fantlab ru

Вернор Виндж «Дети неба»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.34
Оценок:
455
Моя оценка:
-

подробнее

Дети неба

The Children of the Sky

Другие названия: Дети небес

Роман, год; цикл «Зоны мысли»

Аннотация:

Прошло 10 лет после уничтожения Погибели. На планете Стальных Когтей царит средневековье. Сотня осиротевших подростков, чьи родители разбудили Погибель, не хотят верить, что их родители могли сделать что-то плохое. Может быть флот Погибели, находящийся в 30 световых годах, несёт вовсе не смерть, а спасение? Зачем направлять все ресурсы Владений Резчицы на развитие новых технологий? Зачем терпеть диктаторские замашки Равны? Она уже не единственный взрослый человек на планете и не может решать за всех. Пока люди разбираются как им дальше жить в мире Стальных Когтей, правители самих Стальных Когтей начинают сами задумываться о своей собственной научно-технической революции на основе архива корабля Равны.

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2011 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 5-е место

номинант
Прометей / Prometheus Awards, 2012 // Лучший роман

номинант
Локус / Locus Award, 2012 // Роман НФ

Похожие произведения:

 

 


Дети неба
2013 г.
Дети небес
2017 г.

Самиздат и фэнзины:

Дети небес
2011 г.

Издания на иностранных языках:

The Children of the Sky
2011 г.
(английский)
The Children of the Sky
2012 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дети небес это продолжение Пламени над бездной. Видимо читателям понравилась тема с коллективным разумом собак. И автор решил раскрыть их социальные и политические отношения.

Представьте: 150 штук человеческой колонии живут в государстве основанном Резчицей на месте поломанного корабля людей.

Стремительное развитие технологий под чутким руководством Равны. И оппоненты Резчицы, стремящиеся отвоевать их у нее. Автор подкидывает в костер интриг некого юношу, созревшего к захвату власти. В общем типично для человеческого общества: ложь, убийства, подковерные игры. На фоне людей собаки выглядели более благородно что ли... Да и как иначе? Они ведь телепаты.

Вспомнился рассказ Булычева Перевал, где тоже экипаж корабля и их дети оказались на чужой планете. По моему «Булычёвцы» были сплоченней.

Тема «Погибели», — силы из космоса теперь почти не затрагивается.

Под конец произведения отыскивается космическая подружка Равны, заселившая океаны планеты своими отпрысками, с помощью которых Магнат (оппонент Резчицы) организовал конвейер с бестолковыми роевыми собачками живущими в тропиках (тропические разумы видимо всюду бестолковые?). И на тебе — заводы «Форда» работают как роботизированные комплексы.

Все время пыталась представить как собаки зубами берут радиодетали и припаивают к подложке. Как плавят металл? Как держат лопату, нож, оружие? Ноги их не приспособлены для этого. Автор даже не пытался этого объяснить. Как и многое другое — что представляет собой зона «медленная и быстрая», почему пространство меняет характеристики

Что это такое — Сила? Как называется планета наконец на языке собак и как сами они себя зовут (Когти — это то название что дали им люди). Антропоцентризм выпирает выпукло и глупо.

Хотя казалось бы книга об инопланетянах, их сообществе.

В общем то понравилось. Прочла быстро. Хоть и много негативных отзывов, я б поставила не 3 как некоторые, а хорошую 7

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В свое время прямое продолжение «Пламени» прошло мимо, решил на длинных выходных закрыть пробел.

Отзывы не читал — зачем? Виндж это имя! Афиша! Касса! Даже если будет не так хорошо, как в «Пламени», все равно не заскучаю. Черт с ним, с флотом Погибели и мегаполитикой галактического фидонета, у нас есть прелестный мир стайных телепатов и знакомые герои, будет весьма интересно понаблюдать, что с ними, как живут, чем дышут. Да? Нет.

Это оказалось не просто скучно, это какая то духота возведенная в степень. Нет, возможно, я все упустил и именно после тридцати пяти процентов, на которых я забросил «Детей», начинается самое интересное: Равна перестает быть идиоткой(что прощалось в первой книге, т.к. первая любовь, катаклизм, уничтожение родины, все это вместе сильно на голову надавило), Джоанна истеричкой (что прощалось в первой книге, ибо подросток есть подросток), Резчица вновь становится хитрой и творческой стаей а Странник мудрым авантюристом. Штош, жаль если так.

Вообще это, конечно, шок. Я просто не верю, что это написал тот же человек, что «Пламя над бездной», настолько это плоско у нудно. Будь авторкой какая-нибудь Варвара Крылатская и называйся книга «Переполох в академии Стальных Когтей» — ни одного бы вопроса не возникло.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

На фоне двух предыдущих книг цикла «Дети небес» смотрятся довольно странно и местами даже откровенно слабо. Меньше всего я понимаю, что заставило Винджа так кардинально сменить жанр — с космической фантастики, заметно превалирующей над ксено-составляющей, на социальную драму, пусть и с налётом всё той же ксенофантастики.

