, или же ждать непонятно какого развития событий. В итоге Марсу, где они устроили полигон для изучения сверхоборотня, настает полный песец. Скучно и малоинтересно. Отзыв пользователя Sedric от 27.11.2014 как нельзя лучше характеризует книгу. Я полностью разделяю его мнение. Честно говоря, «Реликт» на фоне циклов «Дюна», «Пандора» и «Культура» кажется не более чем детской сказкой. Дальше читать не буду, мне хватило уде прочитанного.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Межавторский цикл «Зона смерти»

Daedra, 5 июля 2015 г. 11:55

Цикл «Зона Смерти» логически продолжает «S.T.A.L.K.E.R.», но прямого отношения к нему не имеет. Это совершенно другой, гораздо более продуманный мир, это принципиально новая история. В общих чертах мы имеем следующее. Эксперимент по созданию гиперпространственных порталов провалился, да еще и с очень печальными последствиями. Одновременно в пяти удаленных друг от друга местах происходят взрывы, сопоставимые по мощности с взрывами водородных бомб. Это Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, полуостров Казантип и печально известная Чернобыльская АЭС. Мощнейшие катаклизмы рвали саму ткань пространства, изменяя его до неузнаваемости, и теперь пораженные области отделены от остального мира гравитационным барьером. Однако это лишь начало преисподней. Внутри зон отчуждения правит бал технос, жутчайшие механические чудища.

Весь цикл, условно разделенный на три подцикла по основным авторам и их персонажам, рассказывает три немного переплетающиеся между собой истории. Книги Андрея Ливадного, с которых я рекомендую начать чтение, повествуют о девушке-сталкере Дарлинг, которая не помнит своего прошлого и ее напарнике Аскете, бывшем спецназовце, чудом выжившем в Пятизонье в первые дни его существования, и об их поисках разгадки тайны образования Зоны Смерти. Вячеслав Шалыгин рассказывает о сталкере-авантюристе Лешем, который постоянно ввязывается в неприятности, и о его противостоянии Трояну, особому порождению техноса. Главным героем книг Романа Глушкова становится Алмазный Мангуст, в прошлом пилот боевого вертолета, а ныне цель интересов многих влиятельных не только в Зоне, но и в Большом мире людей. Оказавшись меж молотом и наковальней он ищет путь вернуться к семье. Книги других авторов читать необязательно, да и не такие они и интересные, как книги творцев цикла.

В каждом подцикле мы видим Пятизонье с новой стороны, узнаем что-то новое. В итоге постепенно, фрагмент за фрагментом складывается общая картина во всей своей красе. Прибавьте сюда еще и то, что книги разных авторов немного перекликаются между собой, что создает ощущение еще большей целостности миру. По жанру я охарактеризовал бы цикл как серьезный динамический фантастический боевик. Достаточно много боевых сцен, описаний оружия и чудищ, детально проработанные персонажи и сюжетные ходы, но самое главное — сама атмосфера сурового и жестокого мира оставляет у читателя непередоваемые впечатления. Продуманные тайны, загадки и интриги держат в напряжении до самого конца, и остановиться весьма сложно. И хотя каждый автор пишет немного по-своему, им троим удалось создать очень красивую и интересную вселенную, объяснив логически все ее существование и законы, по которым она живет.

Мой ответ: читать, и читать обязательно, а через несколько лет перечитать еще раз, и еще через несколько лет опять. Этот цикл действительно шедевр современной российской фантастики.

