Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «verst» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 18 июня 22:06

Итак, главная разница магии и механики — механическая система (элементы и причинно-следственные связи) понятна наблюдателю, магическая — нет.

Отсюда вытекает второе различие: механическая система предсказуема, магическая непредсказуема.

Третье различие, которого уже касался: трактовка системы как механической подразумевает, что наблюдатель попытается ее понять. Чудесами же можно только восторгаться (или ужасаться).

Может показаться, что третье различие повторяет первое. Это не так. Первое различие относится к состоянию наблюдателя, а третье к его намерениям.

Роман Семëнова «Бомба для председателя» описывает механизмы. У его злодеев понятные цели, способы их достижения явно показаны. Например, злодей прослушивает телефон положительного героя, потому что владеет телефонной компанией. Каким образом расследуют преступления и разоблачают злодея тоже понятно. Повесть Столярова "Как это все происходит" — пример магического подхода. Герой режиссирует мировой финансовый кризис, но как именно — читатель не поймëт. Герой подписывает бумаги, какие-то банки дают какие-то гарантии, но что в этих бумагах, и кто что чем гарантирует — читателю знать не обязательно. Как необязательно ему знать, каким образом начальник охраны выясняет, кто на героя покушался. Неудивительно, что ближе к концу мы выясняем, что деньги — это астрал, и астрал же руководит действиями героя.


Статья написана 18 июня 22:05

Какова магия в художественных произведениях (другой не знаю)?

Во-первых, есть род магии, осуществляемый сверхъестественными личностями. Джинн исполняет желания, маг вызывает демона, колдунья заключает договор с чертом, шаман заклинает духов. Во всех этих случаях чудеса творит существо разумное, своевольное, потому непредсказуемое. Оно может лукавить, не понимать, издеваться, может рассердиться и оставить у разбитого корыта.

Во-вторых, род магии, в котором магическая сила безлична, но обладает способностями, присущими разуму. Например, различает добро и зло (или благо и страдание). Или хотя бы способна понимать обращенные к ней команды.

В настоящий момент вербальные команды понимают: люди; животные, выдрессированные людьми; компьютеры, сделанные людьми. То есть, насколько нам известно, понимание вербальных команд указывает на присутствие разума. Особенно если эти команды используют морфологию и синтаксис, а не изолированные условные сигналы.

Трактовка заклинаний не как команд, обращенных к кому-то возможна. Во-первых, можно представить, что заклинания психологический трюк, помогающий герою управлять своими магическими силами. Во-вторых — объяснять их действие физическим воздействием звука безотносительно смысла. Второе объяснение исключает грамматику и вообще осмысленность заклинаний, если только не принять теорию, что речь в этом мире эволюционировала из заклятий.

В третьих, магия волшебных предметов.

(будет продолжено, возможно)


Статья написана 18 марта 09:41

"Достаточно развитая технология неотличима от магии" — третий закон Кларка.

По Кларку, разница магии и технологии — в точке зрения наблюдателя, точнее в недостатке у него знаний. Древний грек не знает о полупроводниках, поэтому не поймëт современную электронику.

С точки зрения понимания, можно выделить системы трех видов:

— "механическая": все ее элементы и связи понятны, и если дано воздействие, можно определить, какой отклик оно произведет.

— "магическая": устройство системы неизвестно, отклик на данное воздействие непредсказуем.

— "черный ящик": устройство системы неизвестно, но отклик на любое данное воздействие предсказуем.

Кларк, кажется, не учитывает третий тип; для него непонятное устройство равно непредсказуемости действия, а это не так.

Что важнее: Кларку надо показать, что развитие техники непредсказуемо, как ни старайся. Вопрос, надо ли стараться, он обходит. Между тем, если не пытаться понять механизм, предсказуемости сразу становится меньше, а магии больше.


Статья написана 9 февраля 20:37

Два полюса: миф и курьез.

Миф — изображает в художественной форме закономерности жизни.

Курьëз, анекдот — изображает уникальный случай.

Если человек, чтобы описывать себя и окружающее, пользуется образами и афоризмами«Мастера и Маргариты», или «Звëздных войн», или «Матрицы» — значит, таковы его мифы.

Разумеется, относиться к данному произведению как к мифу (или курьезу) — интенция читателя, а не только автора.


Статья написана 16 июля 2022 г. 12:35

В 1967 году было объявлено: "Автор умер."

После смерти автора авторские права действуют 70 лет.

Значит, авторское право будет отменено в 2037 г.





  Подписка

Количество подписчиков: 1

⇑ Наверх