Как правило, такие внезапные потрясения литературных основ не идут на пользу произведению, и этот конкретный роман, увы, исключением не стал.

А чем стал — вопрос, конечно, хороший.

Лично я восприняла все эти почти 800 страниц текста (да, кирпич тут как обычно у Винджа, потому что автору есть, что сказать) как одну подзатянувшуюся историю взросления кучки, как это говорится в рунете, малолетних дебилов. Причём дело даже не в возрасте, а в состоянии души почти всех участников, которые очень часто делают откровенно неумные поступки. Даже многовековые стаи, вроде Резчицы и Свежевателя, местами ощутимо поглупели, хотя уж они-то, казалось, живут в своём мире всю жизнь и должны обладать релевантным опытом.

Но нет.

Персонажи то и дело демонстрируют либо детскую наивность, либо подростковый максимализм, либо всё сразу (и можно без хлеба).

При этом сказать, что «Дети небес» совсем неинтересно читать, было бы, пожалуй, нечестно. Тут есть интересные идеи — в том числе и та самая проблематика взросления кучки не особо умных детей, которых выбросило на обочину высокотехнологической трассы. Действительно, когда долгое время живёшь в лаборатории, три четвёртых вычислительных проблем решают импланты в голове, приближающие тебя к гению, а потом оказываешься в доиндустриальном мире, это, во-первых, огромное потрясение, во-вторых, тяжёлое испытание.

В этом плане у меня не возникло вопросов, почему часть детей только и делала, что закатывала истерики с требованием вернуть всё взад — вместе с технологиями, потому что им не хочется стареть, заниматься физическим трудом, выполнять долгую и муторную исследовательскую работу и быть прогрессорами. А кому хочется-то. Другое дело, что двадцать с небольшим лет — уже тот возраст, когда человеческий мозг вроде достаточно развит, чтобы понимать, что не над всем он властен и не всего можно добиться здесь и сейчас без усилий, ну да ладно.

Ещё много времени уделяется довольно сомнительным попыткам всё той же особо одарённой части уцелевшего человечества доказать — прежде всего себе, — что на самом деле Погибель, которая летит к ним сквозь бескрайний космос, она вот хорошая и собирается их спасти. Не совсем понимаю, как у них так ловко замкнул мозг, что весь погибший на их глазах персонал лаборатории, исследовавший архив, где и спала Погибель, внезапно перестал быть достаточным аргументом в пользу того, что никто не собирается никого спасать. Невил и ко постоянно возвращается к тезису «наши родители были умными!!!111» — ну ок, но они погибли, и погибли до того, как на помощь уцелевшим бросилась Равна, значит, не Равна была этому причиной. И почему лаборатория в полном составе погибла — от большого ума, что ли, почему это так откровенно игнорируется?

Возможно, конечно, что на самом деле вся компания отрицателей и сама была заражена Погибелью, а потому не просто не вдупляет в происходящее, но у них по определению к этой Силе большая вселенская любовь, но истины читатель так и не узнаёт. А жаль, по крайней мере, такое развитие событий внесло бы в очень неторопливое повествование некоторых острых ощущений, которых прям не хватает.

Неторопливость — вообще бич книги. В ней очень мало, что происходит, а то, что происходит — на самом деле кулуарные разговоры в избытке. Основу всех, абсолютно всех сюжетных событий составляют интриги, которые плетут все против всех со всеми же, и в этом плане «Дети небес» куда ближе к какому-нибудь ПЛиО с дворцовыми переворотами.

Не то, чтобы я имела что-то против дворцовых переворотов, но всё же от прямого продолжения истории про Погибель я хотела Погибели, ИИ и альтернативной физики пространства, а не построения нового технологичного общества вопреки сопротивляющимся одарённым людям, которые впали в подростковый нигилизм.

Чего мне не хватило, сказать сложно. Вернее, даже не так: мне столько всего не хватило, что перечислять устану, но больше всего мне не хватило космической глобальности, которая восхитила моё воображение во втором томе. Бескрайность космоса, поделённого на Зоны, бесконечная смесь и переплетение рас, ИИ, разлёт времени в несколько миллиардов лет, которые можно даже не заметить, космические библиотеки и прочее — вот этого всего здесь нет.

И Фама Нювена тоже нет, разве что его безмолвная могила, к которой Равна периодически ходит поплакать или хотя бы поскорбеть. Жаль, его здорового взрослого цинизма этому детскому саду очень сильно не хватает.