P.S. Все написанное выше относится только к книгам Ливадного, Шалыгина и Глушкова. Именно они творцы-основатели «Зоны Смерти» и именно их произведения самые лучшие и интересные в цикле.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Межавторский цикл «Нашествие»

Daedra, 5 июля 2015 г. 10:48

В-общем, цикл «Нашествие» вышел у Левицкого неплохим произведением. Это динамичный фантастический боевик о вторжении в наш мир людей из других. Сюжет конечно уже довольно избитый, но несмотря на это читать все равно интересно. Обилие боевых сцен, хорошо расписанная философия расы варханов, проработанные персонажи и порой весьма предсказуемый сюжет. Интересно прочитать один раз, далее вряд ли захочется вернуться. Иногда навевает скуку стиль повествования. Цепляет, но не сильно. В итоге получается неплохой цикл, но не более того.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Василий Головачёв «Непредвиденные встречи»

Daedra, 4 июля 2015 г. 23:28

Честно говоря, я ожидал гораздо большего. Друзья, которые читали роман, в один голос расхваливали его. Но я разочарован. На протяжении ста с лишним страниц разные группы ученых ездят туда-сюда по вновьоткрытой загадочной планете, периодически пропадая по одному или группами. При этом ничего вообще не происходит, ладно хоть в финале все расставляется по своим местам. Персонажи все как один, похожие друг на друга как клонированные овцы. Откровенно среднее произведение, никаких эмоций кроме разочарования и чувства, что тебя обманули, не вызывает.

Оценка: 6
– [  12  ] +

Иэн Бэнкс «Культура»

Daedra, 4 июля 2015 г. 22:59

Иэну Бэнксу удалось создать весьма превосходно проработанную вселенную, масштабную эпопею сверхразвитой пангуманоидной цивилизации, размахом своим сравнимую с «Дюной « Фрэнка Герберта. Идеи, положенные в основу цикла, почти полностью раскрыты, однако немного загадок оставлено. Каждая книга — это небольшой кусочек мозайки, которая складывается во всей своей красе лишь когда прочтете их все. Каждая книга это своя собственная история, свои персонажи и свой мир. Автор показывает нам Культуру каждый раз под новым ракурсом, постепенно раскрывая все стороны ее жизни.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Иэн Бэнкс «Несущественная деталь»

Daedra, 4 июля 2015 г. 22:46

Логически «Черта прикрытия» продолжает «Взгляд с наветренной стороны», точнее говоря, развивает одну из мыслей, заложенных в основу ее сюжета. Помните, в голову главного героя «Взгляда...» Квилана Тибайло был имплантирован хранитель душ с личностью давно умершего адмирала Хайлера? Идея о жизни после смерти в виртуальных пространствах является сюжетообразующей в рассматриваемой книге. Представьте себе, что после смерти ваша личность не исчезает бесследно, а записывается на жесткий диск и загружается в виртуальную Послежизнь. Это может быть Рай, а может быть и Ад. О противоборстве нескольких цивилизаций за контроль над виртуальными Преисподними и повествует нам Иэн Бэнкс в этой книге.

Как и в других книгах о Культуре, в «Черте прикрытия» переплетаются несколько сюжетных линий. Первая рассказывает о девушке по имени Ледедже Юбрек, наложнице богатейшего человека в Сичультском установлении, убитой своим хозяином. Благодаря имплантированной в ее мозг нейросетевого кружева Культуры личность в момент смерти была экстренно копирована и реинкарнирована в новом теле. Вернувшись с того света, Ледедже решает найти и убить своего убийцу, Джойлера Вепперса. Другая сюжетная линия посвящена Йиме Нсоквай, сотруднице секции Квиетус, отдельному подразделению Особых Обстоятельств. Ее миссия — не дать Ледедже осуществить задуманное. Третья рассказывает о капитане Ватуэйле, бойцу виртуальных миров. Это самый загадочный персонаж, его мотивация и цели неясны. Четвертая линия повествует о судьбе двух ученых, отправившихся в виртуальный Ад, чтобы достать доказательства его существования, и о тяжких муках, которые пришлось им вынести. Пятая посвящена самому Джойлеру Вепперсу и его тайных делах с другими цивилизациями. Шестая линия в сюжете объединят все предыдущие. Война за виртуальные Приеисподние переносится из виртуального мира в реальный. Главными игроками тут выступают две стороны, объединения нескольких цивилизаций. Гееннисты считают, что Ад необходим, а Альтруисты решительно против него. Культура сначала придерживается нейтралитета, хотя симпатизирует вторым, но против ее воли ей приходится ввязаться в войну.

Вот как-то так. Запутанно? Поначалу да, тяжело сориентироваться в хитросплетениях сюжета, но после все постепенно встает на свои места. Истории, поведанные в «Черте прикрытия», затягивают с головой сразу же, цепляют настолько, что оторваться уже невозможно. Повествование идет ровно, почти без резких перескоков, вначале несколько затянуто, но далее вполне нормальными темпами. А вот финал происходит очень быстро, благо все сюжетные линии завершены и сведены в общий итог. Но читая эпилог начинаешь по-иному воспринимать прочитанное, а последняя строка так вообще переворачивает с ног на голову вообще все. И возникает куча вопросов, ответить на которые автор предоставил читателю. Отдельного внимания заслуживают персонажи. Кроме эпизодических они все шикарно прописаны, к каждому вырабатывается свое отношение, за каждого по-своему переживаешь и радуешься. Ну и естественно описательный талант автора на высоте: детально проработанные боевые сцены, описания технических устройств столь подробные, что по ним хоть зачет сдавай, при этом все это не грузит, а весьма органично вплетено в сюжет. Каждая книга цикла «Культура» — это своя собственная и независимая история и свои персонажи. И в каждой из них присутсвуют свои нововведения. Для «Черты прикрытия» такими новшествами стали (кроме виртуальных Преисподних, конечно) целых три новых подразделения Особых Обстоятельств, побольше, нежели обычно, новых цивилизаций весьма непохожих на людей и Гегемон-роение, явление, когда происходит вспышка неконтролируемой активности роботов

Оценка: 10
– [  9  ] +

Иэн Бэнкс «Последнее слово техники»

Daedra, 25 декабря 2014 г. 17:53

Что такое Культура? Это анархо-гедонистическое человеческое сообщество, опережающее в своем развитии землян примерно на восемь тысяч лет. Прогресс в-общем достиг своего пика, знания накоплены колоссальные, люди живут в свое удовольствие, не зная болезней, боли, голода, бедности, преступности. Самая настоящая Утопия. Но вот беда — заскучали они, смысла жизни и цели ее потеряли они. И тогда решают они знания свои другим цивилизациям передать, менее развитым. И почти даром. Вот и занялась Культура прогрессорством, цивилизуя варваров и тайно или явно вмешиваясь в их историческое развитие, судьбу решая бедолаг этих, специально для чего и был создан Контакт (спецслужба, что брехней этой занимается), а также Особые Обстоятельства (что-то вроде наших ФСБ и ГРУ). И все это лишь для того, чтоб от скуки не сдохнуть. Летали-летали корабли Контакта по галактике и вот один из них наткнулся на Землю. Случилось это в 1977 году по земному летоисчислению. Сразу инопланетяне-культурианцы заявлять о своем прибытии не стали, а остались на орбите и начали наблюдать, подсматривать, так сказать, за земным человечеством. Периодически они гуляли туда-сюда по Земле, отдыхая по полной программе (поскольку это тоже в-общем человеки, внешне они не отличались). И так понравилось у нас одному из них, что решил он здесь остаться. Навсегда. Собственно говоря, это и есть вкратце сюжет повести. Но в ней есть и глубокий смысл, почти как у Фрэнка Герберта во всех его произведениях.