Большая проблема ещё и в том, что по итогу у книги нет финала.

Автор рассказал огромную историю длинной в десять лет, построил отдельно стоящую базу для отрицателей здравого смысла, научил Когтей автоматизировать производство и произвёл первую партию микрочипов (непонятно, правда, на каком техпроцессе, ну да ладно), но... Но дальше-то что? Погибель так и не прилетела. Её флот так и висит где-то в тридцати световых годах от планеты. Объяснений, что и зачем ей надо, тоже так и не появилось.

И вообще не могу отделаться от ощущения, что должен быть ещё четвёртый том, в котором найдут Странника, воскресят Нювена, построят прямоточный двигатель, сдвинут быструю Зону и встретятся наконец с Погибелью. Но прошло одиннадцать лет с момента написания «Детей небес», и я что-то не нашла ни одного упоминания про четвёртый том, что он есть хотя бы в задумке.

Между первыми двумя и третьим, правда, было больше двадцати... Не знаю, своеобразно всё.

Но что прочитала, в любом случае не жалею, пусть это и было не то, чего я ожидала, но интересные мысли у Винджа в тексте по-прежнему встречаются.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

На фоне остальных книг серии очень слабенько. Много писать не буду, согласен с большинством рецензентов. А причина по моему скромному мнению — эта книга написана по контракту с издательством, а остальные из серии — по вдохновению... Отсюда и натужность сюжета, и затянутость повествования. Как будто автор потерял интерес к теме, а писать надо...

Оценка: 5
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое, что хочется сказать по поводу «Детей неба» — это последний роман цикла «Зона мысли». И только он выходил в «Снах разума», так что все коллекционеры серии вроде меня, были поставлены перед выбором: искать предыдущие части и читать сначала их, либо попробовать осилить «Детей неба» без предварительной подготовки. Я выбрал второй вариант.

Книга представляет собой семисотстраничный кирпич, под завязку наполненный размышлениями и диалогами, с небольшим количеством приключений и лишь с намеками на масштабность действий. В аннотации книги указана некая Погибель, которая угрожает всему живому, однако толком эту штуку не покажут и что она из себя представляет не пояснят.

Итак, сюжет. На планету Стальных Когтей вроде как надвигается флот Погибели, а местные жители, которые относятся сразу к двум расам: людей и мыслящих стай собак, развиты примерно до уровня средневековья. Принимается весьма спорное, но волевое решение в кратчайшие сроки подтянуть цивилизацию как минимум до технократического общества и попытаться дать отпор более продвинутому врагу. Между тем, не все местные жители считают, что Погибель – это что-то плохое, а экстренное развитие – что-то приятное. Поэтому намечается социально-политико-философский конфликт, который так и остается намеченным. Большую часть книги кто-то куда-то ходит, о чем-то думает, что-то делает, но ничего существенного при этом почти не происходит.

И больше всего расстраивает недосказанность романа. Да, локальный квест главной героини приходит к своему логическому завершению, но финал оставляет не просто лазейку на продолжение, а целую дыру, в которой виднеются и неразрешенный конфликт этого романа, и неразрешенный конфликт всего цикла. По ощущениям, после «Детей неба» нужно написать еще один роман продолжение, а то и целую трилогию.

Ладно, отложим фрустрацию от сюжета в сторону. Чем книга запоминается помимо этого? В принципе, неплохими приключениями, достаточно интересной расой разумных стай собак, не очень умной главной героиней и однозначным делением персонажей на добрых и злых. Это не совсем плохо, но ожидал как-то большего и лучшего.

Довольно средний научно-фантастический роман, с неплохими, но нереализованными задумками. Читать можно, но необязательно.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма занудно, автор так и не оставил свою привычку наделять иные расы чертами человеческого общества, эти вечные отсылки на средние века и человеческое общество (и не только здесь) могут испортить любую идею, даже такую как групповой стайный разум Стальных Когтей. Глупость героев иногда зашкаливает, а обилие тщательных описаний второстепенных деталей, которые не несут никакой смысловой нагрузки, вообще заставляли просто переворачивать страницы. Разочарована, что тема с погибелью так и не раскрыта, вся книга только о мелких глупых и никчемных интригах...