Повесть написана от лица главной героини, сотрудницы Контакта по имени Дизиэт Сма. Она весьма неплохо изучила землян, знает несколько наших языков, а историю нашу получше профессоров усвоила. Чем-то она восхищена, чем-то шокирована, но истинного понимания не обрела. Возможно, именно поэтому она и несколько разочарована нами. Потому она против открытого контакта с нами, против нашего уничтожения, против вмешательства в нашу жизнь. А эти вопросы бурно обсуждались её коллегами. Второй главный герой это Дервель Линтер, культурианец, решивший остаться на Земле. Вопрос почему он так решил и есть главный в этой повести. Вот приведу вам цитату из текста:

«Вот что мы потеряли, ты понимаешь? То, что потеряли вы. То, что потерял каждый из вас. Чувство страха, ощущение чуда и… и… стыд за грехи. Эти люди знают, что в мире всегда будет что-то непостижимое для них, что-то враждебное, чуждое, но у них есть надежда. Вот она. Перед тобой. Вот всеобъемлющая возможность. Без грехопадения не было бы и надежды. У них есть надежда, а у Культуры что? Статистика? Мы — то есть Культура — слишком всё упорядочили, слишком во всём уверены, слишком бесцеремонны. Мы утратили вкус к жизни. Мы ничего не оставляем на волю случая. Как только ты изымаешь из жизни всё, что может пойти не так, жизнь перестаёт быть жизнью. Разве это не очевидно?»

Это реплика Линтера из диалога со Сма. Линтер понял, что несмотря на абсолютное несовершенство нашей цивилизации, на все наши пороки, мы живем яркой и насыщенной жизнью, а самое главное что у нас есть цель, есть надежда, есть к чему стремиться. А беззаботное существование в Культуре ему уже до белого каления надоело. Это стало решающим доводом в его решении остаться. Иэн Бэнкс поднял в повести много философских вопросов: как мы живем? почему мы живем именно так? каково наше место в жизни? Но он не дал даже намека на ответы. А жаль, потенциал был очень большой. Понятно, что из повести вышло бы намного более объемное произведение, но зато это было бы сильное произведние, на уровне «Дюны». Автор смог хорошо рассмотреть и проанализировать наш с вами мир, детально прописал психологическую составляющую в отношениях между персонажами, он показал все тонкости становления их личностей. И это все на 120 страниц! Но несмотря на это, чувствуется некоторая незаконченность. Не в плане продолжения, а в плане наполнения. По сути всю повесть культурианцы бродят по Земле и спорят, что же им с нами делать. Если вы ожидаете каких-то серьезных переделок, экшена и разлетающихся по сторонам кишков-мозгов, то совершенно зря. «Последнее слово техники» это спокойное, глубокомысленное и заставляющее задуматься произведение. И при этом очень интересное, несмотря на некоторые недоработки автора. Но может быть, так и было задумано. Прочитаете — решите для себя сами. А я перехожу к четвертой книге — «Выбор оружия».

Оценка: 9
– [  7  ] +

Иэн Бэнкс «Выбор оружия»

Daedra, 25 декабря 2014 г. 17:42

Во всех современных странах правительства выставляют себя белыми и пушистыми, свято блюдущими закон и конституцию и всячески отрицая все нехорошие слухи о них. Однако властьимущим порой жизненно необходимо для сохранения имеющейся власти преступать законы и общепринятые моральные нормы. И когда им нужно убрать неугодного человека, заставить его молчать, или наоборот говорить, когда нужно совершить диверсию или кражу каких-то секретных сведений, они нанимают специального человека. Человека, который сделал бы за них всю грязную работу.

Вот добрался я и до четвертой книги цикла «Культура», носящей название «Выбор оружия». Попробую максимально подробно рассмотреть ее со всех сторон. Сюжет книги повествует нам о человеке по имени Шераданин Закалве. Культура в лице своей суровой агентши Дизиэт Сма нанимает его для выполнения грязной работы. Его задача — найти на отдаленной планете одного очень важного человека и натуральным образом похитить его. В процессе выполнееия задания Закалве приходится проходить огонь, воду и медные трубы. Он побывает в разборках, в перестрелках, погонях, ему доверят командование армией, он узнает цену дружбы и любви, познает предательство и даже... возродится из мертвых. На самом деле сюжет довольно-таки запутанный, и чтоб полностью понять его, одного раза точно мало прочитать. Осложняется еще и тем, что здесь параллельно ведутся две хронолинии, события которых идут навстречу друг другу, и лишь в последних двух главах они сливаются в одну. До этого момента создается впечатление, будто читаешь две разные книги одновременно. Посудите сами — глава из одной линии, глава из другой. И такие резкие скачки в повествовании сильно затрудняет чтение и понимание книги. Даже нумерация глав особая. Глава 1, глава XIII, глава 2, глава XII и так далее. Основная линия нумеруется арабскими цифрами в восходящем порядке, вторая римскими и в нисходящем. И лишь в конце становится более-менее понятно, что и о чем говорилось ранее. Такого приема подачи сюжета я еще не встречал. И все же «Выбор оружия» читать интересно. Не скажу, что аж дух захватывает, но желание читать дальше оставалось. В-общем и целом, вся книга это история жизни Закалве, его взлеты и падения, радости и горе. У Иэна Бэнкса получилось создать весьма колоритный и харизматичный персонаж, ему действительно хочется сочувствовать и сопереживать, хотя у некоторых он может вызвать отвращение: он далеко не положительный и правильный весь из себя человек. Это жестокий убийца, аферист и комбинатор, но не беспредельщик. Таких людей я называю порядная сволочь. Этакий хороший плохой дядя. Второй персонаж книги это уже знакомая нам по повести «Последнее слово техники» агентша Контакта Дизиэт Сма. Она здесь выступает в роли нанимателя Закалве и куратора его миссии, всячески помогая ему в трудных ситуациях и спасая жизнь в ситуациях критических. Характер ее, в отличии от главного героя, раскрыт уже неполностью, и весьма трудно понять, что движет ею, что ее мотивирует. Персонаж остался для меня загадкой. И это несколько печально на мой взгляд, потенциал у нее есть и весьма хороший. Автору нужно было лишь немного доработать образ Дизиэт, и тогда героиня была бы что надо. Честно говоря, весьма трудно писать отзыв о книге, которую не понял до конца. Из-за этих перескоков туда-сюда во времени и пространстве нить сюжета постоянно сбивается, начинается путаница. Прибавьте сюда еще ужаснейший перевод и примерно поймете, какой адский коктейль в итоге получается. А читать заново пока не хочется, не настолько сильно меня зацепила книга, хотя общие впечатления от нее положительные. Первые две книги цикла на порядок лучше, проработаннее и интересней. Читайте, дерзайте, а я начинаю пятую книгу о Культуре — «Эксцессия».

Оценка: 8
– [  6  ] +

Иэн Бэнкс «Эксцессия»

Daedra, 25 декабря 2014 г. 17:29

Из прочитанных на данный момент мною книг о Культуре эта самая необычная. Необычная в первую очередь тем, что в ней мы видим ее (в смысле Культуру) глазами Разумов — могущественных искусственных интеллектов, с которыми сосуществую бок о бок люди этой цивилизации, а основа сюжета закручена вокруг того, что вполне можно назвать привидением.

Итак, корабли Культуры обнаруживают далеко в космосе загадочное аномальное образование, представляющее собой абсолютно непроницаемую черную сферу в полсотни километров в диаметре. Оно не прощупывается даже самыми мощными сканерами, не пропускает никакие виды излучений, но что самое удивительное — подает признаки разумности, а по возрасту оно старше нашей вселенной. Причем появилось внезапно, словно из ниоткуда, и там, где раньше не было ничего окромя космического вакуума. Поскольку ничего подобного Культура раньше не встречала, очень пристальный интерес к ней со стороны спецслужб и особенно Разумов вполне объясним и понятен. Однако о существовании Эксцессии (так назвали эту аномалию) узнала цивилизация задир. С этой расой воинственных монстров у Культуры отношения не то, чтоб плохие, скорее недоверительные. Слишком самобытны и агрессивны задиры. Ну а дальше и ежу понятно, что начинается война с ними. Задиры захватывают несколько баз и орбиталищ, к ним примыкает группа мятежных кораблей Культуры. И флот задир с флотом Культуры встречается возле Эксцессии. Ну а в центре этого водоворота событий оказываются совершенно не имеющие к аномалии никакого отношения люди.