Оценка: 5
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман вроде бы из цикла «Зоны мысли», но на мой взгляд имеет самостоятельную мысль. Хотя и связан с циклом воспоминаниями о прошлом. А сюжет очень редкий — очень сильная ксенофантастика!Показать внутренний мир гуманоидной расы собак!При этом стайный гуманоидный разум. Сложно даже придумать как живут и мыслят инопланетяне, а здесь Виндж замахнулся вообще на фантастическое воображение разума. Синглеты -элементы собачьей стаи, самостоятельно очень ущербны, не совсем разумны, не умеют говорить и мыслить. Только в составе стаи из 4-х и до 8-х элементов стая начинает мыслить и творить.И на протяжении всего романа -описаны взаимоотношения стай -творцов и убийц, предпринимателя и королевы, потери и приобретения. На этом фоне описания жизни стай как -то на второй план отходят взаимоотношения между людьми, поневоле оказавшимися на этой планете после катастрофы. Виндж никого из рас не идеализирует и не принижает -в этом его талант здесь -расписал до подробностей всю грязь и радость отношений между индивидумами рас -человеческой и собачьей.Хотя собаки здесь — это только они похожи на собак в нашем понятии.

Оценка: 10
– [  29  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Дитя инфантильности». Рецензия на роман Вернора Винджа «Дети неба»

Как сообщает нам аннотация на обложке российского издания, семена, посеянные в прошлом, могут прорасти плевелами, удушив будущее. Это особенно верно в отношении данного романа. Видно, как Виндж пытается развиваться, выписывать конфликты, не ограниченные банальным противостоянием с черным властелином, создавать характеры сложнее, чем банальное «добрый» или «злой». Но груз предыдущих, крайне неудачных книг тянет его вниз, и в итоге убивает, душит все интересные задумки автора. И тут не обойтись без спойлеров.

События романа, за исключением первых, вводных глав происходят спустя десять лет после окончания «Пламени над бездной». Равна с кучей повзрослевших (но только физически, а не умственно) детей из верхней лаборатории заперты на планете Стальных Когтей. К ним на релятивистских скоростях движется Погибель (черный властелин, чума из космоса из первой части). И, чтобы хоть как-то противостоять ей, нужно очень быстро развить технологии до космической эры. По замыслу автора это должно как-то помочь в борьбе. Как — не поясняется. Автор оставляет за скобками, что Погибель без видимых усилий подчиняла себе цивилизации Запределья, достичь уровня которых, находясь в Медленной зоне невозможно физически. Любое наращивание технологий для борьбы с Погибелью в данных условиях можно сравнить со строганием деревянного меча, после того как врага не удалось остановить прямым попаданием из гранатомета, а атомная бомба (контрмера) только замедлила его продвижение. Автор оставляет это, крайне существенное, на мой взгляд, противоречие без внимания. Что хуже, его без внимания оставляют и все, кто высказал свое мнение о романе ниже.

Ладно. Давайте в рамках этой рецензии представим, что цивилизация из медленной зоны, достигшая максимально возможного уровня развития, способна противостоять погибели. Иначе нам с самого начала придется признать все, происходящее в романе ерундой, копошением в муравейнике на фоне лесного пожара. Задача Равны, главной героини, ясна и понятна: прогрессорство во все поля. Но есть нюанс. Равна круглая дура и абсолютно никакой руководитель. Поэтому, спустя десять лет после начала ее прогрессорской деятельности, вопрос о просранных полимерах актуален как никогда.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Технологическое развитие буксует. Не удалось даже производство раций наладить. Все больше и больше сомневающихся в правильности избранного пути. Назревает серьезный общественный конфликт: дети из спасательных капсул не молодеют, а Равна тратить время на технологии продления жизни не спешит. Мол, дела и поважнее есть. При этом сама она уже прошла весь курс биотехнологических процедур и будет жить чуть ли не вечно.

Закономерно появляются недовольные, в том числе так называемая Группа Изучения Катастрофы (Сокращенно ГИК), которая прямо называет Фама Нювена злодеем, Равну — обманщицей, а флот Погибели переименовывает во флот Спасения.

Естественно, подобное общество представляет смертельную опасность для планов противостояния Погибели, а значит и для планеты в целом. Необходимо признать ГИКов вне закона, как опасных экстремистов, которыми они, по сути, и являются. Организовать слежку за членами общества, выйти на главарей. Но это же Виндж! Поэтому что делает Равна?

Правильно. Ни-хре-на.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Дальше-больше. Равна выходит на следы крупного заговора, который в принципе может привести к революции, смене власти и, как следствие отмене всех мер по противодействию Погибели. Но тут на сцене появляется черный властелин данного романа, великий и ужасный Невил. На самом деле крайне ограниченный и самовлюбленный тиран, на манипуляцию которого могут поддастся только конченные идиоты. Вроде Равны, да. Следуя его советам, она решает умолчать о готовящемся заговоре против нее самой, а после кратчайшим путем идет к полному политическому провалу.