Таков вкратце сюжет книги. Построен он хорошо, в начале быстро и стремительно развивается, в середине немного затянут, а затем следует такая же быстрая развязка. Вся книга разделена на несколько больших глав, каждая из которых разделена на несколько еще более мелких, в которых попеременно рассказывается о всех участниках действа. Резких перескоков в основной части нет, лишь ближе к концовке начинаются воспоминания гг, которые поначалу могут запутать читателя, но вскоре все быстро встает на свои места. Так что книга читается легко, сюжет затягиевает с самого начала, лишь где-то в середине местами бывает скучновато, глубокой смысловой нагрузки не несет и потому мозг не взрывается от обилия философских рассуждений автора. Однако несмотря на внешнюю простоту полно скрытых интриг, о которых ближе к концу начинаешь догадываться, а в развязке все уже преподносится на блюдечке с голубой каемочкой. Отдельное внимание стоит уделить нескольким вещам.

Во-первых, это задиры. Варварская по сравнению с Культурой цивилизация, смысл жизни которых в завоеваниях других народов и галактических простор. Иэн Бэнкс описывает их как бочкообразных монстров с множеством длинных щупалец, глазами на стебельках и клювом. Агрессивны не только к чужим, но и к своим, в постоянных боях с которыми проходит их жизнь. И в то же время задирам не чуждо чувство юмора, хоть и весьма своеобразное. Если вы читали книги о хищниках («Добыча» и «Планета охотников» Стефани и Стива Перри в соавторстве с Дэвидом Бишофом), то некоторые аналогии в укладе их жизни можно найти.

Второй особенностью являются Разумы. Это совершеннейшие искусственные интеллекты, управляющие не только космическими кораблями и планетами, но даже похоже и самой Культурой (по крайней мере, с каждой прочитанной книгой цикла все больше намеков на это). Поскольку живут они собственной независимой жизнью и являются полноценными индивидуальными личностями, им свойственны и все человеческие эмоции и амбиции. У них есть чувства, есть инстинкты, есть страхи. И, как и люди, они могут объединиться и вступить в сговор, причем далеко не всегда с благими намерениями. В предыдущих книгах о Разумах сказано мало, вскольз лишь. В «Эксцессии» автор раскрывает их как личности, показывая образ их мыслей, мотивы, раскрывает всю их психологию. Часто отдельные мини-главы это своебразная распечатка «чата», в котором участвуют лишь они. И из этих диалогов и дискуссий внимательный читатель увидит, насколько чужд механический разум человеческому.

За одно только блестящее описание и раскрытие сущности задир и Разумов уже стоит наградить Иэна Бэнкса высшей наградой. К сожалению, настолько же хорошо раскрыть персонажей-людей не получилось. Вроде все с ними ясно и понятно, а чего-то все равно не хватает, нет той самой изюминки, способной зацепить и заставить как-то переживать и сочувствовать. Какие-то они вышли «неживые» в сравнении с «живыми» Разумами и инопланетянами.

Общие впечатления от книги положительные. Читать действительно интересно и совсем не тяжело. Идеально для развлекательного чтения. Порекомендовать могу всем любителям космической фантастики, а ценителям творчества Иэна Бэнкса — порекомендовать настойчиво.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Владимир Скачков «Серебряный дракон»