Но давайте отвлечемся от ошибок Равны, описывать которые занятие весьма безблагодатное. В конечном счете, ее кромешная глупость является частью авторского замысла. Взглянем лучше на ситуацию в целом. А тут, надо сказать, не все так плохо. В наличии прогрессорство, контакт и совместная жизнь двух принципиально разных цивилизаций. Наконец-то в достаточной мере раскрыта сложная природа разума стай. Есть сложный, практически неразрешимый общественный конфликт, когда скорейший и наиболее эффективный путь развития вызывает наибольшее недовольство спасаемых. Есть и второй план повествования: то, как со временем, под действием общественного мнения, подогреваемого группой клеветников прошлое искажается, вплоть до того, что история встает с ног на голову. При желании можно найти и третий, и четвертый план... но это же Виндж! А значит все авторские идеи не получат должного развития, так и останутся нераскрыты. И причин тому несколько.

1. Схематичность характеров персонажей.

Ранее, в рецензии на «Глубину в небе» я уже говорил, что всех персонажей Винджа можно разделить на коварных злодеев (Невил, Хранитель) и наивных добряков (Равна, Резчица, Джоанна, Странник и иже с ними). Вторых больше, но первые крутят ими как хотят. Роман просто перегружен рассуждениями о том «хороший этот парень или плохой», «сражается он на стороне добра или зла». На полном серьезе, да. И на высшем государственном уровне. Да в распоследней фэнтезе уже такого нет! Полному дураку понятно, что люди, прежде всего, преследуют свои интересы, а не служат абстрактному «злу». Но Виндж из романа в роман шпарит одно и то же. Разумеется, создать сколь бы то ни было серьезный и глубокий конфликт, сделать его достоверным, располагая столь скудным инструментарием невозможно.

2. Невнимание к деталям.

Верхушка айсберга перекочевала из предыдущего романа: химеричная, излишне очеловеченная цивилизация Стальных Когтей. Собачки по-прежнему копают землю лопатами, орудуют топорами (вспомните момент, когда Равна косплеила знаменитую сцену из фильма «Сияние» Стэнли Кубрика) и живут в замках. Это то самое бездарное наследие прошлого, о котором я говорил выше. Но если копнуть глубже, можно заметить огромное количество благоглупостей. Всего один, мельчайший пример, чтобы не занимать много места. Цивилизация Когтей находится на средневековом уровне. Но в замках у них стоят кондиционеры, устройства принципиально иного технологического уровня. Я не прошу представить, как стая собачек могла собрать кондиционер, эта задача способна взорвать самый подготовленный мозг. Просто оцените всю небрежность автора по отношению к создаваемому миру. Естественно, верить в него не получается даже под пушечным дулом.

3. Подмена серьезных социальных вопросов фантастики: прогрессорства, контакта, ксенонавтики очередным банальным приключаловом, борьбой с черным властелином (он, кстати, на этот раз вышел хиленький, примерно как Кайло Рен из нового эпизода Звездных Войн) и роуд-стори. Чтобы проиллюстрировать это придется вернуться к сюжету романа.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А развивается он следующим образам: Равна получает по морде (в буквальном смысле) и оказывается за много миль от холма звездолета. Та же участь ждет Джоанну, ее соратницу. Теперь герои должны вернуться назад, на холм и свергнуть деспотичный режим Невина, который в их отсутствие творит что хочет. По пути нас ждут невероятные приключения, борьба за жизнь, драматичные самопожертвования и даже организация циркового представления. В общем, стандартный репертуар приключенческого романа. Большая часть книги уходит на ходьбу туда-сюда, в то время как заявленный вначале конфликт цивилизаций находится в стагнации.

Немного сглаживает ситуацию появляющийся ближе к финалу Магнат, промышленный гений, невероятный взлет которого объясняется очень просто. Он, подобно крупнейшим производителям электроники и бытовой техники, заставил работать на себя китайцев. Нет, серьезно, воспринимать Хор иначе, чем пасквиль на Китай и прилегающие к нему страны-источники дешевой рабочей силы для европейских и американских магнатов не получается. И пусть в начале Магнат кажется сложным и неоднозначным персонажем, в финале Виндж опустит его до гениального чудака, не видящего дальше своего носа.

Кстати, о концовке романа. Тут Винджу удалось еще раз ударить в грязь лицом, доказав всю беспомощность и нежизнеспособность персонажей и продвигаемых ими идей.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Герои вернулись и всех победили (ну кто бы сомневался). Невил посрамлен и с группой сподвижников уходит жить отдельно, при этом забирая с собой из звездолета все, что не прибито гвоздями. Он намерен продолжать свою политику восхваления Погибели. Очевидно, что он представляет прямую и явную угрозу для планов прогрессорства, которая в будущем, со стопроцентной гарантией, перерастет в военный конфликт. Нужно прямо сейчас, пока доказательства преступлений на лицо, схватить и судить его.

Но это же Виндж! Угадайте, что делают наши герои?

Итак, ГИКи живут отдельно и больше не мешают прогрессорсткой деятельности Равны. Проходит время и вот, фабрики собачек начинают производить микропроцессоры. Будет чем закидать Погибель, когда она долетит. А что же с центральным конфликтом «Детей неба»? Помните недовольство «Детей» отказом от развития технологий продления жизни в пользу скорейшего прогресса. Как же автор разрешил эту дилемму?

А никак. Он просто забыл то, с чего начинал. Равна находит себе мужика, они целуются, и на сцену опускается занавес.

Финита.

«Детьми неба» Виндж в очередной раз доказал свою полную несостоятельность в качестве писателя-фантаста. Не помогли даже отказ от глобальности и уменьшение количества персонажей. Очевидно, выдавать тексты лучшего качества Виндж не способен физически. Поэтому продолжать чтение книг этого автора я больше не вижу смысла.

Оценка: 5
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Дети неба» возвращают в горькое, местами постсингулярное будущее, знакомое по «Пламени над бездной». Чего ждать? Прошлый раз запомнился слабопонятным и неточным переводом, гениальной концепцией; сюжет и композиция поддаются резонной критике; герои неживые, даже глупые, совершают немотивированные поступки. А ещё здесь живут Стальные когти... ах, Стальные когти!

Неудивительно, что автор вернулся к теме быта их доиндустриальной планеты, уходя в сторону от масштабности Зон мысли, и закрываясь на ключ в кузнице прогрессорства, замковых интриг и предательств.

Продолжение напомнило... «Войну Чести» Вебера. Точек соприкосновения почти нет, но зачинщик здешнего кипиша Невилл так похож на госсекретаря Республики Хэвен Джанколу. Оба великих манипулятора не внушают должного благоговения перед читателем (готовьтесь часто кричать: Не верю!). Зато в локальных книжных вселенных на них разве что не молятся. С Невиллом не могут справиться ни великовозрастная принцесса Равна, ни матёрый политик Резчица, ни подружка и без пяти минут супруга Джоанна. Герои изначально ведут себя странно, словно живя в персональном космосе. Равна десять лет не замечает ничего что творится кругом, Джоанна – того, что её избранник последний мерзавец и честолюбивый политикан-расист.

Виндж расширил географию планеты Стальных когтей, но так и не населил даже его малую часть живыми людьми и аборигенами. Вычурные рассуждения в диалогах, аргументация на уровне детской наивности, Сократовский диалог, не идущий дальше этапа принятия. Можно сколько угодно обосновывать мотивы и явные несуразности, но ясно одно – народы Зон мысли по-прежнему рисуются росчерком пера, оставляя простор для интерпретаций их поведения размером с Юпитер.

В пику этому, книжка понравилась в разы больше «Пламени». Избавившись от вселенского размаха, она обрела душевную уютность «Вентуса» Шрёдера. До него «Детям» расти и расти. Примерно равные по объёму, творение канадского фантаста обходится без провисаний сюжета, до глянцевого блеска шлифует мотивацию и характеры, держит темп, сохраняет интригу. У Вернора со времени «Пламени» драма усилилась, динамика – упала, язык — сухой, хоть костер разводи, структура романа – та же: будничное начало, большая проблема, которое ставит все с ног на голову, надуманное дорожное приключение, в котором мы осмысливаем причины и последствия, да размышляем как всё исправить. Событий немного и кажется, будто приключений не будет вовсе. Будут. Жаль мало.

Чаще развлекают самокопанием Равны: о себе, детях, текущих процессах. Философский подтекст этих дум притянут, но понятен, ведь и Отрицатели узнаваемы (как класс, а не конкретная группа); правы они или нет? Ответа нет ни в строках, ни между ними. Морализаторский вывод как прозрачный полунамёк: плохи не идеи и не люди, а поступки. Да и то, степень осуждения зависит от развращённости эпохи.

В то время как мы слушаем поток измышлений, остальные актёры застыли в позах и ожидают, когда им разрешат вставить пару реплик. В последующих сериях большую роль, возможно, сыграют Джоанна и Джефри. Не зря же мальчишку так активно стараются подружить с Равной. Что может быть общего у дурочки-принцессы с девятнадцатилетним конформным дурачком? Не говорите, догадаюсь. Лет через десять узнаем наверняка.

N.B. Чтобы, правильно понять позицию рецензента, следует сказать, что алогичность почти всех ситуаций, откровенно странный финал и отношение к злодею остаются за скобками.