Daedra, 9 декабря 2014 г. 18:47

Очень оригинальное произведение. Оригинальное в первую очередь тем, что далеко не каждый день мы видим на страницах книг дракона-оборотня, способного принимать человеческий облик, и еще реже видим его в технофэнтези. Тут вам и гоблины-тролли-эльфы, и межзвездные путешествия, да еще и магия до кучи. Уложить столь разные вещи в одну книгу, да еще и красиво уложить — задача невероятно сложная, но с ней автор справился превосходно. Он смог создать красочный и живой мир, смог создать интересных и колоритных персонажей, за которых реально переживаешь и радуешься. Книга не отпускала с первых же страниц и до самого финала, в итоге я прочитал ее за два дня. Согласен с автором предыдущего отзыва, мегакрутость гг под конец уже несколько надоедала, а в-целом роман получился очень интересный, с захватывающим сюжетом и яркими персонажами.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Захар Петров «Метро 2033: МУОС»

Daedra, 7 декабря 2014 г. 15:21

Я прочитал эту книгу еще в 2010 году, когда она не входила во «Вселенную» и называлась «МУОС: Постъядерный Минск 2051». До нее я прочитал оригиналы Метро 2033 и 2034 Глуховского и фанфик «Метро: Предыстория». Скажу честно: оригиналы и рядом не стояли с «МУОС». Захару Петрову удалось создать очень страшную и реалистичную атмосферу, по сравнению с которой оригиналы кажутся не более, чем детскими страшилками. Читать было реально страшно, немногим книгам удалось произвести на меня такое впечатление. Петров смог вызвать во мне и сопереживания героям, читая я ощущал себя сторонним наблюдателем происходящих событий. По тем ужасам, которые творятся в минском метрополитене, оно намного превосходит московское. Одни только ленточники, которые по сути и послали в Москву сигнал, чего стоят, а если прибавить еще и морлоков... С самого начала книга круто зацепила меня, не давая мне остановиться. В итоге я прочитал ее за два дня. В книге все отлично и хорошо описано, персонажи раскрыты замечательно, сюжет интересный и захватывающий, но книга не завершена логически. В финальной сцене происходит встреча нескольких противоборствующих сторон, и должна по сути быть конкретная мясорубка, но она так и не происходит. Явный намек на продолжение, и оно было и тогда, но оно недописано и по сей день. Продолжение называется «МУОС: Чистилище». Подводим итог. Книга получилась настолько непохожей на оригинальное «Метро» Глуховского, что становится ясно, почему так долго не включали в серию, это совершенно иная атмосфера, совершенно иной стиль, а кроме того и время — 2051 год. Если вы поклонник или поклонница оригинала, хотите взглянуть на метро с другой стороны и получить новые, яркие и незабываемые ощущения, то «МУОС» — это именно то,что вам нужно. Приятного прочтения!

Оценка: 9
– [  6  ] +

Сергей Тармашев «Наследие»

Daedra, 10 марта 2014 г. 08:49

Оригинальное произведение в жанре постапокалипсис. Действительно, если в других книгах этого жанра в качестве глобальной катастрофы выступают всемирные атомные войны, природные катаклизмы или нашествия инопланетян, то в «Наследии» это нынешняя пищевая промышленность. Из всех различных вариантов конца света, описанных в литературе и кино, данный вариант на мой взгляд наиболее вероятен. Более того об этом уже вовсю твердят ученые, а вслед за ними и СМИ, что продукты на основе ГМО смертельно опасны и приводят результаты своих исследований. А в какой-то передаче по зомбоящику я несколько лет назад видел сюжет о человеке, у которого в результате потребления таких продуктов появились мутации, а именно — на руке начали рости колючки одного из видов пустынных кактусов. Чем не лиг, описанный Тармашевым в книге? Книга очень интересная и на самом деле очень страшная.Страшная тем, что в процессе чтения понимаешь: это не фантастика, это реальность чистой воды. Кстати некоторые персонажи книги это реально живущие сейчас люди. Советую прочитать «Наследие» всем, даже тем кто на дух фантастику не переносит.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Роберт Торстон «Путь Кланов»

Daedra, 23 января 2014 г. 19:33

Прочитал всю трилогию с большим удовольствием, шедевр боевой фантастики по моему мнению. Такие книги становятся классикой.

Оценка: 8
⇑ Наверх