Оценка: 7
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Откровенно слабая книга, тем более – на фоне предыдущих частей. Ноль новых идей, оборванные сюжетные линии, неубедительные характеры и мотивация, клинический идиотизм всех персонажей. Если в “Пламени над бездной” серьёзно обиженной умом показана одна Равна, на фоне которой самоутверждаются остальные герои различных национальностей, то в “Детях Неба” по-идиотски ведут себя все, включая показанного в прошлой книге гением интриг Свежевателя и мудрым правителем – Резчицы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Основной вопрос, который должен был бы задать себе любой герой, рассуждающий в логике “Пламени над бездной” (хотя бы тот же Странник, достаточно пообщавшийся с Нювеном): если размороженные страумеры, не заставшие Контрмеру, теперь открыто поддерживают Погибель, то не значит ли это, что они действительно являются её агентами, и нужно “искоренить заразу”, о чём кое-кто прямо предупреждал в предыдущей книге? Этот вопрос даже не приходит в голову автору.

Невил, как достоверно известно, убил массу людей и стай, в том числе послужил причиной частичной смерти Шелковинта, и всем, включая самого Шелковинта и Свежевателя, на это почему-то оказывается наплевать, Невила принимают в качестве обычного политического оппонента (а кто и идёт к нему в подданные). Причём речь в этой идиллической картине терпимости идёт, в частности, о том самом Шелковинте, который в предыдущей главе, ни на секунду не смутившись, зарезал тотальной смертью половину экипажа воздушного корабля Хранителя просто за их преданность командиру, и о той самой Джоанне, которая вошла в легенды своим буйным нравом.

Абсолютно психологически недостоверны переживания страумских детей по поводу правоты своих родителей, в то время как естественной подростковой реакцией является отрицание родительских достижений. И эта недостоверность никак не объясняется.

Вдруг Хранитель оказывается умнее Свежевателя, и сам же Свежеватель это признаёт, хотя в предыдущей книге Свежеватель был в состоянии играючи послать Хранителя на смерть под пушками, сам находясь в другом государстве.

В общем, если “Пламя над бездной” было программным манифестом постгуманизма, то “Дети Неба” – основанная на его материале слабенькая мыльная опера, вдобавок отдающая плоским политическим памфлетом, где под видом Домена показана американская демократическая система, Погибели – СССР, а тропического Хора – Китай. Такое впечатление, что либо Виндж писал это произведение не сам, либо у него очень упал уровень рефлексии.

Оценка: 2
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман Вернора Винджа «Дети Неба» является прямым продолжением «Пламени над бездной», отзыв о котором я написал в прошлый раз. Несмотря на то, что он также относится к циклу «Зоны Мысли» (иногда цикл называют «Кенг Хо»), отличия между ними кардинальные. Самые главные это жанровые отличия. Если предыдущее произведение было космооперой, причем достаточно сильной, то рассматриваемое классифицировать следует пожалуй как социально-психологическую фантастику и к сожалению гораздо слабее. Кроме того, автор в угоду сюжетной линии значительно сократил масштабность происходящих действий с бескрайних галактических простор до одной-единственной планеты. Перечислять можно еще долго, да и не нужно. Поэтому приступлю непосредственно к обзору.

Основное повествование «Детей Неба» начинается спустя десять лет после событий «Пламени над бездной» (кстати, если вы не читали ее, то я настоятельно рекомендую сделать это, иначе многое понять будет сложновато). На планете Стальных Когтей, где оказались спасшиеся после инцидента в Верхней Лаборатории дети и спасатели, людское население живет бок о бок с аборигенами. На первый взгляд все кажется нормальным. Создана более-менее развитая инфраструктура, ведутся научные изыскания и с местными отношения доброжелательными, а заправляют всем этим Равна Бергсндот и королева Резчица. Но среди выросших детей начинаются треволнения. Они не желают верить, что их родители растормошили древнее вселенское Зло в лице Погибели, не верят в то, приближающийся ее флот несет смерть, а не спасение. Так начинается раскол. Вдобавок ко всему некоторые из Стальных Когтей так жаждут получить доступ к людским технологиям с борта рухнувшего звездолета, что ради достижения желаемого готовы на все.

Такова завязка. В книге мы увидим весь спектр человеческих пороков: алчность, жажду власти и наживы, предательство, подлость и подставы. Мы увидим похищения, убийства, шантаж и месть. Но и для положительных качеств вроде верности и дружбы и даже чуть-чуть любви есть место. И все эти черты присущи не только людям, подвластны им и аборигены-Стальные Когти, серьезно отличающиеся от них биологически и очень схожие эмоционально, о чем я писал ранее. Первые семьдесят-восемьдесят процентов книги посвящены описанию именно этого. Довольно подробно описанный в первой части социум коренных жителей дополняется некоторыми новыми фактами, благодаря которым уже несколько иначе смотришь на них. К примеру, продемонстрированы эксперименты по собиранию стайного разума из фрагментов-синглетов, показано как повлияет замена и лишение сначала одного, а потом и нескольких из них и так вплость до синглета-одиночки. Все это интересно, но расписано скучновато и затянуто. Частенько бывало, что я прочту одну главу и останавливаюсь на день-два. Или более. Но в финале темп повествования усиливается и из социально-политического детектива превращается уже в некоторое подобие боевичка, читать уже интереснее, ждешь наконец-то развязки и победы над Погибелью (или хотя бы как минимум спасения от нее), но этого так и не происходит, и концовка остается открытой, намекая на возможное продолжение. И это немного разочаровывает. Все мы прекрасно знаем, что бывает с циклами, если следующие книги слабее предыдущих. Здесь мы наблюдаем именно это. Разогнавшись в «Пламени над безной», господин Виндж конкретно затормозил в «Детях Неба». Печально.

В плане описания и раскрытия персонажей нареканий у меня нет, все остается на том же весьма приличном уровне, что и ранее. Прослеживается мотивация действий основных героев, видно их развитие именно как главного элемента сюжетной линии, а вовсе не как декоративное приложение к сухому тексту. Мы увидим как соратники становятся предателями и врагами, а старые враги соответственно друзьями или хотя бы не-врагами. Единственное, что немного мешает это обилие незначительных для сюжета второстепенных персножей. Их многовато, это может запутать кто из них есть кто и действительно выглядят как декорации для фона. Но только из-за количества этот самый фон получился больше похожим на мазню, нежели более-менее стройную картину.

Подводя итог еще раз скажу, что читать «Дети Неба», не прочитав «Пламя над бездной» лучше не стоит. Здесь мы видим развитие уже полюбившихся героев, а некоторые сюжетные особенности будут просто непонятны незнакомому с началом читателю. По многим другим отзывам как на нашем сайте, так и на других, я понял, что не совсем в правильном порядке начал читать цикл. Между этими двумя книгами надо было читать «Глубину в небе», отзыв о которой будет мною выложен в следующий раз.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Даже не скажу определенно, чего больше: разочарования или удовлетворения. Разочарование, безусловно, присутствует. Повествование затянуто, а новых идей не замечено. Да и намек на продолжение не обнадеживает. Рискну предположить, что в будущем тексте автор сведет Погибель и пирамиду хора, не зря же Странник где-то там потерялся...

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Согласен со всеми кто удивлён каким-то просто садистским и планомерным выпилом из серии всех прекрасных задумок. Хотя задатки были и ещё какие! Но почему то сначала:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
1. Кенг Хо уходит в небытие. Хотя интереснее и плодотворнее идеи давно уже не припомню. Но нам дали чуть-чуть понюхать вкусную конфету и отобрали.

2. Фан Нювен крут и брутален только в первой(по хронологии вселенной) книге. Во второй он уже вообще не понять что, а в третье так и лежит пеплом под камнем.

3. Зачем нас так подробно знакомили с расой пауков, которых мы все так полюбили? Чтобы опять потом просто забить на них?

В общем, когда читал — ловил себя ни один раз на мыслях, что: блин, Автор, да я прощу тебе даже если ты его воскресишь как угодно, но верни Фама! Я прощу тебе рояль в кустах, но пусть к Равне прилетят пауки! Пусть то во что превратилось Кенг Хо наведается к ней с визитом или она найдёт следы того что они тут были и что-то оставили. Да господи, там триллион офигенных ходов! Но нет. В результате имеем то что имеем.

Повествование всей серии не выглядит целостным. Оно похоже на какое-то лоскутное одеяло, которое автор нарвал нам по частям.

Возникают резонные вопросы: Что это? Почему так? У меня только один ответ, который не обидит автора: может он решил написать эпопею из десятка книг и это у нас всё только затравка?

Оценка: нет
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

В отличие от двух предыдущих произведений условного цикла — это, почему то, мне не понравилось.

Впрочем, и вставки про мир собачьих стай мне в Пламени над бездной тоже мне хотелось пропустить.

И не очень понятно, какие такие мысли автор хотел осветить. Получились обыкновенные интриги и приключения во внеземном антураже, полагаю.

И не развлекалка и непонятно об чём предлагалось задуматься.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохая приключенческая книга о попытках ужиться людям и не людям, о стремлении в кратчайший срок продвинуть примитивную технологию вверх по технологической шкале, о предательстве и мести.

Что мне в книге не понравилось категорически:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
есть человек, который, как все знают, предавал, обманывал и убивал, причем убивал собственноручно, ваших друзей. Но поскольку ему удалось убежать, то теперь мы будем с ним вовсю сотрудничать, потому что такая жизнь

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх